01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Международный Мемориал: музей и его выставки за 20 лет

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Международный Мемориал: музей и его выставки за 20 лет

Международный Мемориал: музей и его выставки за 20 лет

Автор: Е. Путилова — Дата создания: 17.05.2014 — Последние изменение: 25.12.2017
Участники: А. Алексеев
Представленная здесь статья нижнетагильского историка Е. Путиловой стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья – 2014» в номинации «Искусствоведение» (25 апреля 2014 г., г. Киров).

 

 

Организаторы конкурса: научно-методический электронный журнал «Концепт», АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»  и научная библиотека ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет).

 

Об авторе

Путилова Елена Геннадьевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», г. Нижний Тагил (putilovaelena2011@mail.ru)

 

См. ранее этого же автора на Когита.ру (в порядке, обратном хронологическому):

= Биография глазами историка

= Перечитывая роман Дмитрия Фурманова…

= Становление «Мемориала»

= = Третий сектор как объект теоретических и эмпирических исследований

= Концепция «мест памяти»

= Елена Путилова. История государственной реабилитационной политики (1953-начало 2000-х гг.)

= Увековечение памяти жертв политических репрессий - дело «Мемориала». И только?

 

Е.Г. Путилова

ОСОБЕННОСТИ ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЫ МУЗЕЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА «МЕМОРИАЛ», Г. МОСКВА В КОНЦЕ 1980-Х – 2000-Е ГГ.

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности выставочной работы музея Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Автор сосредоточен на сопоставлении этапов выставочной работы данного общественного движения в 1980-е, 1990-е и 2000-е гг. При подготовке материала статьи были использованы ценные источники из архива Международного «Мемориала», г. Москва, а также материалы интервью с заведующей музеем «Мемориала».

Ключевые слова: музей, экспозиция, Общество «Мемориал», политические репрессии

 

Музейная коллекция Общества «Мемориал» начала складываться в 1988 году во время проведения документальных выставок Общества в Москве. Вместе с документами, родственники репрессированных приносили памятные вещи, рисунки, фотографии, которые передавали на хранение в «Мемориал». В 1990 году был организован Музей, первым директором которого стала искусствовед В.А. Тиханова. С этого же времени началось целевое комплектование фондов. Основным источником комплектования были семьи репрессированных, в которых сохранились вещественные реликвии, живописные и графические работы; часть экспонатов поступила в результате экспедиций по местам бывших лагерей; фонд фотографий пополнялся во многом за счет копирования в государственных архивах.

Сегодня, в музее «Мемориала» находится уникальная коллекция живописи, графики, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных заключенными, и подлинных предметов, отражающих реалии лагерной жизни [1]. К собственно музейному собранию примыкают материалы Фотоархива – около 12 000 единиц хранения. Это оригинальные и копийные документальные фотографии, отражающие историю политических репрессий в СССР в 1920–1980-х годов, жизнь и труд заключенных Гулага, повседневную жизнь СССР, советскую пропаганду, деятельность Общества «Мемориал» и т.п. В фотоархиве имеется фонд негативов, копийных отпечатков и электронных копий. Ведется систематическая картотека, база данных с контрольными изображениями [2].

К середине 2011 года в музейной коллекции насчитывалось более 2200 подлинных предметов лагерного искусства и быта (период 1920–1960). Основную часть собрания (около 1500 единиц) составляют графические и живописные работы заключенных художников – жанровые зарисовки, портреты, интерьеры, пейзажи. Среди авторов – как признанные мастера (например, Василий Шухаев, Михаил Соколов, Михаил Рудаков, Борис Свешников, Лев Кропивницкий, Юло Соостер, Ростислав Горелов, так и безвестные любители, побывавшие в лагерях и ссылках [3].

В музейной коллекции сложился и значительный комплекс ремесленных изделий и бытовых вещей лагерного происхождения – одежда, орудия труда, посуда, сувениры, деревянные чемоданы [4] и др. (около 700 единиц). Во вспомогательных фондах представлены также материалы лагерной пропаганды, печатная продукция, личные документы репрессированных художников. Кроме этого, в музее хранятся эскизы костюмов и декораций, сценические разработки пьес русской и зарубежной классики. По ним можно судить, что в лагерях ставились не только драматические спектакли, но и оперетты, иногда даже оперы, скорее всего в отрывках; партитуру порой музыканты восстанавливали по памяти [5].

