01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Ю. Линник. Русский Север – русский космос (1). Водлозерье в моей картине мира

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Ю. Линник. Русский Север – русский космос (1). Водлозерье в моей картине мира

Ю. Линник. Русский Север – русский космос (1). Водлозерье в моей картине мира

Автор: Ю. Линник — Дата создания: 30.10.2015 — Последние изменение: 30.10.2015
Участники: А. Алексеев
Начало публикации извлечений из книги статей нашего постоянного автора, петрозаводского философа, поэта, культуролога, заслуженного деятеля наука РФ Юрия Владимировича Линника. Книга называется «ВОДЛОЗЕРЬЕ». А. А.

 

 

 

 

Эта книга имеет ничтожный тираж и практически недоступна для зинтересованного читателя. Мы постараемся разместить ее в интернете. Пока же – ознакомим читателя нашего портала хотя бы с несколькими статьями (очерками, эссе) из этой книги.

Мы уверены и пользе и радости, которое может принести это чтение.

Будучи насыщена мифопоэтическим и конкретным научно-культурологическим содержанием, книга Юрия Линника, на наш взгляд, далеко выходит за рамки своего названия и даже за рамки обозначенной нами темы: русский Север – русский Космос.

Это книга о закономерностях развития мира, культуры и человека, скрестившихся в одной географической точке – Водлозерье.

А. Алексеев. 30.10.2015

**

 

Из «Википедии»:

 

«Национальный парк «Водлозе́рский» — национальный парк

 в России, расположен на территории Пудожского района Республики Карелия и Онежского района Архангельской области.

тысяч га, в том числе 130,6 тысяч — на территории Республика Карелия и 337,6 тыс. га в Архангельской области. <…>

Водлозерье — древнейший культурный район Русского Севера. Край был заселён человеком примерно 8-9 тысяч лет назад. На его территории находится множество археологических памятников, в том числе времён мезолита и неолита.

На смену смену саамским и финским племенам в X-XI веках пришли славянские племена — край вошёл в состав Обонежской пятины Великого Новгорода.  После падения Великого Новгорода в XV веке край оказался «медвежьим углом». Тем не менее, в XVII-XVIII веках он оказался в центре раскола Русской Православной церкви. Здесь, в Кожозерском монастыре долгое время обитал будущий патриарх  Никон — одно из главных действующих лиц этих событий. Сохранилось 13 старинных часовен. Были здесь и деревни (боярщины), принадлежавшие новгородской боярыне Марфе Борецкой (известной как «Марфа-посадница»).

В начале XX века в Водлозерье насчитывалось 40 деревень с населением 2628 человек. В начале XXI века (2005 год) на территории Водлозерского парка находилось пять поселений, где проживало 547 человек».

**

 

ВОДЛОЗЕРЬЕ В МОЕЙ КАРТИНЕ МИРА

 

            И природе, и культуре присуща замечательная диахрония – в них сосуществуют разные времена: древнее перемежается новым – архаическое чередуется  с передовым. Водлозерье оставляет впечатление, что поток перемен здесь как бы медлит, встречая на своём пути невидимые заторы.

Отсюда чувство близости к истокам, началам.

Спешка века не ощущается в этих заповедных местах.

Под какой гипноз они попали?

Киричский палеовулкан: ему 2,5 млрд. лет, но историческая дистанция кажется гораздо меньшей – лавовые потоки проступают со всей очевидностью. Кто заколдовал их от всеразрушающей эрозии?

Аналогично и ледник: словно только вчера он оставил свою работу – и патина не успела лечь на созданную им картину.

Сколько экспрессии в этих валунных россыпях!

А эти озы? Кажется, что их синусоиды пружинят – начальная энергия ничуть не истрачена.

            Природа Водлозерья веет первозданностью.

            Но вот поразительный контрапункт: здесь же можно пережить и противоположное ощущение завершённости процессов развития  – будто все конечные цели давным-давно достигнуты, всякое движение пресеклось.  Эти настроения внушают экосистемы парка, в которых сукцессия уже привела к климаксовой стадии: тут всё сгармонизировалось – уравновесилось – успокоилось – устоялось – улеглось.

            Таковы эпические ельники Водлозерья. И его кажущиеся бесконечными верховые болота.

            Начало времён?   

            Или их конец?

            Когда это неразличимо, то нам кажется: хронометраж стал бессмысленным – наступила вечность.

            Водлозерье всклень полно вечностью.

Быть может, это главное в нём.

Приезжая сюда, я как бы выпадаю из бега дней – и приобщаюсь к чему-то премирному или надмирному.

            Водлозерье чудотворит.

            Водлозерье поднимает и  просветляет.

            Водлозерье благоприятствует трансцендированию.

            Философы обозначили этим понятием исконное стремление человеческого духа к чему-то высшему, запредельному. Нездешнее не только на небе. Оно и в заветных местах Земли, отмеченных особой харизмой.

            У Водлозерья есть такая харизма.

            Когда новгородцы устремлялись в поисках земного рая к Белому морю, то в этом был момент глубинного трансцендирования – человек в координатах пространства-времени хотел найти нечто максимально близкое к вечности.

