01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Инклюзия «по-российски»?!

Инклюзия «по-российски»?!

Автор: А. Алексеев; О. Новиковская — Дата создания: 22.05.2014 — Последние изменение: 27.05.2014
В апреле 2014 на Когита.ру была опубликована статья учителя-логопеда Ольги Андреевны Новиковской «Размышления об инклюзии». Речь шла о ныне усиленно насаждаемых идеологии и практике совместного воспитания и обучения «нормальных» детей и детей-инвалидов, с особенностями и / или задержкой в развитии. Дело дошло уже до ликвидации специализированных, коррекционных дошкольных и школьных детских учреждений. Статья вызвала большое количество откликов.

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

= Ольга Новиковская. Размышления об инклюзии

 

Сразу оговорим, что целью настоящей публикации не является ВСЕСТОРОННИЙ анализ проблем инклюзии в дошкольных и школьных детских учреждениях. Тем не менее, обратим внимание, что в практике инклюзии, так, как она сегодня бездумно внедряется у нас, «страдающими сторонами» оказываются:

А) сами особенные дети;

Б) их родители;

В) здоровые дети;

Г) их родители;

Д) учителя, воспитатели, педагоги;

Е) государство (?).

Решение проблем инклюзии требует глубокого профессионального изучения и широкого общественного обсуждения.

А. Алексеев. Май 2014.

 

Отклики на статью О.А. Новиковской «Размышления об инклюзии»

 (Некоторые из откликов были подписаны полным именем и фамилией, некоторые только инициалами. Мы сочли правильным – всем поставить только инициалы. – А. А.)

 

1) Л. К., педагог-психолог

Оля, прочитала информацию об инклюзии. Совершенно с тобой согласна. Не думаю, что всё-таки так сделают (имеется в виду ликвидация специализированных, коррекционных воспитательных и учебнх заведений. – А. А.).. Детишкам с такими особенностями в обычной школе непросто, но и в спец. школах дети с разной степенью нарушений. Вопрос сложный и неоднозначный!

 

2) О. К., воспитатель

Ольга Андреевна, здравствуйте! Прочитала Вашу статью - правильно и своевременно написана. Но, к сожалению, у нас выходит закон, а как его воплощать - пусть решают сами на местах. Вот тебе и ''по-европейски''... Хотели сделать лучше для детей, получили ''экономический'' вопрос!

 

3) Т. И., преподаватель  математики  в  ВУЗ-е

Прочитала. Согласна с написанным. У меня и студенты инклюзивные есть. Спастись от этой напасти невозможно. От всего, что происходит в образовании у меня уже давно глубокая депрессия.

 

4) Ю. П., учитель-логопед

Добрый вечер! Ознакомилась со статьёй. Плакать хочется... моя дочь на днях рассказала, что её одноклассник с неадекватным поведением чуть не поджог школу... мне кажется, что пока "жаренный петух не клюнет - мужик не перекрестится"

 

5) Б. Д., социолог, проживает в Калифорнии

Прочел текст Оли... представляю, что будет... всем достанется... Оля права, к примеру, в Америке тоже масса проблем с «особыми» детьми, но общество понимает, что эта проблема существует и не уклоняется от ее решения... как-то американцы научились социализировать умственно отсталых... 6.04.2014

А. Алексеев: В одном из вариантов текст Оли назывался "Инклюзия по-русски".

Б. Д.:  точное название....

     

6) Г. К., биолог, многодетная мать

Ольга Андреевна, прочитала материалы. Согласна, реформа по "гуманизации" общества - антигуманна,  не учитывает права здоровых детей, а также нынешнего состояния нашего общества, которое не готово еще принять всех,  даже "дееспособных" инвалидов. И действительно, лучшее, что общество предоставляло детям-инвалидам - особые программы, подготовленных педагогов и возможность покинуть в любое время пределы образовательного учреждения при соответствии определенным критериям, не вынося за собой комплекс неполноценности. Учителя, проявляющие чудеса терпимости в "интегрированных классах", уникальны, но далеко не все таковы - а вслед за ними  раздражение распространится и на обычных детей. Помните "Повелителя мух"? Детская жестокость беспощадна. 