Для части экспонатов есть фонд негативов, слайдов, сканированных изображений. Помимо документов внутреннего учета (книга поступлений, инвентарная книга), в Музее имеется научно-справочный аппарат: электронный каталог основного собрания, картотека репрессированных художников и т.п. По состоянию на 1998 год издан печатный иллюстрированный каталог (1039 единиц хранения) [6].

Музейная коллекция «Мемориала» – уникальная в своем роде, поскольку ни один музей не имеет такого собрания материалов. Причем, все это – абсолютно подлинное. Большинство экспонатов имеют под собой фамилию репрессированного [7].

Вплоть до начала 2000-х гг., рассматривая организуемые «Мемориалом» выставки, мы можем увидеть качественные изменения в их содержании. Какого рода были эти изменения?

Безусловно, нельзя не заметить прямой преемственности выставочной работы с идеологией Движения «Мемориал» в целом.  Рассматривая деятельность Общества с этих позиций, отметим, что в 1988 году основная задача мемориальцев заключалась в том, чтобы «донести» до общественности свои планы, рассказать о специфике мемориальской работы, привлечь в свои ряды новых добровольцев. Поэтому, среди мероприятий «Мемориала» в этом году, мы увидим, например, встречи с интеллигенцией – представителями московских ВУЗов (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1988 году

Дата

Название/содержание выставки

19– 25 ноября1988 г.

Выставка «Неделя Совести», МЭЛЗ, г. Москва (выставка проектов «Мемориала»; экспозиция исторических материалов; проведение вечеров памяти) [8]

28 ноября1988 г.

Авторский вечер Евгения Евтушенко «Памяти жертв сталинизма», Кремлевский Дворец Съездов, г. Москва  (кроме этого, на вечере состоялся сбор средств на сооружение в Москве памятника жертвам репрессий; вечер проводился под лозунгом «Помогайте «Мемориалу») [9]

20 декабря1988 г.

Встреча с «Мемориалом» в Институте философии (разговор о целях и задачах Общества «Мемориал»; сбор средств в фонд помощи Армении раненым армянским детям, лежащим в Филатовской больнице в г. Москве) [10]

21 декабря1988 г.

Встреча мемориальцев с учеными МГУ (А. Рогинский, Ю. Афанасьев беседовали с научной интеллигенцией о том, что есть «Мемориал», его цели, будущее) [11]

 

Кроме того, принимая во внимание тот факт, что в 1988 году Мемориалом» проводилась активная работа по разработке проектов памятника жертвам репрессий в Москве, то все выставочные мероприятия «Мемориала» были нацелены на реализацию «дополнительной» задачи – выставки проектов памятника, а также сбором средств на его сооружение.

1989 год был наиболее «богат» на выставки (см. Таблицу 2). К этому времени, мемориальцы понимают, что, помимо воздвижения памятника жертвам политических репрессий, их миссия – гораздо более глубокая: «сохранение и увековечение памяти обо всех жертвах тоталитаризма; восстановление исторической правды о преступлениях сталинизма, изучение их причин и следствий» [12]. В связи с этим, и выставочные мероприятия «Мемориала» в 1989 году носили ярко выраженный исторический характер, и были посвящены истории тоталитаризма, истории политических репрессий в СССР. Кроме этого, видно, что многие из этих мероприятий проводились при содействии Союза художников СССР, поэтому, исторические выставки облачаются в красочную художественную форму.

 

Таблица 2. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1989 году

Дата

Название/содержание выставки

16 января–14 февраля1989 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка исторических материалов из Архива «Мемориала», а также, проектов памятника жертвам сталинизма. Мероприятие проводилось совместно с ДК Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. В рамках выставки проводились встречи с учеными-историками, деятелями искусства. Кроме этого, были организованы вечера памяти (например, 24 января – вечер памяти репрессированных генетиков; 27 января – вечер памяти репрессированных физиков; 3 февраля – вечер памяти Н. Тимофеева-Рессовского; и т.д.) [13]

4 марта1989 г.

Выставка «Неделя Совести», МГИМО, г. Москва [14]

24 марта1989 г.

Выставка произведений московских художников «Памяти жертв сталинизма», Центральный Дом художников, г. Москва (совместное мероприятие «Мемориала» и Союза художников СССР) [15]

20 мая1989 г.

