01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Закон маятника» и динамическое равновесие эгалитарных и элитарных сил в развитии общества

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / «Закон маятника» и динамическое равновесие эгалитарных и элитарных сил в развитии общества

«Закон маятника» и динамическое равновесие эгалитарных и элитарных сил в развитии общества

Автор: Д. Бродский — Дата создания: 04.12.2014 — Последние изменение: 06.12.2014
Участники: А. Алексеев
Жанр нижеследующей работы можно определить как трактат, предмет обсуждения относится к политической философии. Автор – педагог, социальный исследователь, правозащитник Дмитрий Бродский (г. Москва). А. А.

 

 

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:

Д. Бродский

ПРИНЦИП  ДИНАМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ПРОЯВЛЕНИЯ «ЗАКОНА МАЯТНИКА».

 

1. Сразу же после 2-й мировой войны и победы над силами крайнего элитаризма (в форме тиранического национализма) в большинстве стран  Европы, в том числе и Великобритании, в обществе на некоторое время самопроизвольно  возобладали коммунистические, и даже анархические тенденции.  Исключением стали те страны, где были силой введены авторитарные формы правления,  организованные:

а) извне (США относительно Западной Германии, Япониия) (План Маршалла) или

б)  изнутри (режим Франко в Испании).

 

2.  Феномен  смены трендов общественного сознания легко понять, если принять на вооружение следующие   положения: общественное сознание подчиняется закономерности, согласно которой  после    отклонения в сторону элитаризма следует фаза отклонения в сторону эгалитаризма и наоборот.

Назовем эту  социально-психологическую закономерность «законом маятника»

Тем более, что этот термин ввёл ещё в 1967 г. психотерапевт Владимир Леви для описания динамики психических состояний (эмоций и чувств) в своей книге «Охота за мыслью: Заметки психиатра» (М., «Молодая гвардия»: серия «Эврика») и популяризировал в журнале «Знание–сила» [1972]).
Он утверждал, что если человек, к примеру, способен к радости, то с той же силой он может впасть в тоску, если способен к любви, то в той же степени и к ненависти, если проявляет подобострастие, то способен к садизму. 
Если экстраполировать эту закономерность, то можно утверждать, что психическая норма, в пределах которой могут проявляться приведенные выше эмоции и чувства,  продолжает себя в патологии, в частности, в таком  эмоциональном расстройстве психики человека и высших животных как маниакально-депрессивный психоз.

Более того, и в динамике функционирования психики отдельного человека и  в динамике функционирования социума прослеживается модельное сходство с  физическим устройством - маятником.

Чем дальше мы, приложив силу, отклоняем свободно подвешенный маятник в одну сторону, тем дальше он самостоятельно отклоняется в другую сторону.

Самостоятельное отклонение будет равно первоначальному вынужденному отклонению, если пренебречь трением и сопротивлением воздуха.

 Это отклонение можно как-то обозначить, и учитывать его в прогнозах процессов, следующих за событием (ями)  насильственного или самопроизвольного отклонения.

Теперь вернёмся к предмету, ради осмысления которого мы и совершили короткий экскурс в психологию и даже в физику,  а именно, к  обществу.

Можно предположить, что так же, как в случае со свободно подвешенным  рычагом (маятником) общественное сознание динамично изменяет своё состояние.

Этими  уклонениями общественного сознания и соответствующей  общественной практики служит  эгалитарный и  элитарный  тренды, периодически сменяющие друг друга.

Применительно к социуму этот зазор может выражаться  и в сроке наступления обратного отклонения, и в  его силе.
На сам обратный тренд могут влиять многие факторы:
а) исходное качество общественного сознания,

б). степень интенсивности предыдущего тренда,

в) внешние силы, как природного, так и социального свойства.

То есть, в перечисленных факторах проявляет себя специфика отличия  доминирующего общественного сознания социума и определяемой им общественной практики от простого физического, к тому же абстрактно представленного, закона.

Должен заметить, что доминирующее общественное сознание  - это та часть сознания социума, которая стала мотивационно преобладать в данной социально-политической ситуации.

 

3. Специфика действия  «закона маятника» применительно к социуму заключается в том, что он   субъект-объектен.
Причём, по мере роста общественного самосознания социума  объективная составляющая его действия сокращается, и увеличивается её субъективная составляющая.

