01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Сословная благотворительность и меценатство в библиотечной сфере Орловского края

Вы здесь: Главная / Граждане / Бюллетень благотворительности / 3-й конкурс эссе "Благотворительность в Европе и России" / Сословная благотворительность и меценатство в библиотечной сфере Орловского края

Сословная благотворительность и меценатство в библиотечной сфере Орловского края

Автор: Наталья Алексеевна Меренкова (Орел) — Дата создания: 23.02.2012 — Последние изменение: 25.02.2012
Благотворители библиотек из дворянского и купеческого сословия Орловщины на рубеже XIX-XX веков. Работа Натальи Меренковой (Орел), дипломантки 3 конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России", проведенного ЦИГЕ и Когита!ру в 2011...

 

 

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"

Об авторе: Наталья Алексеевна Меренкова, старший преподаватель кафедры библиотековедения и  библиографии ФГОУ ВПО «Орловский государственный Институт искусств и культуры».

 

Сословная благотворительность и меценатство в библиотечной сфере Орловского края на рубеже XIX-XX веков (на примере дворянского и купеческого сословия)

 

Величайшая тайна жизни заключается в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий.

Н.А. Бердяев [1]

 

История российской благотворительности, вплоть до начала 1990-х годов не являвшаяся предметом специального изучения, сегодня все больше и больше привлекает внимание отечественных исследователей. История благотворительности в библиотечной сфере Орловской губернии - один из аспектов многогранной истории российского благотворения.

Благотворительность и меценатство в Орловском крае необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни региона. Поддержка библиотек была одним из приоритетов в благотворительной и меценатской деятельности второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Большинство бесплатных библиотек открывались благодаря поддержке и содействию частных лиц и различных государственных и общественных структур на их благотворительные средства. Реформы 60-70 годов ХIХ века: земельная, земская, судебная, военная, народного просвещения, цензуры и т. д. изменили состав участников благотворительной деятельности. «Дворянское меценатство» уступило свои ключевые позиции «предпринимательскому меценатству», где основными субъектами выступили купцы-предприниматели, буржуазия.

Благотворительная деятельность лучших представителей дворянского и купеческого сословия отражала состояние их духовного потенциала, виды закрепленных ими ценностей и приоритетов, сформировавшихся под влиянием уникальной социально-культурной реальности. Значимость сферы культуры, совокупность традиционных, ментальных особенностей меценатов, восприятие ими передовых, социально-культурных достижений, наряду с другими факторами, обусловили всплеск развития меценатства в России, определили масштабность этого социального явления, его неповторимость и специфичность.

Объективную и справедливую оценку благотворительности купечества дал русский историк М.П. Погодин: «Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее столетие (ХIХ век), то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа. Велика роль купца и в благотворительности, и в искусстве, и в науке. И такая активность была правилом, а не исключением». Действительно, благотворительность являлась неотъемлемой частью деятельности купечества. На их добровольные пожертвования были построены и содержались многие храмы Орловской губернии, открывались книжные лавки, типографии, библиотеки для чтения. По данным на 1885 год, в Орловской губернии действовало 14 типографий и 26 книжных лавок, из них 39, 2 процента книжных лавок и 62, 3 процента владельцев типографий принадлежала купеческому сословию [3]. 

Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования были привычной статьей расходов российских купцов.

Причины благотворительности орловских купцов были такими же, как и у всего российского купечества: народная религиозная традиция, возможность заслужить прощение своих грехов за «благие дела», не обходилось и без тщеславия. За значительные пожертвования правительство награждало купцов орденами, жаловало чинами и званиями; крупные жертвователи имели возможность занимать почетные должности в городском самоуправлении. Кроме присвоения почетных званий представители купеческого сословия христианского вероисповедания за «оказанные отечеству особенно важные заслуги» удостаивались чести награждения орденами и медалями «по особенному Высочайшему благоволению». Оговаривалось, что денежные пожертвования, благотворительность не являются основанием для награждения. Однако «за отличное усердие и особые труды купец мог получить орден Владимира. Братья Федор и Николай Адамовы «высочайше награждены орденом Святой Анны 3-й степени за усердие и их значительные пожертвования на пользу церквей и на нужды просвещения [11]. 