Вечер репрессированной религии, ДК «Серп и молот», г. Москва [16]

?1989 г.

Выставка «Н.С. Хрущев. Те десять лет», Дворец молодежи, г. Москва [17]

15 сентября1989 г.

Безымянная выставка Музея Революции [18]

9 октября1989 г.

Выставка «Политическое завещание Ленина» [19]

15 ноября1989 г.

Вечер памяти Якова Евгеньевича Харона, Дом кинематографистов, г. Москва [20]

1 декабря1989 г.

Выставка «Возвращенные имена», посвященная москвичам – жертвам сталинских репрессий, Музей истории, г. Москва

11-18 декабря1989 г.

Цикл вечеров «Поэты против тоталитаризма» (совместное мероприятие Московского отделения «Мемориал» и литературно-музыкальной студии «Прямая речь») [21]

20 декабря1989 г.

Панихида у Румынского посольства («выражая волю тысяч москвичей просим передать народу наши поздравления по случаю свержения тиранического режима Чаушеску… Верим в демократическое будущее Румынии») [22]

июль–август1989 г.

Выставка «Мемориала» в Музее-заповеднике на Соловках (от «Мемориала» был Охотин Никита Глебович) [23]

20 августа1989 г.

Круглый стол демократической общественности, посвященный межнациональным проблемам в Советском Союзе, Дом художников СССР [24]

23-30 августа1989 г.

Выставка к 50-летию пакта Молотова–Риббентропа  «Дружба, скрепленная кровью…»

 

С особенным размахом, в 1989 году прошла выставка к 50-летию Пакта Молотова-Риббентропа, которая получила широкий общественный резонанс и привлекла внимание научного сообщества государств Советского Союза. Выставка «Дружба, скрепленная кровью…» была организована Научно-информационным центром Всесоюзного общества «Мемориал» (ДК им. Русакова, г. Москва). В выставке участвовали: Общество «Тремтинис (Литва), Бременский университет  (ФРГ), Варшавский гражданский комитет «Солидарность», Центр Второго Мира (Амстердам), Общество «Мартиролог Белоруссии», Общество «Мементо» (Эстония), Львовская организация «Мемориал», Институт истории и географии Восточной Европы (ФРГ) и др. [25]

Содержание выставки было очень насыщенным. Так, прозвучал доклад «Советско-германский договор о ненападении и его исторические последствия» (С.З. Случ); организован показ документальных кинофотодокументов; показ художественного фильма «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда, ПНР), документальных фильмов: «Белые пятна истории» (Рига), «Мемориал» (Рига).

В рамках выставки историко-просветительское общество «Мемориал» провело тематический кинопоказ «Кино тоталитарной эпохи». Были показаны следующие фильмы: «Триумф воли» (реж. Л. Рифеншталь, Германия,1935 г.); «Колыбельная» (реж. Д. Вертов, СССР,1937 г.); «Великое зарево» (реж. М. Чиаурели, СССР,1937 г.); «Юный гитлеровец Квекс» (реж. Х. Штайнхоф, Германия,1933 г.); «Старая гвардия» (реж. А. Блазетти, Италия,1935 г.); «Бежин луг» (реж. С. Эйзенштейн, СССР, фотофильм); «Предатель» (реж. К. Риттер, Германия,1936 г.); «Ошибка инженера Кочина» (реж. А. Мачерет, СССР,1939 г.); «Концерт по заявкам» (реж. Э. фон Борсоди, Германия,1940 г.); «Трактористы» (реж. И. Пырьев, СССР,1939 г.)

Специфика выставок «Мемориала» в 1989 году заключалась еще и в том, что практически все они сопровождались кинопоказами художественных/документальных фильмов по теме репрессий.  Данный факт визуализации, по нашему мнению, служил хорошей основой для привлечения граждан к мемориальской тематике, действуя на психоэмоциональную составляющую человеческого сознания.

Исторический характер выставочной работы «Мемориала» в 1989 году, как и в следующем, 1990-м году, по нашему мнению, был актуален еще и по той причине, что в это время происходит массовое открытие архивных документов по репрессивному прошлому страны, вследствие чего, мемориальцы получили неплохую источниковую базу для исследований «белых пятен» истории.

С 1990-х гг., со спадом общественного интереса к теме репрессий, с началом процесса засекречивания архивных документов – историческое направление работы «Мемориала» теряет ту актуальность, которую оно имело в конце 1980-х гг.

