01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

От Аристотеля с Платоном до Собянина…

От Аристотеля с Платоном до Собянина…

Автор: В. Рамм; "Демократическое сетевое сообщество" — Дата создания: 02.04.2016 — Последние изменение: 02.04.2016
Участники: А. Алексеев
Статья В.Г. Рамма, впервые опубликованная им на портале «Демократическое сетевое сообщество», соучредителем которого он является (г. Бостон, США).

 

 

 

 

 

Из тех, кто в сознательном возрасте застал перестройку рубежа 80-90-х в Ленинграде и был «захвачен» ею, вряд ли кто не помнит одного из лидеров тогдашнего демократического движения, одного из основателей клуба межпрофессионального общения «Перестройка», экономиста и математика Владимира Григорьевича Рамма.

Скоро уже четверть века, как он живет в США, в г. Бостоне. Мало кто из «русских американцев» так погружен в общественную жизнь России, как Владимир Рамм. В частности, он является соучредителем русскоязычного сайта «Демократическое сетевое сообщество» - портала, являющегося одним из лучших (известных мне) дайджестов Рунета. Авторский отбор републикуемого им, конечно же, субъективен. Не пытаясь соревноваться  с информационными лентами, главный (и по существу единственный) ведущий портала сосредоточивает свое и своих читателей внимание на добротной общественно-политической аналитике. Иногда он помещает на Форуме и собственную публицистику.

Его собственный «взгляд из-за океана» и пристрастен, и объективен одновременно. Обычно он, в заостренной и полемической манере, выражает мысли, которым сегодня все меньше ходу и простора в нашем отечестве.

Сегодня мы републикуем (с небольшими сокрашениями) одну из его работ, датированную мартом 2016. Она посвящена проблеме «становления фашизма» - в теоретическом и прикладном, историческом и современном аспектах.

Работа – большая и вместится в несколько публикаций на Когита.ру.

Нужно привыкнуть к стилю, творческой манере автора. Его дискурс – свободный «поток сознания», в котором В. Р. не стесняет себя строгим планом, не стремится к однозначным определениям. Он то и дело «отвлекается» на пространные цитаты из авторов, с которыми он согласен и / или не согласен, цитаты из справочных источников, а также цитаты из собственных прежних произведений. Порой эти отвлечения, кажутся избыточными, но к концу чтения понимаешь их уместность. Соединение серьезности обсуждаемых материй с разговорной манерой (чуть ли не «балагурством») тоже как бы эпатирует читателя.

Но в итоге возникает ощущение если не бесспорности, то безусловной эвристичности прочитанного.

Так и на этот раз: речь на особо жгучую, животрепещущую сегодня тему: СТАНОВЛЕНИЕ ФАШИЗМА.

А. Алексеев. 2.04.2016.

**

 

Владимир Рамм

 

ОТ АРИСТОТЕЛЯ С ПЛАТОНОМ ДО СОБЯНИНА... СТАНОВЛЕНИЕ ФАШИЗМА

 

19.03.2016

 

#1  


Наверное, надо было бы прямо в заголовке упомянуть ещё и об Энгельсе с Лениным – один написал о «Происхождении семьи, частной собственности и государства», а другой – о «Государстве и революции», где рассказывал не только о том, как хорошо будет всё устроено при коммунизме, когда государство, наконец, отомрёт; но и о том, что единоличная дитатура, оказывается, это высшая форма демократии. Энгельс и Ленин!.. Оба они внесли неоценимый вклад в создание доктрины фашизма – режима, где место государства и права занимает диктатура и полный произвол до зубов вооружённого насилия, действующего именем государства, но исключительно для того, чтобы построить счастливое завтра... или, в крайнем случае, послезавтра... для всех... Разумеется, за исключением врагов... врагов народа, врагов рейха, врагов России, врагов нашего триумфального движения к сияющим вершинам... и т.п. Врагов, которых следует беспощадно уничтожать... Но с Энгельсом и Лениным заголовок стал бы совсем нечитаемым, да и Вам, читатель, такое обилие имён в заголовке, небось, показалось бы перебором...
Ну, и при чём тут Аристотель с Платоном?!..
Ещё как при чём! Аристотель-то прежде всего! Ну, куда ж мы без Аристотеля?! Ведь именно он заложил основы ложного (марксистского?.. энгельсистского?.. ленинского?..) понимания сути государства, как «идеи», некоей «астральной сущности», которой все граждане должны... Вы можете себе представить, что Вы чего-то должны токарному станку?.. А фрезерному?.. Или бензопиле?.. Вам надо заботиться о них – это правда*. Не держать в сырости, убирать (протирать), смазывать и пр., Но это не обязанности «перед станком», это – условия сохранения орудий труда. А обязанности это перед самим собой, если Вы – владелец этих орудий, или перед кем-то другим, если этот другой – их владелец... Просто?.. – Конечно! Тривиально?.. – Разумеется!.. Но государство – это средство... инструмент... только не для производства, а для обеспечения совместной жизни в социуме. Участникам социума (гражданам) имеет смысл не «подчиняться» ему как какому-то не очень понятному божеству, а «содержать его в порядке» (разделение властей, действующая Конституция, регулярный выборы – для мирной смены начальствующих своих представителей, если хочется, чтобы был республиканский строй, а не полный произвол). И , конечно, «соблюдать правила безопасности» (выполняя законы). И отвечать за их нарушения... Так ведь и с бензопилой или фрезерным станком то же самое!.. Не будешь соблюдать, так руку тебе оттяпает, как нефиг делать... Очевидно?.. Но на территории России (за другие страны не скажу, но в России определённо), этого не понимают, относясь к государству по-аристотелевски уже много веков...

