01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Граждане

Роль волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Вы здесь: Главная / Граждане / Бюллетень благотворительности / 3-й конкурс эссе "Благотворительность в Европе и России" / Роль волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Роль волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Автор: Антон Ахметзянов, Юлия Ронжина, Людмила Хуторова, Олеся Ярошук — Дата создания: 19.02.2012 — Последние изменение: 01.04.2012
Участники: kgeu.ru (фото)
На примере сравнительного анализа поискового движения России и Народного Союза Германии по уходу за военными могилами. Коллективный труд победителей 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и в России" из молодежного поискового отряда «Патриот» (Казань).

 

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"

 

Об авторах: Антон Ахметзянов – студент 5-го курса Казанского государственного энергетического университета, командир молодежного поискового отряда «Патриот»; Юлия Ронжина – студентка 5-го курса Казанского государственного энергетического университета, боец молодежного поискового отряда «Патриот»; Людмила Хуторова – к.и.н., доцент Казанского государственного энергетического университета; Олеся  Ярошук  – студентка 5-го курса Казанского государственного энергетического университета, боец молодежного поискового отряда «Патриот».

Общее и особенное поискового движения России и Народного Союза Германии по уходу за военными могилами: размышления о роли волонтеров в формировании гражданской ответственности общества

Проблема. Категория гражданской ответственности относится к числу важнейших предпосылок формирования гражданского общества. Исследования, проведенные в 2008 г. по заказу Общественной палаты РФ, показали, что россияне не чувствуют свою ответственность ни за происходящее в стране, ни тем более в мире. Причину этого явления специалисты видят в недостатке каналов действенного влияния, для того чтобы реализовать чувство ответственности на практике [3; с. 7-8.]. Одним из таких каналов является волонтерское (добровольческое) движение.

На сегодняшний день Российские НКО являются каналом добровольческой мобилизации лишь для 1% граждан. При этом известность отдельных НКО и гражданских инициатив достаточно высокая, достигающая 52%. Характерно, что лишь 4% россиян вовлечены в добровольчество через организации по месту жительства, а свои затраты времени за месяц на добровольную работу по месту жительства смогли назвать 21% россиян, что еще раз подтверждает неорганизованный характер добровольческого труда в нашей стране. Среди них у 40% временные затраты за месяц составили лишь 1-3 часа, у 25% – 4-10 часов [Данные взяты согласно сведениям, приводимым Общественной организацией «Институт проблем молодежи» в проекте «Я – волонтер». См.: 1.]. Для сравнения приведем данные о развитии волонтерского движения в ряде зарубежных стран. В США число волонтеров составляет около 60% женщин, посвящающих этому роду деятельности в среднем 3,4 часа в неделю, и порядка 50% – у мужчин, занимающихся волонтерством 3,6 часа в неделю. 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Каждый третий житель Германии (это - 22 млн человек) является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц [Цит по: 4.].

По мнению экспертов, в России слишком низок уровень жизни – поэтому почти никто не готов работать бесплатно. Все свободное время люди с активной жизненной позицией пытаются заработать себе на жизнь. При этом отсутствует планомерная государственная поддержка волонтерства и благотворительности в целом [Цит по: 4].

В данной работе предпринята попытка сравнительного анализа деятельности поискового движения России (акцент сделан на опыт Республики Татарстан и опыт авторов – членов молодежного отряда «Патриот» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ)) и Народного союза Германии по уходу за военными могилами в ракурсе их влияния на формирование гражданской ответственности.

Прошедшие в 2010 г. мероприятия празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне еще раз сделали актуальной тему, какой ценой была достигнута для нашей страны эта победа. В связи с этим историки и СМИ вновь вернулись к вопросу о людских потерях в войне. Авторы российских учебников по истории называют цифру 27 млн советских человек, погибших на фронте, в плену и на оккупированных территориях [5; с. 569.]. Со своей стороны немецкие военные историки оценивают потери немецкого населения примерно в 6 500 тыс. человек. При этом отмечая, что отдельные статистические данные нуждаются в уточнении и фактическое число потерь может оказаться еще большим [2]. Расхождение в цифровых подсчетах на практике означает, что до сих пор не все павшие на этой войне нашли свое последнее место упокоения. Эта проблема тесно связана с восстановлением памяти о конкретном человеке, родственники которого много лет назад получили извещение, что он «пропал без вести». Во Второй мировой войны в СССР погибло 2 200 тыс. немецких солдат, 1 400 тыс. из них пали на территории России [6].