Среди выставочных мероприятий «Мемориала» в 1990-м году, особого особо хотелось бы отметить – выставку «Соловецкие лагеря особого назначения 1923-1939 гг.» и серию мероприятий «Мемориала», посвященных 50-летию трагических событий в Катыни, а также выставку «Творчество в лагерях и ссылках».

Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 1923-1939 гг.», Донской монастырь, г. Москва. В рамках выставки проводились встречи с бывшими заключенными ГУЛАГа, писателями, поэтами, художниками, кинематографистами; показ художественного публицистического фильма «Власть Соловецкая» и документального фильма «Соловецкие лагеря особого назначения» [34].

С 22 апреля по 10 мая1990 г. в московском Киноцентре прошла выставка под названием «Катынь», посвященная 50-летию Катынской трагедии – расстрела польских офицеров в апреле–мае 1940 года. Решение о проведении выставки было принято Правлением «Мемориала» в конце 1989 года. Выставка состояла из двух частей. Первая часть представляла собой портретную галерею – довоенные фотографии 400 и 15 000 польских офицеров, расстрелянных органами НКВД на территории СССР весной 1940 года в Катыни и в других местах, тогда еще неизвестных. Эти снимки Станислав Янковский собирал по всей Польше у семей жертв Катыни. Вторая часть выставки включала копии документов, освещавших историю развития отношений Германии и России с 1939 по 1945-й год, а также современные советские публикации на тему Катыни [35].

 

Таблица 3. Выставочная работа Общества «Мемориал» в 1990-е гг.

Дата

Название/содержание выставки

15 февраля1990 г.

Вечер «Трагедия победителей» – проводился  «Мемориалом» к Дню Советской Армии и ВМФ. На вечере прозвучали сообщения мемориальцев о репрессиях в Красной Армии 1920-х – 30-х гг., выставка фото-, архивных документов и реликвий [26]

май1990 г.

Выставка «Соловецкие лагеря особого назначения 1923-1939 гг.», Донской монастырь, г. Москва.

22 апреля–10 мая1990 г.

Серия мероприятий «Мемориала», посвященных 50-летию трагических событий в Катыни

5 июня1990 г.

Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», ДК Молодежи, г. Москва [27]

20 –23 декабря1991 г.

«Четыре вечера с Мастером» – посвящены памяти Л.Л. Оболенского  (Общество «Мемориал» совместно с областным фондом культуры, областным кино-видео объединением, кинотеатром «Знамя», областной молодежной газетой «Команда»), кинотеатр «Знамя», г. Москва [28]

? 1991 – начало 1992 гг.

Выставка «Мемориала» по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки [29]

6 марта1992 г.

Киновечер «Сталин умер вчера» и премьера художественного фильма «А в России опять окаянные дни», кинотеатр «Форум», г. Москва [30]

9 июня1995 г.

Выставка «Творчество в лагерях и ссылках», Фотоцентр, г. Москва [31]

12 ноября1996 г.

Вечер памяти Юрия Айхенвальда и презентация первого российского издания его книги «Дон Кихот на русской почве» [32]

19 ноября1995 г.

Вечер «70 лет со дня рождения Юлия Даниэля», Дом Актера, г. Москва [33]

 

В рамках мероприятия, осуществлялась поездка членов Польской делегации в Катынь, научная конференция, совместная выставка с Краковским музеем исторической фотографии, а также, показ Польских художественных фильмов: «Без обезболивания» (реж. А. Вайда); «Был джаз» (реж. Ф. Фальк); «Константа» (реж. К. Занусси);  «Человек из мрамора» (реж. А. Вайда); «Больница преображения» (реж. Е. Жебровский);  «Открытка с дороги» (реж. В. Дзики), «Был джаз», «Больница преображения», «Человек из железа» (реж. А. Вайда), документальный фильм «Катынский лес» (реж. Марсель Лозиньский) [36].

По словам В.А. Тихановой, организатора выставки «Искусство ГУЛАГа», при отборе работ на выставку строго соблюдалось лишь одно условие – место исполнения произведения. Эстетические критерии оставлялись в стороне, потому что за каждым предметом, рисунком – человеческая трагедия, все они – драгоценные реликвии того времени, свидетельства истории.

