01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Дебаты о миграционной политике во Франции - уроки для России?

Вы здесь: Главная / Наука / Новости науки / Дебаты о миграционной политике во Франции - уроки для России?

Дебаты о миграционной политике во Франции - уроки для России?

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 24.12.2009 — Последние изменение: 25.12.2009 Cogita!ru
11 декабря 2009 в ЦНСИ состоялся семинар "Дебаты о миграционной политике во Франции - уроки для России?" Свой доклад представила Амадин Регеме, политолог, преподаватель из Сорбонны. Доклад слушала Евгения Литвинова.

Новая миграционная политика  Франции  и такие понятия, как "выборочная миграция" и "национальная идентичность", уже несколько лет вызывают бурные дискуссии во Франции. Темы, которые затрагиваются во французских СМИ и академических дебатах (понятие "интеграция" мигрантов и их детей,  возможность отбирать нужных для страны мигрантов, закрытие границ, депортация мигрантов, ужесточение политики предоставления убежища и т.д.), актуальны и для современной России.

 

Амадин Регеме. Я уже несколько лет веду исследования о миграционной политике России. Но изучаю и миграционную  политику  Франции.

Дебаты о миграционной политике во Франции очень политизированы даже среди ученых. И даже в своих исследованиях ученые не могут дистанцироваться от своей политической позиции.

Я давно работаю с Международной Федерацией прав человека. Так что я тоже политизирована. Хотя тема доклада «Дебаты о миграционной политике   во Франции – уроки для России», я ни в коем случае не хочу сказать, что России нужно учиться у Франции.

В миграционной политике (как и вообще в жизни) ничего очевидного нет.

Очень часто я сталкиваюсь с представлением о том, что миграционная политика – это квоты. Во Франции вообще нет квот.

Миграционная политика не зависит от того, насколько государство демократично. Очень часто в демократических государствах происходят отклонения от демократических норм тогда, когда дело касается людей, которые не являются гражданами этих государств. Во Франции мигранты – единственные люди, которых можно держать в заключении в течение месяца без решения суда, по административному решению. С гражданами Франции так поступить невозможно.

В специальных центрах содержания (закрытых) держат и детей. Дети мигрантов – единственные дети, которых можно ограничивать в свободе передвижения и держать в этих центрах. Во Франции нельзя лишить свободы человека моложе 13 лет.

Правила, которые существуют для всех, не существуют для мигрантов. На этом участке мы видим ослабление правовых норм.

Все это делается в рамках Европейского Союза.  Идет согласование законов в области миграционной политики среди европейских государств. Принято согласованное решение, позволяющее странам Евросоюза держать человека в спецприемнике до 18 месяцев без решения суда.

Я хочу рассказать о том, как принимаются решения в области миграционной политики, как решаются вопросы привлечения рабочей силы.

В России миграционная политика изменилась в 2006 году. Это было вызвано демографическим кризисом. Проблема назрела раньше, но политическое решение было принято только в 2006 году, когда президент Путин объявил о принятии мер по подъему рождаемости и о поощрении иммиграции, чтобы решить проблему трудовых ресурсов. Путин сказал, что «необходимо стимулировать приток в страну квалифицированной рабочей силы, людей образованных и законопослушных. Приезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям».

В этом заявлении есть противоречие, которое имеется во всех миграционных политиках во всех странах. С одной стороны, есть потребность в иммигрантах для решения определенных задач, с другой стороны, - страх.

Иммигранты представляются угрозой. Сразу же звучит оговорка: «те, кто с уважением относится к российской культуре».

Какие есть основания для того, чтобы усомниться в их уважении к российской культуре? Во всех миграционных политиках есть эта  двойственность: нужны трудовые ресурсы, но есть страх перед иммигрантами.

Это напряжение существует везде. Во Франции так было в 1945 году, сразу после войны. Была демографическая проблема. И звучали призывы повысить рождаемость и привлечь мигрантов. Был создан специальный комитет по разработке миграционной политики. Комитет состоял из демографов, экономистов и историков.

Первым предложением этих ученых специалистов было организовать миграционную политику по этническим принципам. Они разделили мигрантов на 3 группы по степени предпочтения. Самыми «желаемыми» были бельгийцы, голландцы, норвежцы, датчане. 50% мест члены комитета готовы были предоставить им.

Следующими назвали испанцев и итальянцев. Им отвели 30%.

Славяне ( в основном поляки) могли рассчитывать на 20%. Все они должны были быть моложе 45 лет. Им предлагалось работать в сельском хозяйстве, на шахтах, в строительстве.

Это похоже на то, как понимают проблему миграции в современной России. Тот же подход спустя 60 лет.

