01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Возрастная амнезия – это нормально!

Возрастная амнезия – это нормально!

Автор: Н. Шустрова — Дата создания: 30.07.2016 — Последние изменение: 30.07.2016
Участники: А. Алексеев
«Люди боятся Альцгеймера. И потому при первых же субъективно и, как правило, слишком преувеличенно воспринимаемых признаках ослабления памяти настораживаются, принимая их за проявление именно данной болезни. Что в свою очередь ведет к их усугублению, поскольку возникает своего рода установка на «не-вспоминание» в нужный момент необходимой информации…» (Н. Шустрова).

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Я. Шустрова

 

О ВОЗРАСТНЫХ НАРУШЕНИЯХ В ПАМЯТИ:

ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ЗАГАДКИ И ДОГАДКИ

(Заметки дилетанта)

 

Содержание:   

- Несколько предварительных замечаний 

- Тайны «черного ящика» памяти                 

- Кое-что об «устройстве» памяти               

- Матрицы памяти                                          

- Мозг и компьютер: память природная и искусственная (электронная)                  

- Возрастные (дегенеративные) расстройства памяти                                                               

- Стадиальность в развитии возрастной амнезии                                                              

- Старческая амнезия и болезнь Альцгеймера: сходства и различия                                       

**

 

Несколько предварительных замечаний

Необходимое предуведомление: этот текст принадлежит не профессионалу (неврологу, психиатру, психологу, нейро-биологу), а дилетанту.  Т.е. человеку, не имеющему высшего законченного медицинского или психологического образования, однако «на заре туманной юности» занимавшемуся несколько лет в научном кружке изучением проблем функционирования мозга в Лаборатории сравнительной физиологии и патологии высшей нервной деятельности (в.н.д.) Института экспериментальной медицины (ИЭМ) АН СССР под руководством к.м.н. Ю.Я. Захера и его непосредственного начальника Э.Г. Вацуро, ученика и последователя И.П. Павлова.

В дальнейшем интерес к данным темам у меня, философа по записи в дипломе, никогда не угасал. Хоть я и работала профессионально в области экономики и социологии, но мне доводилось немало читать литературы, касающейся моих ранних увлечений. Как и размышлять над ними. Физиология в.н.д. и, в особенности,  психология стали моими хобби, так сказать. Сейчас, когда я давно уже на пенсии, внимание закономерно привлекают вопросы старческих изменений (расстройств и нарушений) в памяти, в какой-то степени затронувшие и меня лично. Результатами наблюдений над собой (и своими не первой молодости знакомыми), как и раздумий над данными вопросами, я и хочу поделиться с теми, кто ими заинтересуется.

 

Тайны «черного ящика» памяти

Память! Есть ли еще какая-то иная проблема в  работе мозга, которая вызывает столь обширное (глобальное) внимание к себе – и ученых, и простых людей? Разве что - сознание, мышление?

Да, их тайна до сих пор  не разгадана. И будет ли вообще когда-нибудь раскрыто, как из материального, из совокупности нервных клеток,  сложным образом выстроенного биологического материала,  рождается нечто такое, что органами чувств, даже с помощью самых мощных и изощренных на сегодняшний день технических средств, нельзя ощутить: пощупать, увидеть, услышать… А, возможно, что этого нельзя сделать и в принципе.  Что же это за реальность такая, природа которой до сих пор не ясна? Ее божественное происхождение не разделяется атеистами, доля которых среди ученых велика. Однако и попытка убежденных материалистов объявить мышление просто функцией мозга в сущности ничего не объясняет. Конечно, оно, как и сознание - это  функция, причем неразрывно связанная с высшей нервной деятельностью, но сказать так – означает почти ничего не сказать.

Нужно понять сам процесс, раскрыть его механизм. И хотя отдельные детали «головоломки» уже в той или иной степени изучены, однако целостного и тем более - общепринятого представления пока что не сложилось. Есть ряд гипотез, убедительных предположений и научно доказанных фактов. Но «черный ящик» как был, так и остается все еще «тайной за семью печатями». В полной мере это относится и к такой важнейшей функции мозга, как память. Общепринятых мнений на данный счет, насколько мне известно,  не существует. Разве что только касательно определения ее в самом общем виде, как способности к накоплению (запоминанию), хранению, и воспроизведению информации. Кстати, эти три основные функции признаются за нею всеми. Но дальше уже начинаются разночтения и разногласия.