Отбывающему срок в исправительно-трудовом лагере художнику, прежде чем официально получить право трудиться хотя бы около своей профессии, надо было отбыть на общих работах: на лесоповале, сплаве, руднике, золотом прииске, стройке и так далее. После этого он уже мог получить статус маляра, оформителя стенгазеты и клуба, сценографа там, где была самодеятельность, а вместе с этим – доступ к бумаге, карандашам, краскам и к рисованию – тайно, урывками – для себя. Эти произведения, выполненные графитным карандашом или пером и тушью, фиолетовыми чернилами, отдельные, чудом уцелевшие работы маслом составляют фонд собственно репрессированного искусства. Если в условиях ссылки творчество, кроме внутренних причин, зависело от наличия необходимых материалов, то в лагере зависимость была куда более многоступенчата и сложна.

Рисовали больше всего простыми и цветными карандашами, а также тушью, чернилами и пером или палочкой, спичкой, щепочкой; гуашью, акварелью, иной раз мудреной смесью из зубного и медицинского порошков и даже свиной кровью. Лагерный режим диктовал свои жесткие условия. В ходу были небольшие самодельные тетрадки и альбомчики типа записных книжек, нередко заполненные набросками лагерной жизни.

Проявление творческих способностей в условиях террора, изоляции от привычного мира вещей и дружественных связей в условиях, нацеленных, прежде всего на умерщвление в человеке его сущности, индивидуальности, а в конечном итоге – на физическое истребление, не было явлением исключительным. Об этом и свидетельствовала выставка. Многие ее экспонаты подарены «Мемориалу» и легли в основу Музея Общества «Мемориал» [37].

Таким образом, если в 1990-м году проводится ряд выставочных мероприятий по истории репрессий в СССР (см. Таблицу 3), то, уже с 1991 года, работа в данном направлении ослабевает. В выставках 1990-х гг. мы не встретим (или крайне редко увидим) обращение к тоталитарному прошлому. Преимущественно, это – Вечера памяти поэтов, писателей, художников, – внесших огромный вклад в культурную жизнь нашей страны.

 В начале же 1990-х, «Мемориал» начинает «погружаться» в правозащитную тематику (несмотря на то, что, правозащитой, Общество занимается с 1988 года). Данный факт нашел отражение и в содержании выставочных мероприятий «Мемориала». Так, в конце 1991-го начале 1992 гг., была запланирована выставка по становлению правовой культуры в странах Западной Европы и Америки, в рамках которой предусматривалось организовать подборку материалов по развитию права в дореволюционной России и СССР.

Начало 2000-х гг. является периодом расцвета всех направлений деятельности «Мемориала». Качественное содержание выставок в начале 2000-х гг. стало иным (см. Таблицу 4). Мы не имеем в виду, что в ранний период более многочисленный состав выставок «Мемориала» был качественно низким. Нет. Поменялось качество иного плана: «Мемориал» стал выходить в буквальном смысле, на мировой уровень, о чем свидетельствуют, например, международные выставки в Брюсселе, Женеве, Милане.

С огромным размахом прошла с 4 декабря 1999 по 23 января 2000 года, в Милане, документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР». В экспозиции были представлены несколько сотен фотографий и документов, рисунки художников-заключенных, предметы лагерного быта. За полтора месяца выставку посетили около 60 тысяч человек.

По словам одного из кураторов выставки – Н. Г. Охотина, – «было несколько главных образов, формирующих идеологическое пространство выставки, – толпа, стена, дорога. Они всплыли неумышленно, их вытолкнул сам материал, и оказалось, что неважно, когда и где остановилось мгновенье: на Беломорканале, на Соловках, на Колыме, на БАМе или еще где. Люди что-то делают, муравьино копошатся или идут куда-то строем или толпой. Люди, отделенные от других стеной, проволокой, забором, насыпью, лесом. И бесконечная, бесцельная дорога. Недаром чаще всего задавали вопрос: «а зачем был ГУЛАГ?» – Действительно, зачем? И еще другой: «А почему не боролись?» – Действительно, почему?» [40]

 

Таблица 4. Выставочная работа Общества «Мемориал» в начале 2000-х гг.

Дата

Название/содержание выставки

4 декабря 1999 – 23 января 2000 гг.

Документальная выставка «ГУЛАГ: Система лагерей в СССР», Милан (Италия)

июнь2002 г.

Выставка «Мемориала» в Брюсселе [38]

март-апрель2003 г.

