01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Распределяя власть и деньги: федерализм и децентрализация в Германии и России

Вы здесь: Главная / Наука / Новости науки / Распределяя власть и деньги: федерализм и децентрализация в Германии и России

Распределяя власть и деньги: федерализм и децентрализация в Германии и России

Автор: Вероника Папуш — Дата создания: 09.04.2017 — Последние изменение: 09.04.2017
В пятницу, 7 апреля 2017 года, в кампусе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге прошел ежегодный международный семинар, посвященный федерализму России и Германии.

Организаторами семинара стали Генеральное консульство ФРГ в Петербурге и Форум федераций совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). Тема семинара: «Распределяя власть и деньги: федерализм и децентрализация в Германии и России».

«Идея проведения семинара появилась в прошлом году. Мы с коллегами из департамента истории приняли решение подать заявку на проведение семинара, посвященного регионализму и федерализму в России и Германии. В результате случилось наше сотрудничество с известной организацией, поддерживающей идеи федерализма в мире, «Форум федераций». Семинар в прошлом году прошел настолько успешно, что Форум федераций и Генеральное консульство Германии в Санкт-Петербурге предложили провести еще один семинар в этом году, на что мы с радостью согласились. Пока семинар носит преимущественно научно-образовательный характер. В дальнейшем и нам, и Форуму федераций хотелось бы сделать его более прикладным — привлечь в качестве спикеров практиков из системы государственного управления, чтобы разбавить важные и интересные аналитические обсуждения видением тех же проблем со стороны тех, кто имеет с ними дело в ежедневном режиме», — сказал Андрей Стародубцев, академический руководитель образовательной программы «Политология и мировая политика» в НИУ ВШЭ.

В приветственном слове представитель Генерального консульства Германии в Санкт-Петербурге Пьетро Мерло отметил важность проведения таких мероприятий, особенно в связи с сложившейся международной обстановкой.

В первой сессии семинара руководителем программ международной неправительственной организации «Форум федераций» Феликсом Кнюплингом и профессором Ириной Бусыгиной (факультет сравнительной политологии Университета МГИМО) обсуждались последние федеральные реформы в России и Германии. Отмечая существенные различия стран, эксперты находили и общие черты. Так, например, несмотря на отсутствие религиозного, культурного, территориального разнообразия, в Германии существует экономическая асимметрия, характерная и для России. Отвечая на вопрос, можно ли назвать Германию асимметричной федерацией по аналогии с РФ, Феликс Кнюплинг ответил утвердительно: экономические различия между западом и востоком, даже между юго-западом и северо-востоком делают ее таковой.

Кейс Германии Ирина Бусыгина назвала «чудом», в центре которого стоит «сложное искусство поиска компромиссов» межу акторами, участвующими в процессе проведения реформ. Охарактеризовав 90-е годы в России как «прекрасное время» и посочувствовав присутствующим студентам, что они это время не застали, Ирина Марковна отметила, что именно в этот период в России начался процесс обучения этому сложному искусству поиска компромиссов, но к сожалению, он так и не был завершен. Подводя итоги, Ирина Бусыгина отметила, что несмотря на то, мы можем многое узнать от экспертов из Германии, применить что-то из немецкого опыта для России вряд ли удастся.

Во второй сессии профессор Сабина Кропп (Институт Политических Исследований ФРГ им. Отто Зура, Свободный Университет Берлина) и Станислав Климович (Высшая школа экономики, Москва) обсуждали распределение административных обязанностей в России и Германии. Сабина Кропп, иллюстрируя партийную систему Германии и процесс принятия решений и нахождения компромисса между федеральными землями и федеральным правительством, раскрыла особенности немецкого федерализма, который Ирина Бусыгина назвала «чудом».

Станислав Климович рассказал о процессах децентрализации в 90-е годы и процессах рецентрализации в 2000-е годы в России, а также об «авторитарной трилемме децентрализации» и ее решении В. В. Путиным через «делегирование обязанностей (обязательств) без передачи финансовых ресурсов и политической автономии», и охарактеризовал сложившийся в России режим как «асимметричную административную децентрализацию (делегирование полномочий в определенных сферах) из центра в регионы без предоставления фискальной или политической автономии».

Завершающая сессия, в которой выступили профессор Георг Герман Мильбрандт (Дрезденский Технический университет) и Андрей Юшков (МЦСЭИ «Леонтьевский центр») была посвящена вопросам распределения фискальных обязанностей.

Подводя итоги семинара, Андрей Стародубцев выделил слова «компромисс» и «чудо» как ключевые в прошедшем обсуждении, отметив, что «чудо» немецкого кейса коренится в действующих демократических институтах и существующей партийной системе, которые и «защищают» федерализм в Германии, поэтому немецкий опыт может служит очень хорошим нормативным кейсом для России.

Несмотря на непохожесть двух стран и кажущуюся невозможность сравнивать кейсы России и Германии, диалог между экспертами состоялся. Надеемся, что российско-немецкое сотрудничество в области изучения федерализма продолжится и в будущем, может быть, даже принесет практические результаты.

 

comments powered by Disqus