            Постепенно Русский Север стал предметом своеобычного всенародного трансцендирования. Он воспринимался как что-то обетованное – чудесное – чаемое. 

Виделся огромным храмом.

Причём весьма веротерпимым!

Языческие капища тут могли потаённо соседствовать с православными погостами.

Скоморохи сходились в один круг с каликами.

Макошь дружила с Параскевой.

На Север!

Там – свобода. Там – красота. Там – сказка.

Серебряный век окончательно выявил и закрепил эту интенцию. Спасибо его гениям – Владимиру Суслову и Ивану Билибину, Всеволоду Миллеру и Василию Верещагину, Михаилу Пришвину и Николаю Клюеву – за их северные приоритеты.

Водлозерье видится мне как средоточье Русского Севера.

Это очень верное слово: средоточье. В нём переливаются два смысла: один указует на перекрестье координат – на центр системы, а другой связан с идеей стягивания, собирания в себе и вокруг себя всего непреходящего, самоценного.

Водлозерье сполна отражает оба этих взаимосвязанных смысла – хорошо соответствует им обоим.

Пройдёмте посолонь вокруг Водлозерья.

Начнём путь – естественно – с Востока. Двигаясь в этом направлении, мы выйдем на Кенозеро – на Онегу – на всё Пятиречье.

Значительнейшее соседство!

Связующих нитей тут очень много. Назовём некоторые:

 – У Кенозера и Водлозера имеется уникальная общая мифология – их водяные пытались породниться;

 –  онежские и пудожские куклы-панки наверняка накладываются  на общее родословное древо;

 – вспомним, что с берегов Онеги к нам пришла прекраснейшая традиция кубоватых храмов – Ильинская церковь на Малом Колгострове находится в их ареале.

Водлозерье и Каргополье издревле тяготели друг к другу. Соединяет их прежде всего аура святости. Александр Ошевенский и Диодор Юрьегорский общались поверх всяких межей –  и временных, и пространственных.

Теперь обратим взор на Юг.

О, сколь благодатен этот азимут!

Ведь прямо под Водлозерьем простирается – впритык граничит с ним – легендарная Северная Фиваида.

Впрочем, порубежья тут весьма условны и относительны – их можно поднять и до полярных широт, вплоть до Колы и Печенги.

Тогда Водлозерье окажется внутри означенной территории.

Тем не менее именно Вологодчина являет особую плотность в концентрации монастырей, продолживших дело Сергия Радонежского – огромные просторы тут намолены как нигде.

А ещё южнее в поле нашего зрения оказываются Ярославль и Ростов.

А потом и Сергиев Посад.

Сейчас мы означили вехи так называемой низовской колонизации Русского Севера. Её волна дошла до Водлозерья. И тут она пересеклась с другим потоком. Он исходил из Новгорода Великого.

Это западный вектор.

Вот ключ к пониманию широкой и доброй души Водлозерья: на его землях встретились – и образовали красивейший интерференционный узор – два уклада, далеко не всегда находивших согласие между собой.

Один – новгородский, другой – московский.

Хотя их синтез в наших краях несомненен, но всё же мы вправе сказать, что в чисто ценностных измерениях –  может, по причине своего первородства – возобладало новгородское влияние.

Отсюда свободолюбие водлозёров.

Обонежская пятина охватывала Водлозерье. Двигаясь от её восточных пределов, мы последовательно пересекаем:

 – былинное Заонежье с его Кижами;

 – потом Посвирье, озарённое явлением Святой Троицы;

 – потом исихастский Валаам.

И по этой линии к Водлозерью шли  сильнейшие культурные импульсы.

…Белая ночь.

Над северным окоёмом не гаснет заря.

Двигаясь вверх по лестнице широт, мы окажемся в опальной – и огнепальной – Выгореции.

Теснейшее взаимодействие с непокорными выговцами вносит в историю Водлозерья трагическую ноту.

Вспомним самосожжение филипповцев на Умбе.

Отсюда побежала искра, воспламенившая бегунов. Они же странники. А ещё и скрытники. Именно в их мятежной среде родилась изумительная легенда о граде Китеже. Водлозерье имеет к её генезису самое прямое отношение.

Выг несёт свои бурные воды в Белое море. Его берега и острова – особый космос.

Истинно русский космос!

Не здесь ли всё то, что мы называем своим, национальным, получило наиболее яркое  выражение? Наши основополагающие архетипы проявились в культуре поморов чётко и убедительно.

Поднимем паруса.

И двинемся на Соловки!

Этот путь  хорошо знаком водлозёрам.

Вот мы и замкнули солнопутье. На все стороны распахнуты наши сердца. Эта их обращённость ко всей Ойкумене очень наглядно заявила себя в судьбе Диодора Юрьегорского.

Смотрим на Восток – и видим мальчика в славном Турчасове.

Смотрим  на Юг – и застаём нашего святого в Троице-Сергиевой Лавре.

Смотрим на Запад – и наблюдаем: новгородский митрополит беседует с основателем обители на далёкой Илексе.

Смотрим на Север – и  сразу узнаём Диодора среди соловецкой братии.

Водлозерье похоже на глубокую потаённую чашу – с разных сторон стекались в неё чистые струи. Значение его для России огромно.

 

Ю. Линник