 

Выставка «Мемориала» в Женеве, посвященная истории борьбы за права человека в России, Дворец Наций, Женева [39]

24 декабря 2004 – 13 февраля 2005 гг.

Выставка "Скажи мне, кто твой враг" (Политехнический музей, Институт культурной политики, Международное историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал"), Мраморный выставочный зал Политехнического музея г. Москва

11 апреля2005 г.

Международная выставка «Невольники Третьего Рейха»

с 29 апреля – 6 мая2009 г.

 

Художественная выставка «Времена не выбирают». Москва, Центральный выставочный зал Московского дома художников. 2009. Совместно с Правительством Москвы, Союзом художников и др.

2010 г.

Художественная выставка «Михаил Рудаков. Графика. 1940–1960». Участие «Мемориала»: 65 экспонатов. Москва, Центральный дом художника. Совместно с Галереей «Wellum»

 

Сильнее всего работали большеформатные фотографии. Мы подобрали более 500 документальных снимков самого разного времени – от 1920-х до нынешних дней (заброшенные зоны). В основном лагерная жизнь, работа, но были и портретные фото, и фотографии с политических процессов, и снимки тюремных интерьеров, пейзажи. Сравнительно небольшое место занимала лагерная графика – жанровые и портретные зарисовки. И две-три витрины лагерного быта – посуда, одежка, самоделки разные. Документов тоже было мало – читать их иностранцу невозможно, да и кто читает на выставке, кроме редкостных зануд. Поэтому немногочисленные документы (и подлинные, и копии) играли роль вещей или картинок: вот крохотная тайная ксива из тюрьмы, а вот детские каракули маме-зэчке к празднику, вот список бригады (опять люди в клеточках), а вот семейный снимок с вырезанным чьим-то лицом.  И тому подобное. Зато была большая карта лагерей, графики и таблицы (статистика всякая), хроника репрессий, другие пояснительные тексты – если кого факты заинтересуют. На мониторах крутились документальные фильмы – хроники сталинских времен, «Власть соловецкая», две видеоленты, которые сделали для «Мемориала» в лаборатории устной истории РГГУ Дарья Хубова и Ирина Щербакова [41].

Задача выставки "Скажи мне, кто твой враг" - разобраться в истинных причинах растущих настроений враждебности и нащупать пути действенного распространения идей толерантности. Выставка адресована широкой публике, всем, кто готов задуматься над реалиями современной России и не ищет простого ответа на хрестоматийный вопрос "Кто виноват?".

Образы "врагов народа" навязчиво сопровождали всю советскую историю, обосновывая красный и белый террор, репрессии, идеологические погромы, милитаризацию жизни и экономики. На смену помещикам и капиталистам, приходили нэпманы и кулаки, "вредители" и "диверсанты", "космополиты" и тунеядцы.

В наши дни спектр предложения на рынке враждебности постоянно расширяется: олигархи, "лица кавказской национальности", "мафия", исламисты, коммунисты, либералы.

Выставка организована в виде цепочки сменяющих друг друга экспозиционных пространств: Площадь, Двор, Комната, Информационное пространство, Пространство общения или выбора. В одних разделах происходит смешение времен, к примеру "Площадь" соединяет 1918, 1937, 1993 и 2004 годы. Другие разделы, напротив, привязаны к современности и отчасти заглядывают в будущее. Выставка "Скажи мне, кто твой враг" - это прямой разговор об опасности использования стереотипов массового сознания в ситуации социальной нестабильности.

На выставке «Времена не выбирают» были представлены работы бывших узников сталинских лагерей и художников, чьи родители были расстреляны в годы Большого террора. В экспозиции рядом с работами из музейных собраний талантливые произведения молодых современных художников.

В предлагаемом выставочном проекте, организованном при поддержке Комитета общественных связей Правительства Москвы и Постоянной межведомственной комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, участвуют: Международное общество «Мемориал», Содружество художников Москвы – жертв политических репрессий «Этап», Организация художников в помощь жертвам репрессий «Вера и Надежда», Московский союз художников, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, ЦМКП «Москва - город мира» [43].

В целом, спецификой выставочной работы «Мемориала» начала 2000-х гг. стало – стремление рассматривать те или иные проблемные темы в комплексе, в системе. То есть, если ранее мы наблюдали выставки либо на исторические, либо на правовые темы, либо выставки в виде вечеров памяти, либо в виде кино-, фото- показов, либо выставки в рамках научно-практических конференций/семинаров, то, сейчас – в одной выставке могут присутствовать в комплексе все вышеперечисленные компоненты.