С 1832 года купцам, получившим награды, присваивалось звание потомственного гражданина. Из российских орденов для наград купцам выделялись ордена Станислава и Анны низших степеней. К началу ХХ в. купечество, фактически, превратилось в корпоративную организацию, объединившей узкий слой имущих лиц, в значительной степени не связанных непосредственно с предпринимательской деятельностью. Купеческое сословие составили и те, кто традиционно носил купеческое звание, и те, кто посредством приобретения этого сословного звания ограждал себя от административно-полицейского притеснения.

Поражают масштабы и направленность благотворительной деятельности брянских купцов и промышленников – братьев Павла Семеновича и Семена Семеновича Могилевцевых, происходивших из старинного брянского купеческого рода, известного с конца XVIII века. 

18 июля 1905 года в своем обращении в Брянскую городскую думу братья Могилевцевы указывают на необходимость открыть ремесленное училище, чтобы «развивать знания, необходимые каждому человеку». Со своей стороны Могилевцевы жертвовали «под училище, вновь выстроенное каменное двухэтажное здание на Московской улице с усадьбой, постройками и водопроводом, неприкосновенный денежный капитал в 25 тысяч рублей», проценты с которого должны были идти на содержание училища, приобретение книг и учебных пособий для библиотеки училища. 

30 декабря 1908 года состоялось чрезвычайное собрание брянской городской думы, на котором С.С. Могилевцев доложил о решении правительства с 1 января 1909 года финансировать женское ремесленное училище. Дума также приняла решение о присвоении женскому ремесленному училищу имя Любови Алексеевны Могилевцевой - матери известных меценатов. Брянские купцы братья Могилевцевы, владельцы лесопильных заводов, благотворительной деятельностью обессмертили свои имена. На их средства в начале ХХ века в Брянске были открыты техническое училище, женское ремесленное училище и женская гимназия. На добровольные пожертвования в этих учебных заведениях существовали библиотеки.

 Известен своей просветительной и благотворительной деятельностью Николай Михайлович Горбов, широко образованный человек, выходец из семьи богатых елецких купцов. «Цивилизованный» купец» – так характеризовал Горбова Л.Н. Толстой, с которым у Горбова были дружеские отношения. В 1879 году в своем имении Петровском (Мценский уезд) Горбов на свои средства построил школу и здание для своей прекрасной библиотеки. В 1908 – 1913 в селе Елизаветинка Горбов сооружает целый учебный комбинат. Были выстроены двухэтажное кирпичное здание, где размещались учебные классы, общежитие для сорока учеников, квартиры для учителей, надворные постройки.

Своеобразным и распространенным явлением в России было старообрядчество, в среде которого также наблюдалось меценатство - в разнообразных формах и крупных денежных суммах. Достаточно вспомнить знаменитых московских купцов-меценатов из среды старообрядцев - К.Т. Солдатенкова, М.В. и С.В.Сабашниковых, А.В. Ступина, А.И. Хлудова, И.Н. Царского. Последним были собраны многочисленные древнерусские жития святых, послужившие главным материалом для исторических исследований А.Н. Муравьева и В.О. Ключевского. В Орле из старообрядцев были купцы Русановы, Савковы, Прохоровы, Шиловы и др. Г.М. Пясецкий отмечал, что «большинство среднего и низшего класса придерживалось старины, тяготело более к старообрядчеству; купечество также симпатизировало старой вере, а многие из орловских купцов прямо были закоренелыми раскольниками» [13]. Старообрядческие корни сохранялись в большей степени и в семейных традициях орловского купечества.

Почетными блюстителями 1-ого и 2-го приходских училищ были купец В. Шилов и купеческая вдова Е. Соболева. Благотворительной деятельностью занималась и династия Орловского рода Русановых [15]. Купец С.Д. Русанов сделал значительные пожертвования в пользу Орловской семинарии. Каждый год он вносил в фонд семинарии крупные суммы денег, которые расходовались и на приобретение книг для духовно-академической библиотеки.

