01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Она не хочет в Швейцарию

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Она не хочет в Швейцарию

Она не хочет в Швейцарию

Автор: Мария Белоусова: текст, фото — Дата создания: 13.07.2010 — Последние изменение: 13.07.2010 Когита!ру
Школьники сдали выпускные экзамены. О чем они мечтают? Мария Белоусова продолжает публиковать портреты современных молодых людей, созданные на основе исследовательских интервью, записанных для проекта «Мечты молодежи».



Продолжение цикла публикаций социолога Марии Белоусовой:

Рассказ про девушку из поселка городского типа

 

Мой герой – Космонавт

 

Героям моих предыдущих публикаций не поступало такого предложения, и у них не было возможности от него отказаться. Светин папа настаивал на том, чтобы она уехала учиться в Швейцарию, готов был оплатить её учебу и пребывание, но она отказалась.

 

«Со стороны папы это выглядело так, что он просто гнал меня туда. Он говорит, что в Швейцарии надо жить. Я говорю: «Папа, ты меня спросил? А мне-то это нужно?» Я говорю: «Ты что – с ума сошел?» Он говорит: «Почему? Ты хотя бы обоснуй. Я представляю, как ты там учишься, и на английском тарабанишь. И жизнь прекрасна».

 

Она отказалась, потому что считает себя «домашним человеком», не хочет уезжать от мамы, не хочет менять страну. И вообще окружающий мир кажется ей жестоким, потому что люди вокруг пробивают себе дорогу, пренебрегая другими.

 

«Иногда возникает ощущение, что живешь в джунглях, где каждый борется за выживание».

 

Многие молодые люди, с которыми я разговаривала в ходе исследования, говорили, что никогда не согласятся жить или учиться за рубежом, при этом сами там ни разу не побывав. Моя героиня неоднократно ездила в туристические поездки с родителями и с друзьями. Но спустя две недели отдыха ей всегда хотелось вернуться домой и это желание для нее самое главное в принятии решения о месте её пребывания. 

«В гостях хорошо, а дома лучше. Я – россиянка. За границей хорошо, бесспорно, но жить я там бы не смогла. У них свои правила, у них свои законы. Меня всегда будет в Россию тянуть».

 

Она любит город, в котором живет – Санкт-Петербург. Ей кажется, что в городе каждый год что-то усовершенствуется, ей нравятся парады и праздники, она гордится музеями и галереями. Только ей хотелось бы добавить света: чтобы не было таким серым небо, такими темными улицы и такими безрадостными – люди.

 

«Идешь, бывает, вечером, темно и хочется света, чтобы был свет. И люди чтобы были как-то повеселее, радовались каждому дню. Идет человек расстроенный, а  ведь у него проблем нет. И, естественно, хочется сказать: «Ребята, улыбнитесь! Ну и что, что погода». Я горжусь Петербургом. Но не хватает света: и внутреннего, и душевного, и уличного, всего...»

 

Она не относится к той категории петербуржцев, которые, мягко говоря, не любят Москву. Она прожила в Москве месяц и этот город её заинтересовал.

 

«В Москве есть что-то такое притягательное. Люди какие-то веселые. Может быть, я половину жизни там не видела, потому что месяц – это, конечно, очень мало. Сейчас же на поездах четыре часа и все, ты уже здесь. Так ездить – это же здорово. В Москве устроиться можно получше. Там есть все шансы реабилитироваться в хороших фирмах, компаниях».

 

Сколько раз мы, родители, сталкивались с нежеланием детей следовать нашим советам? Сколько раз отчаивались, видя, как наш ребенок «наступает на грабли», о которых мы предупреждали? Света показала мне в интервью, как удивительно сочетается в подростке уважение, уверенность в авторитете родителей и даже вера в обоснованность их советов и желание делать все по-своему, то есть не так, как советуют родители. При этом, с одной стороны, она хочет доказать родителям свою самостоятельность, а, с другой стороны, добиться того, чего они от неё ожидают.