Так, одни приписывают ее лишь homo sapiens (1), во всяком случае - рассматривают ее именно под этим углом зрения. Другие утверждают, что «память в разных формах и видах присуща всем высшим животным». Уточняя, впрочем, что ее «наиболее развитый уровень характерен для человека». Третьи  говорят, что ею обладают не только представители фауны, но и флоры (2). Четвертые вообще считают, что это универсальное свойство всего сущего, и относится даже к неорганике (3). Последнее характерно для так называемого энерго-информационного взгляда на проблему. Еще больше расхождений возникает, когда предметом рассмотрения становятся сложные механизмы функционирования памяти на каждом этапе – усвоения информации, складирования, хранения и извлечения. А также в целом - при холистическом подходе к ней (4).

Я не буду останавливаться на существующих точках зрения, сходствах и различиях между ними. Ибо такой анализ слишком увел бы в сторону от основного сюжета. И не является его целью. Интересующиеся найдут при желании немало научной и популярной литературы, чтобы ознакомиться с ними.  Я же свою задачу вижу в том, чтобы сосредоточиться на некоторых неясностях и заблуждениях в трактовке нарушений и расстройств памяти (каковыми они мне видятся сегодня), особенно в их инволюционном аспекте. Причем даже в серьезных исследованиях. Не сомневаюсь, что некоторые «спецы», усмотрят в этой дерзости дилетанта лишь недостаточную осведомленность (мягко говоря) в предмете и/или только лишь стремление «образованность свою показать», заявить о себе, самовыразиться. Бог с ними. Хотя убедительная и доказательная критика изложенного здесь бы мне очень пригодилась, так как я отнюдь не уверена в безупречности своих суждений.

Начну со схематичного изложения представления о механизмах функционирования памяти. Разумеется, лишь в самом общем виде – таким, каким оно сложилось у меня на сегодняшний день. Хоть я и не являюсь профессионалом в данной области, но сделать это просто необходимо, поскольку в дальнейшем буду именно от него отталкиваться. И именно на нем будут построены все последующие рассуждения и умозаключения.

Так как я уже отказалась выше от критического рассмотрения  существующих на этот счет в литературе точек зрения (для такого анализа потребовался бы более высокий, как я считаю, уровень компетентности), то предлагаемый мною взгляд на проблему как бы игнорирует их - в смысле нежелания вступать в полемику или соглашаться. Но имманентно они присутствуют. И, конечно, так или иначе учитываются. Однако собственная моя позиция по данному кругу вопросов исходит скорее из логико-философских соображений, чем из физиолого-биологического концепта и контента. Кому-то такой подход покажется полным бредом, а кто-то, возможно, увидит в нем пусть самую слабенькую, но все же искорку интуитивного прозрения, вдруг внезапно, инсайт-ом, вспыхнувшую - совсем неожиданно для самого автора. Судить о том в любом случае не мне.

 

Кое-что об «устройстве» памяти

 Первый и самый главный вопрос: как «устроена» память?  Как я уже отмечала, среди авторов нет к настоящему времени серьезных разногласий относительно основных ее функций. Но до сих пор не существует общепризнанного и даже наиболее распространенного мнения насчет того, где она, так сказать, прописана. Можно ли отыскать в мозгу место, одно или несколько, где сосредоточены органы управления памятью? По аналогии с другими центрами анализаторов ощущений от поступающей тем или иным способом информации. Успехи нейробиологов, нейрохирургов и физиологов в этой области позволяют надеяться, что таковые рано или поздно обнаружатся. И кое-какие отдельные ее системные элементы уже найдены. Хотя разделяемое многими учеными представление о генерализированном характере памяти, буквально пронизывающей все сферы и стороны высшей нервной деятельности, дает основание для скепсиса.

Сама я отношусь, скорее, к скептикам, хотя не могу отрицать, что противоположная точка зрения, возможно, получит со временем убедительное подтверждение. Но сейчас (на данном этапе изучения феномена памяти) мне представляется более важным понять - не где она располагается, а как работает: не в смысле биохимических, биофизических и физиологических процессов, лежащих в ее основе, а на выходе, так сказать.

