01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Не на жизнь, а на ... выбор?

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Не на жизнь, а на ... выбор?

Не на жизнь, а на ... выбор?

Автор: Анна Желнина Дата создания: 18.05.2010 — Последние изменение: 18.05.2010
30 мая, накануне Международного дня защиты детей, в некоторых городах России, в числе которых и Петербург, запланировано проведение митингов против абортов. Вопрос о допустимости абортов - один из самых дискутируемых и неоднозначных. В разных странах принципиально различается законодательство об абортах (от полного запрета до полной свободы), а сообщества сторонников и противников искусственных абортов бесконечно ломают копья и упражняются в силе аргументации без каких либо перспектив переубедить друг друга.

30 мая, накануне Международного дня защиты детей, в некоторых городах России, в числе которых и Петербург, запланировано проведение митингов против абортов. Вопрос о допустимости абортов - один из самых дискутируемых и неоднозначных. В разных странах принципиально различается законодательство об абортах (от полного запрета до полной свободы), а сообщества сторонников и противников искусственных абортов бесконечно ломают копья и упражняются в силе аргументации без каких либо перспектив переубедить друг друга.

Мораль и политика

Акция, которая состоится 30 мая 2010 года около Казанского собора (начало в 13.00) - часть инициативы Межрегиональная акция "Россия без абортов - 2010". Организаторы опираются на благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Довольно часто противники абортов формулируют свою позицию именно на основе положений религии, в России наиболее активна в этом вопросе православная церковь: СМИ часто цитируют высказывания православных священников о недопустимости абортов, о наказаниях оступившимся (земных и небесных). Религиозный взгляд на мир видит в зародыше, даже в первые дни его существования, человеческое существо, которое убивается в результате аборта.

Другая причина протестов против абортов - государственная политика. Несмотря на то, что Россия относится к числу стран, в которых право делать или не делать аборт дается каждой женщине, и решение прервать беременность остается на ее усмотрение, в свете всплеска интереса российского государства к российской демографии аборты стали одной из первых мишеней критики и порицания. Видимо, потому, что борьба с абортами кажется проще и очевиднее, чем борьба с коренными причинами демографического кризиса (которые таятся не столько в "легкости" избавления от нежелательной беременности, сколько в социально-экономических проблемах и нестабильности). Чиновники так же, как и священники, высказываются против абортов, но по другим соображениям - с помощью снижения числа абортов они надеются решить демографическую проблему (однако, бесполезность такого рода поверхностного подхода показана на примере репрессивного антиабортного законодательства сталинского времени в книге Игоря Кона "Сексуальная культура в России").

Однако, в связи с государственной линией в России проводятся удивительные акции, которые иногда не просто бесполезны, но даже вредны. Например, "Неделя без абортов" в Новороссийске - в течение недели врачи отказываются делать аборты, показывают клиентами "антиабортные" фильмы и всячески отговаривают их от идеи сделать аборт. Однако, в некоторых случаях неделя промедления может осложнить прерывание беременности - на ранних сроках аборты проходят с меньшим количеством возможных осложнений ("Неделя без абортов" едва ли заставит женщин, принявших трудное решение, отказаться от своего намерения совсем - они просто придут снова, когда "Неделя" закончится).

Естественно, религиозной и государственной стороной дела комплекс причин, по которым люди протестуют против абортов, не исчерпывается - представления о морали, нравственности, ценности человеческой жизни, семьи, материнства движут людьми, которые могут быть безразличны к тому, что предписывает церковь и государство. Многих волнуют последствия для здоровья женщины, для ее психологического состояния. Хотя есть и крайние случаи - борьба с абортами иногда становится частью националистического мировоззрения ("аборты убивают русскую нацию" и т.п.), религиозного фанатизма, не предполагающего никаких исключений из догмы, а иногда становится даже инструментом достижения политичесских целей (например, в качестве борцов с абортами засветилось движение "Наши").   