Таким образом, повышение уровня организованности подобных мероприятий, использование научных подходов к их организации, системность и плановость – все это позволяет нам охарактеризовать выставочную работу начала 2000-х гг. – как «выставки нового формата». Здесь же, отметим, что с начала 2000-х гг. к организации проведения выставок мемориальской направленности начали подключаться государственные структуры, государственные архивы, благотворительные фонды, расширяется круг международных организаций, с которыми «Мемориала» вступает в сотрудничество.

В качестве одного из ярких примеров подобных мероприятий можно отметить Международную выставку «Невольники Третьего Рейха» (2005 г.), подготовленную в рамках реализации Перечня основных мероприятий программы «Победа», утвержденного Президентом Российской Федерации. Выставка проходила в Центральном государственном музее современной истории России, г. Москва. Организаторы мероприятия: Международное Общество «Мемориал», ФГУ «Фонд взаимопонимания и примирения», Федеральное архивное агентство, Государственный архив Российской Федерации, Благотворительный фонд «Долг Совести». В подготовке выставки приняли участие представители государственных и общественных организаций Белоруссии, Украины, Польши, Чехии, Германии и Австрии [44].

Тема выставки звучала как: принудительный труд, нарушения прав человека во всех его проявлениях. В программе данного мероприятия, также, предполагалось провести 6 мая – награждение победителей 6-го ежегодного конкурса «Человек в истории»; 7 мая – дискуссия «Мосты между поколениями», в рамках которой проходила встреча победителей школьного конкурса с ветеранами, узниками концлагерей и ГУЛАГа. Кроме этого, в рамках выставки прошел научно-практический семинар для учителей из регионов по проблемам преподавания темы Великой Отечественной войны «Судьба под знаком OST».

Таким образом, на основе документальных отчетов по выставочной работе, хранящихся в Архиве Международного Общества «Мемориал», мы попытались проанализировать выставочные мероприятия Общества с 1988 по начало 2000-х гг. В ходе исследования, мы заметили, что содержание выставок во многом объяснялось целями и задачами мемориальского движения в целом.

Отметим, что выставочная работа «Мемориала» в некоторой степени, отличается от подобной формы работы в музеях или архивах: под мемориальскими выставками понимались не только экспозиции архивных документов или музейных экспонатов, – выставки сопровождались вечерами памяти, просмотром кинолент, обсуждением научных проблем истории репрессий.

Положительные изменения пережила выставочная работа «Мемориала» и в плане расширения круга вовлеченных в организацию проведения выставок: если, первоначально, с конца 1980-х гг. в числе организаторов были лишь организации-учредители Общества, то, в конце 1990-х – начале 2000-х гг. к этой работе подключаются государственные органы, государственные архивы, музеи, другие общественные организации, и, безусловно, зарубежные партнеры.

Не стоит забывать о том, что самостоятельная выставочная работа «Мемориала» во многом осложнялась отсутствием собственного выставочного зала. На прежнем адресе (Малый Каретный пер.), где долгое время располагался «Мемориал» (1990 – 2011 гг.), была лишь небольшая комнатка (25 кв. м.), где осуществлялось музейное хранение [45]. Все это позволяло одновременно показать не более 80 экспонатов. Здесь проводились бесплатные экскурсии для школьников и других посетителей. В настоящее время фонды Музея перемещены в новое здание.

Основная выставочная деятельность Музея проводится на внешних площадках, в сотрудничестве со многими партнерами: Архив Открытого общества при Центрально-Европейском университете (Будапешт), Ассоциация «Мемориал-Италия» (Милан), Мемориал Германия (Берлин), Дом встреч с историей (Варшава), Женевский музей этнографии (Швейцария), Издательство «РОССПЭН» (Москва) и др. [46]

В период с 1989 по 2011 год Музей организовал более 50 художественных и документальных выставок. Кроме того, материалы Музея ежегодно экспонируются на нескольких выставках, устроенных различными музеями и галереями в Москве, в других городах России и стран Европы. С 1990 г. экспонаты Музея участвовали более, чем в 100 сторонних выставочных проектах. Широко используются материалы Музея и в различных виртуальных экспозициях, наиболее обширные подборки см., например: «Гулаг: дни и жизни» (Центр Розенцвейга, США), «Гулаг» (Ассоциация «Мемориал-Италия»), «Виртуальный музей Гулага» (НИЦ «Мемориал», СПб.), «Гулаг» (OSA, Budapest), в биографическом разделе сайта «Карта Гулага» (Мемориал Германия) и др. Кроме этого, материалы Музея используются в изданиях «Мемориала», часто предоставляются для публикаций в книгах и СМИ, в том числе на TV. Сотрудники музея консультируют историков, журналистов, учителей, музейных работников [47].

