01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

От Аристотеля с Платоном до Собянина… Продолжение 1

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / От Аристотеля с Платоном до Собянина… Продолжение 1

От Аристотеля с Платоном до Собянина… Продолжение 1

Автор: В. Рамм; "Демократическое сетевое сообщество" — Дата создания: 03.04.2016 — Последние изменение: 03.04.2016
Участники: А. Алексеев
Продолжение статьи В.Г. Рамма, впервые опубликованной им на портале «Демократическое сетевое сообщество», соучредителем которого он является (г. Бостон, США).

 

 

 

 

Владимир Рамм

 

ОТ АРИСТОТЕЛЯ С ПЛАТОНОМ ДО СОБЯНИНА... СТАНОВЛЕНИЕ ФАШИЗМА

 

19.03.2016

 

<…>

 

  #3  

 

«Мелкие философские и семантические разногласия» с Максимом Кантором

 

Владимир Рамм

 

ОТ АРИСТОТЕЛЯ С ПЛАТОНОМ ДО СОБЯНИНА... СТАНОВЛЕНИЕ ФАШИЗМА

 

19.03.2016

 

<…>

 

  #3  

 

«Мелкие философские и семантические разногласия» с Максимом Кантором

К книгам Максима Кантора (и текстам – к примеру на Каспаров.ру (здесь или здесь, или вот, недавно в Le Point) я отношусь с приязнью. И книгу его, на которую ссылался, читаю с интересом!.. Да и то!.. Ведь я же (как и многие другие... а может, даже и Вы, добрый читатель) лентяй... Захотелось мне когда-то познакомиться с теориями западных экономистов прошлого (17-19 век и начало 20-го) – я начал, было, их труды читать, но быстро бросил – после 5-й ссылки на «бессмертную» работу журналиста Ульянова (Ленина) «Империализм, как высшая стадия капитализма», который, судя по всему, уже поначитался этих трудов, и пересказывал их в своём тексте... Так и здесь – упомянул я вначале про Платона (к которому, совсем некстати, ныне привлечено внимание россиян, и, в особенности, дальнобойщиков), и тексты его у меня есть на полке... Но... Вот мне Карл Поппер про него рассказал... А вот Максим Кантор, который кроет последними словами Поппера (ту самую книгу про открытое общество, что мне очень понравилась), и попутно Ханну Арендт (которая объяснила мне, что такое «империализм», и не то чтобы «разнесла в пух и прах», но показала всю убогость «бессмертной» ленинской работы об этом самом «империализме»), вот этот самый художник-писатель Максим Кантор, защищает Платона от Поппера, пытается опровергнуть попперовские утверждения о том, что обязанные своим происхождением философии Платона фашистские и коммунистические идеи это те же самые идеи – коллективизм в основе... Даже когда разговор идёт о «первой фазе» построения коммунизма – социализме... А я не отбрасываю с небрежением канторовскую книгу (уже ради подзаголовка её: «Когда закончится путинская Россия» – темы безумно интересной, думаю, не только мне, но, небось, и Вам, любознательный читатель). Хотя сейчас, в последней четверти этой книги почти каждый абзац (и едва ли не каждое предложение) вызывает мой протест, я пытаюсь воздержаться от того, чтобы говорить о канторовском (какое симпатичное прилагательное получилось – зацените!) непонимании сути дела, ради того, чтобы выискать в огромной куче ерун... ээ-э... не вполне компетентных суждений полезные крупицы... Вот, скажем, суждения автора о фашизме, на мой взгляд, никуда не годятся, а суждения его об идеях Платона, касающихся происхождения и самой сути государства, вполне достаточны не только для понимания смысла этих идей, но и для того, чтобы уловить их ложность!.. Очень жаль, что ни Платон, ни Кантор не читали энгельсовское «Происхождение...», упомянутое в самых первых строках моего текста. Ну, Платон – понятно: не успел... Но Максим Карлович – вполне мог хотя бы бегло просмотреть... Хотя бы первые главы!..

***


Несколько последних десятилетий в России и вокруг неё идут неумолчные разговоры о законе. Несмотря на вопиющее и наглое беззаконие, постепенно становящееся привычным. Несколько лет участница нашего форума, Юлия, провозглашает свои мантры о существовании в России права и закона. Не «пытается обсуждать». А именно «провозглашает» – собеседники ей не нужны, ибо она несёт свет истины, повторяя снова и снова в непререкаемом поучительном тоне одни и те же бездоказательные словосочетания. Почти четыре года назад в теме «Звезды и нравственный закон» после очередных эскапад Юлии затеял я «разговор с Юлией, которой у нас обрыдло*», и с поста # 18 начал разговор о Законе. Так как, с одной стороны, Максим Кантор в той самой книге в главе «Правило прямой спины» много и романтично, хотя и невразумительно (по-видимому, из-за вдохновенных попыток сегодняшнего осмысления оказавшихся «не вполне корректными» «государственных» идей Платона) говорит о Законе очень обстоятельно... То, что канторовские суждения, по моему убеждению, неверны, – дело второстепенное... Ээ-э.. Обсудим попозже... Но это – с одной стороны. А, с другой стороны, Юлию, автора самоуверенных и малограмотных суждений о Законе, надо-таки умножать на несколько миллионов (она сама постоянно напоминает об уровне поддержки <…> похожим на неё населением, коего по ВЦИОМ-овской статистике, около 90%). В связи с этими обстоятельствами, я решил перенести сюда свой разговор (мои представления) о Законе, не редактируя – главное, не избавляясь от следов обращения к Юлии. Итак.

