01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Ю. Чернецкий. Этюд об Энтони Гидденсе

Ю. Чернецкий. Этюд об Энтони Гидденсе

Автор: Ю. Чернецкий — Дата создания: 23.08.2014 — Последние изменение: 23.08.2014
Участники: А. Алексеев
«Гидденс считается одним наиболее значительных современных социологов, он автор 34 книг, изданных на 29 языках. В 2007 году Гидденс занял пятое место в списке самых цитируемых ученых в гуманитарных науках. Известен своей теорией структурации и целостной оригинальной концепцией современных обществ» (Википедия).

 

 

 

 

На снимке: Энтони Гидденс

 

ТРОЙНОЙ ЮБИЛЕЙ ЭНТОНИ ГИДДЕНСА

(Научно-популярный этюд с элементами публицистики)

 

Ах! не всё нам реки слёзные

Лить о бедствиях существенных!

На минуту позабудемся…

Н. М. Карамзин

 

По моим подсчётам, в этом году видный английский социолог Энтони Гидденс отмечает, как минимум, «тройной» юбилей. Тридцать лет назад – в 1984-м – вышла его книга «Устроение общества» (русский перевод которой увидел свет почти два десятилетия спустя [1]); она вместе с более ранним трудом «Центральные проблемы социальной теории» (1979) сделала автора звездой первой величины в мировой социологической науке. Четверть века назад – в 1989-м – было опубликовано первое издание гидденсовской «Социологии», которая стала одним из самых популярных и авторитетных пособий и вообще одной из самых читаемых книжек по этой дисциплине. Наконец, десять лет назад – в 2004-м ­– Гидденс получил звание пэра, то есть члена палаты лордов парламента Великобритании; это звание стало заслуженной наградой за неизменно активное участие не только в академической, но и в политической жизни. Ведь, помимо прочего, мэтр являлся, пожалуй, наиболее влиятельным советником премьер-министра Тони Блэра, в его активе – множество телевизионных выступлений и статей в печатных СМИ [4].

Интересно на примере бестселлера или/и мегахита «Социология» отследить некоторые важные тенденции развития как собственной гидденсовской, так и мировой социологической мысли. Отмечу, что к подготовке последнего по времени 7-го издания подключился соавтор – известный шотландский учёный-социолог Филип Саттон [4]. Забавно: Англии с Шотландией грозит разделение, а ведущие социологи двух стран объединяют усилия… В качестве базы для сравнения взято не первое, а третье (1997) издание этого пособия, в максимальной степени учитывавшее наработки мировой социологии, которыми она располагала на рубеже двух столетий. Воспользуюсь отличным украинским переводом книги [2].

В конце прошлого века Гидденс писал, что социология должна (здесь и в следующем предложении выделено мной. – Ю.Ч.) играть определяющую роль в интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди общественных наук [2, с. 12]. В середине текущего десятилетия соавторы уже утверждают: «Социология занимает одно из центральных мест (“has a central place”) среди социальных наук, а также играет одну из ключевых ролей (“has a key role to play”) в современной интеллектуальной культуре» [5, p. VIII]. Суждение весьма оптимистичное. Возможно, оно обусловлено британской спецификой. Или личным опытом «главного автора». Или желаемое, то, что, по мнению Гидденса и Саттона, должно быть, просто выдаётся за действительное. Как бы то ни было, я не нашёл подтверждения этому тезису в ходе сравнительно недавних бесед с западными коллегами, например, знаменитым Иммануилом Валлерстайном и многолетним директором Института социологии Венгерской академии наук Палом Тамашем. У меня сложилось впечатление, что как академическая, так и широкая общественность Запада гораздо уважительнее относится к наукам экономическим и политическим. То же наблюдается в Украине, хотя здесь имеется немало квалифицированных учёных-социологов и демоскопических центров достойного уровня (среди них, на мой взгляд, масштабами исследований и степенью проработки «технологических» аспектов выделяется Киевский международный институт социологии (КМИС), президент – В.Е.Хмелько, генеральный директор – В.И.Паниотто). Что ж, социологии есть смысл посостязаться за общественное внимание и признание, реализуя правильный по сути лозунг: «В борьбе обретёшь ты право своё!»

Гидденс и Саттон подчёркивают, что в книге имеются три сквозных темы, которые «отражают ключевые проблемы, формирующие облик современной социологии» [5, p. VIII]. Две из них фигурировали в издании 1997 года. Это, во-первых, тема социальных изменений. Дополнительно подчёркнуто, что многие социологи доказывают: начиная с 70-х годов прошлого века, скорость социальных изменений возросла, а вместе с тем некоторые ключевые организующие структуры индустриальной культуры – такие, как социальный класс, традиционная семья и обрабатывающий сектор хозяйства – утратили свою власть над индивидуальными жизненными путями. Второй сквозной темой книги является глобализация общественной жизни. Важным её аспектом сейчас выступает попытка создать модель устойчивого экономического (я бы предпочёл сказать: социально-экономического) развития, которая одновременно обеспечивает защиту глобальной окружающей среды и возможности хозяйственного роста для развивающихся стран (к числу их, увы, принадлежат и Украина, и Россия). Именно первое (напомню, 1989 года) издание книги Гидденса ввело в учебный социологический дискурс указанную тему, «но сегодня глобализация является неотъемлемой частью самой “ткани” дисциплины» [5, p. IX]. Это нашло отражение в структуре пособия. Глава, которой открывается рассмотрение предмета социологии, так сказать, по существу, называется «Глобализация и социальные изменения». Сразу за ней следует глава «Окружающая среда». В издании 1997 года этот круг вопросов рассматривался в самом конце «предметной» части книги.