Изучение зарубежного опыта может служить ценным и ценностным уроком для нашей страны.

Цель – проанализировать и сопоставить деятельность поискового движения России и Народного союза Германии по уходу за военными могилами в ракурсе их влияния на формирование гражданской ответственности как составляющей социального развития государства.

Обоснование выбора кейсов

Россия и Германия, являясь противниками во второй мировой войне, понесли тяжелые людские потери, которые оказали существенное влияние на социальный капитал обеих стран. Общество страны-победительницы и побежденного государства в равной степени осознали проблему упокоения погибших, в СССР этот процесс был усложнен вопросом о реабилитации и восстановлении памяти тех, кто оказался жертвами советской идеологии. Изучение опыта поискового движения предоставляет возможность оценить потенциал волонтерского движения как одного из факторов формирования гражданской ответственности. Сравнение его с опытом Германии позволяет взять на вооружение зарубежные формы и методы, расширить круг социальных партнеров по данному вопросу.

Эмпирическая база

В данной работе использованы сведения, полученные в ходе реализации проекта молодежного отряда «Патриот» КГЭУ, который осуществляет поисковую деятельность с 2008 г., а также - данные, размещенные на официальном сайте Союза поисковых отрядов России [9].

Источником об опыте волонтеров Германии служит информация, размещенная на официальном сайте Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями [6], а также – данные, полученные авторами в ходе совместной российско-германской поисковой работы.

Методика исследования включает метод сравнительного анализа, использование статистических данных, приводимых общественными и государственными организациями.

Ограничения

Данное исследование не претендует на исчерпывающее изучение обозначенной проблемы. Акцент на региональный опыт несколько суживает картину в рамках всей России.

Структура работы

Работа имеет следующую структуру. Представлены основные вехи исторического развития поискового движения России и Народного союза Германии по уходу за военными могилами.

Затем проанализированы цели и основные направления деятельности поисковых отрядов России и волонтеров Народного союза Германии по уходу за военными могилами.

В заключении обобщены выводы, намечены перспективы.

 

1. Молодежное поисковое движение в СССР и РФ и Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями: основные исторические вехи развития

Германия имеет богатый исторический опыт призрения могил павших на войне воинов. Уже после завершения Первой мировой войны общество обратилось к решению этой проблемы. 16 декабря 1919 был создан Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями. Иного решения просто не было: тогда еще молодое немецкое правительство было не в состоянии ни политически, ни экономически заботиться о могилах павших. Выполнению этой задачи посвятил себя Народный союз, который воспринял ее как возложенную на него всем народом гражданскую инициативу. До начала 1930-х его сотрудники оборудовали большое количество воинских захоронений. С 1933 лидеры организации сотрудничали с национал-социалистами. После войны в 1946 Народный союз вновь приобрел общественный статус, а в 1954 правительство ФРГ поручило ему обеспечить поиск немецких военных захоронений за рубежом и их сохранность [6].

После 1990, в связи политическими переменами в Европе, Народный союз начал также действовать и в государствах Восточной Европы. За время Второй мировой войны там погибло около трех миллионов немецких военнослужащих – количество, более чем вдвое превышающее численность покоящихся на Западе. Многие, из более сотни тысяч захоронений, очень трудно установить, они разрушены, застроены или разграблены. Задача решалась путем налаживания партнерских отношений в европейскими странами.

Российско-германское сотрудничество в этой сфере осуществляется в соответствии с Соглашением между правительством РФ и правительством ФРГ об уходе за военными могилами в РФ и в ФРГ от 16 декабря 1992 Россия и Германия договорились обеспечивать защиту и уход за могилами россиян и немцев, погибших во время боевых действий в обеих мировых войнах, а также в концлагерях, лагерях для интернированных лиц и на принудительных работах в Германии и России до 1952. Все расходы по обеспечению ухода за немецкими воинскими захоронениями в России и российскими воинскими могилами в ФРГ несет германская сторона. При этом Народному союзу разрешено создавать в РФ компактные захоронения погибших немцев [6]. Для создания более прочной основы дальнейшей работы в 2001 Народный союз основал Фонд «Память и мир» [6].

Таким образом, с первых дней своего существования участники народного союза осознавали свой гражданский долг, а государство оказывало поддержку в их деятельность, в том числе, и – материальную помощь.