 

«Папа у меня очень умный человек. Он настолько  умеет все логически сопоставить. Он всегда переживает, старается всегда быть рядом. Я, бывает, иногда думаю: за что мне такие родители? Они хотят, чтобы все у меня было хорошо и правильно: «Ты должна учиться в институте, потом ты должна идти на эту работу, потом ты должна выйти замуж». Я говорю: «Ребят, это моя жизнь. И как я посчитаю, так и буду действовать, потому что мне жить, а не вам». И, конечно, это у нас всегда выливается в обиды, в скандалы, в крики. Да, я тоже совершала ошибки, за которые естественно поплатилась, но у меня есть стремление идти вперед и доказать, что я чего-то стою, чтобы родители мной гордились, и я могла сказать с чистой совестью: «Ребята, посмотрите: это то, что вы так хотели, то, что вы в меня вкладывали».

 

Она не может для себя решить – хочет ли она всем доказать своё право быть такой какая она есть или доказать всем, что она способна сделать всё, чего от неё хотят родители. Вместе это соединяется в её мечте – чтобы родители в неё верили, были уверены, что она справится.

 

«Мне сегодня мама уже позвонила: «Ты собираешься к экзаменам готовиться? Ты понимаешь, что ты ничего не сдашь?» Я говорю: «Мама, я все сдам, успокойся». Потому что я внутренне чувствую, что я сдам».

 

«Мне мама говорит: «Посмотрим, когда у тебя будут дети. Будешь ты или не будешь за них волноваться, или не будешь заставлять их уроки делать». Я не буду их заставлять уроки делать. Если они поймут, что это им надо, то они этим будут заниматься. Если они поймут, что это им не надо, я думаю, решим этот вопрос. Надо мной папа смеется: «Через поколение повторится, пойдут умные дети».

 

 «Но я скажу, для меня светлое будущее – это получить образование, доказать. чего я стою, даже для самой себя, и обеспечить старость моим родителям –  это для меня самое главное, чтобы они во мне не усомнились, чтобы они знали, чего их ребенок достиг».

 

Света заканчивает 11-й класс и её возмущает обилие экзаменационных вопросов, их сложность, а порой и несуразность.

 

«Иногда общаюсь со своей учительницей по ОБЖ в «Контакте», я говорю: «Скажите, пожалуйста, что это такое, почему нам так много билетов? Такие вопросы?» Она говорит: «Это министерство». Давайте попробуем, чтобы министерство сдало эти экзамены, половина не сдадут, но что делать…»

 

Она постоянно испытывает давление со стороны родителей, со стороны друзей и самое тяжелое – от себя самой. Родители настаивают на том, чтобы она хорошо сдала экзамены и поступила в Политехнический, друзья говорят, что не надо разбрасываться певческим талантом и нужно заниматься пением. Сама она очень боится не быть успешной, не оправдать надежды родителей, друзей, близких, вообще всех окружающих людей.   Она уже «поняла», что на «ней вся ответственность», что «от нее все зависит» и «что без своих усилий ничего не получиться» и пр… И ей страшно.

Она не хочет сталкиваться с системой вузовских взяток. У неё есть друзья, которые учатся на бюджете и рассказывают ей о давлении и вымогательстве со стороны преподавателей. Ради спокойствия папа принял решение оплачивать её образование. 

«Папа мне сказал, что плюнь, не расстраивайся, ты четыре года отучишься, а потом в магистратуре все равно придется платить. Тем более, понимаешь, с бюджета сразу выкинут, они будут брать, чтобы деньги платили. А так дешевле, проще и спокойнее, что тебя оттуда никто не выпрет».

 

Она боится, что что-то подорвет баланс и она не справится. Она хочет подстраховаться – параллельно с учебой пойти работать, для того, чтобы «в случае чего» самой продолжить оплату своего образования. Но опыта работы у нее нет. «Я не могу гарантировать, что все получится. Я не могу сказать, что закончу четыре курса, и все будет отлично. Я не могу этого утверждать. Мало ли что может произойти? Вдруг у меня папа: сегодня генеральный директор, а завтра он не сможет оплачивать мое обучение. И что тогда? И все может разрушиться. Поэтому я сейчас пытаюсь добиться. Я хочу учиться, но в то же время я хочу работать уже.
 Я не хочу сидеть на чьей-то шее. Сегодня любовник так же есть, завтра его нет. Сегодня я худенькая, красивая, привлекательная, а завтра я толстая, морщинистая и вообще никому не нужна. Все приходит и уходит».