 

Цитата:

Закон. Серьёзную проблему Вы начали обсуждать, Юлия. Знаете ли, Френсис Фукуяма сказал однажды: "Утверждение власти закона - одно из самых великих достижений западной цивилизации; достижение, преимущества которого становятся тем более очевидными, когда имеем дело с такими странами, как Россия или Китай, которые его лишены".
Это огорчает, что Вы, Юлия, не понимаете, что такое Закон. Но в этом ничего страшного. В России десятки миллионов не понимают, что это такое. И речь идёт вовсе не о недостатке образования. Речь идёт о традиции, насчитывающей уже столетия. Если до того, как начал жить в Америке, я представлял себе ситуацию теоретически, по книгам (в основном... Не только, кстати, Салтыков-Щедрин и Некрасов, но и Шаламов, и Буковский, и Булгаков, и множество других авторов ), то теперь после стольких лет здесь, мои представления об этом вполне, как мне кажется, адекватны. Речь идёт вовсе не о том, что никто не нарушает закон. Ещё как нарушают!.. Но осознание того факта, что Закон поставлен выше человека (даже очень хорошего, заслуженного, богатого, любимого главою государства и пр.), такое осознание повсеместно распространено.
Мне доводилось объяснять американцам (не понимающим по-русски), суть разницы между жизнью в США и в России (СССР). Так я пример такой придумал. Я был в некоторых не самых маленьких городах Италии (не в Риме, а скажем, в Венеции, Падуе), и у меня есть представление о поведении итальянцев: пешеходов и водителей к сигналам светофора и друг к другу. Улицы часто узенькие – и пешеходы, и автомобили нарушают правила: сигают на красный, подрезают и пр. Но они знают, что нарушают, и идут на это сознательно. А в России и пешеходы и автомобили (особенно, автомобили начальственные!) движутся по улицам и дорогам, не просто игнорируя сигналы светофора. Светофоры не включены в их картину мира. Им неведомо, что это за штука висит тут и меняет цвета; и знать этого они не хотят (как, например, перебегающие дорогу белки). Это не буквально, Юлия. Это аллегория такая. Очень многие в России совершают поступки и допускают высказывания, ни в малейшей степени не ориентируясь на Закон. Вместо него – на понятия... На то, что Вы называете «справедливостью».
Я тут как-то приводил этот французский анекдот – но Вы не обязаны читать мною написанное, поэтому повторю. Работник спрашивает у хозяина: «Почему Вы повысили зарплату Жану, а не мне? Вы же сами говорили, что я работаю быстрее и лучше его!» - «Видишь ли, малыш, у Жана ведь шестеро детей, а ты пока холостой...» - «Знаете, хозяин, я думал до сих пор, что нам платят за то, что мы делаем на работе, а не дома!» Это Вам по поводу справедливости. Как она выглядит в этом случае: делить, чтобы «всем было хорошо»? Если задуматься, то понятно, что это спрашивающий работник (скажем, Поль) кормит детей Жана; хотя он и не думал брать на себя таких обязательств... В нормальном государственном устройстве. при организации бизнеса, подчинённого закону, а не справедливости, оплата труда – отдельно, а забота о детях – отдельно. В России это не так.

Из другого поста:

 

Цитата:

Снова вернусь к словам Юлии: «Я бы тоже предпочла ориентироваться на Закон, но ведь принимаемые в стране Законы должны удовлетворять в равной степени интересы людей, государства и права. Они должны слиться, тогда выходит Закон, который будет работать, его будут соблюдать все граждане страны, ну хотя бы большинство. У нас в Законах чёрт ногу сломит: один закон противоречит другому, в ином вообще ахинея написана. Люди такие Законы соблюдать не собираются. У людей надо спрашивать, обсуждать законы вместе и принимать, учитывая мнение народа. До тех пор, пока этого не будет, ничего работать не будет. Все будут жить по своим понятиям справедливости».
Здесь намешано всё, поэтому вместо разговора по делу, получаются вздохи о том, как тяжела жизнь. «...принимаемые в стране Законы должны...». Уже на слове «должны» я вздрагиваю. Скажите, физические законы кому-нибудь что-нибудь должны? Даже сочетание этих слов кажется бессмысленным. Разве что сказать: «они должны быть понятны» (ну, и не противоречить друг другу). Но, вообще-то, это дело принимальщика и понимальщика (на крайняк, толкователя), а не обязанность законов. Если (понятные и принимаемые человеком) физические законы позволяют ему предсказывать результаты экспериментов... Заметьте, я и не заикнулся о том, соответствуют ли они реальности!.. Если позволяют, то можно на них опираться. Можно, не буду приводить примеров физических законов?.. <
…>
Так вот от Законов юридических требуется (безотносительно к тому, кто, где, когда, для чего и при каком строе их применяет) главное: они должны быть понятны. Я вкладываю широкий смысл в слово «понятны», и без пояснения может быть непонятно. Поясню. Правила дорожного движения, по-видимому, можно отнести к сфере законодательной. Сигналы светофора необходимо, чтобы толковались однозначно. Красный – значит, проезда нет. Ни для кого, даже для начальника районного управления БДД, главы ГИБДД или для Путина. Или для машины со спецсигналом (включённой мигалкой и сиреной) проезд есть? Скажите, чтобы было понятно! Как разрешается конфликт двух машин со спецсигналами? Реанимационная машина, мчащаяся по городу с включённой ревущей сиреной, слыша которую (скажем, по моему скромному опыту) все автомобили (в обе стороны движущиеся) прижимаются к правой кромке, чтобы помочь реаниматорам не потерять секунды, от которой, возможно, зависит чья-то жизнь... Эта машина должна остановиться и уступить право проезда кортежу Путина (или даже его «любимца», специалиста по римскому праву)? Должна или нет? Должна? – Так скажите об этом прямо. Запишите в ПДД. Обозначайте как-то кортеж, чтобы у водителя скорой помощи или реанимационной машины не возникало вопросов – а то ведь они ездят, как машинисты поездов, никому не уступая дороги!.. Нет, – Вы скáжете: никакой особой маркировки кортежа не нужно – право проезда путинскому кортежу обеспечивает постовой полицейский, сигналы которого, в отличие от сигналов светофора игнорировать невозможно. Замечательно! – отвечу я Вам. Полицейский имеет право останавливать тех, кто имеет преимущественные (эксклюзивные) права на движение («в случае необходимости», хотите Вы добавить? – Be my guest!) – точно так же, как он имеет право на применение табельного оружия (тоже в случае необходимости). Однако каждый случай применения табельного оружия является предметом служебного расследования (во всяком случае, должен являться!). А самовольная (не прописанная в рамках ПДД) остановка реанимационного автомобиля, возможно стоящая жизни кому-либо (как и применение табельного оружия)... Вы слышали, чтоб она была объектом служебного расследования?.. Да чего тут разбирать! – воскликните Вы, поражаясь моей тупости. – Ему приказали, он и остановил. Причём тут Закон? А вот и при том. Отменить Закон приказ не может; иначе это не Закон, а филькина грамота. Старинные идеи типа: «Течёт вода Кубань реки, куда велят большевики!» или "согласно решениям партии, электроны движутся от «-» к «+»"… Это всё же лишь метафоры. Не потечёт вода вверх; переместить её можно, затратив энергию (и перемещают, создавая искусственные водохранилища) – но это же о другом! С часовыми поясами можно упражняться до одури, но коровы... Можно сказать «положили на это с прибором». Если эти примеры для Вас слишком просты, поупражняйтесь с периодами вращения Земли (хоть вокруг оси, хоть вокруг Солнца) – поотдавайте приказы об изменении Законов! Скажем, закона тяготения...
Некую сентенцию (принятую властью) можно назвать Законом, если она для всех и всегда. И она, именно в связи со своей всеобщей применимостью должна быть понятна тем, кто хочет понять и следовать нормам закона или нарушать их. А в том, что касается «всем нравиться»... Как Юлия пишет: «его будут [согласятся] соблюдать все граждане страны, ну, хотя бы большинство»... Это, вообще, прелестно. Как говорится, Закон – это не золотой червонец, чтобы всем нравиться... А про «хотя бы большинство» - это просто блеск! А как с теми, кто не соглашается соблюдать?..