Непримиримы: "за жизнь" и "за выбор"

nullПо разным причинам и на разных уровнях борьба с абортами идет во многих странах мира (законодательство по поводу абортов в разных странах сильно различается - например, карта разных норм в отношении прерывания беременности на Википедии). Практически повсюду при этом есть приверженцы полярных точек зрения - одни настаивают на необходимости запретить аборты, другие бьются за их разрешение, и примирение между ними невозможно в принципе - поскольку люди придерживаются разных взглядов на жизнь и права человека в целом. 

Движение противников абортов обычно объединяют под названием "пролайф" (от англ. pro life - "за жизнь"). Активисты-"пролайферы" весьма деятельны, и в их арсенале - самые разные методы: от задушевных бесед с потенциальными клиентками абортариев на форумах в Интернете, до пикетирования клиник и откровенного давления на пациентов и врачей. Год назад 31 мая мир потрясло убийство американского врача Джорджа Тиллера, который защищал права женщин на аборты и был среди немногих, кто брался проводить аборты даже на позднем сроке беременности. 

"Законные" методы противников абортов разного рода обычно включают распространение социальной рекламы и информационных материалов, которые призваны убедить сомневающихся женщин в том, что "аборт - это детоубийство", что он приносит вред физическому и психическому здоровью, а также откровенно запугивают страшными картинкам окровавленных и изуродованных зародышей. Если же женщина не отреагирует даже на душераздирающие картинки и истории и все равно принимет решение прервать беременность, для адептов движения она, скорее всего, станет преступницей, неполноценной личностью, которой не знакомы понятия о материнском долге и любви, которая "даже не женщина". 

"Тут не уместно говорить о количествах убитых детей и тем более сравнивать, так как даже одно убийство ребенка это уже много, но тем не менее Россия тонет и захлебывается в крове собственных детей и Вы равнодушны?И еще в России и на Украине аборты разрешены законом, а что такое закон? Закон: в политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством. То есть, в России и на Украине убивать собственных детей это норма поведения, вы с этим согласны"

(цитата из сообщества в Живом Журнале "За жизнь младенцев").

прочойсЕсть и альтернативное "пролайфу" движение - от английского "pro choice": "за выбор". Корнями это движение уходит в историю феминистского течения и идеологии, однако сегодня представляет собой концепцю свободы для женщины распоряжаться своим телом и свой судьбой, не поддаваясь давлению общества и не воспринимая себя как "автомат для деторождения". 

Очевидно, что беременность и рождение ребенка сильно меняет жизнь женщины. Незапланированная беременность и нежеланный ребенок - это не просто перемена, но иногда трагический поворот судьбы, который может не принести радости ни женщине, ни ее ребенку. Поэтому "прочойсеры" считают, что женщина имеет право самостоятельно принять решение о том, хочет ли она иметь детей, хочет ли она ребенка в данный момент, от данного человека (одна из распространенных причин абортов - беременность в результате изнасилования), соответствует ли материнство ее ближайшим планам на жизнь. В конце концов, аборты часто являются результатом медицинских предписаний - иногда беременность протекает не так, как нужно, что может угрожать жизни и здоровью женщины. Аборт может стать единственным выходом также в случае, если беременная женщина - несовершеннолетняя, или она находится в стесенных финансовых обстоятельствах, без поддержки партнера или родственников. Набор жизненных ситуаций, в которых рождение ребенка не принесет счастья ни женщине, ни ребенку, достаточно широк - и против умножения несчастья, фактически, и выступают "прочойсеры". Нужно отметить, однако, что адепты этой точки зрения сами в первую очередь остаивают идею контрацепции, которая позволит не довести дело до аборта: искусственное прерывание беременности и для них  - крайняя, травматичная для женщины мера.