 

Родители столкнулись с распространенной проблемой – девочка не понимала, для чего нужно высшее образование, если все вокруг работают не по специальности. Но каким-то образом её удалось убедить, что это нужно сделать. Она говорит: «А потом, я просто сейчас увидела, если ты получаешь образование, какие перед тобой двери открываются». Интересно посмотреть конкретно на эти двери... При этом она все-таки хочет немного быть певицей, но это потом, после того, как выполнит наказ родителей и получит образование менеджера. Она признается, что ВУЗ и специальность были выбором родителей, что, конечно, противоречило  её желанию быть самостоятельной. А потом она походила на курсы и там Свету убедили в правильности предложенного пути и он ей тоже очень понравился.

Она уже убеждена в том, что она очень сложный человек с тяжелым характером и людям тяжело с ней уживаться».

«Я совсем не умная. Мне семнадцать лет, и я считаю, что очень много не знаю».

 

Её папа и мама живут раздельно, папа находит возможность материально им помогать, с дочерью у них есть договоренность о регулярных разговорах-отчетах о том, что и как происходит. Но она до сих пор мечтает о том, чтобы родители жили вместе.

«Основная мечта – это моя семья. У меня родители живут отдельно и действительно бывают между ними проблемы и, естественно, все это сказывается на мне. Когда я вижу маму уставшей или папу очень редко…  Даже раньше верила в Деда Мороза и всегда писала ему записку, чтобы родители были вместе, потому что семья не может существовать без мамы или без папы, потому что всегда есть единое целое».

 

Свою личную жизнь она откладывает, какой-то неудачный травматичный опыт отбил у неё желание встречаться с парнями. Мальчишки кажутся ей ненадежными, нечестными, непостоянными.

«Я о парнях не думаю сейчас, у меня времени нет и желания. У меня есть много знакомых, которые мне предлагают встречаться. Но я почему-то в них не уверена. Я все время нахожу какие-то недостатки. Я знаю, что я не идеальная, у меня очень тяжелый характер. Прежде всего, я думаю, что будет лучше для меня, потому что я люблю себя. В 85% случаев первая любовь бывает неудачной. Любовь зла, полюбишь и козла».

 

Иногда ей кажется, что она еще совсем маленькая, ведь ей так нравится качаться на качелях и забывать обо всем. Вместе с полетом уходят страхи и сомнения в себе, все раскладывается по полочкам и приобретает ясность. Она готовится к своему ближайшему будущему как к битве: ей надо будет бороться, достигать, побеждать, доказывать и т.п. Так она представляет себе реальность, с которой необходимо считаться, в которой нужно жить и радоваться.

 

«У меня светлая мечта – хочу улететь куда-нибудь, потому что завидуешь птицам, потому что они всегда летают, никогда не опускаются. Светлое будущее для меня, с одной стороны, это хорошо: цели, желания, мечты, хочу быть на коне, но в то же время для меня это большой страх, потому что я боюсь не оправдать надежды. Подняться легко, а упасть очень больно будет. Может быть, что-то в этой светлой мечте есть хорошее, но в то же время мы живем в реальности и надо смотреть на то, где мы живем, кто и что вокруг нас, что нас окружает. Я думаю, это является моим светлым будущим».

 

Комментарии к тексту можно оставлять на этой странице.


См. также другие статьи Марии Белоусовой на Когита!ру:
Мой герой – Космонавт

 

Рассказ про девушку из поселка городского типа

 

Права человека в представлениях граждан Санкт-Петербурга

 

Варшава, декабрь 2009: юбилей, дискуссия и фестиваль

 


 

comments powered by Disqus