Несколько иначе ситуация разворачивалась на территории СССР, где долгое время Великая Отечественная война относилась к числу идеологических тем и должна была освещаться в строго определенном ракурсе. Вопрос о потерях и павших на полях битв воинах замалчивался. До 1988 не существовало единого координационного центра, и поисковое движение осуществлялось отдельными людьми и небольшими разрозненными отрядами, которые на свой страх и риск предпринимали экспедиции по местам боев и хоронили бойцов и командиров Красной Армии [9]. 

Например, на базе Казанского государственного университета в конце 1960-х возникли поисковые группы, которые в дальнейшем получили название «Снежный десант». Их деятельность выходила за рамки официально объявленного ЦК ВЛКСМ Всесоюзного похода по местам боевой, революционной и трудовой славы советского народного. Основной целью походов было изучение боевого пути дивизий, сформированных в ТАССР в годы войны. Работа велась в нескольких направлениях: поисковом (работа в военкоматах, редакциях, музеях, встречи с ветеранами и очевидцами) и агитационно-пропагандистском (работа агитбригад и лекции).

В 1988 было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ. Таким образом, советское правительство официально признало существование проблемы незахороненных солдат армии-победительницы и было дано официальное разрешение на участие граждан в её решении. Одновременно была предложена новая форма участия в данном движении – «Вахта памяти» по розыску и перезахоронению павших защитников Отечества.

Развитию движения способствовало принятие в 1989 г. решения о создании «Всесоюзной Книги Памяти». В республиканские, краевые и областные Книги Памяти в течение в 1989-1995 планировалось заносить краткие сведения о погибших в боях за родину. Одновременно был создан нештатный Координационный центр Министерства обороны СССР по увековечению памяти защитников Родины. В его обязанности входило обеспечение взаимодействия органов военного управления, воинских частей и учреждений с партийными, государственными и общественными организациями по увековечению памяти погибших, а также развитие сотрудничества с государственными учреждениями и общественными организациями зарубежных стран по выявлению, учету и благоустройству советских воинских захоронений, находящихся за пределами СССР. Кроме того, центр выполнял такие функции, как осуществление контроля над состоянием и сохранностью могил и кладбищ военнослужащих, оказание научно-методической и практической помощи воинским частям, государственным учреждениям и общественным организациям в совершенствовании форм и методов их деятельности по увековечению памяти защитников Родины. Наконец, в августе 1991 общесоюзное поисковое движение было оформлено юридически как Ассоциация поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества». Распад СССР и изменившаяся в стране политическая ситуация не могли не отразиться на ее структуре. Часть отрядов осталась в Ассоциации, другая ‒ вышла из ее, образовав свои республиканские объединения [9].

В 1993 году Законом РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» был определен порядок проведения поисковых работ, органы управления, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Таким образом, поисковая работа получила законодательную основу, признание и поддержку государства. В том же году была принята «Программа подготовки и проведения празднования 50-летия Победы и других памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в которой впервые для проведения Вахты Памяти было выделено на 1994-1995 годы 298,8 млрд рублей [9].

В 1993 на базе поисковых отрядов Татарстана был создан Общественный Фонд РТ «Отечество», с 1997 действующий как общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» РТ.

В 1997 году Объединение «Отечество» и Институт информатики Академии Наук РТ создали межрегиональный информационно-поисковый центр (МИПЦ). В нем создана компьютерная база данных, включающая около 4 млн имен погибших воинов, составленная по данным архивов, Книг Памяти регионов России, запросов родственников погибших, результатов поисковых экспедиций и т.д. Имеются электронные справочники полевых почт, воинских частей времен Великой Отечественной войны, административно-территориального деления СССР, РТ и т.д.

В 1995-1996 был принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих поисковое движение и увековечение памяти погибших при защите Отечества. Были определены основные направления и формы господдержки молодежных и детских объединений, гарантированы права объединений. Было дано определение «Старые военные и ранее неизвестные захоронения». Законом был запрещен поиск и вскрытие этих захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.

Новым этапом стали 2000-е гг. В 2001 и 2005 годах были утверждены программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В них предусматривалось проведение поисковых работ. Исполнителями мероприятий были названы Рособразование, Роскультура, Минобороны России, органы исполнительной власти субъектов РФ [9].

В 2006 был подписан Указ № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», в котором регламентирует поисковые работы, которые ведутся общественными организациями, уполномоченными органами власти и управления. Полномочия федерального органа исполнительной власти в данной сфере были возложены на Министерство обороны.

На настоящем этапе мы можем констатировать, что отсутствие Федерального закона «О поисковых организациях и поисковой работе в РФ, проводимой в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества» в значительной мере препятствует эффективной деятельности поискового движения.