Ни Аристотеля, ни Платона я Вам пересказывать не буду. Замечу однако, что идеи Платона не имеют отношения к разбойничей системе «Платон», созданной для вытеснения с рынка грузоперевозок частных дальнобойщиков, не являющихся друзьями <…>. Я ограничусь вот чем. Сперва замечу, что Максим Кантор в книжке «Империя наизнанку (Когда закончится путинская Россия)» пишет (в бумажной книге - это стр.15, а в электронном варианте последние строки 1-й огромной страницы):

 

Цитата:

Наше общество прошло тот же путь, тот же классический маршрут, который был описан Платоном в восьмой книге «Государства»: от слабой и вороватой демократии к беспринципной олигархии, а от олигархии к тирании. Этот путь был пройден в истории часто. Но никто не извлек уроков.

 

И приведу (платоновские) названия глав из этой** восьмой книги (во многих изданиях и переводах они отсутствуют):

 

Цитата:

Четыре вида извращённого государственного устройства
Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного устройства
Тимократия
«Тимократический» человек
Олигархия
«Олигархический» человек
Демократия
«Демократический» человек
Тирания
Три части демократического государства: трутни, богачи и народ
«Тиранический» человек

 

Интересна, скажу Вам, не только восьмая глава, но и предыдущие!.. А уж последующие!.. Да и иные сочинения Платона, включённые в «Избранное» («Государство» занимает 348/496, т.е. 70,16% этой книги).
Издатель же другой книги*** (куда включено «Государство»): «Платон. Аристотель. Политика (наука об управлении государством)» в своей 11-строчной аннотации проговаривается:

 

Цитата:

Именно признание приоритета Закона, впервые зафиксированное древними греками в теории государственного устройства, во многом определило «магистральное направление» развития европейской – позже евроатлантической – цивилизации.

 

Вы знаете... Несколько лет назад на форуме ЕЖа я вывесил такой комментарий:

 

Цитата:

Наверное, сходу непонятно. Можно расстрелять или даже повесить 10 000 бандитов за совершенные преступления. Доказанные.
Но. Если есть 50 человек, объединённых общей национальностью и живущих грабежом и разбоем, и при них два ребёнка: мальчик и девочка (10 и 5 лет - он играет на скрипке, а она собирает цветочки)... Если придти и расстрелять этих 50 (не взрывом, а поштучно) и заодно девочку (чего, мол, от неё ждать... Она же в плохой среде росла!), то оставшемуся в живых мальчику некому будет рассказывать, что убитые были убиты за совершенные преступления, а не за неправильную национальность, а его сестра, вообще, из глубоких дальновидных соображений.
Он оставит скрипку, возьмёт автомат и пойдёт убивать гяуров, поняв, что мужчины, с которыми он раньше не соглашался, были-таки правы, и убиты именно за национальность, и «этих» надо-таки уничтожать, как "бешеных собак".

 

Да и вообще, известно, что нынешняя российская (путинская) цивилизация достаточно полно описывается словами (Е.Чеповецкого) из песни (для детей!) италианизированных бандитов в замечательном мультфильме (https://www.youtube.com/watch?v=EY_v2EybqkM) о приключениях капитана Врунгеля:

Мы бандито, знаменито,
Мы стрелято пистолето, o yes!
Мы фиато разъежато
Целый день в кабриолето, o yes!
Постоянно пьем чинзано,
Постоянно сыто-пьяно, o yes!
Держим в банко миллионо
И плеванто на законо, o yes!


Если говорить ещё более серьёзно, то стоит напомнить как называются тома книги Карла Раймунда Поппера «Открытое общество и его враги» (одной из ста самых лучших научных книг 20 века). Том 1: «Чары Платона». Том 2 «Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы». Именно по следам ошибок Платона пошёл Маркс и, как оценил К.Р. Поппер, «Маркс не состоялся как пророк. На самом деле он имел смутное представление о грядущем. Маркс был уверен, что в будущем ослабнет влияние государства, а произошло обратное». А другая идея Поппера (из этой же книги, написанной в 1943-м, и изданной по-русски “уже” в 1992), на мой взгляд, касается сегодняшней России и её текущих проблем самым непосредственным образом: «Ни одно общество сегодня не может оставаться закрытым длительное время, ибо закрытое общество неизбежно становится отсталым и слабым во всех отношениях».