Определённой победой человека над стихийными социальными процессами служит сознательное подчинение указанной закономерности   механизму  демократических процедур. Я имею в виду  формулирование «общественного договора».

Другими словами, современная демократия (цивилизованная парламентская демократия)  - это процесс: процесс взаимных уступок нанимателей и нанимающихся.. 
Без этих уступок общество "скатывается" или   к крайнему элитаризму (фашизм - машинообразный порядок) или к крайнему эгалитаризму (анархизм - социальный хаос).
Парламентская же демократия предлагает, путём процедуры, уравновесить эти тенденции на основе юридического (безусловного)  признания всем обществом  частной собственности любого лица, то есть признания правосубъектности (юридической свободы) любого гражданина.
Но здесь необходимы исторически ответственные  уступки: а)  и со стороны нанимателей, признание института профсоюзов, б) и  со стороны нанимающихся - признание института парламента -  политической (в сравнении с революционной) процедуры смены власти.
Социальная динамика в рыночном обществе такова, что:
а)  сегодняшний наниматель может завтра стать нанимающимся (пролетарием), а

б). сегодняшний нанимающийся может (в результате учёбы, другого рода совершенствования  способностей, инициативы и задействования других ресурсов) открыть своё дело и, тем самым,  стать  нанимателем.
в) И так несколько раз в своей жизни.

Я бы это назвал законом социальной подвижности буржуазной демократии,  предполагающим перманентное  диффундирование  социальных классов друг в друга. 

 

4. Современная цивилизованная парламентская демократия непременно должна быть  сформулирована в виде писанной или институционально зафиксированной - Конституции.

В ней должна быть заложены (или сформулированы): а) не только процедура  бескровной и честной передачи власти доминирующей (на данном отрезке времени – каденции) силе (с определённой оговоренной периодичностью), но и б)  пределы, в которых может действовать любая политическая сила, добившаяся временной (лимитированной) власти.

Таким образом, культура цивилизованного общества достигла способности  внести ограничители для стихии социальных переживаний и движений.

Общество самопроизвольно и сознательно ограничивает свою стихию, стихию своих чувств любви и ненависти. Оно как бы формирует внутренний скелет своего бытования на смену внешнему скелету  авторитарной власти.

Интересна и ещё одна особенность. Государство, которое   осуществляет исполнение процедуры перевыборов, не даёт общественной стихии выйти за пределы, нормы законно  дозволенного.
Общество со своей стороны, через прессу и партийную  и иную самоорганизация,  так же следит, чтобы государство не встало на сторону одной из сторон, - эгалитарной или элитарной. 

Таким образом, и поддерживается динамическое равновесие эгалитарных и элитарныхцентробежных (общественных) и центростремительных (государственных) сил.

По мере роста  политической культуры общества отклонения большей части электората в ту или иную сторону от центра (точки стабильности) становятся всё менее значительными (интенсивными, если хотите, - драматичными,). 

Хотя политические силы и становятся всё более многочисленными и разнообразными, но в них растёт способность к реалистическому видению своих текущих возможностей (принцип реальности, по Фрейду), а, следовательно, способность к компромиссу.

В конце концов, в зрелом, парламентско-демократическом обществе, складываются две основные политические силы, объединённые за счёт  выработанного умения членов общества к компромиссу вообще и к политическому компромиссу, в частности.

В дальнейшем происходит уменьшение отклонения до незначительных величин и разделение общества почти на равные, честно (в рамках следования единым правилам)  соревнующиеся части электората.

Это то, что ныне мы наблюдаем  в Соединенных Штатах Америки.
Там  умеренно элитаристские силы объединились в Республиканской партии, а  умеренно эгалитаристские силы сконцентрировались вокруг Демократической партии.

Конечно,  радикалы с той и другой стороны присутствуют, но  в виде маргинальных групп. 
 Государство предоставляет им право на существование и действие, но  в рамках законов, единых для всех, при отклонении от которых вступают в силу исполнительная и судебная власти.

Всё четко, законно, справедливо и отвечает принципу свободного общества.

 

23 февраля 2011 г. – 15 марта 2013 г.

 

относится к: ,
comments powered by Disqus