Против такой установки сверху, наверное, трудно бороться. Здесь, мне кажется,  могут помочь заинтересованные юристы и экономисты (родители), которые   найдут всякие юридические препятствия (типа лицензирования школы для обучения таких детей) либо обоснуют экономически  неэффективность траты средств на индивидуальный вспомогательный персонал для адаптации, наблюдения, психологической, логопедической и пр. помощи по сравнению со специализированной школой, расчет эффективности работы педагогов в таких классах, текучесть кадров и другое. Еще можно обратиться на сайт change.org,  создать петицию и собрать подписи с последующим обращением к официальным лицам.  Благодарю Вас, что проинформировали об этой проблеме. Разошлю Ваш материал всем знакомым.

07.04.2014

 

7) И. Г., воспитатель логопедической группы детского сада

Ольга Андреевна, здравствуйте! Ваша статья мне очень понравилась. В настоящее время это очень злободневный вопрос. То, что происходит сейчас в образовании, к сожалению, не является чем-то непредсказуемым. Я помню двух мальчиков из нашей группы - Алеша М. и Владик Б. У обоих было органическое поражение головного мозга. Мне было их безумно жаль, но я понимала, что кроме того, что могу помочь этим детям обслужить себя, а вот как заниматься с ними не знала. Очень терялась из-за этого, хотелось им что-то дать, но понимала, что моих знаний не хватает. Они даже не знали, что делать с игрушкой, когда она оказывалась в их руках, просто сидели и были безучастными... Мамы у них были хорошие, не знаю, были ли отцы... По крайней мере, я их ни разу не видели. Вы правильно заметили, что отцы в таких семьях чаще уходят... они оказываются слабаками.

     Так вот, Владика направили в специализированное учреждение.  Буквально через несколько дней мама пришла в слезах к нашей заведующей и стала просить, чтобы Владика взяли назад. Говорила о том, что здесь он хоть "тянется за нормальными детьми, а там еще больше деградирует". Это как раз о том, о чем Вы и пишете в своей статье. Родители, чаще всего, не понимают, что ребенку нужна ПОМОЩЬ со стороны квалифицированных специалистов, а не "уход" от проблем. Я вчера послала вашу статью одной из бывших коллег - она работает в коррекционном классе.

    Да, вот, что еще хотела сказать... Сейчас, наверное, такого нет, но я помню, что когда-то существовали малокомплектные школы, когда в одном классе были разновозрастные дети. Конечно, это другая проблема, но напоминает и эту тоже. Вы правы, скорее всего, проблема эта экономическая. Вместо того, чтобы развивать таких детей, их попросту стараются "не замечать". И что уж они так смотрят на Запад, там и количество детей в классах и группах отличается от нашего. Об этом можно очень много говорить. Надо нам было бы это обсудить этот вопрос не ВКонтакте. Здесь невозможно все сказать. Больная тема и больной вопрос для общества.

 

7 апреля 2014

 

8) Один частный случай инклюзии в детском саду

 К  заведующей логопедического детского сада пришла жаловаться на поведение особого ребенка  мама мальчика, посещающего одну с ним группу. Ее мальчик был в этот день исцарапан особым воспитанником.

  Заведующая, выслушав мать пострадавшего ребенка,  обещала  применить  меры  к  виновным воспитателям, а по поводу   особого   ребенка  сказала,   что  исключить  его из группы никак  нельзя - инклюзия.  Ну  а  если мамочке в логопедическом садике не нравится, то  она может перевести своего мальчика в обычный детский сад, откуда он и  пришел в логопедию полгода назад.

  Мать пострадавшего ребенка    расплакалась,   сказала,  что  не  хочет  забирать своего мальчика из логопедической группы.   В  расчеты женщины  вовсе не  входило наказывать воспитателей группы, которую посещает ее ребенок. Она просто хотела оградить своего мальчика от агрессивного особого ребенка.

Март 2014.

