01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Молодежное предпринимательство: декларации и новые подходы

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Молодежное предпринимательство: декларации и новые подходы

Молодежное предпринимательство: декларации и новые подходы

Автор: Андрей Щербак — Дата создания: 30.08.2009 — Последние изменение: 30.08.2009 Фото: http://www.beenergy.ru
Сегодня очевидно - одной из причин удручающего положения российской экономики является вопиющая недоразвитость российского малого бизнеса. Политолог Андрей Щербак считает при этом, что существующие на Северо-Западе и в Петербурге возможности для молодежного предпринимательства используются и властями, и самими молодыми людьми не полностью...

Мировой экономический кризис показал, что российская экономика, вроде бы демонстрировавшая свою мощь в июле 2008 года, к лету 2009-го оказалась в крайне удручающем положении. Причинами этого является, на наш взгляд, сырьевая направленность, низкий уровень диверсификации, а также вопиющая недоразвитость малого бизнеса.

Если в ВВП США - при расчете его по сумме произведенной продукции - состоит на 2/3 (до 60-70%) из продукции малого бизнеса, то в России малый бизнес занимает всего 12%.

Конечно, большую роль в этом играют и коррупция, и высокие административные барьеры, и пренебрежение малым и средним бизнесом в пользу крупного бизнеса.

В ситуации кризиса для многих руководителей государства стало очевидным, что более тянуть с игнорированием малого и среднего бизнеса уже нельзя. Особенно в ситуации моногородов, которые после появления проблем на градообразующих предприятиях столкнулись с резким ухудшением социальной обстановки. Развитие малого бизнеса смогло бы стать если не решением этой проблемы, то, как минимум, частью этого решения.

На наш взгляд немалую роль в этом играет и проблема неразвитости молодежного предпринимательства. Условно говоря, можно выделить два пути в создании малого бизнеса:

а) наемный работник с опытом, связями и сбережениями (или кредитом) уходит из своей компании и открывает в той же отрасли свое дело;

б) молодой человек сразу же в начале своего трудового пути пытается открыть собственный бизнес, не пытаясь закрепиться на рынке наемного труда.

Есть точка зрения, что в любом обществе, независимо от политико-экономического режима есть «естественный» процент людей с предпринимательскими способностями – примерно 5-6% . Это те люди, которые не боятся идти на риск, пускаться в авантюры и вкладывать прибыли в потребление, а в развитие и новые проекты. Для того чтобы повысить долю таких людей требуются определенные усилия. Необходимы программы поддержки, которые включают в себя информирование о возможностях, поддержку старт-апов, льготное кредитование и др.

Как можно представить условную программу поддержки молодежного предпринимательства? Основные составляющие, на наш взгляд, это: мотивация,информирование,предоставление возможностей, включение в программы/ проекты кредитования/ инвестирования.

Как правило, молодой человек не задумывается о запуске своего бизнеса. Многие опросы показывали, что уже мало кто хочет быть бандитами , приоритеты стали меняться в сторону менеджера «Газпрома», а в период кризиса стал популярен имидж госслужащего.

Как можно это преодолеть и сделать предпринимательство популярным? В первую очередь, необходима мотивация молодого человека. Основной идеей должна стать популяризация занятия бизнесом, например, через общение с успешными бизнесменами, создание сетей и коммюнити начинающих молодых предпринимателей и включение в эти сети. Молодой человек должен быть убежден в том, что свой бизнес – это прибыльно, интересно и неопасно. На наш взгляд, это чуть ли не главная задача. Сколько бы не предоставлять возможностей для кредитования и поддержки, но если молодой человек не хочет рискнуть и предпочитает спокойный достаток в качестве наемного персонала, его не убедишь открыть свое дело.

Второй момент – это информирование о возможностях, которые предоставляют государственные программы, проекты общественных организаций и частные компании.

Например, в Санкт-Петербурге принята крайне обширная программа поддержки малого бизнеса. Казалось бы, в ее рамках есть возможность получить и место в бизнес-инкубаторах, и льготное финансирование.