"Если женщина готова добровольно поступиться своей свободой, то в сущности это альтруистический поступок с ее стороны и достойно одобрения. Если же женщина не желает поступаться своей свободой ради эмбриона, то требовать этого от нее за это никак нельзя, так же как нельзя требовать от человека, чтобы он занимался благотворительностью, и осуждать, если он этого не делает"

 (Цитата из сообщества "Свобода выбора")

"Сколько там, по статистике, делают абортов в год (в России)? Где-то я слышала про два миллиона... Они хоть представляют, что было бы в России, если каждый год плюс еще два миллиона людей? Да мы бы с голоду умерли - всем им требуются роддома, пособия, садики, школы, квартиры - тупо никаких налогов не хватит. У нас, по-моему, и так достаточно пенсионеров и инвалидов (т.е. неработающих), а с рождением каждого ребенка еще и молодая здоровая женщина выпадает из трудовой деятельности на год минимум"

(Цитата из сообщества "Свобода выбора")

Естественно, аргументы обеих сторон заслуживают внимания, тем более, однозначный и общезначимый ответ на вопрос едва ли когда-то будет найден. Так, периодически меняются представления медиков о том, с какого времени эмбрион способен чувствовать боль и "считаться человеком", меняются представления о роли и правах отца на еще не родившееся существо (например, может ли биологический отец предъявить свое право и воспрепятствовать аборту?) и т.п. "Пролайферы" обвиняют "прочойсеров" в потере нравственного облика и получают в ответ упреки в лицемерии и недалекости: мол, займитесь проблемами уже рожденных детей, которые погибают от голода, болезней и нищеты, которых хватает во всех странах мира.

Поверхность - виднее?

Однако, в то время как "пролайферы" достаточно активны, проводят публичные акции, "прочойсеры" находятся все же в маргинальном положении. "Пролайф" встречает большую государственную и общественную поддержку - нужно признать, что российское общество в целом пока не привыкло к идее самостоятельности женщины, тем более в таких вопросах, как деторождение. К тому же аборт - это не та тема, которую многие готовы обсуждать публично, эта практика, несмотря на свою распространенность, считается постыдной. Отстаивать право на аборты - значит постоянно сталкиваться с неприятием и агрессией в свой адрес, в то время как воевать против абортов - вроде как даже почетно. 

Между тем, поведение женщин на практике создает ситуацию совершенно иную: согласно статистике Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в мире выполняется примерно 46 миллионов искусственных абортов, что составляет 22% от числа наблюдавшихся беременностей. 40% из них делаются по желанию женщины, остальные - по медицинским и социальным показаниям (угроза жизни и здоровью женщины или неродившегося ребенка, неприемлемые жизненные условия, невозможность вырастить ребенка и т.п.). Россия по числу абортов входит в "лидеры" - в 2008 году на 100 родов приходился 81 аборт. Специалисты связывают это с тем, что россияне пока не в достаточной мере освоили меры контрацепции, позволяющие предотвратить нежелательную беременность, и поэтому дело доходит до абортов, отказов от рожденных детей в роддоме, а в крайних случаях - даже до убийства младенцев (лишь один из случаев).

Большое количество абортов в стране - результат многих глубинных причин, которые не решить запретительными мерами и борьбой "со статистикой": непросвещенностью населения в сфере контрацепции, отсутствии доверия к государству и социальных гарантий, консервативность общества в вопросах семьи и детства - все это приводит к тому, что женщины решаются на крайнюю меру. Так не лучше ли вместо того, чтобы тратить силы на "борьбу против абортов", запугивая столкнувшихся с и без того тяжелым выбором женщин, потратить энергию на просвещение населения, распространяя, в первую очередь среди подростков, информацию о контрацепции, планировании семьи - чтобы до абортов дело просто не доходило? А государству почему бы не заняться созданием таких условий для одиноких женщин, в которых они смогли бы при государственной поддержке вырастить своего ребенка и не беспокоиться о том, что его просто нечем будет кормить? И в конце концов, почему не оставить выбор, касающийся личной судьбы, на усмотрение человека - женщины?

comments powered by Disqus