Вот тут и начинается интересное. Если некая сентенция претендует на то, чтобы называться Законом, ей совершенно необходимо, не только чтобы было понятно, что именно надо делать (или наоборот: «чего делать ни в коем случае нельзя»), но и чтоб безо всяких экивоков было ясно, что начнёт происходить с теми, кто этого делать не будет (ну, или в случае, описанном в скобках – кто осмелится делать то, что запретили). А нравится ему это или нет, никакой роли не играет. Скажем: приняли закон: что-то делать запрещено; за нарушение – расстрел. Главное не в том, чтобы всем нравилось!.. Такая законодательная норма понравится только тому, кто жаждет порасстреливать кого-нибудь и мечтает только о том, чтобы делать это безнаказанно; ему лишь нужен «законный повод». А тем, от кого ждут исполнения закона, с чего бы она понравилась?!.. Но – непременное условие: должно быть понятно. И что можно-нельзя, и что будет, если...
Если эта сентенция хочет считаться Законом, то должно быть понятно, как обнаруживается, что требования этого «кандидата в Законы» нарушены. Поэтому такие глупости, как «неправильно думает» («мыслепреступления»), не могут быть событием преступления. Чтобы произошло нарушение закона, надо что-то наблюдаемое совершить! Хотя бы сказать что-нибудь, что явно запрещено говорить...

И последнее:

 

Цитата:

Я остановился на том, что установленная законом норма должна понятно проверяться. Это, может быть, совершенно дурацкая норма, ничему хорошему не способствующая, – дело не в этом. Установили норму? – Значит, установите и процедуру, с помощью коей Вы, законодатель (или кого Вы там уполномочиваете), будете определять: было нарушение или нет. Скажем, установили норму содержания алкоголя в крови у водителя – 0.00%. Не о том речь, что это идиотизм, а о том, что это означает наличие прибора, которому и проверяльщик и проверяемый могут доверять... А если что не так, то и экспертизы этого прибора потребовать – и его не отошлют к его матери, а проведут-таки экспертизу, которой он может доверять...