Общественные организации и проекты предоставляют возможности получения дополнительного образования в области подготовки своего бизнеса и привлечения инвестиций. В Петербурге таким был проект «Экономика: теория, политика, инвестиции», под эгидой которого в 2008 году была открыта Школа инвестиционного менеджмента. В ее рамках участники имели возможность написать/ дописать  свои бизнес-проекты, которые потом были выставлены на Молодежном инвестиционном форуме.

По аналогичной схеме действовал проект Молодежной школы предпринимательства, но уже по всей стране: участники писали и защищали свои бизнес, лучшие из которых получали гранты на реализацию: 1 млн, 700 тыс., и 300 тыс. руб. соответственно.

В Республике Карелия осенью 2007 проходила Школа менеджеров инвестиционных проектов, через которую прошло порядка 150 человек, было представлено несколько десятков проектов .

В Пскове осенью-зимой 2008 прошла Школа инвестиционного менеджмента, в которой участвовало около 50 человек. Итогом ее работы стал молодежный инвестиционный форум, где было представлено около 10 проектов.

Третья составляющая – предоставление возможностей. Момент появления желания попробовать себя в бизнесе – это только начало для молодого предпринимателя. Далее следует оформление бизнес-идеи, написание бизнес-плана. Где и как начинающий предприниматель может получить необходимые знания? Конечно, он все может попытаться сделать самостоятельно, но, на мой взгляд, лучше и полезнее будет включиться в программы поддержки, где можно найти помимо необходимой информации, также и своих единомышленников, а может быть и наставников.

Очень важно, чтобы молодой предприниматель в этот момент не испугался своих ошибок, не побоялся продолжать свое дело и не опустил руки, выбрав карьеру все того же «менеджера среднего звена».

По описанной выше схеме работают молодежные бизнес-клубы: посещение их предполагает тренинги, общение с бизнесменами, бизнес-тренерами, знакомство с профильной литературой, экспертизу проектов, наставничество. В Петербурге более всего соответствует идее бизнес-клуб «Гранд». Стоит также отметить программу «Успешные и молодые» , клуб «Лига молодых предпринимателей» .

Отдельно стоит отметить такую форму поддержки как бизнес-инкубаторы. Существует две большие проблемы с эффективностью работы этих учреждений.

Во-первых, это неясность того набора услуг, которые они должны в идеале оказывать. Бизнес-инкубатор – это в идеале качественные помещения, оснащенные всем необходимым для ведения бизнеса, качественное сопровождение и консультационная поддержка. Последний момент и является проблематичным.

Во-вторых, это низкая наполняемость бизнес-инкубаторов. Чтобы быть эффективными инструментами поддержки, бизнес-инкубаторы должны осуществлять жесткий отбор проектов и потом их вести. Невысокая подготовка проектов не позволяет им пройти в бизнес-инкубаторы. Поэтому молодые предприниматели имеют немного шансов стать участниками бизнес-инкубаторов.

Конечно, важнейшей составляющей для начинающих предпринимателей является привлечение финансирования. На наш взгляд, это проблема не ключевая – как правило, реалистичные проекты молодых предпринимателей находятся не в области производства, а в сфере услуг, и не требуют больших инвестиций. Существуют примеры, когда стартовый капитал составлял всего несколько десятков тысяч рублей. Вопрос состоит не в сумме требуемых денег, а в проработанности проекта и желании начинающего предпринимателя получить под него финансирование.

Часто в случае молодежных проектов инвестор вкладывает не в проект, а в его автора. Программы поддержки бывают разных видов: 
- конкурсы проектов, победители которых получают фиксированную сумму на свои проекты (конкурс Молодежной школы предпринимателей);
- конкурсы, победителям которых организаторы оказывают поддержку в организации продвижения их проектов;
- инвестиционные или бизнес-форумы для молодых предпринимателей, где участники имеют возможность презентовать свои проекты потенциальным инвесторам как из частного бизнеса, так и из органов государственной власти (например, мероприятия в рамках Международного молодежного конгресса в Петербурге в декабре 2009 года или Международный молодежный экономический форум, состоявшийся в Петербурге в мае 2009 года);
- государственные программы поддержки проектов молодых предпринимателей с помощью грантов и субсидий. Как правило, они не разделяют малый и молодежный бизнес; молодые предприниматели имеют возможность участвовать в них на общих основаниях.