 

9) М. Н., педагог консерватории, мать двоих детей  15-ти и 7-ми лет

Инклюзия в общеобразовательной школе – это одна из причин, по которой, мы с мужем  затянув потуже пояса, вынуждены обучать своих детей в частной школе.

 

10) А.К., доцент, Санкт-Петербург. Многодетная мать 

Уважаемая Ольга Андреевна! Готова подписаться под каждый Вашим словом. Вы указали все возникающие при совместном обучении проблемы, касающиеся как здоровых, так и больных детей,  как родителей здоровых детей, так и родителей больных детей, и - учителей, которые в этой ситуации наиболее бесправная сторона, вынужденная тащить тяжелейших воз проблем при всеобщем недовольстве ими со всех сторон.
Только не уверена, что кто-то прочитает, а прочитав - что-то изменит. Проблема экономическая, это во-первых, проблема наплевательского отношения к народу, это во-вторых. Все новые образовательные стандарты и законы подчинены одному - экономии на образовании и воспитания лишенной умения мыслить легко управляемой толпы, которая не будет иметь собственного мнения, но очень легко будет перенимать любое мнение, потоком льющееся из пропагандистских  СМИ. Сторонникам инклюзии в равной мере нет дела ни до нормальных детей, ни  до детей, требующих особого обучения и внимания, как и до всего другого тоже, кроме "оптимизации " денежных потоков. Словеса, маскирующие истинный смысл происходящего, будут придуманы любые, самые благие. Поскольку власть бесконтрольна, инклюзия, как и наличие детей мигрантов, не говорящих по-русски, неизбежна. Как с этим бороться - честно скажу, не знаю. Мне кажется, что наибольшие возможности тут у родителей нормальных детей, которые могут протестовать против нарушения образовательных прав своего ребенка, но вот захотят ли они это делать? Заинтересованные в обучении постараются отдать своих детей в гимназии и лицеи, пока таковые еще существуют, хотя в них уже берут детей не по развитию и способностям, а "по прописке", другие безразличны по складу души и по отсутствию прямой связи между образованием и доходом. Но говорить об этом надо, в ином случае надеяться на лучшее бессмысленно.  

 

11) Т. К., воспитатель с 40-летним стажем

Полностью разделяю взгляд автора статьи. Я коллега Ольги Андреевны по детскому саду. И не понаслышке знаю все то, о чем она здесь пишет. Как бы мы, педагоги, ни любили и не жалели особенных детей, но находиться  воспитанникам  с ограниченными возможностями здоровья в одной группе со здоровыми детьми – это вовсе не выход из положения.

Вот лишь несколько штрихов из  повседневной инклюзивной жизни. Я недавно обнаружила, что наши пятилеточки приспособились обманывать воспитателей, сваливая свою вину на бессловесного одногруппника с интеллектуальными нарушениями. Логика детей в этой ситуации такова: «Ведь ему все равно ничего не будет - ему все можно, а мне попадет». (Порицать педагогу особенного ребенка бесполезно, или не безопасно. Он или не понимает порицания, или же поняв, что взрослый им не доволен, закатывает, изматывающие всех окружающих, истерики).

Родители здоровых детишек тоже не безгрешны. Причиной заболеваемости своих детей они чаще всего считают наличие в группе особенного ребенка, полагая, что именно он «приносит  вирусы».

Сама же я работаю в своем любимом детском саду последний год. Муж настаивает: «Уходи - не рискуй!» И в самом деле,  наш особенный воспитанник, чем становится старше, тем агрессивнее. Не дай Бог, что-то не досмотреть.

 

12) Т. Т., воспитатель логопедической группы и «просто мама»

Опираясь на свой профессиональный и жизненный опыт, я считаю  интегрированное обучение  детей нашей общей проблемой, а в некоторых случаях, даже бедой!

Я работаю воспитателем в логопедической группе детского сада. У нас тоже последнее время стало все больше детей с особенностями в поведении, и детишек  с  интеллектуальными проблемами (от одного до трех малышей на группу).  Это вызывает массу сложностей в педагогической работе.