В конце XIX в. в организации досуга орловского купечества значительную роль стали играли добровольные объединения и клубы, в основе создания которых лежала естественная потребность людей в общении. Одной из таких организаций стало Орловское купеческое собрание(1869г.). Согласно Уставу, «Орловское купеческое собрание имело целью доставить своим членам возможность проводить свободное от занятий время в обществе, пользоваться удовольствиями, чтением русских и иностранных журналов» [16]. 

Для этих целей в 1869 году при Собрании была открыта за счет частных средств и благотворительных взносов библиотека [9]. Собрание назначало балы, маскарады, семейные вечера, обеды, музыкальные и литературные вечера. Действительными членами Собрания могли быть лица только торгового сословия. Все это свидетельствовало о возрастании престижа учреждений, в которых купцы общались на досуге. Издатель газеты «Орловский вестник» А.И. Аристов, являвшийся членом собрания, а в 1909 году и его председателем, часто освещал в прессе деятельность купеческого собрания, пользовавшегося в городе популярностью. 

Особого внимания заслуживали события, связанные с благотворительными деяниями купцов. Так, в 1912 году, вначале октября, состоялся концерт, организованный Обществом вспомоществования бедным воспитанникам Орловской Николаевской женской гимназии [10, С.119] . Вырученные деньги купцы передали на благотворительные цели (в том числе на приобретение учебников для библиотеки гимназии). Самые крупные пожертвования сделали орловские купцы П.и А. Перелыгины, Г.Н. Петров, П.П. Плотников, И.М. Серебренников и др. 

Орловское, как и все русское купечество, являлось одновременно самой динамичной и самой патриархальной силой в обществе, поскольку прочно сохраняло в себе ценности традиционной русской культуры, не избегая при этом элементов западной культуры. 

Состоятельные члены купеческого сословия старались дать своим детям престижное образование; в их домах появляются личные библиотеки. Круг чтения орловского купечества становится более разнообразным, включая не только религиозно-нравственную, но и светскую литературу.

Наибольший интерес к периодическим изданиям характерен для купечества наиболее развитых в экономическом и культурном отношении городов губернии. В списке периодических изданий, выписываемых купечеством Орловской губернии в 1875 году, чаще встречаются следующие наименования: «Сын Отечества», «Орловские губернские ведомости», «Московские ведомости», «Русские ведомости», «Биржевые ведомости». Интересам купечества наиболее полно соответствовали газеты «Биржевые ведомости» и «Сын отечества». Достоинством первого издания было бесплатное приложение к нему - «Библиотека для самообразования» и журналы «Огонек» и «Новая заря». Таким образом, «Биржевые ведомости» удовлетворяли не только коммерческие, но и общественно-литературные запросы сословия. 

Общества выписывали специальные «духовные журналы («Духовная беседа», «Душеспасительное чтение»). В них печатались статьи, разъясняющие смысл Святого Писания, исследования по древнерусской литературе. Женщинами был востребован журнал «Модный магазин», который был довольно дорогим изданием. Особой популярностью журнал пользовался в купеческой среде. 

Популярны были издания развлекательного характера: «Дело и отдых», «Воскресный досуг», «Иллюстрация» и др. Газеты содержали разнообразную информацию, были красочно оформлены и имели много подписчиков. Наиболее образованная часть купечества читала «толстые журналы»: «Современник», «Русский вестник», «Русское слово». Объем подписки купечества на «толстые журналы» был в несколько раз ниже, нежели у дворянства. Так, например, журнал «Современник» в 1875 году купечество губернии выписывало в одиннадцати экземплярах, а дворяне - в двадцати шести. В дворянской среде чтение было обязательным компонентом воспитания и образования; а прогрессивная же часть купечества только начинала приобщаться к осознанию необходимости книжного знания [2] .