Считается, что у начинающих бизнесменов первые три бизнеса являются провальными, и они на них "прогорают". Только после них они оказываются способны вести успешный бизнес. Поэтому критически важно, чтобы молодые люди с самого начала вхождения в экономическую жизнь считали, что свой бизнес – это нормально, что это путь к личному успеху. Задача же государства, на наш взгляд, это создать инфраструктуру поддержки для молодых предпринимателей, которая бы, во-первых, носила всероссийский характер и, во-вторых, включала в себя все вышеуказанные элементы поддержки.

Стоит отметить, что поддержка молодежного предпринимательства носит неполитический характер, и неправительственные организации, которые появились в данной сфере едва ли преследуют краткосрочные политические задачи. Это долгосрочная работа, которая в силу своей специфики – неопытности молодежи в бизнесе – принесет свои плоды только через определенный период. Успех в области развития малого/ молодежного предпринимательства зависит от инвестиций в данную сферу, от появления критической массы общественных организаций, ресурсных центров, которые готовы оказывать помощь молодым предпринимателям. Практика показывает, что далеко не все молодые люди оказываются способными к предпринимательской деятельности, не все проявляют интерес к этой тематике.

Как известно, 2009 год согласно указу Президента РФ Д.Медведева объявлен Годом Молодежи. Одним из главных проектов Года Молодежи является направление «Ты – предприниматель». В рамках данного направления предполагается с помощью как молодежных проектов, так и с помощью региональных органов по делам молодежи охватить мерами поддержки тысячи потенциальных молодых предпринимателей. Направление «Ты - предприниматель» ставит себе цели: а) запустить до конца 2009 года не менее 100 успешных бизнесов, б) добиться от региональных властей мер поддержки по созданию инфраструктуры поддержки малого/ молодежного бизнеса.

Российскому некоммерческому сектору, в том числе, молодежным общественным и некоммерческим организациям, не хватает структур именно в экономическом /предпринимательском секторе, которые бы занимались координацией мер поддержки начинающих предпринимателей.

Довольно много организаций заявляют о своей приверженности защите уже существующих предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса, представлении их интересов в общении с властью, координации своих лоббистских ресурсов. Однако эти организации, лидеры которых, кстати, смогли реализоваться в 1990-е годы, когда были открыты абсолютно все ниши для ведения бизнеса, в очень незначительной степени или совсем не интересуются поддержкой начинающих бизнесменов. В ситуации когда многие рынки уже заняты, в достаточно большом объеме номинально представлены организации, по описанию направленные на представление интересов успешных молодых бизнесменов - различного рода ассоциации и союзы молодых предпринимателей. Но они также не решают проблемы вовлечения молодых людей в ряды предпринимателей.

Тысячи молодых людей, которые смогут основать с помощью создаваемой государством и общественными организациями свой, пусть сначала и небольшой бизнес, станут основой городского среднего класса. Эта работа не должна окончиться с окончанием Года Молодежи, роль которого может оказаться довольно скромной, но важной – создать инфраструктуру поддержки молодежного предпринимательства.

Экономически автономное и независимое от государства население – это первый шаг к сопротивлению чиновничьему произволу. Как показывает мировая практика, это необходимое условие для образования и развития полноценного гражданского общества в России. Ключ к появлению экономически самостоятельного среднего класса – грамотная и квалифицированная работа с молодежью, которая невозможна без участия молодежных общественных организаций.

Невыносимая легкость ведения малого бизнеса

См. другие статьи Андрея Щербака на Когита!ру:

Андрей Щербак о новых молодежных организациях

относится к: ,
comments powered by Disqus