Но сейчас я хочу рассказать даже не о своих профессиональных трудностях, а о той нездоровой ситуации, которая сложилась у моего собственного 13-летнего сына в школе. В его классе учится мальчик, у которого несколько лет назад была ампутирована кисть руки. Это большое несчастье и все - дети, родители, учителя тогда ему очень сочувствовали!

Но после операции этот ребенок стал  вести себя  иначе, чем прежде – когда был здоров.  Мальчик-инвалид, находясь в среде здоровых детей, стал чувствовать  свою особость. Он стал задирать,  оскорблять  бывших друзей, обижать даже  девочек; несправедливо обвинять одноклассников, постоянно жалуясь на них учителям. При этом подросток всегда полагается  на свою безнаказанность.

Был случай, когда этот  мальчик умышленно толкнул в столовой своего одноклассника, несущего стакан горячего чая. (Тот обжегся). Такое поведение вызывает нежелание у моего сына и других ребят класса, принимать бывшего товарища в свои игры, опасливо к нему относиться.

Но самое неприятное, что  мать этого ребенка всегда поддерживает  жалобы сына и требования по отношению к одноклассникам; полагая, что во всех его бедах (заболел ли, не успел ли …) виноваты учителя и соученики. Позиция мамы ребенка-инвалида стала последнее время почти агрессивной. Женщина явно ведет неправильную линию воспитания своего сына, объясняя подростку, что все вокруг ему обязаны и перед ним виноваты. Дошло до того, что на днях, когда учительница вызвала этого мальчика к доске, он ответил: «Я не пойду, у меня одна рука». Учительница возразила: «Но я же тебя не писать прошу!»

Вот и возникает вопрос - не лучше ли было этому  ребенку (а кстати, и его маме) находиться среди  товарищей по несчастью, не ощущая так  болезненно свой физический недостаток! Ведь наши-то здоровые дети не виноваты в этом! Однако, целый класс вынужден терпеть маленького тирана, а родители и учителя выслушивать нескончаемые претензии от  его убитой  горем матери!

 

13) А. М., «просто бабушка и верующий человек»              

Только сегодня  президент  Путин говорил о том, что наша задача - воспитание и образование последующего поколения для того, чтобы страна нормально развивалась (на встрече с Общественным фронтом ).

Я, как бабушка, имеющая  двух внучек, полностью разделяю мнение автора статьи об инклюзии. Да, больных деток адаптировать надо, но не в садике и школе, а после занятий - в кружках, в клубах по интересам, в воскресных  школах при церквях …  Можно придумать еще какие-то точки соприкосновения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Но постоянное совместное обучение пойдет во вред  всем.

10. 04.2014

 

14) Тамара Марковна (фамилии не знаю. – О. Н.), медсестра

Впервые узнала об инклюзии . Волосы дыбом встают! Как можно совмещать несовместимое? 

Ведь совсем недавно по телевизору рассказывали случай  о том,  как старшеклассник  в школе  застрелил своего  учителя  и нескольких  учеников…   При этом подросток-убийца  считался в школе обычным учеником. Если же в школу пойдут необычные ученики, то такие случаи станут происходить еще чаще.

Внуку  через 2 года идти в школу. Денег на частную школу  в нашей семье нет. Что же делать?

21.04.2014

 

15) Н. Л. и И.Р.  (Записано О. Новиковской с их слов)

Среди прочитавших   статью «Размышления об инклюзии», была и моя бывшая коллега-воспитатель Н.Л.  При встрече она  высказала мне и свои соображения об обучении детей с отклонениями в поведении в среде здоровых детей. Вот эти соображения:

«При воспитании детей дошкольного возраста необходимо создавать развивающую среду – это то, чему нас, воспитателей, всегда учили. При инклюзивном образовании  данная среда будет совсем иной:  здоровые дети будут наблюдать неправильные образцы поведения особенных малышей.   Если  воспитанники с отставанием в умственном развитии не в состоянии понять запрет или порицание со стороны воспитателя, то обычные дети это будут воспринимать как вседозволенность. В результате дети младшего возраста начнут копировать неправильные образцы поведения вопреки тому, что им говорит воспитатель. Ведь малышам гораздо важнее то, что они видят вокруг себя; чем то, что они слышат от взрослого.