Из краткого исторического обзора следует, что импульсом для поискового движения в России и Германии стали гражданские инициативы. В СССР движение развивалось в русле официальной патриотической идеологии, но благодаря самодеятельному началу обогащалось нестандартными методами. Геополитические изменения на карте Европы привнесли новшества в деятельность, как российских поисковых отрядов, так и Народного союза Германии. В первом случае распад СССР повлек за собой уменьшение численности поискового движения. В Германии – наоборот – были расширены географические рамки деятельности. Правительство Германии с самого зарождения оказывало поддержку Народному союзу. Российскому правительству понадобилось гораздо больший временной промежуток для осознания важности данного явления и интеграции его в общественную систему путем закрепления соответствующими законами.

2. Цели и направления деятельности Народного союза Германии по уходу за военными могилами и Союза поисковых отрядов России (опыт Республики Татарстан и молодежного отряда «Патриот»): общее и особенное

Исторические различия в формировании и деятельности Народного союза Германии и Союза поисковых отрядов России (СПО России) не мешают выявить общие точки соприкосновения, определить формы и методы работы, которые могут быть внедрены в российскую практику.

Народный союз Германии является гуманитарной организацией. По поручению федерального Правительства он занимается сбором данных о немецких воинских захоронениях за рубежом, работой по их сохранению и уходу за ними. Народный союз поддерживает родственников в вопросах ухода за военными могилами, консультирует общественные организации и отдельных лиц, осуществляет международное сотрудничество в области ухода за воинскими захоронениями и содействует организации международных молодежных встреч на местах захоронений погибших и умерших. В настоящее время Народный союз насчитывает 500.000 активных членов и спонсоров, а также свыше 1 млн непостоянных спонсоров и интересующихся его работой. С февраля 2001 действует представительство Народного союза в Москве.

СПО России является самой многочисленной поисковой организацией в России и ближнем зарубежье – это 5 межрегиональных, 50 республиканских, краевых и областных объединений, – всего более 600 поисковых отрядов общей численностью более 40 тысяч человек. Активные поисковые работы проводятся практически каждый год на территории 32 субъектов Российской Федерации. Фонд «Союз поисковых отрядов России» наделен полномочиями на проведение поисковых работ на всей территории РФ. Например, одной из республиканских организаций Союза является общественная молодежная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, в которую входит отряд «Патриот».

Итак, первый объединяющие моменты – это статус некоммерческой общественной организации, выход в своей деятельности за границы своего государства.

Работа Народного союза почти на 85% финансируется за счет взносов и пожертвований, а также средств, поступающих от добровольных сборов, проводящихся один раз в год по домам и на улицах Германии. Оставшаяся часть поступает из федерального бюджета и бюджета земель.

В России Указом Президента РФ № 37 от 22 января 2006 полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших возложены на Министерство обороны РФ. В финансировании поисковых отрядов на местах задействованы республиканские, краевые, областные бюджеты.

По мнению председателя Правления СПО Ю.А. Смирнова, с выходом в свет Указа работы поисковых объединений во многих регионах были свернуты [8]. Причину этого явления он видит в несовместимости государственного регулирования общественного характера поисковой работы [8]. Намерение Министерства обороны выделить средства на финансирование поисковых работ оказалось невозможным из-за отсутствия правового механизма о финансировании Министерством обороны общественных организаций [8]. Кроме того, ряд регионов РФ, ранее выделявших из своих бюджетов средства на проведение поисковых работ, в настоящее время средств не выделяют, так как все ждут какого-либо решения Минобороны о выдаче специальных разрешений общественным организациям на право проведения этих работ. Вывод Ю.А. Смирнова – юридический коллапс привел к свертыванию поисковых работ в ряде регионов России [8].

Таким образом, различные принципы финансирования приводят, в Германии к достаточно эффективной деятельности, в России – актуализуют вопрос о разработке правовой сферы самой деятельности.

Следующим объединяющим моментом, на наш взгляд, является определение миссии, которую выполняют российские и германские организации и их члены.

Цели Народного союза – сохранить память о жертвах войны, осознать прошлое и противостоять насилию. Речь идет об элементарном обустройстве мест военных захоронений, поддержании их в надлежащем порядке [6].

Главная цель СПО России – найти и захоронить с отданием всех положенных почестей останки воинов, тем самым вернув из небытия судьбы и имена без вести пропавших защитников Отечества [9]. Также одна из важнейших задач в деятельности Союза – это воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи. 

