01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Вместе с проклятьями ужасающему «Средневековью» нужно найти в себе силы произнести: «Спасибо»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Вместе с проклятьями ужасающему «Средневековью» нужно найти в себе силы произнести: «Спасибо»

Вместе с проклятьями ужасающему «Средневековью» нужно найти в себе силы произнести: «Спасибо»

Автор: Д. Тайц — Дата создания: 23.09.2016 — Последние изменение: 23.09.2016
Участники: Б. Докторов; А. Алексеев
Автор этого историософского эссе – петербуржец, физик и историк науки Дмитрий Тайц. Специально для Когита.ру. А. А.

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- «Поколение 53» – ядро «шестидесятничества»

- «В России надо жить долго»?

- Откуда пошел Европейский Мир?

- Дм. Тайц. «Призрак металлургии»

**

 

Памяти Бориса Григорьевича Кузнецова

 

Дмитрий Тайц

 

ИЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НА ЛУНУ? (ПОТЕРЯНО ЛИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ?)

 

«Возрождение пошло далеко – оно вернулось к более соответствующим времени своего возникновения идеям Платона и Аристотеля. Постренессанс пошел еще дальше и притом мимо Средневековия, прямо к досократикам, а с другой стороны – к Архимеду».

Кузнецов Б. Г. «Идеи и образы Возрождения».

 

Выдающийся математик и физик, влиятельный философ 20-го века Альфред Уайтхед констатирует: «Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечаний к Платону»[1]. Истинность этого утверждения очевидна для всех мыслителей с начала эпохи Возрождения и не только философов. Рожденная в 15 веке, наука Нового Времени опиралась на труды и систему взглядов, разработанных за две тысячи лет до этого, в четвёртом века до н. э. Пифагором, Архимедом Эпикуром, Демокритом, Аристотелем… и их последователями. Что же получается, в развитие обобщенной и, по возможности, научно обоснованной системой взглядов наблюдается разрыв, почти в полторы тысячи лет! На первый взгляд, похоже, что это так. Более того, многие драгоценные труды эллинов к моменту выхода из средневековья были утеряны и Эпохе Возрождения потребовалось потратить еще лет сто, чтобы восстановить или хотя бы частично выйти на достигнутый античностью уровень. (Говоря «эллины», мы имеем ввиду цивилизацию Римской Империи. К началу Новой Эры Империя уже 300 лет включала Грецию и эллинистический Египет, как чрезвычайно чтимые Провинции). Из тех данных, которыми мы располагаем о той эпохе, можно судить о серьезной постановке школьного образования *), высочайшем (не устаревшем сейчас) уровне точных наук, производственного мастерства, искусства [2]. Металлургия, металлообработка (медь, бронза, железо, золото). Масштабное промышленное производство сельскохозяйственных и бытовых изделий, военной техники. Механические приспособления (подъемные, токарные, гончарные, канатные). Горнодобывающая промышленность, технология строительных материалов (даже цемент). К своему рассвету в Риме возводятся четырехэтажные жилые здания, общественные строения, рынки, бани, цирки, галереи, библиотеки. Маяки, портовые сооружения. Поражающие и в наше время гидравлические сооружения – акведуки, мощеные дороги со стандартом колеи для транспорта. Бесценна вершина греко-римской цивилизации – система уложений и законов («Римское Право») обеспечившее слаженное функционирование (в соотнесении с масштабами) существование Империи на протяжении столетий. Если латинский язык, как и Римское Искусство и Право сохранились как образцы и вспомогательный материал организации современной нам цивилизации, то античная наука в форме математики и механики Эвклида, Пифагора, Архимеда, Зенона вошли во все современные науки как принципиальное завершенное каноническое основание [3]. И ныне, любой, от Лейбница до пятиклассника, обязаны принять и строго следовать указаниям трех наставников отдаленных от них интервалом 2500 лет.