Свой вклад в развитие библиотеч¬ного дела вносили и отдельные богатые лица, меценаты, выделявшие средства (деньгами и кредитами) на открытие библиотек, библиотечных обществ, покупку книг, поддержку новаторских образовательных проектов.

12 февраля 1884 в Орле открылось Хлебниковское женское начальное бесплатное училище, учрежденное на средства купца А.И. Хлебникова, в его доме вблизи Мариинкого моста. Впоследствии училище содержалось на проценты с завещанного капитала в 25 тыс. руб., пожертвованного и отданного завещателем Орловскому городскому управлению [4]. Училище (его называли Хлебниковское) просуществовало до 1918 года. Обучались в нем около 70 девочек. 

Наибольшее число библиотек в губернии было открыто в богатых купеческих уездах: Брянском, Ливенском и Елецком. Основанный в Орле по инициативе одного из учредителей богатейшего купца Д.С. Русанова, брата известного Елецкого миллионера и благотворителя В.С. Русанова, коммерческий банк (1872) стал активно заниматься благотворительной деятельностью, выделяя крупные денежные суммы на нужды просвещения, поддерживая общественные организации и существующие при них библиотеки (за рамками статьи оставляем другие примеры).

Городская дума всячески поощряла купцов, известных своей благотворительностью. По постановлению думы их портреты вывешивались в здании городской думы и в учебных заведениях, созданных на их благотворительные средства, их именами назывались эти учебные заведения. На открытии каких- либо заведений, созданных на средства благотворителя, обычно присутствовала вся администрация губернии, городской голова и гласные думы, которые произносили торжественную речь в адрес жертвователя. (Проценты с больших капиталов купцов и других жертвователей тратились на общественные благие дела) [5].

Благотворительность купеческого сословия, в том числе и орловского, следует рассматривать под углом синтеза нескольких побудительных причин – добровольности, личных качеств жертвователей и традиций своего времени. При этом традиционные формы благотворения обогащались новыми веяниями: создавались всевозможные общества по распространению знаний, строились учебные заведения, открывались бесплатные библиотеки. 

Большое значение имело патриотическое чувство «малой родины», которое не допускало, чтобы молва приписывала соседям большую щедрость. Нельзя исключать и нажим на купцов со стороны местной администрации, которая хотела продемонстрировать правительству свою общеполезную деятельность и инициировала купцов делать крупные пожертвования на какие либо проекты, в том числе и образовательные. Благодаря благотворительности купеческого сословия обеспечивался за сравнительно небольшой исторический период достаточно высокий уровень воспитания и образования в различных видах образовательных учреждениях Орловской губернии; пополнялись необходимой литературой существовавшие при них библиотеки. 

Однако, ядро провинциальной (орловской) элиты составляли потомки древних дворянских родов (Орловская губерния начала ХХ в.- земля более пяти с половиной тысяч дворянских усадеб). История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей знатных аристократических фамилий, таких, как Шереметьевы, Дашковы, Юсуповы. Российское дворянство, "высшее", "первенствующее" сословие, сыграло важную роль в истории России, наложило свой отпечаток практически на все стороны жизни российского общества. Это нашло свое отражение и «в развитии благотворительности, которая в исследуемый период начинает пользоваться поддержкой и даже поощряться государственной властью»[8]. 

Покровительство искусству и наукам стало делом престижа. Продолжает развиваться и частная благотворительность. Многие из дворян того времени приняли в ней участие. Результатом явилось появление учреждений культурно-образовательного назначения, в том числе музеев и библиотек. 

Дворянское общество Орловской губернии располагало своими сословными капиталами, основными источниками которых служили сборы с земель дворян, пожертвования и вклады по завещаниям. 

Благотворительная деятельность дворян осуществлялась в форме денежных пожертвований, организаций различных вечеров, концертов, спектаклей, лотерей, сборы, с которых поступали в пользу благотворительных организаций, культурных учреждений и отдельных лиц. Показательно активное участие дворян в обеспечении помощи губернским образовательным и культурным учреждениям, кадетскому корпусу. Общество чаще всего избирало попечителей или почетных блюстителей училищ и школ из дворянской среды. 