Схожие цели в качестве основы для своей работы определены и общественной молодежной организацией «Объединение «Отечество» РТ. Во-первых, увековечивание памяти уроженцев и жителей РТ, погибших при защите Отечества, при выполнении воинского долга, репрессированных в 1920-1960-е гг., а также жертв войн и репрессий, погибших и захороненных на территории как РФ, так и иностранных государств; во-вторых, воспитание детей и молодежи в духе патриотизма, любви к своей Родине, к своему Отечеству.

Студенты КГЭУ, разрабатывая Устав молодежного поискового отряда «Патриот», определили следующие цели своей деятельности:

- увековечение памяти погибших в годы Великой Отечественной войны и жертв политических репрессий;

- воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к своей родине, своему народу;

- объединение молодежи на гражданско-патриотических позициях, воспитание толерантности в обществе;

- социальная поддержка и помощь ветеранам и их семьям.

Таким образом, и германская, и российские организации действуют в рамках гуманитарной миссии, что объективно способствует консолидации общества в рамках социального развития государства, осознанию им своей социальной роли и решению ряд практических задач. Авторы материалов на сайте СПО России в качестве значимости своей деятельности отметили её толерантную направленность. Поисковое движение сегодня является живой связью между поколениями, способствует предотвращению раскола общества по возрастному, национальному и конфессиональному признакам, сближает над общими могилами не только молодежь России и стран СНГ, но стран, так называемого, дальнего зарубежья. В СПО ведутся работы, направленные на реализацию социальной программы духовного возрождения России и военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи и школьников, на воспитание у молодежи идеалов бескорыстной любви и служения своему Отечеству, гуманизма и милосердия [9]. Приблизительно в том же духе пишут о себе и немецкие добровольцы. Девиз их работы – «Примирение над могилами – работа во имя мира». Союзом созданы условия для вовлечения школьников и других категорий молодежи в воспитательные проекты во имя мира [6].

Рассмотрим конкретные формы и методы деятельности.

Название немецкой организации указывает, что основным направлением в её деятельности является уход за могилами павших немецких воинов. Сегодня под опекой Союза находятся 827 военных кладбищ в 45 странах с общим числом погибших и умерших около 2,3 млн чел. За последние годы в странах Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы удалось восстановить или заложить более 300 кладбищ периода Второй мировой войны и более 190 захоронений Первой мировой войны. Около 628 000 погибших и умерших были перезахоронены [6].

В период с 1992 были построены и восстановлены 20 немецких солдатских кладбищ на обширной территории от Санкт-Петербурга до Кавказа. Силами поисковиков были эксгумированы и перезахоронены на сборных кладбищах в России останки свыше 220 000 погибших немцев. «Немцы стремятся захоронить своих солдат на месте их гибели, а не вывозить их прах на родину», – отметил председатель Народного союза Райнхард Фюрер [7]. К 2015 году предполагается перезахоронить останки еще 180 тыс. погибших военнослужащих вермахта.

Народный союз организует поездки к местам военных захоронений, национальные и международные молодежные лагеря. Поддерживают работу Народного союза военнослужащие и резервисты Бендесвера [6].

Основная формы работы поисковых отрядов в России – это участие в Всероссийской Вахте Памяти. По данным СПО России, в общей сложности за период активных поисковых работ найдены и захоронены с соответствующими воинскими почестями останки более 450 тысяч погибших воинов, установлены тысячи имен тех из них, кто считался пропавшими без вести [9].

Основные методы поисковых и эксгумационных работ воинских захоронений защитников Отечества и иностранных военнослужащих закреплены в соответствующих методических рекомендациях. К ним отнесены поиск, эксгумация, перезахоронение останков, установление личности погибшего, а также – исследовательская работа в архивах, сбор необходимой информации из устных источников.

Поисковый отряд «Патриот» КГЭУ участвовал в различных мероприятиях республиканского и всероссийского масштаба. Бойцы побывали в 7 экспедициях (Всероссийские вахты памяти «Любань – 2008; 2009, 2010», «Беларусь – 2010»), приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных Победе в Великой Отечественной войне (Республиканский «Марш Памяти-2008»; Республиканский «Марш Памяти-2009»; «Республиканский фестиваль поисковых отрядов» 2007 – 2010 годов; «Учебно-практический семинар поисковых отрядов РТ РСПЦ – «Патриот» - 2009; слет поисковых отрядов РТ РСПЦ – «Патриот» - 2009 – 2010; открытие Всероссийской вахты Памяти – 2008 – 2010; вечер скорби и памяти, посвященный 22 июня 1941 – 2009-2010).