***


Однако, Поппер Поппером, а Платон-то имеет отношение к сегодняшним реалиям, если забыть на время о дальнобойщиках и Ротенбергах?.. Сегодня, в эпоху позднего путинизма?.. Имеет!.. Да ещё какое!.. Вот, что пишет Яков Кротов (отец Яков):

 

Цитата:

ПРОТИВ ОЧЕВИДНОСТИ
Две вещи изумляют меня - способность человека думать, что можно обмануть других, и способность человека не заметить, что он обманывает себя.
<…> Повторяется в миниатюре ельцинский фарс. Ельцин никогда никого особенно не обманывал. Кто видел в нём демократа, тот обманывал себя сам. А уж какие роскошные доказательства приводили - мол, разрешил за границу ездить! А мог бы и...
Вот здесь начинаешь ценить Платона (который, правда, сам скрылся под псевдонимом "Сократ"), Иисуса, Монтеня, Декарта, - всех, кто боролся с очевидным. Очевидное для человека - то, что видят его духовные очи. Никто добровольно не даст выколоть себе глаза - будет убегать, визжать, сопротивляться до потери сознания. Но духовное зрение, но интеллектуальное понимание, - человек медленно, но неуклонно выкалывает себе способность видеть и понимать, пока не донесётся издали диагноз: "Имеете очи видеть и не видите".
Тем не менее, Иисус - не циник, и Платон, и Монтень, и Декарт. Вот напёрсточники от культуры - да, они циники. Им кажется, что, если они успешно обманули тысячи людей, то лишь обман - правда. Никто не хочет истины, все хотят быть обманутыми. Никто не хочет свободы, все хотят господствовать и потому без труда становятся рабами демагогии и лжи, соучастниками насилия и смерти.
Так вот нет же! Нет оправдания тем, кто наивно либо цинично сговаривается с ложью, не будучи ложью. Оправдания нет, а спасение - просвечивает. Но спасение не в том, чтобы к ним присоединиться, а в том, чтобы говорить истину. Не оправдывать лжецов тем, что они честные, искренние, талантливые, а продолжать называть чёрное чёрным, белое белым, и все оттенки серого точно поименовывать.
Есть риск, что сам говорящий ошибается? Что неверно определил чёрное, белое, серое? А как же!!! Но это не означает, что нужно развивать в себе цинизм и скепсис. Развивать в себе нужно юмор и критическое мышление, умение дистанцироваться от людей с другими убеждениями и умение сохранять дверь открытой на случай, если убеждения изменятся или будет такое дело, для которого эти убеждения неважны.
Это всё относится к живущим в США, Франции, Израиле... А живущим в России – сильно проще и грубее. Это "там" высокие проблемы со скепсисом и юмором. А тут всё элементарно до ужаса. Вот барак в концлагере. Вот параша. Вот заключённые, которые ежедневно в назначенный срок бегают к замполиту, даже не скрывая этого. Вы что, мужики (и не мужики), с ума посходили? Вас ведь никто не зомбировал, вы сами себя зазомбировали и продолжаете ежедневно зомбировать.
С каких пор стукачей и наседок не презирают, а превозносят? Конечно, стукач - не замполит, но это ещё большой вопрос, кто хуже. Ну да, стукач талантливый, искренний, но что за детский сад? Это же отягчающие обстоятельства, а не облегчающие. Понятно, сидеть в концлагере тяжело, но делать вид, что ты не в концлагере со стукачом, а в нормальной стране с талантливым публицистом - не выход. Бороться за возможность дружить со стукачом, радоваться, если удалось со стукачом поговорить... Ну, пеняйте на себя... Только вот засада в том, что от твоих объятий со стукачом погибнешь не ты, а другие, и много других погибло и погибнет ещё.

 

Демократия – это воля большинства?

Демократия – это воля большинства? Глупости. К сожалению, очень многие... Причём не только ненавистники демократии (и уже по этой только причине симатизанты Гитлера... Нет, скажу более общё: «симпатизанты фюрера», ибо, с одной стороны, <…> тоже ненавидит демократию, не слабее Адольфа Алоизовича, что бы ни говорил по этому поводу Герхард Шрёдер, а с другой, – он-таки является вождём (слово «fürer» же ничего плохого не означает; это тот же «вождь» («нацлидер», если Вам больше нравится), только по-немецки!)... Так, не только ненавистники демократии, но зачастую и те, кто причисляет себя к её поклонникам, полагают, что демократия – это власть большинства... Даже Евгений Ихлов, написавший в июне 2014 года замечательную статью «19 тезисов о естественности демократии», недавно высказался в поддержку этого тезиса. А я на эту поддержку напоровшись в его статье на Каспаров.ру, не стал эту статью вывешивать у нас на форуме... Идея о том, что демократия – это, мол, власть большинства, это глубоко разрушительная идея... Не буду Вам, читатель, подробно сейчас рассказывать, почему разрушительная... Позже как-нибудь... Лучше расскажу (напомню) Вам про великую Теорему о триумфальном пути.

 

Цитата:

Я услышал об этом на симпозиуме по кибернетике в Тбилиси. В 1965-м. Это был не первый симпозиум, это был первый, на котором я был (и в Тбилиси впервые). Под председательством генерал-полковника (правда, в штатском) Елены Сергеевны Венцель... Я не скажу, что её книги по теории вероятностей были лучшими в мире книгами по теории вероятностей, но как учебники для вузов, они были определённо хороши. Но главное – Елена Сергеевна была замечательным писателем по имени Ирина Грекова (ИГрекова). Автором тонких, поэтических рассказов и повестей. Я говорю об этом, чтобы ещё раз напомнить: математика и поэзия вовсе не противоположные, а очень близкие друг другу вещи. «Только единое есть – многого не существует...»