Или про митинги... Какие-то сейчас судебные преследования стали модными: «Заявили 25 000 участников, а пришло 100 000! Платите штраф! Тю-тю-тю тысяч!» А откуда знаете, сколько? – А так не видно, что ли? Сами будто не знаете?!.. И с вертолёта мы смотрели!.. Вот оценка ГУВД!.. Нету тут того, что называется факт. Почему с театром или со стадионом не возникает подобных проблем? Да потому что у них билеты. Хотите, можно продавать билеты, можно так раздавать!.. Но на входе стоит контролёр (очевидно, из ФСБ, бывш. КГБ) и пропускает только по билетам. Или по списку... Можно потребовать составить предварительный список участников предполагаемого митинга, согласовать этот список заранее (всё в той же ФСБ, бывш. КГБ), вычеркнуть «нежелательных», можно даже предложить им самим явиться на допрос, куда скажут (эта практика уже и опробована). А тех, кто в списке остался, тех уже (тот же ФСБ, бывш. КГБ) может впускать на мероприятие. И ведь мало того! Можно будет привлекать к уголовной ответственности тех, кто не пришёл вовремя! И с речами тоже! Какие-то обвинения расплывчатые в экстремизме, в призывах к терроризму, или в просьбах к кому-то (скажем, к Богородице) через голову патриарха (минуя инстанцию!) прогнать кого-нибудь из верховных правителей! Экспертизы какие-то лингвистические и литературоведческие!.. Зачем это?! Есть специалисты (скажем, из ФСБ, бывш. КГБ или Горлит). Посмотрели текст, проверили, поставили штамп «Залитовано», и выступай на здоровье! А ещё лучше, чтоб сами специалисты (скажем, из ФСБ, бывш. КГБ) эти тексты и писали бы, докладчики зачитывали бы их на плёнку; и если всё в порядке, то разрешающие инстанции (ФСБ, бывш. КГБ) пускали бы их в эфир. При такой несложной процедуре все требования закона будут соблюдены – хотя бы потому, что контроль будет превентивный, и нарушениям просто неоткуда будет взяться, да и государственная безопасность будет обеспечена «по самое не могу»! А без билетов или списков присутствующих (с проверкой на входе) это не закон, а та же самая филькина грамота... Это просто такое демагогическое оформление произвола – почти по «Волку и ягнёнку».
Очень много ещё о чём хочется поговорить в связи с письмом Юлии. Но пока хотел бы – ещё о Законе. Тем более, что не только соображения Юлии (я помню и Вас, читатель, призываю помнить, что хотя эти соображения и беспомощны (даже дремучи, если хотите), Юлию следует умножать на десятки миллионов, а, значит, относиться стоит к её соображениям очень серьёзно; ибо именно она, умноженная на миллионы, разумеется, будет, в конечном счёте, решать судьбу будущего России). И она и нынешняя думская (законодательная) практика бездумного законотворчества вопиют о серьёзности обсуждаемой темы. Тут замечу, что я математик и, конечно, же теоретик (напомню: физик Кирхгоф научил меня: "Ничего нет практичней хорошей теории"), но не соглашусь ни с идеей сухости математики, ни с идеей оторванности её от жизни. Предупредил? Услышали?.. Дело в том, что я хочу довести ситуацию до абсурда; тогда станет яснее абсурдность (возможно, не различимая сразу) новых инициатив этих бездумных думцев. Итак, представьте себе, вдумчивый читатель, что появляется пространная преамбула, наполненная леденящими кровь свидетельствами того, какие жуткие преступления против отдельных людей, против групп этих людей (иногда и очень больших групп), а порой и против человечества в целом, совершались людьми, у которых (sic!) уши находятся по разные стороны от носа! Жутчайшие преступления! Для всеобщего счастья и государственной безопасности принимается закон: «те граждане, у которых уши окажутся по разные стороны от носа, подлежат расстрелу». Хотел было предложить пожизненное заключение, а потом подумал: стоит ли «размазывать белую кашу по чистому столу»? Расстрел! Однако, в связи с традицией гуманности, свойственной как советскому, так и его правопреемнику – российскому суду, исполнение приговора может быть отложено судьёй до достижения младшим ребёнком осуждённого (либо его младшим внуком) дееспособного возраста (до 50 лет, скажем) или (по ходатайству уполномоченных инстанций) этот подсудимый может быть вообще освобождён от наказания. Всё. Можно спокойно (и вполне законно!) расстреливать, кого захочется. Или, в порядке особого милосердия, отправлять их на какие-нибудь спецработы – если не лесоповал, то химия или урановые рудники... Мало того! Ведь более не нужно никаких иных законов, подзаконных актов, вообще каких бы то ни было законодательных норм. Никаких длинных процессов, следствий, экспертиз и т.п. фигни. Улики – на лице! А как будут счастливы оставшиеся в живых! Как они будут искреннейше благодарны партии и правительству, и, разумеется, лично товарищу... И далее... Страница за страницей! Краше, чем «Москва-2024»!

 

Вернёмся к «государству». Государство (механизм институализированного насилия – в отличие от диктатуры: насилия не институализированного), по-Энгельсу (да и согласно здравому смыслу), это инструмент сохранения, а значит, и капитализации частной собственности (т.е. её способности приносить доход – частная собственность при этом превращается в «инвестиции») при «игре вдолгую»; т.е., при осуществлении перспективного планирования. Средство, которым пользуется государство для выполнения этой своей главной и, практически, всеобъемлющей функции – это и есть Закон (совокупность законов). Этот инструмент, это государство, согласно Марксу (я имею в виду «Капитал»), да и просто на основе понимания сегодняшней российской реальности, может быть захвачено мафией (современной властной олигархической диктатурой) и полностью выхолощено (государственные институты уничтожены)... И тогда... Хороший молоток – это славный инструмент; посмотрите хотя бы на церковь в Кижах, построенную без гвоздей!.. Да, что мне Вас агитировать?!.. Но «плохие парни» могут завладеть этим молотком (хоть даже и деревянным, т.н., киянкой) и использовать его, как орудие убийства (мародёрства, вымогательства и т.п.)!.. А какой инструмент нельзя использовать в этом качестве?.. Может, утюг, паяльник, разводной ключ, циркульную пилу или полиэтиленовый мешок, шнурок от кроссовок?.. Так что же?.. Мечтать о том «прекрасном времени», когда все инструменты будут уничтожены и... государство отомрёт? Как, помните, Ленин обещал после пришествия коммунизма... Диктатура пролетариата... Ладно... рабочего класса и трудового крестьянства после ликвидации частной собственности (согласно «Манифесту...»)... Маяковский писал (в стихотворении, которого позже стыдился): «Я пролетарий. / Объясняться лишне. / Жил, / как мать произвела, родив. / И вот мне / квартиру / дает жилищный, / мой, / рабочий, / кооператив». Наёмный рабочий (а тем более, пролетарий), оставаясь в роли «наёмного работника», не занимается долгосрочным планированием – ему для этой «наёмной» роли не нужно думать о завтрашнем дне, не инвестирует ничего (для инвестирования ему необходимо выйти из этой роли и, став предпринимателем, завести себе частную собственность, да и капитализировать её!). Наёмный работник получит себе в собственность (без использования для получения дохода) что-либо только в результате централизованного распределения (или кражи, возможно, в рамках ОПГ). Отсутствие предпринимательства остановит развитие... Которое, правда, вполне можно заменить «гордостью за страну»... Патриотизмом...
А всякие разговоры Платона, даже и в пересказе М.Кантора, о том, что государство, мол, это вовсе не инструмент (по-Бердяеву, помните? – «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад»), а эманация некоей высокой идеи, более «высокой», чем люди – это, по моему убеждению, не просто глупости; это – открытая дорога в фашизм. <…>