Можно ли ее связывать с речью, вербальным по преимуществу оформлением?  Разумеется, нет. Да так никто и не думает, потому что возникло бы множество вопросов и неясностей (5). А как же тогда быть с животными?  Причем не только стоящими на высших ступенях эволюционной лестницы (если рассматривать проблему в  филогенетическом  разрезе), где память, вероятно, действует по тому же  принципу, образу и подобию, что и у человека, хотя и  на другой – до или про-вербальной  сигнально-знаковой платформе. Она ведь есть даже  у самых примитивных форм жизни. И даже если предположить, что у животных она организована и функционирует вообще иначе, то проблема лежащего в ее основе механизма не становится от этого яснее.

 

Матрицы памяти

Первое, что считаю важным подчеркнуть – то, что память имеет несколько, так сказать, платформ (матриц), на которых может функционировать. Вербально-понятийную, присущую только человеку и в очень ограниченном масштабе - человекообразным обезъянам.  Образно-понятийную, свойственную как людям, так и всем наиболее высокоорганизованным животным, не только приматам. Образную, условно-рефлекторую, характерную для абсолютного большинства остальных видов животного мира. И безусловно-рефлекторную автоматическую память примитивных представителей фауны, стоящих на  самых низких уровнях эволюционной лестницы. Первые два вида предполагают наличие развитого (как у человека) или зачаточного (как у высших обезьян и, может быть, также некоторых других видов животных – дельфинов, к примеру) сознания и самосознания. Для третьего и тем более - четвертого  они не требуются. Здесь память функционирует на основе известного механизма условных и безусловных рефлексов.

Понятно, что память homo sapiens может быть реализована на любой из указанных платформ. И в жизни так и происходит: задействованы оказываются в каждом конкретном случае те или иные из них применительно к разным ситуационным обстоятельствам. Но матрицы более высокого уровня недоступны животным, находящимся на более низких ступенях развития. То есть: по мере продвижения  от низших к высшим формам жизни память совершенствуется, и в этом, в частности, выражается био-интеллектуальный эволюционный прогресс.

Разумеется, что все выше сказанное  лишь мои предположения и догадки, основанные скорее на логике и интуиции, чем на углубленном изучении предмета. И с легкостью могут быть опровергнуты серьезными специалистами и исследователями. (6) Но я ведь и не претендую вовсе на открытие истин. Однако льщу себя надеждой, что, кому-то, возможно, они покажутся, если и спорными и сомнительными (или даже ошибочными), однако подтолкнут к собственным плодотворным размышлениям.

 

Мозг и компьютер: память природная и искусственная (электронная)

В связи с колоссальными успехами науки (кибернетики в первую очередь), позволяющей в последние десятилетия моделировать многие функции мозга, возникает соблазн  рассматривать последние по аналогии с работой компьютера. Искать в нем некое подобие процессам, протекающим внутри «черного ящика», управляющего жизнедеятельностью живых существ. Что, на мой взгляд, вполне допустимо. Однако, лишь с большой осторожностью и оговорками на несовершенство такого метода, у которого есть масса критиков. Впрочем, в эпоху чуть ли не сплошной компьютеризации, вошедшей в нашу повседневность, такое сравнение выглядит уместным и наглядным, тем более, что «электронные мозги» все время усложняются и все больше напоминают настоящие по своим функциональным возможностям. Поэтому исследования в русле темы: мозг и компьютер - уже сейчас представляются наиболее перспективными.

Но возникают вопросы. И в первую очередь - до какой степени допустимо проводить между ними аналогии. Ведь компьютер не имеет сознания и самосознания. А раз так, то речь может идти лишь о некоей весьма и весьма ограниченной возможности моделирования на нем отдельных функций в.н.д. Но что касается мнестических процессов, то это, вероятно, не столь уж  ограничительно и важно, если a priori исходить из очевидного факта, что генеральное управление машинной (электронной) памятью осуществляется извне, а не изнутри самой системы, как в случае с биологической памятью. Однако успехи в области роботизации, попытки создания биороботов, киборгов, вероятно, со временем будут в той или иной степени снимать эти ограничения.