Сегодня, выставочные мероприятия «Мемориала» также сопровождаются показом художественных и документальных фильмов, а также наглядным изображением экспонатов, не вошедших в ту или иную выставку, но вхожих в ее тематику. Для этого, используется плазменный телевизор [48]. Каталог экспонатов «Мемориала», изданный в 1998 году, и о котором мы упоминали выше, – существует в электронном виде на сайте Международного Общества «Мемориал». Более того, в настоящее время создается База данных музейной коллекции, однако, пока, она действует только для внутреннего пользования.

 

Ссылки на источники:

  1. Краткая информация о структурах и программах НИПЦ «Мемориал» // Архив Международного Общества «Мемориал». г. Москва. С. 1. Папка № 59.
  2. Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный архив] http://www.memo.ru/s/65.html (дата обращения 10.05.2013 г.)
  3. Там же.
  4. Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре2013 г. // Архив автора
  5. Творчество и быт ГУЛАГа: Каталог музейного собрания общества «Мемориал» / Сост. и вступ. ст.: В. А. Тиханова; предисл.: С. А. Ковалев; худ.: Б. В. Трофимов; отв. ред.: Н. Г. Охотин. — М.: Звенья, 1998. — 208 с. – С. 11.
  6. Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный архив] http://www.memo.ru/s/65.html (дата обращения 10.05.2013 г.)
  7. Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре2013 г. // Архив автора.
  8. Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.
  9. Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.
  10. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.
  11. Там же.
  12. Устав Всесоюзного добровольного историко-просветительского общества «Мемориал» от 28 января 1989 года // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 19.
  13. Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.
  14. Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.
  15. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.
  16. Там же.
  17. Отчет  о работе по разделу выставок за 1989 год В.А. Тихановой // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
  18. Там же.
  19. Там же.
  20. Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.
  21. Там же.
  22. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.
  23. Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.
  24. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.
  25. Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
  26. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71
  27. Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.
  28. Ранние мероприятия «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 71.
  29. Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
  30. Там же.
  31. Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.
  32. Выставочная работа // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 54.
  33. Там же.
  34. Там же.
  35. Катынь. Выставка. Мемориальный комплекс // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/69.htm  (дата обращения 10.05.2013 г.)
  36. Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
  37. Валентина Тиханова. Из предисловия к каталогу «Творчество в лагерях и ссылках». М., 1990 // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm  (дата обращения 10.05.2013 г.)
  38. Выставочные работы «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 88.
  39. Там же.
  40. Если музу видит узник, Гулаг – Система лагерей в СССР // URL: [Электронный архив] http://memo.ru/about/bull/b22/72.htm  (дата обращения 10.05.2013 г.)
  41. Там же.
  42. Скажи мне, кто твой враг // URL: [Электронный архив] http://www.museum.ru/N20414  (дата обращения 10.05.2013 г.)
  43.  «Времена не выбирают» творчество в лагерях и на воле // URL: [Электронный архив] http://old.sakharov-center.ru/museum/exhibitionhall/vremena-ne-vibirayut  (дата обращения 10.05.2013 г.)
  44. Выставочная работа «Мемориала» // Архив Международного общества «Мемориал». Папка № 53.
  45. Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре2013 г. // Архив автора.
  46. Партнёры Музея ««Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный ресурс] http://www.memo.ru/s/216.html (дата обращения 10.05.2013 г.)
  47. Музей «Творчество и быт ГУЛАГа» // URL: [Электронный ресурс] http://www.memo.ru/s/65.html (дата обращения 10.05.2013 г.)
  48. Интервью Е.Г. Путиловой с С.Я. Фадеевой, хранителем музея Международного общества «Мемориал». Записано в декабре2013 г. // Архив автора.

 

относится к: ,
comments powered by Disqus