-----------

* Когда Юлия в очередной раз уходя навсегда с форума, «хлопнула дверью», она сообщила, что ей у нас «обрыдло».

 

  #4  

 

Вместе с тем я продолжаю придерживаться мнения, что чтение новой книги Максима Кантора дело не бесполезное. И хотя, на мой взгляд, многие его суждения, служат укреплению имперского начала в России (хотя ему-то кажется, что он говорит исключительно «за упокой» империи), его тексты вовсе не являются провокативными – писатель М.Кантор искренне думает так, как говорит. А искренний человек, как правило, интересен, даже если то, что он высказывает, не вполне складно. Почему я считаю искренними суждения автора?.. Ну, во-первых, сама атмосфера в которой появляются и живут его произведения (прежде всего, тот же «Учебник рисования») без искренности (даже нередко и экзальтированной) такого бы не получилось... А во-вторых... Извините меня, пожалуйста, за это «во-вторых»... Некоторые поистине феерические глупости, встречающиеся в «Империи наизнанку», убеждают меня в том, что нет злого умысла у автора – он, действительно, не понимает того, о чём говорит... Это со многими случается... Для меня ярчайшим примером является канторовское упоминание на стр. 273 о пятом постулате Евклида.

 

Цитата:

Пятый постулат Эвклида служит лучшей иллюстрацией взаимной сопряженности: «если прямая брошена на две других прямых и в точке пересечения с ними образует углы, отличные от прямых, то это означает, что две прямые обязательно пересекутся». Так неизбежно пересекаются всеобщие интересы, жизни, амбиции, страсти. История человечества есть история взаимных зависимостей и долгов, способности сострадать и чувствовать за другого. Самыми вопиющими примерами зависимости являются категорический императив Канта и Нагорная проповедь.

 

Обалдеть!.. «прямая, брошенная на две других»!.. Позвольте, читатель, я не буду объяснять Вам, в чём заключается 5-й постулат?.. Не столько потому, что его (иногда упоминаемого под названием «Аксиома параллельности») изучают сегодня в 9 (девятом!) классе общеобразовательной школы. И вовсе не потому, что предполагаю, что Вы и без меня прекрасно всё это знаете... Ради бога!.. Не знать можно чего-угодно... И узнать очень легко – как говорил Слонёнок (в «38 попугаях»): «Если не знаешь, надо у кого-нибудь спросить!» – вот хоть у Google спросите!.. Просто разговор об этом постулате – это сильно в сторону... И про то, что такое «постулат» (это то самое, чего автор «Империи наизнанку» начисто не понимает) объяснять не стану, ибо в начатой (и ещё далёкой от завершения) статье – много уже понаписал (и храню в Worde на своём компе), но ещё не упорядочил; да и о самом главном ещё и не рассказал толком – проблема оказалась шире и «глобальнее», чем казалось мне вначале – короче, в тексте «Между Сциллой всемогущества для богатых и Харибдой патернализма для бедных», назвав первую главу «Мои постулаты», я просто оказался вынужденным не только изложить свои постулаты, относящиеся к начатому разговору (посты # 1-2), но и пообъяснять, что сиё слово значит. Между прочим, сообщив на стр. 294: «то, что националистический задор легко вылезаетиз всех прорех либерализма – это аксиома социальной истории», Максим Карлович убедил меня в том, что и значение слова «аксиома» ему неизвестно*. Сказанное Максимом Карловичем, говоря его словами, «служит лучшей иллюстрацией» того, что он просто не понимает смысла того, о чём говорит... Ещё и используя эти непонятные ему самому образы для аналогий с социальными явлениями, и лишая этим смысла уже их... Возможно, это машинный перевод с какого-то иного языка на русский... Ещё и какой-нибудь «двухступенчатый» (скажем, сначала с японского – на суахили, а потом уже с суахили – на русский). И снова повторю: не понимать чего-либо совсем не стыдно... Но кто же заставляет говорить о непонятном Максима Карловича? И не начинает ли он при этом напоминать того самого телеграфиста из чеховской «Свадьбы», о котором невеста глубокомысленно заметила (припечатала): «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят об непонятном»?.. Причём непонятном-то самому говорящему!..
Несколько раз в разных частях своей книги Максим Кантор говорит о числителе и знаменателе... числителе и знаменателе уравнения... И я несколько раз не мог уловить, что автор («стремительным домкратом» бесстрашно провозглашая идеи, «опередившие время») имеет в виду; но относил это своё недостаточное понимание на счёт того, что автор, мол, художник, и его художественные образы (как в каком-нибудь кубизме или в сюрреализме) не всегда сразу и поймёшь, что означают... Но так я думал до стр.283, где встретил такой замечательный пассаж:

 

Цитата:

Сегодняшний политический дискурс показывает, что фашизм — есть общий знаменатель уравнения, а в числитель уравнения история помещает культурные особенности страны, пораженной вирусом: российское мессианство, германский реваншизм, украинская гордость, венгерская спесь.