Ну а когда ребята подрастут (старшая, подготовительная группа), то, как бы мы их ни убеждали, появится негативное отношение к «не такому» ребенку. Дети, к сожалению, жестоки. Мне очень жаль детей - и тех, и других! Какая уж тут толерантность!»

Кроме того моя бывшая коллега рассказала мне  о том, как ее собственная дочь, живущая  в Финляндии, работала там  помощником учителя в интегрированном классе.   ( В этот класс с самого начала принимались дети более слабые или плохо владеющие финским языком). В интегрированном  классе  Хельсинской школы, где несколько лет назад работала дочь моей коллеги, было 17 детей. Из них три ребенка с синдромом Дауна.  Кроме учителя в классе во время проведения урока  постоянно находилось два помощника учителя (тьютеры). В их задачи входило курировать особых детей, помогая им на уроке. Если же такой ученик начинал мешать соученикам (например, проявлял демонстративное поведение, начинал ходить по классу, громко разговаривать), то помощник учителя уводил своего подопечного в другое помещение и  там продолжал объяснять ему  материал урока.

В тот же день моя коллега организовала  связь в Хельсинки по скайпу, благодаря чему, я имела возможность  еще раз услышать  этот рассказ, но уже из уст ее дочери Ирины. О. Н.

**

 

Надо сказать, проблемы инклюзии, включая ее негативные стороны, становятся предметом обсуждения также и в федеральных СМИ. Ниже – одна из  публикаций  на эту тему. А. А.

 

http://www.aif.ru/society/education/1020861

Подопытные дети. Почему маленьких инвалидов лишают образования?

Юлия Борта

АиФ № 46 13/11/2013 Юлия Борта Статья из газеты:

По всей стране закрывают коррекционные школы-интернаты. А их воспитанников переводят в обычные школы, где они не только не получают знания, но и теряют остатки здоровья.

Только за последний год закрыто почти 100 коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Больше всего - в Новгородской, Тверской, Калининградской, Ивановской областях, Пермском и Краснодарском краях. И это при том, что, по официальным данным Минобрнауки, число детей, нуждающихся в коррекционной помощи при обучении, наоборот, возросло. Чем вдруг помешали чиновникам спецшколы для детей-инвалидов?

Это профанация!

Полтора года назад РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая предполагает, в частности, инклюзивное, то есть совместное, обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. А согласно госпрограмме «Доступная среда» к2015 г. для обучения детей-инвалидов должны быть оснащены и обычные школы - но не более 20%. Но, видимо, те, кто в спешке ринулся эту норму выполнять, «забыли», что архитектура и здравый смысл - далеко не всё, что необходимо для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями. А ведь это значит не просто посадить слабовидящего или плохо слышащего ребёнка за первую парту, пристроить пандусы, оборудовать туалеты и расширить дверные проёмы, но и привлечь целый дополнительный штат специалистов, разработать новые учебные программы.

«Без создания специальных условий такое слияние превращается в профанацию, - считает Олег Смолин, первый зампред Комитета ГД по образованию, доктор философских наук. - Сейчас модно ссылаться на зарубежный опыт. Да, в США и Канаде большинство детей с проблемами здоровья учатся в обычных школах, но этому предшествовали долгие годы создания удобной им среды, подготовки педагогов, кампания в СМИ - чтобы изменить отношение в обществе к таким детям. Я изучал британский опыт: там ребёнка с ограничениями здоровья принимают в обычную школу, только если в ней созданы необходимые условия. Иначе у ребёнка не будет ни знаний, ни здоровья, а только поломанная психика. Я сам учился в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей в Омске. И с гордостью могу сказать, что ни в какой другой школе я бы такого образования не получил».

А что у нас? Всё шиворот-навыворот: отказывают родителям, которые хотят перевести ребёнка из специальной в общеобразовательную школу, а тех, кто хочет остаться в коррекционной, насильно загоняют в обычную! Минобрнауки ещё в начале лета направило в регионы письмо о недопустимости отказа от спецшкол. Но, несмотря на протесты родителей и педагогов, недавно закрыли школу-интернат в Моршанске Тамбовской области, а детей распределили - по одному! - в обычные школы.