Но вернёмся к теореме. Я знал, кто её автор; мне говорили... Но я забыл... довольно скоро забыл, уже много лет назад... Но теорему помню. Не доказательство... Оно есть, но суть не в нём. Суть в самой теореме. Теореме о «триумфальном пути».
Поясню её на примере, без лишних абстракций. Пусть существуют 100 человек. {n}, где n изменяется от 1 до 100. И пусть у каждого n-го имеется n кг. картошки. Представили?.. Такое {Sn}, n=1…100, тут Sn – это картошка у n-го. ОК? А {Sn}, n=1…100 – это точка в фазовом пространстве (если Вам непонятно, что это такое, - плюньте, сейчас будет понятно). Теперь существует ещё такой внешний орган, который называется «начальство». Это начальство генерирует (выдвигает) предложения и ставит их на голосование. Предложения касаются перераспределения. Если проходит, то принимается и осуществляется. Начальством и осуществляется. Происходит переход от одной точки в фазовом пространстве к другой... Но!.. по Конституции или по иному какому правилу, обеспечивающему... нет, призванному обеспечить защиту прав меньшинств,.. осуществляется не всегда. Чтобы не обижать народ... А то, знаете... Последовательность, состоящая из нескольких переходов называется... Правильно! Путь... <…> Но есть ещё демократическо-человеколюбивое уточнение.
Короче говоря, если против выдвинутого (начальством) предложения, проголосовало не более одного человека, то переход объявляется триумфальным. Действительно! Это же триумф начальственной политики (и самого начальства) – все "за" кроме разве что одного «отщепенца». Ну, кто же он, идущий против всех, если не отщепенец?!.. Понятное дело, путь, состоящий из триумфальных переходов (без разрывов), называется триумфальным путём. Вот и название появилось!
Теперь попробуем... Как Вам покажется, читатель, такое предложение: «Отобрать у 100-го всю его картошку и раздать каждому по килограмму»? Много ли народу будет против? Не более одного! И все его знают... А если во-время вспомнить, что его дед, как говорят люди, пожелавшие остаться неизвестными... в своё время на оккупированной территории... Само собой, этот 100-й – это «враг народа»!.. И к бабушке не ходи!.. Переход триумфальный! И думать нечего!.. Что мы получили? Теперь у n-го для n от 1 до 99 имеется Sn + 1кг., а у 100-го - ровно 1 кг. Мы получили просто инвариантное преобразование нашего пространства. Перенумеруем наших картофелевладельцев и дело с концом. Назовём бывшего 100-го первым, 1-го – вторым. 2-го – третьим и т.д. Мы снова вернулись к исходной ситуации, не правда ли? Снова у n-го n кг. картошки.
А теперь... Внимание! Новое предложение: «Отобрать у 100-го всю его картошку и раздать каждому по полкилограмма». И не лезьте со своими провокационными вопросами! Понятно, что переход произойдёт, и этот переход, как и в первом случае, будет триумфальным. Только преобразование пространства м-м-м... не инвариантно... 50 кг. картошки куда-то «пропало»... Ну, не то чтобы совсем пропало... Просто не всё ещё, к сожалению, удаётся сразу сделать идеально. Временные трудности и... ну, Вы же понимаете!...
И теперь... ТЕОРЕМА. В фазовом пространстве с такими условиями существует триумфальный путь из любой точки в любую. В том числе и в 0 (это когда ни у кого ничего больше не осталось)! Да здравствует демократия!
Рассказывают, восхищённые слушатели прислали автору, первооткрывателю этого замечательного результата, поздравительную телеграмму такого содержания: «ВСЕОБЩИМ ЛИКОВАНИЕМ ЗПТ ТРИУМФАЛЬНЫМ ПУТЁМ ТЧК ЖДЁМ КГБ».

------
* Государство, конечно, несколько отличается от токарного станка. Государство является-таки правосубъектом, а станок – нет. Но государство – правосубъект во внешнеполитической или внешнеэкономической деятельности... Во многих странах (обычно называемых демократическими) оно является правосубъектом и во внутренней политике... Но не в условиях «российского климата»; в России – оно диктатор: никакого правового равенства. Что государство захочет, то с подданными и сделает – дело подданных трепетать!
** М. ООО «Издательство АСТ». 2004. – 491 стр. (Серия «Philosophy»).
*** М. Изд-во Эксмо, СПб.: Terra Fantastica, 2003. – 864 стр. (Серия «Антология мысли»). В издание включены трактат Платона «Политика, или Государство», сочинения Аристотеля «Политика» и «Афинская политика», а так же работа Ф.Энгельса «Происхождения семьи, частной собственности и государства».

**

  #2  

 

Разговоры о «правильном». 1. Личное

Я стараюсь не пользоваться этим словом... Разве что кто-нибудь повторит мне продиктованный по телефону адрес или № и переспросит: «Правильно?», и я подтвержу: «Правильно» (correct). В давнем своём тексте «прихотливо» названном «Размышляю над книгой двух социологов», начиная с поста # 9 я пытаюсь-таки размышлять «О праве, правде, справедливости и других радостях жизни...»; долго всё пытаюсь и пытаюсь... И к посту # 12 добираюсь, наконец, до слова «правильно»... Вернее, до ответа на вопрос, почему я избегаю этого слова. Так что вместо повторения ограничусь этой ссылкою (на себя!). И напоминанием (из текста о книге двух социологов), что одно из (главных?) значений слова «правильно» в сегодняшнем словаре – это «целесообразно»; без уточнения того, сообразно какой и чьей именно цели!.. Т.е. «правильно» приобрело «чисто» антиправовой смысл и противостоит понятию «право». Впрочем, про «право» и иные однокоренные с ним слова (расправа, правёж, справедливость и пр.) там в «размышлениях» тоже изрядно понаписано...