Вообще-то говоря, числителем и знаменателем обладают дроби, а отнюдь не уравнения... Кстати, уравнения начинают «проходить» в 5-м классе, а дроби – аж в 3-м... Во всяком случае, в российской школе... Вот тут-то и вспомнил я пушкинского «Сапожника» (Пушкин басен не писал, но два замечательных своих стихотворения он обозначил, как «притчи»; «Сапожник» – одна из них):

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"....
Тут Апеллес прервал нетерпеливо;
"Суди, дружок, не свыше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чорт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!


Я не говорю, что писателю М.К. Кантору не надо судить ни о чём, кроме живописи!.. «Но чорт его несет судить о» математике... даже в школьных её пределах!.. Ведь натолкнувшись на эту (повторюсь) феерическую безграмотность (невежество?.. Нет, только безграмотность!) относительно «науки», которую «проходят» в средней (или даже в начальной!) школе, начинаешь со скепсисом воспринимать и те вещи, о которых автор говорит вполне складно... А впрочем, про философию и особенно про «фашизм» и «империализм» давайте, отдельно побеседуем... И эту «прелесть» про «общий знаменатель уравнения», который вовсе не число (или, скажем функция), а абстрактное понятие, которое автор ещё только собирается описывать, попозже вспомним...

Самое интересное, что Максим Карлович всё понимает... Вернее, понимает, как надо – вот на 307-й странице своей книги он говорит: «...не пользуйтесь случайными терминами, не вводите в заблуждение других...». Он, правда, в этом месте имеет в виду неправомерное и, чаще всего, злонамеренное применение терминов «хунта», «путч», «фашисты» и т.п. по отношению к Украине, Майдану и украинскому правительству. И я солидарен с его неприятием подобных разговоров. Но кто же мешает ему подойти с этой самой мерой к самому себе?..

***


Сочинения двух писателей-философов, сбежавших от гитлеровского нацизма (и что немаловажно: в частности, из-за своих еврейских корней) очень сильно в последние годы... Не то чтобы «повлияли» на меня... Вернее будет сказать: помогли мне понять мир... Особенно, «русский мир эпохи позднего путинизма»... Одна, Ханна Арендт бежала из Германии во Францию, где вскоре после оккупации страны Гитлером, попала в концлагерь; откуда ей вновь удалось бежать – в Португалию. И уже оттуда – в Нью-Йорк. Другой – Карл Поппер, эмигрировавший в 1937-м из Австрии (ещё до аншлюса; просто в связи с ростом популярности нацизма и уровня антисемитизма в стране) – в Новую Зеландию. В начале 40-х оба эти философа, написали серьёзные работы о проблемах империализма, фашизма и иных «коллективистских» систем. И через какие-то 50 лет (уже после отмены советской власти) их работы были изданы (легально!) на русском языке.
Я не зову Вас, читатель, немедленно бросить всё и кинуться читать Ханну Арендт, политического теоретика и историка, основоположника теории тоталитаризма, как её (вполне, на мой взгляд, заслуженно) называет Википедия. Просто посмотрите, что эта самая Википедия рассказывает об идеях Ханны Арендт:

 

Цитата:

Наследие Арендт включает в себя более 450 работ, разнообразных по проблематике, но объединенных идеей осмысления современности («думать над тем, что мы делаем»).
По выражению Арендт, на Земле живут «люди, а не Человек», и сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление «показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности». Она считала, что центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, а нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни. В тоталитарных обществах дисбаланс в пользу публичности предельно расширяет границы вмешательства государства в жизнь человека, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере.
Арендт уделяла особое внимание понятию свободы, указывая, что свобода в сфере политики выступает как «сопротивление» в контексте воздействия и как «особое личное мнение» — в контексте несогласия. Потенциал свободы инспирирует «начинание нового», реализующееся в особом срезе человеческой жизнедеятельности — «активности». В отличие от «труда», обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма и не требующего для своего осуществления Другого, и «производства», воспроизводящего неорганическое тело цивилизации и реализующего связь между людьми лишь в контексте, заданном технологической программой, «активность» направлена на других людей. Именно осуществляя её, человек выступает не как «рабочее животное» или «человек производящий», а как творческий субъект «начинания нового».
В новейшее время, по мнению Арендт, главная опасность для мировой цивилизации грозит не извне — от природных катаклизмов или «внешнего варварства», а изнутри, так как XX век показал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в XX веке феномена «массы». «Падение охранительных стен между классами,— писала Арендт,— превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение». Тоталитаризм создается сочетанием репрессий и внутреннего самопринуждения людей, «тирании логичности» тоталитарной идеологии. Этой «тирании логичности» человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством его внутренней свободы.

По-моему, эти (конспективно изложенные!) соображения <…> необыкновенно актуальны для современного «русского мира».
Идеи Карла Раймунда Поппера пересказывать не так просто, но вот что говорится в аннотации:

 

Цитата:

Один из известнейших современных философов анализирует роль Платона, Гегеля и Маркса в формировании идейной базы тоталитаризма. Критикуются претензии на знание «объективных законов» истории и радикальное преобразование общества на «научной основе». Подробно рассмотрено развитие со времен античности идей демократического «открытого общества». Книга, давно ставшая классической, рассчитана на всех интересующихся историей общественной мысли.

