01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Антикапиталистическое поколение "R" не знает "Наших"

Вы здесь: Главная / Наука / Новости науки / Антикапиталистическое поколение "R" не знает "Наших"

Антикапиталистическое поколение "R" не знает "Наших"

Автор: НИУ «Высшая школа экономики» (СПб филиал) — Дата создания: 10.05.2011 — Последние изменение: 15.05.2011
Социологи Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (СПб филиал) определили основные черты, характерные для новых молодых...

Социологи Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» в Петербурге (Елена Омельченко и Гюзель Сабирова) представили результаты масштабного исследовательского проекта по социологии молодежи. Результатом проекта стало выделение основных культурных трендов российской молодежи на примере двух городов – столичного (Петербург) и провинциального (Ульяновск).

75% молодых петербуржцев в возрасте от 15 до 19 лет ничего не знают или не могут что-либо ответить по поводу движения «Наши». А в качестве цели, которую сложнее всего достичь в Петербурге, большинство опрошенных отметили вариант «добиться справедливости».

Исследование показало невероятно высокий уровень присутствия молодежи в социальных сетях. «ВКонтакте» пользуются 93,7% опрошенных в Петербурге и 86,3% в Ульяновске. Вторыми по популярности стали Facebook для Петербурга (17,6%) и «Мой мир» для Ульяновска (13,5%). В соответствии с полученными результатами, молодежь не просто числиться, она живет в социальных сетях – больше 50% процентов опрошенных проводят в сети от 3 до 6 и более часов в свой выходной. 

Миграционные настроения популярны в обоих городах. Хотят уехать как те, кто живет в Петербурге или Ульяновске с рождения, так и те, кто приехал в город учиться. Миграционные перспективы, однако, различны – если в Питере большинство желающих хочет уехать за границу, то в Ульяновске такой целью в равных долях стала столица и другие страны.

Согласно данным, молодежь в обоих городах отличается аполитичностью. Политизированные группы – и «Наши», и «Несогласные» входят в список самых непопулярных. Данные говорят о низкой осведомленности о молодежных партиях в этих группах. В частности, больше 75% респондентов в Петербурге отметили, что совсем ничего не знают или затрудняются ответить что-либо по поводу движения «Наши».

Для молодежи обоих городов более знакомы молодежные неформальные группы – футбольные фанаты, хип-хоперы (рэп, r`n`b), гопники и геймеры. Наиболее популярные –  хип-хоп и «экстремальщики» (экстремальный спорт). Еше один новый тренд – рост «зеленых» настроений (экологов считают за «своих» 26% девушек и 8% юношей).  

Антикапиталистическое поколение

На смену поколению «Р», описанному Виктором Пелевиным и экранизированному его тезкой Виктором Гинзбургом пришло «поколение R». Социологи Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» определили основные черты, характерные для новых молодых.

Определяющую роль в становлении нынешнего поколения молодежи сыграл финансовый кризис. Именно кризис стал той объединяющей силой, наделившей схожими переживаниями и устремлениями молодежь разных стран и разных социальных позиций.

Общей чертой, по мнению Елены Омельченко, руководителя проекта и профессора социологии НИУ ВШЭ в Петербурге, стало «активное развитие идей антикапитализма. Черты антикапитализма могут проявляться по-разному – с одной стороны это может быть и отказ от чрезмерного потребления, и циничный, скептический взгляд на обычные формы потребления, некоторое падение интереса, особенно у продвинутой молодежи, к гламуру».

Новая молодежь больше интересуется альтернативным потреблением: одеждой из секонд-хенда, хенд-мейдом, а также практиками пост-панка (дауншифтинг, стрейт-эдж). Дети родителей, вынужденных выживать и преуспевать, взрослевших на идеологии разумного эгоизма, проявляют активный интерес к практикам помощи, обмена, а заодно, к возникающим излишкам – просроченным продуктам. В общем, очевидно развитие индивидуальной гражданской инициативы, добровольчества.

Изменился и традиционный контракт отцов и детей.  Привычная схема -  дети растут, за них отвечают, их обеспечивают, когда дети вырастают, устраиваются в жизни, работают и, с момента выхода родителей на пенсию предполагается, что осуществляют обратные действия, то есть помогают своим родителям. То есть сначала в зависимую позицию попадают дети, а потом в ней оказываются родители. Сдвиг в поколенческом контракте, который наблюдается сейчас, ведет к следующему – даже повзрослевшие дети, достигшие 30-35 лет, если они не устроились, не сделали карьеру, лишаются возможности полноценно помогать родителям-пенсионерам. Получается, что поколение родителей более обеспечено, стабильно, чем поколение детей.

Выводы сделаны на основе данных, полученных с ходе

массового опроса учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Ульяновска (N = 1200, возраст 15-19 лет).

Проект «Новые социальные движения молодежи» был реализованы Центром Молодежных Исследований в 2010 году при участии НИЦ «Регион» при финансовой поддержке ЦФИ НИУ ВШЭ.

 

См. также на Когита!ру:

Родительство-2010: гражданский активизм и новые солидарности 

Она не хочет в Швейцарию

Участие молодежи в российской квази-политике исследуют в ГУ-ВШЭ

Мой герой – Космонавт

Рассказ про девушку из поселка городского типа

Андрей Щербак о новых молодежных организациях

Елена Омельченко об открытии Центра молодежных исследований в СПбФ ГУ ВШЭ

Конференция «Высшее образование и гражданское общество: новая социальная миссия университета»

ГУ-ВШЭ в Петербурге выиграл единственный Мегагрант Минобрнауки по социологии

Cемейный портрет в интерьере

Уехать нельзя остаться



 

comments powered by Disqus