Создание глобальных информационных сетей в Интернете ведет, на мой взгляд, к двойственному, неоднозначному результату. С одной стороны  - значительно расширяются  для человека границы  

и возможности запоминания, сохранения и извлечения по мере необходимости из memory-кладовых усваиваемой (накапливаемой) в процессе жизнедеятельности информации. Ведь теперь уже необязательно все держать в голове. Достаточно подойти к компьютеру, записать то, что может понадобиться в будущем, и извлекать сохраняемое в компьютерной памяти содержание простым нажатием клавиш в нужный момент.

И в этом, конечно, есть  несомненный прогресс. Но, с другой стороны – не таится ли в нем и некая опасность, прямо-таки ловушка для мозга? Не обернется ли такое, вроде бы, бесспорное благо со временем злом? Не приведет ли оно постепенно, если не к атрофии, то к ослаблению природных функций человеческой памяти? Известно ведь, что биологические процессы имеют свойство при недостаточной  их востребованности постепенно угасать. Не может ли нечто подобное произойти и с памятью? Далеко не сразу, понятно, а в отдаленной перспективе. И не станет ли человек заложником собственных технических достижений,  утратив способность даже  шагу ступить, не прибегая к их помощи?  Скажете: вопрос из области фантастики? Да, на сегодня это так, но так ли будет завтра, условно говоря…

Как бы то ни было, но важно признавать, что  компьютерная модель памяти именно с появлением, развитием и распространением интернета, на мой взгляд,  все более походит на свой биологический аналог. Особенно, если рассматривать таковую с точки зрения размещения (складирования) и извлечения информации. В самом деле: попытки моделировать прочие интеллектуальные функции мозга - когнитивные, креативные (творческие), коммуникативные и пр.- даже с помощью самых совершенных на данный момент ЭВМ- пока что не дают четкого и однозначно трактуемого результата. Насколько мне это известно. Но я не буду углубляться в дебри данной проблемы, которые все еще предстают для меня  не ухоженным парком с прямыми и расчищенными аллеями, а довольно-таки «дремучим лесом». Сосредоточусь на заявленной в заголовке теме: на своих догадках и предположениях относительно инволюционных и старческих нарушений памяти.

 

Возрастные (дегенеративные) расстройства памяти

Медицинская и психологическая литература на этот счет огромна, существует множество классификаций подобного рода расстройств, рассмотрены их причины (этиология), признаки, патогенез и последствия. Однако полной ясности в понимании механизмов таких процессов, как мне кажется, до сих пор нет. И как раз из-за этого затруднена дифференциальная диагностика между, скажем, болезнью Альцгеймера (особенно - на ранней ее стадии), и старческой амнезией, вызванной чаще всего атеросклеротическими сосудистыми поражениями. Стоит отметить, что и ту, и другую врачи и исследователи часто сопрягают с иными интеллектуальными нарушениями, в первую очередь - с постепенно, но неуклонно развивающимся слабоумием, деменцией. И чаще всего рассматривают их именно в этой связке и в этом ракурсе.

Обращает на себя внимание, что старческая амнезия в перечне медицинских психиатрических диагнозов вообще не значится как самостоятельное заболевание, а причисляется по преимуществу к ряду симптомов деменции, наступающей и прогрессирующей в результате возрастных изменений. Или же ее относят к проявлениям других психических расстройств, тоже, как правило, связанных с  дегенеративными процессами старения или объемными (опухолевыми) процессами в мозгу.(7) Что, на мой взгляд, не совсем правильно. И именно это приводит к необоснованному, с моей точки зрения, исследованию старческих нарушений памяти в основном в аспекте проявлений слабоумия. Что касается посттравматической амнезии, то она тоже редко регистрируется в качестве самостоятельного заболевания, а рассматривается лишь в ряду симптомов. И только в том случае, если болезнь принимает затяжной характер - после того как уже устранена ее первопричина, т.е. сама травма - может быть установлен подобный диагноз.

В результате такого подхода страдают пациенты, у которых, хотя уже и возникают проблемы с памятью, но они не решаются обращаться с ними к врачу из-за опасений, что им будет приписан нежелательный по психологическим и социальным причинам диагноз старческой деменции.  И соответственно не получают своевременной медицинской помощи, способной притормозить уже начавшийся процесс.

