01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Эмиль Паин. «Культурное разнообразие и толерантность: новое мышление в глобальном мире»

Вы здесь: Главная / Наука / Мнения ученых / Эмиль Паин. «Культурное разнообразие и толерантность: новое мышление в глобальном мире»

Эмиль Паин. «Культурное разнообразие и толерантность: новое мышление в глобальном мире»

Автор: Анна Желнина — Дата создания: 20.11.2009 — Последние изменение: 24.11.2009 Cogita!ru
19 ноября 2009 в рамках Недели толерантности в Петербурге в Европейском университете состоялась лекция главы московского представительства Института Кеннана Эмиля Паина. Эксперт по межэтническим отношениям рассказал о теоретических и практических ловушках, в которые можно попасть, стремясь помирить всех со всеми.

«Я понимаю толерантность не просто как терпимость, а как взаимопроникновение культур, как метафору нового мышления», - говорит Паин. По его словам, в этой сфере в России на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: «Ксенофобия в России помолодела», - сообщил политолог, - «В конце 1990-х годов она была свойственна людям старше 60 лет, а молодежь была более толерантной. Это классика, так всегда бывает. Но сегодня молодежь демонстрирует большую нетерпимость». Эта тенденция связана с ключевым для рассуждений о толерантности и культурном многообразии вопросом: почему в условиях глобализации и высокой унификации культурное разнообразие не только не исчезает, но даже возрастает?

В конце 90-х годов она была свойственна людям старше 60 лет, а молодежь была более толерантной. Это классика, так всегда бывает. Но сегодня молодежь демонстрирует большую нетерпимость
 

Несмотря на глобализацию, одинаковыми мы не станем

Эмиль Паин считает, что для роста культурного многообразия есть три основных причины: «Культурное разнообразие растет в условиях роста социально-экономической поляризации мира, которая приводит к миграции. Этот процесс сглаживает поляризацию, а также решает демографические проблемы».

Другая важная причина - «переход от группового культурного разнообразия к индивидуальному». Индивидуальное многообразие предполагает, что каждый человек сам является «мультикультурным», обладает множественными идентичностями и знаниями о других культурах. В отличие от группового своеобразия, этот вариант дает меньшую почву для напряженности и сложностей интеграции: поскольку индивид располагает свободой выбора и гибкостью сознания.

Третья причина роста многообразия – «конструирование культур». Эта идея восходит к знаменитой книге Э. Хобсбаума «Изобретение традиций» (1983), в которой анализируется процесс создания представлений о древности и исконности того или иного культурного явления. «80 % того, что мир считает тысячелетней английской традицией, было создано всего лишь в Викторианскую эпоху», - напоминает Паин. «Например, килт был изобретен вовсе не в Шотландии, а в Ланкашире, чтобы стать формой британской армии. Благодаря килтам разного цвета можно было различить разные шотландские войска». А позже (в результате работы по «конструированию традиции») возникло общее представление о том, что килт – это исконно шотландский символ.

Подобное конструирование можно проследить и в современности: например, исламский фундаментализм. «На самом деле он является отступлением от канонов ислама, но рядится в форму традиционализма», - комментирует Паин, - «и делают это не старики, как могло бы показаться, а молодежь, которая использует сегодня традиционализм так же, как в 1950-е годы использовала социализм». Отечественные скинхеды прошли тот же путь конструирования: сначала это было заимствование из английской культуры, даже сохранялись англоязычные названия группировок («Blood and Honour» и другие), теперь же они «приобрели национальный налет» - стали называться «Коловрат», «Ратибор» и т.д.

Реконструкция этничности

В 1930-е годы был открыт «закон Хансена», который гласит: дети и внуки эмигрантов хотят вспомнить то, что забыли их отцы

Таким образом, разнообразие не уменьшается, несмотря на глобализацию. Не исчезают и этнические границы. «О смерти этничности говорят и пишут давно: уже два века ждут. Однако, процесс реанимируется по необычным и странным обстоятельствам», - продолжил эксперт, - «В 1930-е годы был открыт «закон Хансена», который гласит: дети и внуки эмигрантов хотят вспомнить то, что забыли их отцы». Этот закон подтвердил свою актуальность во время споров о беспорядках в арабских кварталах Парижа – ведь наряду с теми, кто приехал во Францию, в них участвовали те, кто там родился и живет. Причиной этого феномена является то, что люди, плохо интегрированные в общество, вспоминают «великую родину», свою духовность, что выполняет функцию компенсации за то, что им что-то не удается в их теперешней жизни.

Между тем, оборотной стороной возрастающего культурного разнообразия является ухудшение возможностей для интеграции: в пример Паин привел Нидерланды, страну, которая до определенного момента служила едва ли не идеалом толерантности, но огромные миграционные потоки привели к тому, что сегодня 20 % населения голосуют за ультрарадикальные партии и изгнание мигрантов. «Как сочетать разнообразие и равные права для всех? Это становится сегодня главным вопросом».

В то же время, Паин уверен, что все культурные особенности и социальные отношения – конструируются, их можно «воспитать» со временем, ни одна культурная черта не является изначально данной народу и свойственной его «природе», неизменной. «Порочное представление о том, что есть неполноценные народы, свойственно даже очень многим нашим либералам», - говорит Паин, - «только применяется оно по отношению к одному народу, к своему собственному. Говорится, что русский народ – народ холопов, рабский и так далее. Но нельзя воспринимать культуру как «натуру», культура – это «выращивание».

Прийти к толерантности и культурному разнообразию можно только через набор универсальных норм, первой из которых является норма демократии

Вывод, к которому приходит Эмиль Паин: «Культура тесно связана с политикой. Без решения проблем политического характера не решить культурных проблем. Прийти к толерантности и культурному разнообразию можно только через набор универсальных норм, первой из которых является норма демократии».

--------------

Лекция Э. Паина в ЕУСПб, как и вся программа Дней толерантности (в которую входят так же Старовойтовские чтения, начинающие свою работу в пятницу, 20 ноября), были организованы Фондом Фридриха Науманна (Германия) в сотрудничестве с Библиотекой иностранной литературы.

comments powered by Disqus