"Чувство государственной чести» неизменно присутствовало у передовой части российского дворянства. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) в доме орловского дворянского собрания был устроен госпиталь [7]. Предводитель Орловского губернского дворянства М.А. Страхов призывал всех желающих участвовать в пожертвованиях на устройство библиотеки при госпитале. С этой целью было сделано заявление: - «Для доставления больным и раненым воинам средств к чтению, комиссия в составе князя Солнцева, князей Телегина, Полозова, Васильева, приступила к устройству библиотеки. Уже пожертвовано несколько книг. Комиссия имеет честь покорнейше просить всех сочувствующих устройству библиотеки и желающих сделать какие – либо пожертвования книгами, присылать их на имя уполномоченного от комиссии Павла Петровича Тютчева» [7]. 

В Орле и губернии действовали различные благотворительные общества и комитеты, деятельность которых особенно оживилась во второй половине ХIХ века. Представители дворянского сословия жертвовали на строительство храмов, учебных заведений и библиотек. Губернское дворянское общество оказывало материальную поддержку Александрийскому институту благородных девиц, орловским гимназиям. Мценская помещица А.Д. Тенишева на свои деньги строила и содержала земские школы в селах уезда, в том числе в Карандаково, Брагино, Старенково, Сторожевое. Двенадцать лет преподавала в школе для крестьянских детей П.М. Клушина, открывшая ее на свои средства в Малоархангельском уезде. Потомок декабриста И.Н. Пущин (1849-1923), незаконнорожденный сын декабриста И. Пущина, друга А.С. Пушкина, также прославился благотворительной деятельностью, выделив денежные средства на первоначальное устройство земской библиотеки и открыв на свои средства земскую больницу.

Многие орловские губернаторы- дворяне остались в памяти орловцев благодаря своим благотворительным деяниям. Так, Н.М. Васильчиков, гусар, участник русско-турецкой войны, в годы своего губернаторства открыл публичную библиотеку (1838), при губернаторе А.Н. Трубникове открылись губернский музей (1897) и Пушкинская библиотека (1899). Дворянин А.А. Оловенников заведовал библиотекой, открытой в конце Х1Х в. Орловским Обществом в память 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Городской голова, дворянин Д.С. Волков, известный своей благотворительной деятельностью, инициировал учреждение в Орле «Комитета народных чтений», понимания их огромное значений для простого народа [12]. Чтения проводились в течение пяти лет (с 1887-1892гг.) и в четвертый год их проведения решено было выставить «кружку» для добровольных пожертвований. 

Возглавляли губернские и уездные земства наиболее авторитетные и уважаемые представители дворянского сословия, среди которых в разное время были братья Хвостовы, Стаховичи, Цуриковы, Пущины, Голицыны и другие. Благодаря их инициативам были открыты земские школы и библиотеки. 

К началу ХХ века дворянство и купечество в значительной степени лишаются традиционных привилегий и отказываются от сословных предрассудков, соединяясь в некое консолидированное образованное сословие, расширяющееся за счет разночинцев- выходцев из всех сословий русского общества. В Орловской губернии 15 библиотек принадлежали клубно-сословным организациям. Наиболее значительными книжными фондами владели библиотеки орловского Дворянского (1871) и Купеческого собрания (1869) [5]. 

В уставе библиотеки Купеческого собрания имелась запись – «все расходы по устройству и содержанию библиотеки удовлетворяются из средств Общества, а также из специально на сей предмет пожертвованных частными лицами сумм»[16]. Недаром некоторые клубы (купеческий, дворянский) какое-то время официально именовались «собраниями». 

Наравне с клубами в русле благотворительной деятельности действовали и некоторые кружки (литературно-художественные) и общества и, отчасти, масонские ложи. Во второй пол. ХIХ – начале ХХ в. несмотря на значительное увеличение клубов они объединяли, главным образом, «элиту верхних слоев общества» [14, С.282-283]. Крупнейшие российские газеты (тираж 100-150 экз.) попадали в клубные библиотеки, где читались, обсуждались, влияя на атмосферу клуба. 

