01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

"Слушания - это когда общественность слушает"?

Вы здесь: Главная / Наука / Мнения ученых / "Слушания - это когда общественность слушает"?

"Слушания - это когда общественность слушает"?

Автор: Анна Желнина Дата создания: 01.12.2009 — Последние изменение: 01.12.2009
Правительство Петербурга подготовило проект поправок к городскому закону о публичных слушаниях. Эксперты считают, что таким образом эта практика окончательно утвердится как формальная и ни к чему не обязывающая схема "общественного информирования". Обсуждению проблемы был посвящен круглый стол в рамках Форума "Социальный Петербург".

30 ноября в рамках Круглого стола "Публичные (общественные) слушания в С.-Петербурге: как повысить их эффективность?" эксперты центра ЭКОМ и представители общественных организаций города внимательно читали и обсуждали Постановление Правительства С.-Петербурга от 6 ноября 2009 года "О проекте закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".

Дмитрий Афиногенов, юрист некоммерческого Центра экспертиз "ЭКОМ" сообщил собравшимся, что действующее на данный момент законодательство, действительно, несовершенно. "Поступающие в результате проведения слушаний замечания от граждан никак не учитываются при принятии решений, поскольку отсутствует механизм их рассмотрения и учета, нет четко установленной процедуры". Поэтому вместо того, чтобы защищать права граждан и представлять их интересы в процессе принятия решений, институт публичных слушаний превратился в формальное мероприятие по информирования общественности об уже принятых решениях.

"Поступающие в результате проведения слушаний замечания от граждан никак не учитываются при принятии решений, поскольку отсутствует механизм их рассмотрения и учета, нет четко установленной процедуры" (Д. Афиногенов)


"В законе отсутствуют указания времени, когда можно проводить слушания, нигде не указано, когда и где должны быть доступны экспозиции обсуждаемых проектов - поэтому все это становится труднодоступным: слушания могут назначить на 9 утра 1 сентября, а градостроительные экспозиции будут работать по два часа в день в помещениях, в которые можно попасть только с пропуском", - отметил Афиногенов. Серьезная проблема - это также полное отсутствие механизма обратной связи  (нет ответственных лиц, которые рассматривали бы внесенные гражданами предложения, поэтому часто даже поступившие письменные запросы отправляются "в корзину").

Новая версия закона при этом ситуацию к лучшему никак не меняет. Глава ЭКОМа Александр Карпов отметил, что многие новые пункты просто "списаны" с Градостроительного Кодекса РФ. В итоге получается, что "общественные слушания - это когда общественность слушает", процитировал Карпов слова одного высокопоставленного областного чиновника.

Примером провала самой идеи общественных слушаний Карпов считает скандал со строительством развязки кольцевой автодороги на Дачном проспекте. Об этом рассказала Ольга Безрукова, представитель группы инициативных жителей, пытавшихся добиться изменения проекта развязки. "Мы ходили на слушания, хотя информацию о них получили случайно, и они были назначены на два часа в будний день, потом использовали все легитимные методы, пошли в суд, проводили независимую экологическую экспертизу проекта за свои деньги". Жители предлагали альтернативный проект развязки, который мог бы снизить экологические риски - однако, к ним не прислушались.

"Когда граждане начинают действовать в рамках предложенных схем, бюрократическая машина не справляется с этим - она не способна переварить все предложения" (А. Карпов)


"Когда граждане начинают действовать в рамках предложенных схем, бюрократическая машина не справляется с этим - она не способна переварить все предложения, не говоря уже об альтернативном проекте", - прокомментировал Александр Карпов. Таким образом, под вопросом оказалась сама процедура общественных слушаний: нужно ли тратить огромные деньги и силы на проведение мероприятия, которое не имеет никакого смысла и не приводит к каким-либо результатам? Эксперт предложил обсудить альтернативные "информированию" модели общественного обсуждения градостроительных проектов: "опрос", "консультации", "открытое принятие решения" и "референдум", чтобы внести соответствующие предложения по изменению законодательства и добиваться изменения практики.

Стоит отметить, что проблема, как это часто бывает, обсуждалась именно в законодательной плоскости. Однако, совершенствование законодательства не гарантирует изменения практики к лучшему: поэтому едва ли замена публичных слушаний "консультациями" с экспертными рабочими группами или другие модели работы с населением помогут избавиться от манипулирования, нарушений и бюрократической неразберихи, которые сводят на нет позитивные стороны практики общественных слушаний сегодня.

 

Материалы по теме

В суд по делу о незаконности общественных слушаний по "Охта-Центру" вызвана гражданка Киселева

 

 

Итоги общественных слушайний по небоскребу в 403 метр

 

 

Слушания по Охта-центру 1 сентября - рекомендации ЭКОМ

 

 

comments powered by Disqus