Во Франции это не получилось. Эти идеи были отвергнуты. Миграционная политика проводилась совместно Министерством внутренних дел и Министерством труда. Те сотрудники министерств, которые были участникам «Сопротивления», увидели в этой политике то, с чем воевали – проявления расизма.

Была еще идея создания трудовых лагерей, которая тоже напомнила лагеря в Германии. От этих идей отказались.

В первоначальном плане предусматривалось и заявление о месте проживания. То же, что в сегодняшней России – регистрация или прописка. Это во Франции 1945 года тоже решили отменить.  Было принято решение, что в этой регистрации места проживания больше проблем, чем пользы, в том числе, и для самой полиции, что эта мера носит чисто репрессивный характер. У иностранцев может сложиться впечатление, что их постоянно преследуют.

Верховный суд отказал Правительству в том, чтобы оперировать в законодательстве такими категориями, как этническое происхождение, признав это неконституционным. Понятие квот было полностью отклонено.

Проводилась политика привлечения мигрантов. Приезжали в основном мужчины. Потом им дали право привозить семью.

Стала действовать программа воссоединения семей.
В 1974 году было принято решение, вызванное нефтяным кризисом, экономическим спадом, ростом безработицы. Правительство решает прекратить рабочую иммиграцию.

Есть политологи, которые изучали этот вопрос по архивным материалам. Они утверждают, что все не так просто. Были и политические причины для того, чтобы закрыть въезд во Францию для иммигрантов.

Это был определенный сигнал, поданный избирателям правых взглядов. Это было связано и со страхом повторения 1968 года.

С 1974 года въехать во Францию можно только по программе воссоединения семей или для того, чтобы просить политическое убежище.

Закрытие границ привело к следующим  последствиям: появилась нелегальная иммиграция, а понятие брака оказалось под угрозой, также, как и институт воссоединения семей, и понятие убежища.

Всегда есть страх,  что мигранты используют эти лазейки, чтобы остаться во Франции.
В этом году у нас с подачи Правительства появилась новая тема, бурно обсуждаемая во Франции: что такое национальная идентичность. Ставился вопрос: почему нам ближе другие французы, даже когда мы их не знаем. 

Это наводящий вопрос. Скрыто эта дискуссия содержит вопрос об иммиграции и о мусульманах.

Например, есть  вопрос о том, что иммиграция принесла Франции.

Другой вопрос:  как поделиться нашими ценностями с теми, кто приезжает во Францию.  Речь идет о том, насколько мусульмане могут быть опасны для французской идентичности.

После голосования в Швейцарии о запрете минаретов президент Саркози выступил с заявлением о том, что надо прислушиваться к мнению народа.

Когда во Франции говорят о национальной идентичности, всегда помнят, что Франция – это республика.  Это понятие, в частности, означает разделение церкви и государства. Саркози опубликовал письмо, где сказал, что мусульмане представляют угрозу Франции как светскому государству.

На самом деле, эти споры идут уже давно, с 2007 года, когда появилось Министерство миграции, интеграции  и национальной идентичности. Это название говорит о том, что с точки зрения Правительства  иммиграция – это проблема для национальной идентичности.

Это тезисы крайне правых. В 1950-х годах говорили об ассимиляции иммигрантов. Понятие интеграции более уважительно по отношению к иммигрантам и их национальным традициям и ценностям.

Но вся ответственность за процесс интеграции перекладывается на иммигранта. Это он должен интегрироваться в общество.

Не говорится о том, что общество должно измениться, чтобы принять мигранта.

Сейчас все больше и больше говорят об интеграции иммигрантов, но законодательство делает этот процесс все труднее и труднее.

Как свидетельствует Википедия,

во Франции по официальным данным  в 1999 году находилось 4,3 миллиона иммигрантов и 3,5 миллиона иностранцев.

Следует отметить официальные французские определения терминов «иммигрант» и «иностранец».

Иммигрантом во Франции является лицо, не являющееся французским гражданином на момент рождения, рождённое вне территории Франции. Таким образом, статус «иммигранта» присваивается человеку при первом пересечении границы на всю его жизнь.

Иностранцем является лицо, проживающее во Франции и не имеющее французского гражданства. Таким образом, статус «иностранца» присваивается не на всю жизнь и может быть изменён в момент принятия лицом французского гражданства;

Ежегодно разрешение на въезд во Францию получают около 130 тысяч иностранцев — в это число не входят иммигранты из Европейского сообщества. Примерно половине из них разрешение выдается по причине воссоединения семей, то есть они близкие родственники иностранцев, легально проживающих в стране.

Французское гражданство ежегодно получают около 150 тысяч человек. Таким образом, количество иностранных граждан, проживающих во Франции, из года в год остается постоянным.

 


comments powered by Disqus