 

А Википедия называет его одним из самых влиятельных философов науки XX столетия. «Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, – рассказывает Википедия, – а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества». Именно двухтомник Поппера «Открытое общество и его враги» является для меня одним из важнейших источников.
Карл Поппер – основоположник философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине». Мне понадобится этот подход к делу чуть позже – в главе «Неуязвимость тоталитарного и уязвимость демократического подхода к реальности».

Я упомянул, было, о том, что через 50 лет (уже после отмены советской власти) работы Арендт и Поппера были изданы (легально!) на русском языке. А вот и Максим Кантор о них вспоминает, предваряя свои изыскания о фашизме:

 

Цитата:

Вирус фашизма в очень интенсивном развитии; ссылаться на врачебное заключение пятидесятилетней давности, на мнение Ханны Арендт или Поппера, ценно не более, нежели на мнение врача начала ХХ века о раковых клетках. Сегодня колоссальный всплеск фашизма перечеркивает изыскания по этому поводу.

 

Это при том, что он сам ссылается на соображения о государстве, высказанные Платоном (умершим, извините, в 347 до н.э.)... Если бы эти «глубокомысленные» соображения о «перечёркивании изысканий»** не находились бы рядом с упомянутыми чуть выше «мыслями» со стр. 283 (не удержусь ещё разок повторю):

 

Цитата:

Сегодняшний политический дискурс показывает, что фашизм — есть общий знаменатель уравнения, а в числитель уравнения история помещает культурные особенности страны, пораженной вирусом: российское мессианство, германский реваншизм, украинская гордость, венгерская спесь. Следует назвать характерные черты фашизма — общие для всех культур.

 

Или вот с таким (с 32-й страницы):

 

Цитата:

Да, есть итальянский и германский фашизм, они в чем-то несхожи. Ну и что с того? Есть масса явлений, представленных в разных странах, — с отличным культурным числителем, но с общим знаменателем. Есть общий радикал, и на основании этого общего и надо определять фашизм; а то, что фашизм Салазара не похож на фашизм Квислинга, — это относится к культурным особенностям.

 

На слове «радикал» я споткнулся – мне казалось, что я знаком с этим словом несколько десятилетий, а вот поди ж ты!.. Сходил к Википедии, дабы развеять недоумение:

 

Цитата:

Радика́л (буквально: «коренной» от лат. radix — «корень»):
В химии
Радикал — группа атомов, содержащая углеводородный остаток в молекуле.
Радикал — по представлениям А. Л. Лавуазье, группа атомов, переходящих без изменения из одного соединения в другое.
Свободные радикалы — атомы или группы связанных между собой атомов, характеризующиеся наличием неспаренных электронов.
В обществе и политике
Радикал — сторонник радикализма, то есть бескомпромиссный выразитель каких-либо взглядов, как правило — связанных с глубокими преобразованиями в общественном устройстве.
Радикал — член какой-либо Радикальной партии.
В математике
Радикал (от лат. radix — корень) — знак извлечения арифметического корня ( — изменённая латинская буква r), а также число или выражение, являющееся результатом извлечения корня.
Радикал билинейной формы — ортогональное дополнение линейного пространства относительно билинейной формы.
В лингвистике
Радикал — то же, что иероглифический ключ.

Ради Бога! Максим Карлович! Что такое «общий радикал»?.. Корень, что ли?.. Если бы только такие «математизированные» глупости, я бы пожал плечами – ну, не понимает человек, ни что такое «уравнение», ни что такое «дроби» с их числителем и знаменателем, ни что такое «радикал», ни что такое «фашизм»***...
А так... «Рассуждения» автора напомнили мне оценку Ханной Арендт (среди прочих суждений «социалистических теоретиков» ещё и) ленинские суждения об империализме – в её работе, которая так и называется «Об империализме». Один абзац:

 

Цитата:

Несмотря на все «интернационалы», европейские рабочие движения со своим исключительным интересом к внутренней политике оставались захвачены внутринациональной борьбой. Они страдали хронической недооценкой империалистических партий. Периодические предостережения против люмпен-пролетариата и против возможного подкупа части рабочих путем долевого участия в империалистических прибылях не привели к более глубокому пониманию новой политической силы, которая осуществила столь противоестественный с точки зрения марксизма и догмы классовой борьбы союз, как союз между чернью и капиталом. Правда, социалистическим теоретикам — таким, как Гобсон в Англии, Гильфердинг в Германии и Ленин в России, — мы обязаны достаточно ранним и ясным раскрытием чисто экономических движущих сил империализма. Однако политическая его структура, попытка расщепить человечество на расы господ и рабов, in higher and lower breeds, на черных и белых, на citoyens и force noire и организовать нации по образцу диких племен, чтобы затем одновременно оснастить их техническим превосходством высокоцивилизованных народов, — все это скорее замаскировано, чем разъяснено хитроумными исследованиями экономической инициативы.

 

Вот это самое: «...все это скорее замаскировано, чем разъяснено хитроумными исследованиями...» - это и определяет для меня суть канторовских «разъяснений» сущности фашизма. Да послушайте сами...

 

Цитата:

1) Первое определение фашизма, непременный компонент знаменателя фашизма — национализм как двигатель государственной идеологии. Фашизм — это национальная идея, поставленная над общечеловеческой моралью. Национализм есть последняя карта, которую правительство страны выбрасывает ограбленному населению — если нет возможности иначе создать единства, то единство создается по племенному признаку. Сегодня в России поворот к национальной идее произошел. Когда экономика в тупике, когда иная культурная программа отсутствует, остается одна «духовная скрепа» — родоплеменная принадлежность. Родовые черты объявляют духовной особенностью.