Исследование истории библиотечного дела на общероссийском и региональном уровнях обусловлено стремлением преодолеть формальный подход к прошлому, стереотипы в оценке многих явлений библиотечной теории и практики. Изучение благотворительности и меценатства в библиотечной сфере Орловской губернии конца ХIХ - начала ХХ вв., позволяет углубить представления об отечественной истории в целом, а также истории развития библиотечных учреждений, роли лучших представителей купеческого и дворянского сословия в культурной жизни региона; способствует решению современных проблем книжного и библиотечного дела. 

Современной России требуется разветвленная сеть некоммерческих и общественных благотворительных организаций, способных поддержать российскую культуру и, в частности, библиотечную сферу, поскольку государственные институты зачастую не справляются со своими обязанностями в силу недостаточной финансовой поддержки. 

Безусловно, понятие благотворительности в библиотечной сфере не ограничивается фактом оказания помощи, даже бескорыстной. Основываясь на инициативе, творчестве, социальной коммуникации, партнерстве, гражданском сознании, благотворительность является важным элементом общего поступательного культурного развития и нравственного совершенствования общества. 

В силу этого, феномен благотворительности в библиотечной сфере требует дальнейшего осмысления, и диалог веков может стать отправным пунктом в поиске новых, уникальных, неповторимых способов реализации ее целевых установок.   

 

Список литературы и источников:

[1] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

[2] Государственный Архив Орловской области. Ф. 593. Оп.1. Д.833. Л.7.

[3] ГАОО. Ф.580. Об.1 Д.3785 Л.12-45

[4] ГАОО. Ф.593. Оп. 1. Д. 596. Л.21. 

[5] ГАОО. Ф.580. Ст.2. Д. 337. 

[6] ГАОО. Ф.580. Ст. 2. Д. 3062. Л.34

[7] ГАОО. Ф. 725. Оп.1. Ед.хр. 9. Л.38

[8] Власов П.В. Обитель милосердия / П.В. Власов. – М.: Московский рабочий, 1991.

[9] Жукова Ю.В. Книжное дело Орловской губернии: конец XVIII-начало ХХ в.: справочник / Ю.В. Жукова. – Орел, 2005. 

[10] Краеведческие записки / Орл. гос. учреждение культуры «Орловский краеведческий музей». – Орел: Вешние воды: Вып. 8 : Из сословной истории Орловской губернии. Купечество и дворянство / С. Д. Краснощекова, В. К. Филимонова. – 2010. 

[11] Лавицкая М.И. Орловское купечество второй половины Х1Х - начала ХХ века: монография / М.И Лавицкая. – Орел: ОРАГС. – 2007. 

[12] Народные чтения в Орле // Орловский вестник. – 1890. – 26 марта (№66).

[13] Пясецкий Г.М. Забытая история Орла / Г.М. Пясецкий.– Орел, 1993.

[14] Розенталь И.С. Клубы в истории российской общественности: конец ХVIII-начало ХХ в. / И.С. Розенталь.– М.: Новый Хронограф, 2007.

[15] Русанов Н.С. На родине. Воспоминания / Н.С. Русанов. – М.,1931. – С.272-273.

[16] Устав Орловского купеческого собрания. – Орел: Тип. Хализева, 1899.

 


См. также на Когита!ру другие материалы 3-го конкурса эссе:

Завершен прием заявок на 3-й конкурс эссе

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"

Роль волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Алексей Власов. Благотворительность 2.0

Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Роль волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Артем Тепляков. Благотворительность как элемент институциональной среды предпринимательства в России

Марина Флат. Парадоксы русской благотворительности

Идеи благотворительных проектов

Благотворительность в России и Европе. Некоторые идеологические и методологические аспекты

"Усыновление на расстоянии" и повышение уровня благотворительности россиян

относится к: ,
comments powered by Disqus