И дело тут не в профессиональной медицинской этике и деонтологии, а именно в самой постановке вопроса – являются ли старческие расстройства памяти самостоятельным заболеванием или же лишь частью дегенеративных интеллектуальных сдвигов, ведущих к ослабоумливанию? Суть моей точки зрения в том, что в принципе может иметь место как первое, так и второе. Объясню свою позицию чуть ниже. А пока несколько необходимых тезисов, характеризующих авторское понимание, как работают механизмы памяти. Из него я и буду исходить в дальнейшем, переходя к главной теме заявленной в начале текста: нарушений в памяти, связанных с возрастными изменениями в организме.

 

Стадиальность в развитии возрастной амнезии

С нарушениями в сфере памяти сталкивается так или иначе большинство людей, хотя и в разном возрасте и с разными проявлениями. На первых порах трудности возникают чаще всего в области оперативной памяти. Как правило, поначалу при попытках вспомнить какую-то фамилию или дату. Но постепенно процесс углубляется. И затруднения начинают обнаруживаться с вспоминанием некоторых слов, а затем и событий, в чем усматривается определенный алгоритм и закономерности. В психологии и психиатрии можно найти некоторое их отражение в описании симптомов старческой амнезии. Но четкой формулировки ни того, ни другого мне не встречалось. Как и объяснений сценария, по которому развивается эта симптоматика.

Возьму на себя смелость высказать ряд предположений на данный счет. Кое о чем я уже упомянула – в разделе, озаглавленном «матрицы  памяти». Напомню: там речь шла о разных платформах (вербально-понятийной, образно-понятийной, образной условно-рефлекторной и безусловно-рефлекторной), на которых эта важнейшая функция мозга  может реализовываться. Чем выше располагается  на ступенях эволюционной лестницы то или иное живое существо, тем большим  набором матриц оно обладает. У человека их максимум, у самых примитивных животных – минимум.

Здесь прослеживается действие так называемого биогенетического закона: связь между филогенезом и онтогенезом в развитии биологических видов (8). Суть его в том, что эмбрионы более высокоразвитых живых организмов, проходят в своем развитии все стадии, присущие их предшественникам по эволюционной лестнице. Нечто подобное, на мой взгляд, происходит и с памятью человека в процессе инволюции, только в обратном, так сказать, порядке. По мере нарастания дегенеративных процессов в разделах головного мозга, «отвечающих» за ее функции,  она тоже деградирует. И постепенно переходит от вербально-понятийной платформы к матрице более низкого порядка – образно понятийной. Но не исчезает. Человек, скажем, забывает чью-то фамилию, название предмета или понятия, однако не теряет самих представлений о них и их смыслах.

Лингвистические семантические системы  начинают в таких случаях шаг за шагом замещаться другими, до-вербальными, знаковыми языками: образами и неоформленными в словесный ряд представлениями и идеями, отражающими в мозгу прежние вербализированные мысли и понятия. В этом, напоминающем мозаику сплетении слов, с одной стороны, и мысле-образов - с другой, последние мало помалу становятся доминирующими. Если же процесс интеллектуальной деградации углубляется и дальше, то это приводит к серьезным  нарушениям мозговой деятельности, вплоть до утраты сознания и самосознания как неотъемлемого признака человека - в качестве homo sapiens. И память у такого субъекта переходит на образно-рефлекторный (а затем и примитивный - рефлекторный уровень), как у большинства представителей (видов) животного мира. То есть фактически он перестает быть человеком.

 

Старческая амнезия и болезнь Альцгеймера: сходства и различия

Однако пора уже от общих абстрактных, с футуристическим уклоном рассуждений перейти к основной теме, которая и подвигла меня на написание данных заметок.  А именно: к тем проблемам с памятью, с которыми сталкивается подавляющее большинство людей, начиная с определенного возраста. И, прежде всего, к вопросу, что происходит с этой важнейшей интеллектуальной функцией в динамике - по мере старения организма в целом, и мозга, в том числе. Не будучи специалистом, я не могу и не собираюсь касаться сугубо медицинских и физиологических аспектов данных процессов. Моя задача гораздо скромнее: предложить свою гипотезу (лишь в самом общем виде) относительно тех сценариев, по которым разворачивается старческая амнезия (как таковая, в качестве самостоятельного диагноза) – во-первых. И  как одно из проявлений  болезни Альцгеймера (или какого-то другого сходного по проявлениям заболевания)– во-вторых.