А третья сквозная, «повторяющаяся» тема появилась уже в новом столетии. Речь идёт о социальном неравенстве. Конечно, книга Гидденса, подобно другим пособиям по социологии, и раньше содержала главы, посвящённые таким проблемам, как гендер и сексуальность, «раса» (термин взят в кавычки Гидденсом и Саттоном!) и этничность, старение, социальный класс, нетрудоспособность и пр. Но сейчас социальная теория всех уровней выстраивается и конкретно-социологические исследования проводятся всё в большей мере исходя из того, что важные социальные подразделения в обществе взаимосвязаны, продуцируют сложный «набор» версий жизненного опыта для индивидуумов [5, p. IX]. Иными словами, насколько понимаю, предлагается акцентировать внимание не на общностях, обусловливаемых каким-то отдельным одно-, двух- или даже трёхмерным (в случае классов) типом, а на многомерных, глубоко индивидуализированных вариантах «пересечения» максимального числа доступных для изучения типов или срезов социального неравенства.

Остановлюсь на двух методических моментах, отличающих седьмое (2013) издание «Социологии» от всех предыдущих. Оба они направлены на более полное использование возможностей интерактивного обучения. В главы пособия добавлен новый раздел, который называется «Исследование на практике». Напомню, что книга предназначена для широкого читателя, в частности, для студентов всех специальностей. По мнению авторов, представители всех без исключения читательских категорий заинтересованы в том, чтобы освоить методы социологических исследований и научиться их применять при изучении реальных жизненных проблем. В разделе даются ссылки на размещённые в Интернете свежие исследовательские материалы, обычно журнальные статьи. Их предлагается скачать и проштудировать. А ответы на сформулированные авторами пособия вопросы помогают читателям глубже осмыслить разницу между отдельными видами исследований, специфику их использования и способы эффективного применения [5, p. XI]. Считаю, что ориентация на обеспечение массовой социологической грамотности является совершенно правильной. Конечно, возможности использования Интернета в наших странах остаются меньшими, нежели в странах Запада, но они неуклонно возрастают. Например, я в своей преподавательской работе последнее время интенсивно использую материалы блога А.Н. Алексеева на портале “Cogita!ru”, что способствует оживлению и «науконасыщению» учебного процесса.

Ещё одна новая секция глав 7-го издания книги называется «Общество в искусстве». Читателям предлагаются для ознакомления тесно связанные с учебной темой фильмы, телепередачи, романы, повести, произведения живописи или скульптуры, музыкальные произведения и т. п. Задача – поразмышлять о том, как искусство дополняет наши представления об обществе. Авторы предлагают читателям поискать ответы на ряд вопросов. Каким образом современная общественная жизнь представлена в литературе и искусстве и в какой мере её художественное отражение соответствует результатам социологических исследований? Даёт ли искусство какие-то дополнительные знания о мире, которых социальная наука дать не в состоянии? Если да, тогда – что это за знания? Нахождению ответов способствует выполнение предложенных авторами упражнений [5, p. XI]. Насколько явно указанные вопросы перекликаются с заданными Б.З. Докторовым [3] в последнем письме к безвременно ушедшему социологу и поэту-переводчику Б.В. Дубину (долгая и светлая ему память)! Хочется выразить солидарность с Энтони Гидденсом и Филипом Саттоном в их стремлении соединить изучение социологии с обращением к произведениям художественной литературы и искусства. Это формирует у будущих специалистов продуктивное воображение, воспетое в своё время замечательным философом Э.В.Ильенковым, даёт (извините за использование модного словосочетания) синергетический эффект от соединения возможностей социальной науки и «неразумной силы искусства» (Н.А.Заболоцкий), сочетает эвристический инструментарий культуры интеллектуальной и гуманитарной. А ведь от гуманитарной культуры до культуры гуманистической, столь нужной именно в сегодняшнем «яростном мире» (А.П.Платонов) с его изобилием «низких истин» (А.С.Пушкин) и хроническим дефицитом добра и красоты, – действительно один шаг…

 

Список использованных источников

1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003. – 528 с.

2. Ґіденс Е. Соціологія. – К.: Основи, 1999. – 726 с.

3. Докторов Б. Памяти Бориса Владимировича Дубина // Информационно-аналитический портал «Cogita!ru: Общественные новости Северо-Запада» (Россия). — 2014. — 21 августа. —http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/pamyati-borisa-vladimirovicha-dubina.

4. Anthony Giddens, Baron Giddens // Wikipedia, the free encyclopedia. – http://en.wikipedia.org/wiki/Anthony_Giddens,_Baron_Giddens.

5. Giddens A., Sutton P.W. Sociology. – 7th ed. –Cambridge (UK);Malden (MA): Polity Press, 2013. – XI, 1182 p.

 

Юрий Чернецкий, доктор социологических наук (Харьков)

**

 

См. также:

= Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с

= Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. - 528 с.

= Гидденс Э. Социология. (При участии К. Бердсолл).- М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 632 с.

 

Скачать книгу Э. Гидденса «Социология» - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/index.php

comments powered by Disqus