Ну, не понимает автор «Империи наизнанку» разницы между фашизмом и нацизмом (так и Гитлер, например, не понимал в 1922 году, когда воскликнул, узнав об успехах Дуче: «Будем считать наш национал-социализм германской разновидностью фашизма!»; хотя Гитлер вместе со своим непониманием закончился уже более 50 лет назад). Ну, не понимает этот автор разницы между национализмом и национал-социализмом, активно эксплуатирующим национализм этот... Я не просто так упомянул национализм – вот на стр. 263 Максим Карлович говорит: «Тирания, национализм и фашизм посыпались как из рога Пандоры — это произошло по хрестоматийному социальному закону». Тут я, к сожалению, не догадался о каком «хрестоматийном социальном законе» речь (может, надо ещё несколько раз перечитать несколько страниц...). Но я знаю, что национализм (не национал-социализм, а именно национализм!) способствует сохранению и поддержке национальной культуры. Вот, скажем, что писал об этом "предмете Джордж Оруэлл в 1941-м в коротком своём эссе "Уэллс, Гитлер и Всемирное государство":

 

Цитата:

Что позволило Англии устоять в последний год? Отчасти, бесспорно, некое смутное представление о лучшем будущем, но прежде всего атавистическое чувство патриотизма, врожденное у тех, чей родной язык английский, — ощущение, что они превосходят всех остальных. Двадцать предвоенных лет главная цель английских левых интеллигентов состояла в том, чтобы подавить это ощущение, и, если бы им удалось добиться своего, мы бы уже видели сейчас эсэсовские патрули на улицах Лондона. А отчего русские с такой яростью сопротивляются немецкому вторжению? Отчасти, видимо, их одушевляет еще не до конца забытый идеал социалистической утопии, но прежде всего — необходимость защитить Святую Русь («священную землю отечества» и т. п.), о которой теперь вспомнил и говорит почти этими именно словами Сталин. Энергия, действительно делающая мир тем, что он есть, порождается чувствами — национальной гордости, преклонением перед вождем, религиозной верой, воинственным пылом, словом, эмоциями, от которых либерально настроенные интеллигенты отмахиваются бездумно, как от пережитка, искоренив этот пережиток в самих себе настолько, что ими утрачена всякая способность к действию.

 

Хотя, конечно, этот самый национализм (патриотизм) и может при подготовке населения («народа»?) к исполнению роли «пушечного мяса» использоваться и для насаждения фашистских (обратите внимание на оруэлловские слова о "преклонении перед вождем") и нацистских идей (правда, национальная культура при этом использовании деградирует или даже гибнет... Или, по крайней мере, превращается в «этнографические консервы», возвращаясь к ценностям многовековой давности и отбрасывая всё остальное за ненадобностью). Но я ещё оказался несколько обескуражен «рогом Пандоры» – не было у Пандоры никаких рогов, если мы с ним имеем в виду ту же самую женщину, созданную по велению Зевса в наказание людям за похищение для них Прометеем огня... У неё был ящик**** (ларец с необратимыми неприятностями, который надо было не открывать). А рог был у Фортуны – и оттуда сыпались на людей всякие приятности и вкусности <…>. Ну, ладно бы!.. Не знает М.Кантор ни арифметики, ни древней мифологии, ни сущности национализма... Ну, и Господь с ним!.. Но он же берётся проповедовать!.. Вместе со всякими «компонентами знаменателя фашизма», «общими радикалами» и «рогами Пандоры»... Господи!..

--------------

* Ну, здесь он, по правде сказать, неоригинален. Рассказывая «Об аксиомах и аксиоматике (без приложения к математике)», я писал о том, что очень многие пишущие и говорящие (по-русски) не понимают смысла этого слова.
** Тут, наверное, уместно заметить, что работы Ханны Арендт и Карла Поппера упоминаются (и обсуждаются) в книге Тома Батлера-Боудона. 50 великих книг по философии. – М.: Эксмо, 2014. – 576 с.
*** Про фашизм напомню; я уже приводил цитаты из вполне адекватного, имеющегося в сети, текста «Характеристика и общие черты фашизма, нацизма и коммунизма».
Фашизм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») – обобщающее название крайних политических движений, в основе которых лежит идеология единства партии, народа, вождя и церкви, характерна при диктатуре.
Это, кстати то, о чём говорил Муссолини <…>. Там же есть и ещё соображения, больше похожие на определение:

Цитата:

Фашизм – радикальное политическое движение, восхваляющее военную силу и использующее полицейскую власть государства для подавления оппозиции, открытая террористическая диктатура, отрицание демократии и прав человека; режим, основанный на тоталитарно-корпоративной государственности и однопартийности; утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия.

Почему я так подробно обсуждал этот текст, автор (авторы?) которого, как многие политические деятели, писатели и философы (и М.Кантор) не различают фашизм и нацизм (национал-социализм)? Именно желание разобраться в разнице между ними, понять, что для чего, и какое отношение всё это имеет к имперским устремлениям (для нынешних российских истеблишмента, власти и населения весьма актуальным), и подвигло меня написать текст «Об уточнении терминов. К статье Б. Вишневского и статьям иных возмущённых авторов»


**** Просто желая быть точным при упоминании о ящике Пандоры, заглянул я в Википедию и наткнулся там на цитату из Камю Лето в Алжире» в переводе Норы Галь), которая произвела на меня огромное впечатление <…>. «Из ящика Пандоры, где скрывались все злосчастья человечества, древние греки последней выпустили надежду как самую грозную из казней. – говорит Альбер Камю. – Я не знаю символа более потрясающего. Ибо наперекор тому, что принято думать, надежда – это покорность. А жить – значит не покоряться». Замечу, что интерпретация Альбера Камю, отличается от общепринятой, но мне она понравилась больше...

 

(Продолжение следует)

 

 

 

comments powered by Disqus