В работе Народного союза появилось новое направление – сбор сведений о советских солдатах, погибших на территории «третьего рейха». В этих целях проводится работа по формированию в ФРГ единого информационного центра и банка данных о захоронениях советских солдат и узников гитлеровских концлагерей. Информация будет предназначена для жителей республик бывшего СССР, родственники которых в годы Второй мировой войны погибли на территории Германии. Народный союз готов предоставить возможность родственникам погибших посетить эти захоронения [7].

Социальная миссия поискового движения России и Народного союза Германии совпадает в определении морально-этической ценности данной работы. Добровольцы обеих стран связывают свою деятельность с исполнением гражданского долга. В обоих случаях определяется в качестве первоочередных задач долг и милосердие. Благотворительная деятельность объединяет граждан, представляющие различные социальные и возрастные категории. В соответствии с этим применяются различные формы и методы деятельности. Германия в этом отношении обладает весьма разнообразным их набором. Отметим, что деятельность широко освещается в СМИ. Формы и методы деятельности позволяют говорить о возможностях осуществления совместных проектов, как на территории России и Германии, так и европейских стран, где находятся захоронения советских и немецких бойцов.

Заключение

Таким образом, поисковое движение в России – одна из традиционных форм волонтерского движения. Обладает и на современном этапе хорошим потенциалом в плане формирования гражданской ответственности россиян.

Проведенное авторами исследование позволяет сделать следующие выводы:

В России и Германии накоплен богатый опыт по увековечиванию памяти павших на фронтах сражений воинов. Граждане обеих стран проявили гражданскую инициативу и проводят мероприятия в этой области.

Анализ состояния дел в России показывает, что необходимо совершенствовать отечественное законодательство с целью выведения поискового движения из ведомственного подчинения, правовое урегулирование вопросов финансирования, обучения навыкам поискового движения, координации деятельности отрядов и состояния мест воинских захоронений.

География мест последних остро ставит и вопрос о состоянии военно-мемориальной работы за рубежом, в первую очередь в странах СНГ и бывших республик СССР. Данная проблема тесно связана с формированием Россией собственного положительного имиджа. Практическим решением могут служить совместные проекты, в том числе с Народным союзом Германии.

По мнению председателя Народного союза Р. Фюрера, «солдаты Второй мировой войны имеют право на покой, жертвы войн и насилия не должны предаваться забвению». Именно к движению волонтеров можно отнести утверждение, что благотворительность не только помогает тем, кто нуждается в поддержке, но и благотворно влияет на тех, кто ее оказывает.

Фотография отсюда.

Источники информации

1. http://www.conflictu.net/news/detail/871

2. Арнтц Г. Людские потери во второй мировой войне: http://militera.lib.ru/h/ergos/27.html

3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2008. – С. 7-8.

4. История добровольчества в России и других странах

5. История России с древних времен до наших дней: учеб. для студентов неисторических специальностей / В.А. Веременко, Н.Д. Козлов, Е.Д. Никуленкова и др.; под ред. Н.Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 569.

6. Сайт Народного союза Германии по уходу за военными могилами

7. Народный союз Германии: сохранить память о жертвах войны, осознать прошлое и противостоять насилию: http://www.rodon.org/society-100712093454 .

8. Смирнов Ю.А. Аналитическая справка о ходе выполнения Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и состоянии военно-мемориальной работы в России и за рубежом 

9. Союз Поисковых Отрядов России. Официальный сайт: http://sporf.ru/

 
 

См. также на Когита!ру другие материалы 3-го конкурса эссе:

Завершен прием заявок на 3-й конкурс эссе

Итоги 3-го конкурса эссе "Благотворительность в Европе и России"

Алексей Власов. Благотворительность 2.0

Ольга Герасимова. Субъекты благотворительности в Великобритании и России

Александр Кустов. Благотворительность в сравнительной перспективе. Религия имеет значение

Артем Тепляков. Благотворительность как элемент институциональной среды предпринимательства в России

Марина Флат. Парадоксы русской благотворительности

Идеи благотворительных проектов

Благотворительность в России и Европе. Некоторые идеологические и методологические аспекты

"Усыновление на расстоянии" и повышение уровня благотворительности россиян

Сословная благотворительность и меценатство в библиотечной сфере Орловского края

comments powered by Disqus