Квинтэссенция фашизма
Сколько разговоров!.. Господи Боже, сколько разговоров!.. Когда я рассказывал про «счастливые треугольники»*, то упоминал про попытки Александра Зиновьева в книге «Коммунизм, как реальность» (да и в "Зияющих высотах") понять и описать сущность социализма (я не говорю о десятках авторов великолепных пародий (сатиры, издёвок, etc.), об Оруэлле, Замятине, Хаксли, Булгакове, Зощенко, Эрдмане, Шаламове, Войновиче, Буковском и множестве других, помогающих понять эту самую сущность). подход, базирующийся на идее объяснения термина, через описание реальных свойств названных этим термином объектов, представляется мне ненаучным... а то и антинаучным подходом. Говоря: «социализм» («коммунизм» – без разницы!) – это то, что осуществлено на деле в странах, называющих себя «социалистическими», Зиновьев ставит ситуацию с ног на голову... Впрочем... Читайте, если интересно – ссылка вверху... Разговор об этих странах или о странах, себя «социалистическими» не называющими, но имеющими мощную (государственную... а частенько, и не только государственную) систему призрения малоимущих и/или содержащие на государственный кошт большие подсистемы социального обеспечения (дошкольное, школьное или даже высшее образование; обучение титульному (государственному) языку; медицинскую помощь (хотя бы экстренную) и пр.), подобный разговор о них, как о странах социалистических, обычно лишь запутывает суть дела...
Но примерно то же самое происходит, когда Максим Кантор в его (цитировавшеся в самом начале, в главе «Ну, и при чём тут Аристотель с Платоном?!..») книжке «Империя наизнанку (Когда закончится путинская Россия)» затевает долгие разговоры о фашизме... Разговоры с попытками определить, что же это такое представляет из себя этот самый фашизм... Книжка интересная и злободневная, несмотря на обилие авангардистских литературных приёмов (кои сначала долго воспринимаешь, как типографский или корректорский брак, а автор, скорее всего, просто забывает отпустить «Ctrl»), в этой интересной книге на основе анализа ситуаций в разных странах (в основном, в прошлом) попытка описать сущность фашизма... Как и в случае Зиновьева**, попытка ставящая ситуацию с ног на голову... Замечу, что М.Кантора не заинтересовало и описание, сделанное великим итальянцем Умберто Эко, написавшем в 1995 году эссе «Вечный фашизм» (его недавно обсуждал в своей «Медиафрении» Игорь Яковенко: пост # 102), эссе, в котором автор выделил 14 признаков так называемого ур-фашизма, или «вечного фашизма», «то есть того общего, что объединяет все режимы такого типа, будь то нацизм Гитлера или собственно фашизм Муссолини» – поясняет И.Яковенко... Тут я и споткнулся... Описывать и объяснять «фашизм» через поиски того, что объединяет «нацизм Гитлера», безусловно базирующийся на самой откровенной фашистской основе, и «собственно фашизм Муссолини», являющийся по существу «опереточной» модификацией фашизма, – это логическая... Мм-м... философская ошибка... Заблуждение... И, самое главное: Игорь Алекандрович в этом прекрасно разбирается (через пару абзацев Вы в этом убедитесь!). Карл Поппер, развенчивая «научные» построения и методы Аристотеля (в конечном счёте, послужившие обоснованию тоталитаризма и рабства) во 2-м томе упомянутой книги «Открытое общество...» говорит о нелепости «эссенциалистского» подхода Аристотеля (этот подход и сейчас очень широко распространён!) по сравнению с осмысленным (мною воспринимаемым в качестве осмысленного) «номиналистским» подходом (я приведу лишь ссылку на примечание в собственном тексте ). И поясню. Вот в Википедии:

 

Цитата:

Соба́ка (лат. Canis lupus familiaris) — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) «животных-компаньонов».
Первоначально домашняя собака была выделена в отдельный биологический вид (лат. Canis familiaris) Линнеем в 1758 году, в 1993 году реклассифицирована Смитсоновским институтом и Американской ассоциацией териологов в подвид волка (Canis lupus).
С зоологической точки зрения, собака — плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.

 

Поймите! Собака поднимает лапу, когда писает, чтобы пометить территорию... Но попытка включать эту особенность поведения в определение... мм-м... неразумно. Вот это «плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых» гораздо более осмысленное определение собаки, чем Вы могли бы получить, наблюдая за сворой и описывая общие свойства... Или... Снова из Википедии:

 

Цитата:

Коро́ва — самка домашнего быка (лат. Bos taurus taurus), одомашненного подвида дикого быка (Bos taurus), парнокопытного жвачного животного семейства полорогих (Bovidae).

 

Да, даже общеизвестное:

 

Цитата:

Корова - это такое большое животное с четырьмя ногами по углам...

 

- это более адекватное определение, чем составленное из наблюдений за стадом!
И с «фашизмом» то же самое!.. Давайте, как советовал К.Поппер, забудем про глупые аристотелевские игры с определениями, когда что-то известное, понятное и простое пытаются «определить», описывая сущее, используя сложные (или вторичные понятия и явления) и запутывая самих себя. Вот Вам простая идея:
Один вождь, один народ, одна партия. «Ein Führer, ein Volk, eine Partei». Монолитное единство вождя, партии и народа... Далее: одна религия, одно направление в искусстве, одно представление о прекрасном – или <…>, в рамках соцреализма***, одна «форма одежды»... одна «норма сексуальных отношений»... «В эту трудную минуту мы должны все как один сплотиться вокруг родной коммунистической партии и её великого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина!»... Или вот Вам из Словаря научного коммунизма первая фраза огромной статьи****:

 

Цитата:

Советский народ – новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма, преодоления классовых и национальных антагонизмов, сближения различных классов, социальных групп, наций и народностей в результате построения развитого социалистического общества и утверждения теснейшего, нерушимого единства всех классов и социальных слоев, всех наций и народностей, гармонических отношений между ними.

 

Ну, не называйте это «фашизмом»... Назовите, как привычно: «монолитным единством вождя, партии и народа» и Вам полегчает... Кстати, вместо «партии», можно сказать о «нерушимом блоке коммунистов и беспартийных»... Или Вам хочется вместо «коммунистов» вставить что-нибудь про «Единую Россию»?.. А вместо «вождя» – «нацлидера»?.. Be my guest!.. Поздравляя М.С.Горбачёва с 85-летием, Игорь Яковенко написал:

 

Цитата:

Ленин в основном задумал и сконструировал тоталитарный античеловеческий режим, в котором не было места свободе. Сталин этот чудовищный конструкт привязал к российской местности, немного «допилил» вручную и воплотил в жизнь. Горбачев этот режим разрушил и выпустил обитателей барака на свободу. Заодно освободил половину человечества от советского рабства, а всех остальных — от страха уничтожения в ядерной войне... Спасибо Вам, Михаил Сергеевич, за то, что пустили нас погулять. Не Ваша вина, что рабское начало в нас оказалось сильнее, и мы сами снова набились в барак, из которого Вы нас выпустили.

 

Я и талдычу об этом постоянно: не о самостоятельном «возвращении в барак» (хотя и это – интереснейший феномен), а о том, что именно великий Ленин (в 1902-м, в работе «Что делать?») придумал «партию нового типа» и режим, который позже назовут «фашистским» (переведя на итальянский русское «союз»). Придумал, опираясь на российскую многовековую практику «вотчинного» уклада*****... Я собираюсь немного упомянуть о своих «мелких философских и семантических разногласиях» с Максимом Кантором, но пока не начал, приведу понравившийся (почти понравившийся) мне отрывок из его книги «Империя наизнанку» (про неизбывную любовь к этому самому укладу):

 

Цитата:

В России существует социальный закон, важный закон, недоступный пониманию стороннего наблюдателя. Это общинная культура, и поэтому беда, приключившаяся со страной — даже если эта беда вызвана жадностью правительства, бездарной политикой, неправедным режимом — беда переживается народом как общая. В этот момент оппозиция начальство-народ уходит, и остается общинное сознание. Крепостные идут в бой за своих бар, отдают жизни за тех, кто их порол вчера и будет сечь завтра; в эти героические минуты безразлично, что баре жестокие — жизни отдают за общину. Хороша или плоха эта общность не обсуждается — другого уклада нет; и не будет. Уклад сам по себе нехорош, в мирное время его осуждают — но умирают именно за воспроизводство этой крепостной модели.
Неважно, что бездарная политика Николая Первого привела к Крымской войне; неважно, что Сталин был тиран; неважно, что в Первую мировую умирают по прихоти безвольного царя. Важно лишь то, что со страной стряслась беда, и эта беда всех сплотит. Страницы «Дневника писателя» Достоевского, зовущие войну как средство воспитания общества, — с точки зрения гуманистической морали, чудовищны. Это уродливые мысли. Но Достоевский выражает своеобразную российскую гуманность: страна объединяется в беде, и безразлично, чем именно вызвана беда. Пусть даже тем, что страна стала агрессором — какая разница мужику-рекруту. Солдат идет умирать за общий уклад жизни, а этот уклад подразумевает и несправедливость правителя и то, что начальство всегда врет.
Как же может быть иначе? Умирать за финансовые интересы группы жуликов — нелепо, но в некий момент причина отступает на второй план; не все ли равно, в конце концов, за что умирать? Единение хорошо само по себе — так проявляется самосознание нации, это высшая стадия самосознания народа. Нельзя даже сказать, что власть этим свойством народа цинично пользуется; власть тоже подчиняется этому правилу. Власть — это такой же народ, и чиновники тоже готовы отдать свои жизни: они подневольны, как и крепостные, они тоже встроены в шестеренки великого молоха. Их сошлют, посадят, отберут награбленное — или напротив, наделят награбленным, но все это будет происходить в связи с жизнедеятельностью материи общины.
В России много крадут; но крадут в огромный воровской общак — миллионы и дворцы могут отнять и передать новым верным. Здесь вот что важно: даже чиновные воры встроены в общенародную судьбу. И другой жизни нет — только общая. Да, эта общая судьба регулируется царем или тираном; но про это все забывают: взяли Крым или не взяли — какая разница, если всем миром терпим санкции.
И вдруг важнее становится общенародное испытание, а причина этого испытания — забыта. В некий момент происходит чудесное превращение неправды в правду — причем, это не ложь, не пропаганда, не эффект оруэлловского оболванивания, нет. Происходит трансформация идеологической чуши в народную судьбу — судьба-то у народа действительно есть, судьба и впрямь зависит от бессмысленных и подлых решений правительства, и что теперь делать? Судьба есть, ее требуется разделить.
Вы скажете: как можно разделять неправое дело? Но делят ведь не неправое дело. Делят окопы, лишения, голод, холод. А если причиной тому — подлость власти, это дело десятое. Не будешь ведь с бабкой из Орехово-Борисово анализировать сколько процентов правды содержится в речи телевизионного пропагандиста. Да она и не слышала этой речи. Просто когда жизнь катится под откос, требуется проявить солидарность, вот и всё, а кто толкнул судьбу бабки под откос — неважно.
Всё вместе толкнуло: власть, климат, крепостничество. Не Крым, так Колыма, не санкции, так продразверстка — какая разница? Не украинцев бьют, так космополитов, не космополитов, так троцкистов — какая разница? Бабка не против космополитов, и не против украинцев; а все попутные беды валятся на нее. Этот закон общей судьбы для России важнее многого прочего. Я не считаю, что это хорошо. Но это так. И жизнь народа не может быть ошибкой. Это просто такая форма жизни народа: не правовая — но по понятиям.
Тут надо сказать очень определенную вещь. Ведь это действительно дело самого народа — как жить и как организовать свою власть. У нас с вами нет никакого права судить народ. Если русскому народу нравится иметь президентом Путина, то как же мы можем сказать, что народ не прав? Есть примеры стран, в которых население жило при автократии и, в целом, это никому не мешало; или мешало меньшинству. Вот, скажем, Испания при Франко; Португалия при Салазаре. Кому-то такое положение дел не нравится. Такой недовольный человек, вероятно, может сменить место жительство — он ведь в меньшинстве.

 

Тут некоторая путаница в конце отрывка – народ, конечно, не может быть неправ. Но прав он тоже быть не может. Народ правосубъектом не является... Как море, как небо... Но про режим всё вполне адекватно... Вот такой режим... И ничего не изменится, если Вы не будете этот режим называть «фашистским»... Вам нравится – «социалистическим»?.. Не «национал-социалистическим», как у Гитлера, а просто «социалистическим». Да?.. И что изменится?.. «Что значит имя?..» – спрашивала, бывало, со своего балкона Джульетта...
«...Важно лишь то, что со страной стряслась беда, и эта беда всех сплотит» - говорит М.Кантор. Я хотел бы немного сместить акценты. Сплочение – это не неожиданное приятное следствие. Сплочение – это и есть цель (фашистского режима) и борьба с врагами – похоже, единственное средство этого сплочения добиться. Хорошо, если враг есть (скажем, напавший Гитлер, с которым, вроде, обо всём договорились!). Но если врага нету, то... Да что тут объяснять!.. Я попытался разобраться в этом феномене внушаемости (вернее, даже не в сути этого феномена – не хочу изображать из себя социального психолога, а в причинах ориентации на этот феномен), сочинив текст «Внушаемость и уровень диалектичности мировосприятия». Вот, из первой главы «Внушаемый мир (сторонники и враги). О т.н., “единомыслии”»:

 

Цитата:

Красиво звучит: «коллектив единомышленников». Да, как правило, нету там никакого «мышления». Есть принимаемая идиологема. И объединение под неё. Все, кто не с нами, тот против нас. Единение именно под флагом борьбы с врагами. Почувствуйте разницу: не за идею, а против врагов (врага). Смысл не в созидательной (совместной!) деятельности, но в разоблачении и разгроме врага!.. Или многих врагов... Нет, ну, конечно, плясать на лужайке, хором петь песни (под караоке через DVD-плейер с телевизором или просто по памяти, когда все знают-таки слова) и радостно славить вождя (или хотя бы ближайшего начальника) в краткие периоды отдыха от борьбы «за правое дело». Я снова вспоминаю войну... Вы скажете, я не был на войне?.. Хорошо, я скажу длиннее: снова вспоминаю то, что я знаю о войне... Лучше?.. Последнее время (последние годы) появляются воспоминания (или «воспоминания») о том, с какими словами люди поднимались в атаку, шли на смертный бой... И уважаемые, достойные люди пишут: «Нет! Они не кричали «За Сталина!»! «За Родину!» - да, кричали, а «За Сталина!» - нет!». Я-то полагаю, что здесь действует явление «ложной памяти». Кричали... Кричали люди, отдающие свою жизнь, в последние мгновения этой жизни: «За Сталина!» Для них в этом имени было воплощено всё хорошее (без разбора!): и будущее страны, и счастье их детей, и свобода, и достойная жизнь... Не потому, что... А безо всяких «потому, что»! Они не хотели думать... Не то, чтобы не могли, и не в том дело, что были, мол, оболванены пропагандой...
Или скажу иначе: если и оболванены, то это произошло гораздо раньше!.. Нет, они именно не хотели думать. Думать – означает сомневаться. Идея Декарта: «Всё подвергай сомнению!» всегда была антисоветской идеей... Назвал бы «антифашистской», да боюсь, Вы дальше читать не станете... Не буду называть «антифашистской», но Вы, думаю, согласитесь, что ныне сомнение... сомнение в правильности начальственных действий, предписаний и декларируемой их мотивации – это не просто "непатриотичная" позиция – это явная антиправительственная деятельность (экстремизм-терроризм). А почему?.. Да потому! – Сомневаться – означает задавать вопросы. Сначала самому себе... Сомневаться и задавать вопросы – означает критиковать... Ну, пусть сначала критически относиться... А там недалеко и до того, что задашь кому-нибудь недоумённый вопрос... Шёпотом... Напомнить Вам про 10 лет за преклонение перед заграницей? Я имею в виду, скажем, студебеккеры, полученные по ленд-лизу... Нет! Не думать! Не сомневаться! Не критиковать! «В эту трудную минуту мы должны все как один сплотиться вокруг родной коммунистической партии и её великого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина!»... Ещё и ещё раз: сплотиться означает отказаться от критики. Безусловно отказаться... А что, по Вашему мнению, читатель, в слове сплотиться есть какой-то ещё смысл?.. Про Сталина и родную коммунистическую Вы не уверены?.. <...> Читатель! Я говорю о том, что вера заменяет стремление понять, разобраться, просто подумать... Тогда – вера в Сталина. Сегодня – вера в Путина... Помните, как выглядел один из самых лаконичных пропутинских плакатов? «За Путина. И всё!» Напомнить Вам известную сентенцию: «Я уже всё решил, и не сбивайте меня с толку вашими фактами!» Активное, агрессивное нежелание знать... Просто потому, что кто слишком много знает, обычно кончает плохо. «Меньше знаешь – крепче спишь!»
Идея простого (как в мультипликации – без полутонов; и, вообще, только из двух красок), и даже незамысловатого мира – очень соблазнительная идея. Внушить именно это представление о мире легко, и пушкинская сентенция: «...ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!» просто просится на язык. Простой и понятный мир!.. Вот оно – счастье!..

------------
* «Счастливые треугольники или делаемое дело (существует ли социализм?.. хотя бы в теории?..)». Я убеждён, что теорема существования для социализма неверна – принцип «от каждого – по способностям; каждому – по труду» - это внутренне противоречивая идея. Я утверждаю, что общество, группа людей, желающих существовать совместно, на таких принципах существовать не может. Не то, чтобы это является труднодостижимым идеалом... Пока, мол, не всё удаётся, но в будущем, может, нескоро, когда люди поймут... Поймите! Я не говорю о том, что люди не поймут, – я говорю о том, что такого не бывает. Как не бывает, скажем, вечного двигателя или, там... ковра-самолёта.
** Которого М.Кантор в интервью с Геннадием Кацовым рекомендует как близкого друга своего отца и своего друга.
*** См., скажем, текст «Маруся Климова и новый «антимудацкий» соцреализм»
**** Там ещё такие, скажем перлы:

 

Цитата:

С. н. (советский народ) является исторически новым типом общности людей, потому что, во-первых, это — общность по своей природе социалистическая, порожденная новой формацией, возникшая как закономерный результат социалистического преобразования всех классов и наций, всех сторон общественной жизни на внутренне присущих социализму началах коллективизма и интернационализма. Во-вторых, С. н. — общность более широкая, чем отдельный класс или нация, т. е. межклассовая и межнациональная (многонациональная, интернациональная) общность. В-третьих, С. н. характеризуется невиданной в истории глубиной, устойчивостью и прочностью социальных (межклассовых, межнациональных и межличностных) связей, определяемых единством коренных целей и интересов входящих в эту общность классов, наций, людей. В-четвертых, образование С. н. — это качественно новый этап на пути осуществления коммунистического идеала единого человечества, не знающего ни классовых, ни национальных различий.

С. н. — это органическое единство и гармоническое сочетание общего, всенародного, интернационального и особенного, специфически классового, национального при ведущей роли общесоветского, интернационального. Поэтому образование этой общности неправильно рассматривать как исчезновение классов и достижение полной социальной однородности общества или как слияние наций и образование «единой советской нации». При обсуждении проекта Конституции СССР указывалось на ошибочность понимания С. н. как единой советской нации.

Важнейшей и наиболее общей закономерностью развития С. н. является дальнейшее упрочение его монолитного социального и интернационального единства. В основе этого лежат неуклонно прогрессирующие процессы сближения всех классов и социальных групп советского общества, усиление его социальной однородности и интернационализация всех сторон жизни советских наций и народностей

***** См., скажем, Ричард Пайпс. «Россия при старом режиме»

 

(Продолжение следует)

 

 


 

 

 

 

Статья В.Г. Рамма, впервые опубликованная им на портале «Демократическое сетевое сообщество», соучредителем которого он является (г. Бостон, США).