К концу первого столетия Нового Исчисления Римско-Греческий античный мир мог поставить себе в заслугу великие достижения в области искусств, науки, юриспруденции, ремесел, агрономии, медицины.

В [2] приведены фотографии хирургических инструментов обнаруженных в Италии и провинциях, они, в принципе, соответствуют современным. Хирургические операции проводились с соблюдением асептики и под наркозом (корень мандрагоры) . «Знаменитый античный врач Гален написал около 400 работ, среди которых труды по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии, гигиене»

К началу второго столетия Римский Мир как никогда был близок к изобретению книгопечатания. Тиражировались газеты и книги (диктовка одновременно сотни переписчиков [4]. Была освоена техника гравировки металлов и камня. Широко использовались печати и штампы. На Помпейских фресках можно видеть рычажные и винтовые прессы. Но, главное, ощущалась потребность в быстром изготовлении и распространении различных трудов, сочинений, инструкций в метрополии и провинциях (Европа, Азия, Африка). Есть веские основание предполагать, что использование «гутенберговской» печати было близко. При том уровне уважения наук и знаний в Греции и Риме, это могло привести общество, к тому этапу развития, который через полторы тысячи лет связывается с именами Коперника, Леонардо да Винчи, Галилея, Ньютона **). Однако Рим не успел. Ему не хватило как раз тех трех-четырех столетий (отнятых варварами), чтобы «Гелиоцентризм» стал не разломом эпох, на выходе из средневековья, а началом реализации технической возможности внеземных устремлений человека. Вернемся, однако, к закату блистательной античной эпохи. В середине второго столетия Клавдий Птолемей предложил особую схему движения небесных тел вокруг шарообразной неподвижной Земли. Птолемеева Система прекрасно объясняла почти все наблюдаемое на небе. Схема эпициклов казалась намного естественней и правдоподобней чем то, что могла показать и объяснить гелиоцентрическая теория исходно принимающая вращение Земли и планет вокруг неподвижного Солнца. (Такая система еще раньше предложена Аристархом) [5]. Принимая во внимание уважение к наукам, уровень развития математики, мастерство ремесленников, практичность, любознательность и деловую сметку образованных римских граждан [6], можно ли было ожидать замену Птолемеевой системы на гелиоцентрическую в ближайшие два-три столетия? Скорей всего нет. Чтобы расстаться с очевидностью столь естественной неподвижности Земли, не хватало какого-то острого психологического воздействия значимого для ученых, готовых нетривиально мыслить. Предшествовавший времени Птолемея семьсотлетний ход успешного постижения мира, успешность и практичность геоцентризма не располагал к этому. Греко-Римская античность не могла позволить себе столь радикальную ломку взглядов, хотя бы потому, что почти сразу после появления столь наглядной Птолемеевой системы начался период войн, смут, революций. Четыре века Нового тысячелетия – череда бедствий. Отпадение провинций. Бунты армии наемников. «Варваризация» населения. «Варвары, прочно осевшие на римской территории (призванные властями на сельское хозяйство и пополнение армии) все больше уничтожали противоположность между теми кто защищал империю и нападал на нее». (С.И. Ковалев «История Рима» [7]). Нашествия. Аламанны, франки, готы, гунны. В начале четвертого века Рим полностью разрушен и разграблен.

Варвары, в частности готы разорившие Рим, активное, пассионарное сообщество. Они имели представление о римской армии и оружии, общественном укладе своих бывших сюзеренов и начальников. Их отцы и деды служили и общались с римлянами. Многие служили военачальниками. Жизнь пары поколений, проживших на развалинах ***) но все же Рима, не может кончиться бесследно. Так или иначе, потянулись бы к былому, и не отвлекаемые мистическими веяньями открыли бы школы и начали восстановление.

На территории Империи, измученной войнами, эпидемиями, неурожаями, разбоями и набегами, разрастается влияние христианства. Разнородное население бывшей империи постепенно и с трудом объединяется в церковные общины. Официальное торжество христианской религии сопровождалось борьбой с античной культурой и ее следами [7]. Несмотря на то, что в её учение включены великие постижения гностиков и неоплатоников, церковь была враждебна науке. В течение тысячи лет после гибели Империи естественные науки принимались только в рамках Аристотеля, а Мироздание – Птолемея. Гелиоцентрическая Революция, которую мог бы свершить еще античный Рим, случилась в 1543 году с выходом книги Коперника «Обращение Небесных Сфер». Был переброшен мост между античностью и Новым Временем, с ним началось преодоление тысячелетнего «впадения» в Средневековье. На кого ссылается Коперник, где ищет поддержку? Только на ученых, живших 1300 – 2500 лет до него. На кого ссылаются Галилей, Ньютон, или Лейбниц (помимо современников)? Только на живших 2000 лет тому, назад.****) Я взял имеющиеся у меня и научно исторические, популярные издания физиков и математиков, где есть именные указатели (Эйнштейн, Планк, Гейзенберг, Лауэ, Бор, Борн, Шредингер, Пригожин, Уайтхед, Пенроуз, Харди, Вайцзеккер). Ссылки на естественников в промежутке между первым и 15 столетием новой эры почти отсутствуют. (Например, такая особенность прослеживается в трудах замечательного ученого, философа, историка Бориса Кузнецова). В литературе Нового Времени мы найдем ссылки на мыслителей живших 2000 лет тому назад или, начиная с 16 века по наши дни. Причем, физики порой ссылаются на «античных» чаще, чем на современников (Гейзенберг, например, использует идеи греческих атомистов не в качестве культурного «жеста», а как опору построения теории [9]). Промежуток 1500 лет для естественно научного знания, как бы не существовал! Его стерли из истории научной составляющей цивилизации. Или выжгли. Один из последних костров, имел место на Кампо деи Фиори 1600 году (Джордано Бруно), хотя Возрождение началось за полтора века до того, с появлением книгопечатания - 1455г.*).

Средневековье. Схоластика. Полторы тысячи лет все силы предназначение которых изобретать и мыслить нацелены только на борьбу с дьяволом. Б.Г. Кузнецов пишет: «Это была, большая, хронологически охватывающая целое тысячелетие попытка создать систему понятий без поисков понятий, без поисков истины, только излагающую заранее известные концепции…В данном случае речь идет о пустоте и бессодержательности схоластики. Схоластики, отрывая сенсуальную постижимость от логической и отбрасывая ее, шли к беспредметности мысли… Схоластика не претендовала на отображение мира. Она отворачивалась от сенсуально постигаемого мира, который был для нее греховным civitas terrena» [11]. Эпоха раннего и позднего Средневековье – период потерянный для развития цивилизации особенно науки. Но эта же эпоха своим завершением окажется причиной чрезвычайного быстрого, взрывоподобного, возрождения искусств и фантастически эффективного прогресса наук о человеке, Земле, и Космосе.

Позволим себе нелепую фантазию.

Предположим, что пост-Цезаревскую Римскую Империю в начале Новой Эры не уничтожили войны и христианство. Латынь и греческий остаются и научными и разговорными. Вот-вот явится книгопечатание. Лет через 100 - 200 после смерти Цезаря, может раньше, ситуацию с наукой в Риме можно было бы сравнить с той, что имела место в Европе перед рождением Галилея, но без Средневековья и инквизиции. (Благо, ученым уже не пришлось бы писать книги на чужом языке). И, если принять темпы развития науки и техники эпохи Уатта, Фарадея, Максвелла за стандарт, то мобильный телефон появился где-то в 700 году, а если даже «новые Планки и Менделеевы» окажутся не столь быстроумными и производительными, то уж Боинг все равно, казалось бы, неизбежен к 1000 году. Есть ли основание полагать наш технический век наступил слишком поздно? Он мог бы случиться на тысячелетие раньше. Неужели ныне то, что могло быть в 1015? Отобрало ли Средневековье больше тысячи лет? Ведь «истинные» Коперник и Галилей начали свою работу, опираясь на научный задел математики, механики, астрономии которыми располагала античность в первых веках Нашей Эры, т. е., с опозданием в полторы тысячи лет. Явно, что мы вновь обрели (частично восстановив) импульс, полученный от античного мира с громадным опозданием. И, тем не менее, их «запоздалая» работа обеспечила головокружительный прыжок, ознаменованный через 350 лет полетом на Луну.

Галилея- Ньютоновая наука почти без зазора состыкованная с научными установками поздней античности реализовала сказочную прогулку человека по Луне. Если полагать тысячелетний период средневековья потерянным временем и его могло не быть, то, казалось бы, мы с вами живущие сейчас в 2016-ом, но достигли нынешнего уровня уже в 1016г.(!). Следовательно, живя дальше, мы были бы свидетелями реальности тысячелетней исторической эпохи развития цивилизации, последовавшей после первой высадки на Луну. Сколь феноменальными, невообразимо чудовищными открытиями располагали бы мы сейчас в этом «ином, псевдо-2016 году»! Возможно, бессмертием. (А почему бы нет! Даже сейчас, в «условном 1000» уже просматривается теоретическая возможность обновления или даже замены отдельных элементов изношенного носителя сознания при сохранении «софта», т. е. самого сознания). Однако, такая реконструкция истории (перенос нашего нынешнего состояния на тысячу лет назад) мне кажется чудовищной. Получив все, что мы имеем сегодня уже в первом тысячелетии, человечество до двухтысячного просто не дотянуло бы. И мы бы с вами, скорей всего не удостоились родиться. То есть, приобщиться к сущности Невыразимой Данности, проявленной в единстве самосознающего «Я» и обрести в дар Вселенную.

Оснастившее себя техникой общество, не привитое из «шприца Средневековья» вакциной Гуманистического Ренессанса, очень быстро пало бы от собственной техники, как непременно должны были бы погибнуть «астронавты» жюль-верновской «Из Пушки на Луну» от собственного величественного изобретения.

Невозможно отказаться от предположения о том, что без того жестокого систематического и всеохватного насилия над рассудком мыслью, которые законным порядком неукоснительно осуществлялось даже в эпоху позднего средневековья, не возник бы и не восторжествовал яркий феномен культурной и нравственной революции Эпохи Возрождения. Это явление, определившее гуманистическое, эстетическое, научное направление дальнейшего развития цивилизации было «отскоком» от ледяного скованного схоластикой средневековья. И если бы не была бы свежа память о пережитой эпохе, «не было бы такого крутого подъема интеллектуализма и такой неразрывной связи с подъемом и эволюцией моральных, эстетических, научных, критериев». (Б. Кузнецов [12]. Парадоксально, но многое говорит, что ушедшая мрачная эпоха в определенной мере искупает свою вину за отнятое время развития, хотя бы тем, что в своем завершении, обеспечила невиданно благоприятные, почти взрывоподобное явление итальянского Ренессанса и Возрожденья в других странах Европы. Ньютон мог читать пьесы и слышать о Шекспире. Галилей видеть творения Микеланджело и Леонардо да Винчи, читать Данте. Интеллектуальный взрыв. Монтень, Рабле, Кеплер, Эразм… «Толчок полученный от вспышки Возрождения столь могуч, что не утрачивается и простирается до нашего времени» (Макс Дворжак). Действительно, десятки «эскизных проектов» Леонарда вошли в рабочие и технические проекты 20 века.

Блистательная эпоха как «Феникс» из костра средневековья, обязана своим рождением его гибели. Но в этом Новом Времени, процветания наук и знаний, далеких от повседневности (той же математики), это знание так бы и оставалось возвышенным умственным продуктом наслаждения интеллектуалов и философов, если бы не существовал «изгой» мрачного средневековья, презираемая, алчная, безумная алхимия. Продвижение наук и знаний в повседневный оборот, приобщение их для общественного материального созидания, было бы невозможно без «грязного» опыта алхимиков, например, по выпариванию мочи (добыча светоносного фосфора) и чада дымных реторт. «Становление теоретического мышления Нового времени – итог алхимического тысячелетия, коренных преобразований средневекового природознанья» [14]. «Алхимики стремясь к достижению самой привлекательной цели – созданию неисчислимых богатств, разрешали многие практически важные задачи…, открыли столько процессов, наблюдали столько реакций, что это способствовало становлению новой науки… Алхимики в поисках философского камня заложили фундамент для создания химии». Без устремления к постижению «сущности материала», без освоения «химического ремесла», аппаратуры, измерительной техники, параметрической и рецептурной культуры, понятий предложенных алхимией, используемых поныне, не было бы химии. (Кислота, щелочь, возгонка, сплав, дистилляция … Порох! – Бертольд Шварц 1330г.).

Без химии, её материалов и процессов, немыслимо использования в жизненной повседневности великих, возвышенных постижений Нового Времени от Коперника, Галилея, Ньютона до Фарадея («соударение упругих шаров», «падение тел», «колебания маятника», «движение Луны», «разложение света» «свойства магнита»). Без Химии не случилось бы соединения постигнутого в форме обобщенных законов Вселенной с законами Жизни и Жилища. Без опоры «на прожженный кислотами фартук химика» не воплотить физику не то, что в самолет или коллайдер – даже в унитаз. Двести лет опекавшая физику химия, делавшая ее всесильной, в начале 20 века сама стала ее частью («физическая химия»). Как и механика в ее широком, квантовом понимании, она – химия прояснилась языком физики через «шары, свет и магнит». Но приближается десятилетие, когда всё - вся химия с физикой, их шарами, магнитами, светом будут объединены и объяснены при помощи той же сущности, которая поразила Ньютона обстоятельством падения яблока…

Забавно, но познание человеком «ВСЕГО», тоже началось с яблока.

*******************

Так было ли Средневековье провалом и задержкой развития, по крайней мере, технического научного сегмента цивилизации с которым мы вошли в сегодняшний день? Мне представляется - нет. Наоборот. Средневековье с его ужасающим костеломным «Молотом ведьм», преследованием мысли создало столь мощный импульс к высвобождению мышления из-под давления и оков, обозначила столь контрастное размежевание со всем, что стояло на пути свободы интеллекта, что в итоге, когерентность коллективного творчества удесятерила полагавшийся быть «степенным» темп античного типа развития. Я не для красного словца сказал «удесятерило», здесь уместно и «тысячакратно». Высвобожденная мощная энергия мышления может «выстреливаться» интеллектом подобно вспышке света из рубинового лазера. Таких примеров много. Например 3-й Закон Ньютона, абстрактнейший, до чрезвычайности не явный (да, привыкли!), позволивший механику сделать завершенной и ввести законы сохранения. (Не тысячелетний ли это скачок?). Записи в блокноте Левой Рукой Леонарда не пятисотлетний ли скачок? Великая теорема Ферма, десятиминутная его запись на полях книги помогла математике перешагнуть 400 лет. Коперник, Кеплер, Галуа, Лейбниц… каждый, за жизнь делал шаги в сотни лет и даже в тысячи, если брать от Пифагора и Архимеда. Не знаю, смогли бы мы, без воздействия пресса средневековой схоластики и жесткости*****) христианских рамок, готической дьявольщины средневековья, добиться столь мощного взлета, подойти к этому. (Взлета и в прямом смысле. Взгляните, как преобразован Земной Шар. На Марсе Венере, кометах работают механизмы. Это всего через 500 лет после отталкивания от опоры поставленной античной наукой первого века). Этот наш «запуск» результат «выстрела» расправившейся пружины Средневековья. Античная цивилизация, не знавшая Средневековия, удовлетворенная достигнутым обустройством и социальным порядком, вяло повоевывая, смогла бы протянуть еще пару тысяч лет, как Китай или Индия, без Коперниканского скачка. Я не способен это доказать и предполагаю, что существуют аргументы в опроверженье. Но, в таком случае, интересно, на что бы сгодились еще умы, обретшие свободное дыхание, выходя после удушливого стеснения в тысячелетнем котле Средневековья? И, почему, к концу первого века до н.э., когда состояние наук (механики, гидравлики, астрономии, математики) как и степени интеллектуальной свободы, доступ к источникам мысли и искусству были несравненно выше, чем в 14-м веке, не появились Галилеи и Ньютоны? Похоже, вместе с проклятьями ужасающему «Средневековью» нужно найти в себе силы произнести: «Спасибо».

 

Примечания

 

*) «Круг школьного обучения в Риме заключал в себе «семь свободных искусств: грамматику, логику (или диалектику), риторику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку, к ним присоединяли медицину и архитектуру».

(Моммзен). [4].

**) «Взрывным катализатором изменений послужило изобретение Гуттенбергом книгопечатание в 1455 году. Перед печатной революции библиотеки Европы содержали 30 000 томов. За пятьдесят лет количество книг увеличилось до трех миллионов». (Аталай).[8]

***) Французский живописец Маньяско (1667) Создавал великолепные полотна на которых изображены варвары («разбойники»), пирующие на развалинах античных храмов. (Эрмитаж).

****) Античное естествознания в науке Нового времени, как и, прямо-таки, божественную мудрость философа древности, ярко иллюстрируется описанием явления радуги. Во все времена это великолепное явление вызывает тягу связать его с Высшим, за пределами естественных сил. Объяснение Ньютона (1700): Радуга – результат различного преломления составляющих солнечного света на мелких взвешенных в воздухе водяных капельках, а ее дугообразность следствие симметрии по отношению к линии наблюдения по направлению к Солнцу.

Объяснение Эпикура (300 г. до Новой эры): «Радуга образуется, когда Солнце бросает свет на влажный воздух, вследствие особенного смешения света, которое и производит особенности цветов как всех вместе, так и по отдельности и сообщает каждый цвет воздуху. Кругообразной радуга кажется оттого, что отдаленность всякого ее места воспринимается взглядом как равная».[13]

*****) «Средневековое христианство не отрицало в принципе античных богов. Если верить св. Августину, оно объявляло их демонами, врагами христианского Бога (Венера, Церера, Вакх, Пан, Фавны, Сатиры, Наяды…). [15]

 

Литература

 

[1] Уайтхед А. «Избранные работы по философии». «Прогресс» М. 1990.

[2] «Античная Цивилизация». «Наука» М. 1973.

[3] Харди Г. «Апология Математика». Ижевск. РХД 2000.

[4] Моммзен Т. «История Рима». СПБ Лениздат 1993.

[5] Берри А. «Краткая история астрономии». ОГИЗ М. Л. 1946.

[6] Стройк Д. «Краткий очерк истории математики». «Наука» М. 1964.

[7] Ковалев С. «История Рима» ЛГУ 1986.

[8] Аталай Б. «Математика и Мона Лиза». Техносфера М. 2007.

[9] Гейзенберг В. «Физика и философия». «Наука» М. 1989.

[0] Шпренгер Я. «Молот Ведьм» М. «ИНТЕРБУК» 1990.

[11] Кузнецов Б.Г. «История философии для физиков и математиков» «Наука» М. 1974.

[12] Кузнецов Б.Г. «Идеи и образы Возраждения». «Наука» М. 1979.

[13] «Диоген Лаэртский». «Мысль» М. 1986г

[14] Рабинович В. Л. «Алхимия, как феномен средневековой культуры». «Наука» М. 1979.

[15] Жирумский В.М. в «Легенды о докторе Фаусте» «Наука» М. 1976.

 

Август 2016.

 

comments powered by Disqus