По моему глубокому убеждению, между этими ситуациями имеются, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Между тем в обывательском представлении обе они смешиваются. И зачастую сливаются в одну. Следы такой путаницы можно усмотреть иногда даже в научно-популярной литературе. И виной тому служит (лишь отчасти, разумеется, но не только), отсутствие признания психиатрией старческой амнезии в качестве отдельной нозологической диагностической единицы.

Люди боятся Альцгеймера. И потому при первых же субъективно и, как правило, слишком преувеличенно воспринимаемых признаках ослабления памяти настораживаются, принимая их за проявление именно данной болезни. Что в свою очередь ведет к их усугублению, поскольку  возникает своего рода установка на «не-вспоминание» в нужный момент необходимой информации. Как это бывает, скажем, при НЛП (нейро-лингвистическом программировании) или самовнушении. Складывается, таким образом, порочный круг. Я называю это явление установочной амнезией (9). В том, что оно имеет место, я то и дело убеждаюсь на своем собственном примере. Стоит только на мгновение промелькнуть опасению, что не смогу вспомнить какую-то дату или фамилию, и ее в тот момент действительно не вспомнить. Но в пылу дискуссии, когда об этом не задумываешься, все, что нужно: все слова, все даты, все имена и фамилии, всплывают в памяти без затруднений.

Данное наблюдение над собой и другими наводит на мысль, что у старческой амнезии есть два аспекта, две составляющие: физиологический и психологический. Первый – результат патологических органических изменений в мозгу, второй коренится в психике человека. И поэтому тот может по-разному реагировать на возникающие проблемы с памятью: либо не придавать им большого значения, либо же, напротив, «зацикливаться» на них.

С болезнью Альцгеймера дело обстоит, на мой взгляд, несколько иначе. Указанный установочный механизм работает лишь на самой начальной ее стадии. В дальнейшем по мере ее прогрессирования, связанного с органическим поражением коры мозга, больной вообще утрачивает способность к самоанализу и критическому восприятию того, что с ним происходит. И об установке «на не-вспоминание» речь уже не идет. Нарастающие нарушения в памяти идут здесь рука об руку со стремительно развивающейся деменцией. И естественно, что рассматриваются как часть этой последней.

При старческой же амнезии деменция вообще может не наступать. Особенно, если человек занят интеллектуальным трудом и постоянно напрягает свои мозговые извилины. Примеров тому множество. Приведу лишь один из них. Недавно ушел из жизни крупный ученый с мировой известностью – Георгий Ильич Мирский, специалист по странам Азии, Африки и Ближнего Востока. Ему было без нескольких месяцев 90 лет, но его блестящему уму и памяти, неподвластными возрасту, могли бы позавидовать многие его молодые коллеги. Есть такие люди и в близком моем окружении. Правда, чуть помоложе.

Как однажды сказала в беседе со мной сотрудница Института мозга человека, руководимого в то время еще Н.П.Бехтеревой, «главное – не снижать интеллектуальной нагрузки после 50-ти лет, тогда и никакая деменция будет не страшна, а на затруднениях с памятью надо стараться не фиксировать внимания». Впрочем, есть и противоположные примеры, когда работники умственного труда, яркие творческие личности, настолько теряли память с возрастом, что становились прямо-таки неспособными к продолжению интеллектуальной деятельности. В ту пору компьютеров в быту практически еще не было. А сейчас, когда они получили повсеместное распространение, это стало мощным подспорьем (но не заменителем) для памяти и преодоления негативных последствий, связанных с ее ослаблением.

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что проблемы с памятью, проявляющиеся в той или иной степени с возрастом – неизбежное зло. Но с ними можно и нужно успешно бороться, притормаживать и не впадать в панику. Это вообще-то даже и не болезнь, а такая же старческая принадлежность, как прочие возрастные ограничения: ухудшение зрения, слуха, обоняния, нарушения сна или способности пробежать стометровку за 20 секунд и т.п.. Важно отметить также, что к болезни Альцгеймера она имеет такое же отношение, как доброкачественная опухоль к начальной стадии злокачественного новообразования: симптомы могут быть похожи, но суть их совершенно разная.

При Альцгеймере поражаются все основные интеллектуальные процессы, и постепенно в человеке стирается все человеческое. При старческой амнезии ничего подобного не происходит, если, конечно, она не сопровождается глубокими и обширными сосудистыми, объемными и иными  поражениями мозга, приводящими со временем также к развитию деменции. Именно это я и имела в виду, написав выше, что сопрягать, рассматривать в связке с нею старческую амнезию, на мой взгляд, не совсем верно. Ибо в последнем случае  далеко не всегда и не столь быстро в процесс деградации вовлекаются другие функции в.н.д.: сознание и самосознание, ум, логика, способность к творчеству и общению и т.д.
Главное – помнить, что многое зависит от самого человека, от его душевного настроя, умения посмотреть на себя самокритично, с юмором и иронией. Как, например, одна пенсионерка, бывшая минская учительница истории Инна Бронштейн, написавшая и опубликовавшая в Интернете замечательные остроумные стихи под названием «Блаженства одного дня» (10), на небольшой выдержке из которых я и хочу поставить здесь точку:

 

Какое блаженство в постели лежать
И на ночь хорошую книгу читать.
Сто раз прочитаешь знакомую прозу,
И все тебе ново, спасибо склерозу.

 

27.05.16 - 05.07.16                               

 

(1)          См.: научно-информационный журнал «Биофайл» - http://biofile.ru/bio/17841.html

(2)          См., например: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C

(3) Это возможно, конечно, лишь при очень расширительной трактовке памяти. 

(4) ПОДХОД ХОЛИСТИЧЕСКИЙ — [англ. holism от гр. holos целый, весь] оценка свойств системы в целом с последующим изучением (в случае необходимости) ее частей. Экологический словарь, 2001 Подход холистический (англ. holism от гр. ὅλος ).

(5) В научной медицинской и популярной литературе нарушения памяти часто трактуют в одной связке с другими серьезными психическими расстройствами, вплоть до деменции и прочими интеллектуальными нарушениями, в том числе и речи. И рассматриваются они не как самостоятельное заболевание, а с точки зрения симптоматики, присущей многим  другим болезням, например, шизофрении.

(6) А кто-то вообще скажет: ну, и что?  Что тут нового? Соглашусь: в общем виде идея не нова. Но в данном случае в ней присутствуют нюансы, которые мне в литературе не встречались.

(7) Вообще понятие амнезии используется в медицинской литературе не в качестве диагноза, а как один из признаков какой-то иной патологии мозгового происхождения. МКБ-10 (Международный классификатор болезней) содержит, правда по классу 5 пункт F04: «Органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами»:

Синдром, характеризующийся выраженным ухудшением памяти на недавние и давние события, с сохранением способности к ближайшим воспоминаниям, снижением способности изучать новый материал и нарушением ориентации во времени. Характерной особенностью могут быть конфабуляции, однако восприятие и другие познавательные функции, включая интеллект, обычно сохранены. Прогноз зависит от течения основного заболевания. Корсаковский психоз, или синдром, неалкогольный Исключены: амнезия: . БДУ (R41.3) . антероградная (R41.1) . диссоциативная (F44.0) . ретроградная (R41.2) корсаковский синдром: . алкогольный или неуточненный (F10.6) . вызванный употреблением других психоактивных веществ (F11-F19 c общим четвертым знаком .6) – см.:http://xn---10-9cd8bl.xn--p1ai/organicheskie-vklyuchaya-simptomaticheskie-psikhicheskie-rasstroystva/?sphrase_id=1425916

(8) См.:, к примеру: http://biology.bsmu.by/files/biology_pdf/konsp06/19.pdf

(9) Одна моя хорошая знакомая, врач, удачно употребляет в похожих случаях словосочетание «ограничивающее убеждение» вместо привычного всем «предубеждения», которое далеко не идентично первому понятию и имеет свои важные оттенки.

(10) См.: http://www.liveinternet.ru/users/3504202/post208644708/

 

comments powered by Disqus