«У нас был класс коррекции, - говорит Марина Думина, завуч начальных классов московской школы № 1254. - Эти дети ничем не отличались внешне, все закончили школу, но всё равно в плане образования и реабилитации получили намного меньше, чем им могла дать специализированная школа. Ведь там работают не просто учителя, а педагоги-дефектологи, там другой режим занятий и отдыха, больше внимания уделяется занятиям в кружках, всему, что связано с работой руками. И потом эти дети могут устраиваться на хорошую работу, ведь они обучены делать то, что не умеют другие. Такие школы закрывать нельзя!»

Сэкономили

«Думаю, чиновники считают, что спецшкола дорого обходится бюджету, - поясняет Светлана Суворова, психолог, член цент­рального совета общественного движения «Образование для всех». - Нужно покупать учебники, оборудование, учителя там получают зарплату с надбавками. Выгоднее закрыть школу и перестать тратиться на больных детей. Горе-экономисты рассуждают так: зачем тратить деньги на обучение ребёнка-инвалида с серьёзной умственной отсталостью? А ведь из них получаются отличные озеленители, работники теплиц, швеи, упаковщики. Но инвалидам придётся платить положенную зарплату, а ведь можно без всяких хлопот нанять гастарбайтеров, часть зарплаты которых осядет в «нужных» карманах! И громкие слова о создании бóльшего числа рабочих мест для инвалидов, похоже, тоже останутся на бумаге.

Нам говорят: школы будут более гуманными. То есть сами взрослые расписываются в своей неспособности воспитать в детях гуманизм и толерантность, хотят сделать это за счёт детей-инвалидов. Только непонятно, как они собираются учить гуманизму на живых детях-инвалидах? У меня двое сыновей закончили спецшколы. И начиналось всё одинаково - в обычной школе слабовидящий ребёнок не вылезал из двоек, чувствовал себя хроническим неудачником. Перешли в спецшколы. Сейчас оба закончили вузы и прекрасно трудоустроились, старший сын - программист в английской компании, младший - психолог».

«Родители вправе потребовать от чиновников сохранить школу, если их дети в ней нуждаются, - говорит Елена Насибулова, мама слепого ребёнка. - Я бы с удовольствием отвела ребёнка в обычную школу, но где гарантии, что там с незрячим ребёнком не произойдёт несчастный случай? Нашу школу-интернат хотели закрыть, перевести в статус социального учреждения. Но мы её отстояли!» Родители и педагоги не дали уничтожить Пермскую областную коррекционную школу, Боготольскую - в Красноярском крае. Депутаты ГД уже подготовили законопроект, согласно которому родителям должны предоставить право выбирать, где учиться их ребёнку - в обычной школе или в специальном коррекционном интернате. Будем надеяться, что он станет законом. И это поможет не только детям-инвалидам, но и их здоровым сверст­никам, которые, получив нездорового ребёнка в одноклассники, неминуемо лишатся части внимания учителя, что снизит уровень их знаний.

Пора бы чиновникам в регионах, проводящим реформы, хоть иногда думать об интересах людей, а не печься только о том, чтобы выслужиться и отчитаться о выполнении «указивок» сверху. Кстати, поговаривают, что дело не только в профессиональном рвении. Ведь здания этих школ, как правило, находятся в центре города, и очень заманчиво передать их в аренду банку или богатой бизнес-компании...

**

 

И, в заключение адресуем заинтересованного читателя к Письму Министерства образования и науки РФ от 7  июня  2013  г.  № ИР-535/07 «О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

 

Ознакомившись с этим документом, О.А. Новиковская пишет:

 

«Первое  впечатление  у  меня было после прочтения документа: "Слава

Богу, не все так страшно!"

Впрочем, как известно, на словах у нас может быть одно, а  на  деле совсем другое.  А кто виноват в перегибах, как всегда,  непонятно.

23.04.2014

 

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus