01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Год литературы на страницах журнала детского сада (2)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Год литературы на страницах журнала детского сада (2)

Год литературы на страницах журнала детского сада (2)

Автор: О. Новиковская — Дата создания: 14.11.2015 — Последние изменение: 14.11.2015
Участники: А. Алексеев
Писательские юбилеи: Хармс – 110 лет со дня рождения; Берггольц – 105; Шефнер – 100; Симонов – 100; Самойлов – 95; Бродский – 75. Композиция О. Новиковской.

 

 

 

 

 

На снимке: Д. Хармс

 

См. ранее на Когита.ру:

- Год литературы на страницах журнала детского сада (1)

**

 

110 лет со дня рождения поэта Даниила Хармса

 

«Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении». Даниил Хармс. 1937 год.

 

Поэт и Даниил Иванович Ювачев (1905 — 1942) еще в школе придумал себе псевдоним — Хармс, который варьировал с поразительной изобретательностью, иногда даже в подписи под одной рукописью: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т.д. Дело в том, что Хармс считал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию в попытке уйти от него. Однако именно псевдоним «Хармс» с его двойственностью (от французского «charme» — «шарм, обаяние» и от английского «harm» — «вред») наиболее точно отражал сущность отношения писателя к жизни и творчеству. 
Будущий поэт родился 17 (30) декабря 1905 года в Санкт-Петербурге, в семье Ивана Ювачёва, бывшего морского офицера, революционера-народовольца, сосланного на Сахалин и занявшегося там религиозной философией. Отец Хармса был знаком с Чеховым, Толстым и Волошиным.
Даниил учился в привилегированной петербургской немецкой школе. В 1924 году поступил в Ленинградский электротехникум, но оставил его, и с 1925 года занялся сочинительством. Во Всероссийский Союз поэтов Хармса приняли в марте 1926 года на основании представленных им стихотворных сочинений, два из которых («Случай на железной дороге» и «Стих Петра Яшкина — коммуниста») удалось напечатать в малотиражных сборниках Союза. 
Молодой поэт быстро приобрел известность в кругах литераторов-авангардистов. Хармс строил свои произведения на ритмически выделенном слове, на звуковых повторах и вариациях, на неожиданных сочетаниях слов и образов. Для раннего Хармса характерна «заумь» (поэт вступил в «Орден заумников DSO»). Нелепость обывательского существования мастерски переданы им в миниатюрах. В 1927 г. на сцене Дома печати была поставлена пьеса «Елизавета Бам». Эта пьеса, как и другие сценические миниатюры Хармса, во многом близка театру абсурда — театру авангардизма 20-х годов.

В 1927 г. С. Я. Маршак привлек Хармса к работе в детской литературе. Самуил Яковлевич высоко ценил динамичность стихов Хармса. Обращение молодого поэта к формам считалок и марша позволяло ему передавать сам процесс игры, чувство смешного. В феврале вышел в свет журнал «Ёж», в котором были опубликованы первые стихи для детей Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» и «Озорная пробка». С 1928 года поэт пишет для детского журнала «Чиж». Удивительно, но при сравнительно небольшом числе детских стихотворений Хармс создал свою страну в поэзии для детей и стал ее классиком. Вот некоторые из его незабываемых строчек: «Жили в квартире Сорок четыре, Сорок четыре Весёлых чижа…», «Я захотел устроить бал, И я гостей к себе...», «Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку…», «Шел по улице отряд - сорок мальчиков подряд…», «Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: "Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бух-бух!»

В те же годы Хармс становится одним из основателей авангардной поэтической и художественной группы «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ-ты). Произведения ОБЭРИУ-тов были объявлены в СССР «поэзией классового врага». В декабре 1931 года Хармс вместе с другими поэтами арестован, обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к трём годам исправительных лагерей. Позже приговор был заменен высылкой. Хармса отправили в город Курск в июле 1932 года. В ссылке поэт пишет: «Были дни, когда я ничего не ел. Тогда я старался создать себе радостное настроение. Ложился на кровать и начинал улыбаться. Я улыбался до 20 минут зараз, но потом улыбка переходила в зевоту…». 
После окончания ссылки поэт возвращается в Ленинград. Он продолжает общаться с единомышленниками, пишет несколько книг для детей. После публикации в 1937 году в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с дубинкой и мешком», который «с той поры исчез», Хармса перестают печатать. Это поставило его вместе с женой на грань голодной смерти.
В августе 1941 года Хармс был арестован вторично по доносу агента НКВД. Чтобы избежать расстрела, Хармс симулировал сумасшествие. 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда поэт умер от голода в тюремной больнице. 
Даниил Хармс был реабилитирован посмертно в 1956 году, однако еще долгое время его произведения в СССР не издавались, а имели хождение лишь в самиздате.

Очень советуем Вам почитать детям необыкновенные не похожие ни на одного другого поэта стихи Даниила Хармса. Согласитесь, так видеть мир может только ребенок или человек, не расставшийся с детством.

 

Ночь

Дремлет сокол. Дремлют пташки.

Дремлют козы и барашки,

А в траве в различных позах

Спят различные букашки.

Дремлет мостик над водой,

Дремлет кустик молодой.

Пятаков Борис Петрович

Дремлет кверху бородой.

 

Удивительная кошка

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

 

Кораблик

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

**

 

«Никто не забыт и ничто не забыто…». Ольга Берггольц

 

    В мае 2015 года - года литературы в России – исполнилось105 лет со дня рождения     писательницы и поэтессы Ольги Берггольц.  Ольга Федоровна родилась 16 мая  1910 года в Петербурге, в семье заводского врача. Ее родительская семья  жила на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. В 1920-х  годах Ольга и ее младшая сестра Мария учились в трудовой школе.

    В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи  14-ти летней Ольги, а в 1925 году О.Берггольц вступила в литературную молодежную группу "Смена". Там  в начале 1926 года она познакомилась  с молодым поэтом Борисом Корниловым. Через некоторое время они поженились, родилась дочь Ира. В 1926 году молодые супруги стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис курсы не закончил, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. 
    В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь". В это же время Берггольц и Корнилов развелись («не сошлись характерами») и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга вместе с Николаем поселилась на улице Рубинштейна, 7 - в доме, в шутку называвшемся "слезой социализма". ( Здание  эпохи конструктивизма.  «В порядке борьбы со „старым бытом“» оно  было ориентировано на обобществлённый быт, что несло массу неудобств его обитателям). Тогда же Ольга Берггольц была принята на должность редактора  в газету завода "Электросила", с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее  перешла работать в газету "Литературный Ленинград".

      Через несколько лет случилась беда - умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года – и старшая  Ира.  В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению, вслед за ее первым мужем Карниловым, арестовывают. Беременная, она полгода провела в тюрьме, где в результате  допросов с применением  побоев  родила мертвого ребенка. (Больше детей у  поэтессы  уже не будет). Поэт Борис Карнилов в 1938 году был расстрелян (в 1957 г. Б.П.Корнилова реабилитируют "за отсутствием состава преступления"), а Ольгу Берггольц  в июне 1939 года все же  выпустили на свободу. О.Берггольц  писала в дневнике о своих ощущениях после выхода из тюрьмы: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи"».
    В годы блокады (1941-1943 г.) Ольга Федоровна Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. Муж ее Николай Молчанов умер от голода в первую блокадную зиму. Писательница Вера Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла маленькая, худенькая, как девочка, Ольга Берггольц и спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио.

     Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных  стихов, Ольга Берггольц в одночасье  стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград".

  Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 в Ленинграде в возрасте 65 лет. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском мемориальном кладбище, где высечены в камне ее слова "Никто не забыт и ничто не забыто", первый секретарь Горкома партии Г.В. Романов отказал ей в этом. Похоронена Ольга Берггольц на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

 

Никто не забыт и ничто не забыто

Никто не забыт и ничто не забыто,
На все поколенья и все времена.
Сединами живших и кровью убитых,
Оплачена страшная эта война.

Никто не забыт и ничто не забыто.
Хоть радость Победы до боли грустна.
А мы поклоняемся праху убитых,
Когда к нам в Россию приходит весна.

 

Песня дочери

Рыженькую и смешную
дочь баюкая свою,
я дремливую, ночную
колыбельную спою.
   С парашютной ближней вышки
   опустился наземь сон,
   под окошками колышет
   голубой небесный зонт.
Разгорелись в небе звезды,
лучики во все концы;
соколята бредят в гнездах,
а в скворечниках скворцы.
   Звездной ночью, птичьей ночью
   потихоньку брежу я:
   «Кем ты будешь, дочка, дочка,
   рыженькая ты моя?
Будешь ты парашютисткой,
соколенком пролетать:
небо — низко, звезды — близко,
до зари рукой подать!

<…>

   Сокол мой, парашютистка,
   спи...
   не хнычь...
   время спать...
   небо низко,
   звезды близко,
   до зари рукой подать...

**

 

100 лет со дня рождения Вадима  Сергеевича Шефнера

В январе 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения ленинградского-петербуржского поэта и писателя-фантаста  В.С.Шефнера.

   Почти всё детство и юность будущий поэт провёл в Петрограде. Лишь в 1921 году семья уезжала в Старую Руссу к месту службы отца, который был пехотным офицером. После  ранней  смерти отца, Вадим вместе с матерью-воспитательницей еще некоторое время жил при детском доме в Старой Руссе. Затем они вернулись в родной город.

  После окончания школы Ленинградский подросток пошел в Фабрично-заводское училище. Начал свою трудовую биографию будущий поэт Вадим Шефнер с простой житейской прозы: был кочегаром, рабочим. Потом стал сотрудником библиотеки.

В годы Великой Отечественной войны Вадим Сергеевич служил  рядовым при аэродроме, а с 1942 года  стал фронтовым корреспондент газеты  «Знамя победы».

Его первый сборник стихов «Светлый берег» был издан в 1940 году в Ленинграде, а последний «Северный склон» - здесь же в 1980-м.  Очевидно общее и  в ранних и зрелых стихах поэта – философские мотивы и глубокий лиризм. Судите сами. Вот одно из стихотворений Вадима Шефнера.

 

Зеркало

Как бы ударом страшного тарана,
Здесь половина дома снесена, 
И в облаках морозного тумана 
Обугленная высится стена.
   Еще обои порванные помнят 
   О прежней жизни, мирной и простой, 
   Но двери всех обрушившихся комнат, 
   Раскрытые, висят над пустотой.
И пусть я все забуду остальное 
Мне не забыть, как на ветру дрожа, 
Висит над бездной зеркало стенное 
На высоте шестого этажа.

   Оно каким-то чудом не разбилось. 
   Убиты люди, стены сметены, – 
   Оно висит, судьбы слепая милость, 
   Над пропастью печали и войны.

Свидетель довоенного уюта, 
На сыростью изъеденной стене 
Тепло дыханья и улыбку чью-то 
Оно хранит в стеклянной глубине.
   Куда ж она, неведомая, делась, 
   Иль по дорогам странствует каким 
   Та девушка, что в глубь его гляделась 
    И косы заплетала перед ним?..
Быть может, это зеркало видало 
Ее последний миг, когда ее 
Хаос обломков камня и металла,
Обрушась вниз, швырнул в небытие.
   Теперь в него и день и ночь глядится 
   Лицо ожесточенное войны. 
   В нем орудийных выстрелов зарницы 
   И зарева тревожные видны.
Его теперь ночная душит сырость, 
Слепят пожары дымом и огнем. 
Но все пройдет. И что бы ни случилось 
Враг никогда не отразится в нем!
   Не зря в стекле тускнеющем и зыбком 
   Таится жизнь. Не зря висит оно: 
   Еще цветам и радостным улыбкам 
   Не раз в нем отразиться суждено!
1942

**

 

100 лет со дня рождения поэта Константина Симонова

 

Кирилл Симонов (именно такое имя получил при рождении будущий поэт) появился на свет 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца дворянина Михаила Симонова Кирилл никогда не видел. Генерал-майор пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитала мать (урожденная княжна А.Л. Оболенская) и отчим - Александр Григорьевич Иванищев — военный специалист, полковник Красной армии, которого писатель всегда вспоминал с большим теплом.

Примечание: Из-за имевшихся у К. Симонова трудностей при проговаривании звуков [Р] и [Л] писатель  в качестве литературного псевдонима взял себе не фамилию, а имя  и стал вместо Кирилла - Константином Симоновым.

Детство К. Симонова прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому будущему поэту пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году.

 В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые  стихи Симонова. Совмещая работу с учебой,  К.М. Симонов учится в Литературном институте имени Горького. К моменту его окончания в 1938 г. он подготовил несколько больших произведений и был принят в Союз писателей СССР. В 1939 г. молодой писатель был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол.

 С началом Великой Отечественной войны писатель Симонов был призван в армию. Работал он в газетах «Боевое знамя» и «Красная звезда». В военные годы им были написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент Константин Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Первый роман К. М. Симонова «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем была большая книга — «Живые и мертвые». В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 60-х годах появляется роман «Солдатами не рождаются», а в 70-х — «Последнее лето». По сценариям Симонова были сняты фильмы «Парень из нашего города», «Жди меня», «Дни и ночи», «Бессмертный гарнизон», «Нормандия-Неман», «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны».

Константин Симонов был главным редактором журнала «Новый мир», а затем  «Литературной газеты». Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол» — заслуга главного редактора Симонова. А ведь было еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других художников, литераторов и кинематографистов. Кроме того, Константин Симонов считал необходимым отвечать на все письма, приходившие на его имя. Особым  вниманием писателя всегда пользовались его товарищи по оружию.

   Симонов был трижды женат). Но самые трогательные и, в то же время, самые непростые отношения у Константина Симонова были с Валентиной Серовой. Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна. Оба — молодые, красивые. Она — кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он — известный поэт.

 Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением Валентине Серовой стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания этого стихотворения дочь Симонова и Серовой – Мария. «Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом». Вскоре, будучи проездом в Москве Константин Симонов «в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль».

В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт... Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой пришел к Симонову после публикации «С тобой и без тебя».

Скончался писатель Константин Симонов в 1979 году в Москве. Согласно завещанию, его прах был развеян над Буйничским полем под Могилёвом.

 

Несмотря на то, что у Константина Симонова было 4-ро детей (одна дочь – приемная), в его творчестве нет ни одного детского  стихотворения. Вот  лишь одно - напоминающее о детстве. Но и оно совсем о другом. Судите сами:

 

Плюшевые волки,

Зайцы, погремушки.

Детям дарят с елки

Детские игрушки.

   И, состарясь, дети

   До смерти без толку

   Все на белом свете

   Ищут эту елку.

Где жар-птица в клетке,

Золотые слитки,

Где висит на ветке

Счастье их на нитке.

   Только дед-мороза

   Нету на макушке,

   Чтоб в ответ на слезы

   Сверху снял игрушки.

Желтые иголки

На пол опадают...

Все я жду, что с елки

Мне тебя подарят.

Май 1941

**

 

Давид Самойлов – поэт военного поколения

 

    1 июня 2015 исполнилось 95 лет со дня рождения Давида Самойлова – автора знаменитых строк «Сороковые, роковые,/ Свинцовые, пороховые…». Давид Самойлов – это авторский псевдоним. Настоящее его имя — Давид Самуилович Кауфман. (Псевдоним поэт взял после войны в память об отце).

      Родился  Давид в1920 году в Москве. Родители его имели одинаковые фамилии, хотя и не были родственниками – просто однофамильцами. Отец поэта был известным врачом,  участником Первой мировой и Гражданской войн, а в годы Отечественной войны работал в госпитале.

  В 1938 г. будущий поэт окончил школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ). В институте преподавали лучшие специалисты того времени. В студенческие годы Давид Самойлов  (или Дэзик, как дружески называли его близкие) подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии "военного поколения" – Михаилом Кульчицким, Павлом Коганом, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым. Позже Давид Самойлов посвятит им стихотворение "Пятеро", в котором напишет: "Жили пятеро поэтов / В предвоенную весну, / Неизвестных, незапетых, / Сочинявших про войну". Вместе с друзьями Самойлов занимался в творческом семинаре поэта Ильи Сельвинского,  первые его стихи были опубликованы в журнале "Октябрь"  в марте 1941 года.

В начале войны Самойлов студентом был мобилизован на рытье окопов. На трудовом фронте он заболел, и был эвакуирован в Самарканд, где поступил в военно-пехотное училище. После его окончания в 1942 г. был направлен на Волховский фронт под Тихвин.  В 1943 г. поэт был тяжело ранен. Ему спас жизнь друг, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение "Семен Андреич". После госпиталя Давид Самойлов снова вернулся на фронт и стал разведчиком. В частях 1-го Белорусского фронта он освобождал Польшу, Германию; окончил войну в Берлине. Был награждён орденом «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги».

В годы войны Давид Самойлов почти не писал стихов – за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты. Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни "отстоялись" в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Временная дистанция для осмысления войны, по Самойлову, закономерна: "И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось!.. "

Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955 г. До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио. В 1958 г. Давид Самойлов издал свою первую поэтическую книгу "Ближние страны", лирическими героями которой были фронтовик ("Семен Андреич", "Жаль мне тех, кто умирает дома…" и др.) и  ребенок ("Цирк", "Золушка", "Сказка" и др.). Художественным центром книги стали "Стихи о царе Иване". О роли человека в истории Самойлов размышлял и в поэме "Сухое пламя", главным героем которой стал  князь Александр Меншиков. Перекличка исторических эпох происходит и в поэме "Последние каникулы", в которой лирический герой Давида Самойлова путешествует по Польше и Германии разных времен.

Определяя свое поэтическое самоощущение, Давид Самойлов писал: "У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: "поколение 40-го года". К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, "Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом". Их гибель он ощущал как самое большое горе. Поэтической "визитной карточкой" этого поколения стало одно из самых известных стихотворений Самойлова "Сороковые" (1961).

С 1967 г. Давид Самойлов жил в деревне Опалиха недалеко от Москвы. Поэт не участвовал в официозной писательской жизни, но круг его занятий был так же широк, как круг общения. Самойлов дружил со многими своими выдающимися современниками – Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом и др.

 Несмотря на болезнь глаз, поэт занимался в историческом архиве, работая над пьесой о 1917 г.; издал стиховедческую "Книгу о русской рифме", в которой рассмотрел проблемы стихосложения от народного эпоса до современности; занимался поэтическими переводами. В 1974 г. вышла книга "Волна и камень", которую критики назвали самой пушкинианской книгой Самойлова – не только по числу упоминаний о Пушкине, но, главное, по поэтическому мироощущению. 

В 1976 г. Давид Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Писатель был удостоен Государственной премии СССР. Его стихи переведены на многие европейские языки.

Давид Самойлович  скончался 23 февраля 1990 г. в Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака, едва завершив свою речь.

В июне 2006 г. в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет.

(По материалам сайта http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=520)

 

   Давид Самойлов писал не только для взрослых, но и для детей. (Ведь у него самого было 4-ро детей).  Существует несколько его поэтических историй про Слоненка. Все эти истории стали радио спектаклями, а потом и мультфильмами. Самым популярным спектаклем  оказался «Слоненок-турист». В нем Слоненок с Верблюжонком отправляются в поход. По пути они знакомятся с жителями леса. У каждого из них своя проблема. Например, Червяк должен решить такой вопрос: «Я лежу и думаю о важном./ У меня нет времени болтать с каждым… Меня занимает вопрос./ Где у меня кончается голова и начинается хвост». Стихи из Слоненка-туриста превратились в смешные песенки, которые и сейчас можно услышать на «Детском радио».

 

Прочитайте детям отрывок одной из пьес Давида Самойлова «Слоненок пошел учиться»

 

Жил-был Слоненок у мамы Слонихи.
Был он хороший, тихий.
И очень хотел учиться.
Сидеть без дела
Ему надоело,
Стал он в школу проситься.

-  Мама, я хочу учиться.

-  Почему тебе вечно не спится?

   Закрой глазки

   Расскажу тебе сказку...

- Не надо мне сказки!

  Я хочу учиться.

- Нет с тобой сладу

  Хочешь кусок шоколаду?

- Не надо!

  Хочу учиться!

 

А вот уже стихи для взрослых на тему детской сказки «Золушка»:

 

Веселым зимним солнышком

Дорога залита.

Весь день хлопочет Золушка,

Делами занята.

   Хлопочет дочь приемная

   У мачехи в дому.

   Приемная-бездомная,

   Нужна ль она кому?

Белье стирает Золушка,

Детей качает Золушка,

И напевает Золушка -

Серебряное горлышко.

   В окне - дорога зимняя,

   Рябина, снегири.

   За серыми осинами

   Бледнеет свет зари.

А глянешь в заоконные

Просторы без конца -

Ни пешего, ни конного,

Ни друга, ни гонца.

   Посуду моет Золушка,

   В окошко смотрит Золушка,

   И напевает Золушка:

   "Ох, горе мое, горюшко!"

Все сестры замуж выданы

За ближних королей.

С невзгодами, с обидами

Все к ней они да к ней.

   Блестит в руке иголочка.

   Стоит в окне зима.

   Стареющая Золушка

   Шьет туфельку сама...

**

 

75 лет со дня рождения Иосифа Бродского

 

    Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде 24 мая 1940 года. Мать поэта  была бухгалтером. Отец — известным фотожурналистом (во время войны работал корреспондентом на флоте).

    Поэт Владимир Уфлянд, бывший соседом И. Бродского, вспоми­нал, что в десять лет Ося «осознал, что хочет стать поэтом, и дал себе клятву стать им». Иосиф окончил восьмилетнюю школу в 1955 г. и, в поисках своего призвания, c 15 лет пошел работать на завод. Имел про­фессии фрезеровщика, техника-геофизика, кочегара, матро­са, санитара, фотографа, работал в геологических партиях в Якутии, на Беломорском побережье, на Тянь-Шане, в Ка­захстане.

     Первые стихотворные опыты относятся к 1957 г. К концу 60-х годов  имя Бродского хорошо известно среди творческой молодежи Ленинграда и в неофициаль­ных литературных кругах.

     В феврале 1964 г. Иосифа Бродского арестовали. Против него было сфабриковано дело по обвинению в тунеядстве, что в те времена было уголовно наказуемым проступком. В резуль­тате поэт был сослан на пять лет в Архангельскую область. На суде на вопрос. «Почему вы не работали?» 24-летний поэт ответил: «Я ра­ботал. Я писал стихи». — «Ответьте, почему вы не труди­лись?» — «Я трудился. Я писал стихи». — «А почему вы не учились этому в вузе?» — «Я думал это от бога».

     В колхозе, куда был направлен ссыль­ный поэт, он сначала выполнял тяжелую неквалифицированную работу. Но по состоянию здоровья ему раз­решили переменить трудовую деятельность. И он стал разъездным фотографом. В это время (1965 г.) за рубежом без ведома поэта была выпущена его первая книга «Стихотво­рения и поэмы». Дело Бродского получило мировую огласку.

    На родине в защиту осужденного поэта выступили Анна АхматоваСамуил Маршак, Дмитрий Шостакович… С их мнением советское правительство не могло не считаться. В результате решением Верховного суда срок высылки поэта был сокращен и через 1,5 года Иосиф Бродский был досрочно освобожден.

     Поэт вернулся в Ленинград. Однако само по себе это возвращение не означало окончание конфликта с власть пре­держащими. Поэт писал, но его не печатали. Еще долгое время стихи Бродского были известны в СССР только благо­даря самиздату. Поэт был вынужден заняться переводами.

     Жизнь на родине с каждым днем ста­новилась невыносимее. В июне 1972 г. Бродского вынудили покинуть Россию.  Он, по его собственному выражению,  «приземлился»  в Нью-Йорке. Профессор Бродский преподавал в США историю русской и английской литературы. Стихи поэт продолжал писать по-русски.

     В 1987 г. Бродский получил Нобелевскую премию по литературе. Лишь в декабре 1987 г. журнал «Новый мир» впервые  опубликовал подборку сти­хотворений уже всемирно известного поэта.  В 1989 г. Верховный суд РСФСР прекратил «дело» Бродского «за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения». В 1992 — 1994 гг. Пушкинским фондом, которому поэт передал исключительное право на публикацию своих произведений, было подготовлено его Собра­ние сочинений в 4 (надо: 4-х)томах.

     Живя за рубежом, поэт много путешествует по миру, чи­тает лекции в разных городах. Его впечатления нашли свое отражение в стихах, путевых заметках, эссе.

     Умер Бродский с 27-го на 28-е января 1996 года в Нью-Йорке.

     Ахматова называла стихи Бродского волшебными. Сам поэт о поэтическом творчестве так сказал в своей нобелевс­кой речи: «Пишущий стихотворение пишет его прежде все­го потому, что стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения, испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повто­рения этого опыта, он впадает в зависимость от этого про­цесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкого­ля. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».

 

 Поэт Иосиф Бродский – писал не только для взрослых, но и для детей. Недавно был выпущен сборник его стихов "Слон и Маруська".  Герои этих стихотворений - Маша-плакса, которая не любит умываться;  веселые путешественники и незадачливые ученики, спорящие о том, кто открыл Америку;  пёс Пират и двоечник Вова;  маленький буксир, девизом которого стали слова: "Но я должен остаться там, где нужен другим" и многие другие персонажи. Вот одно из стихотворений этого сборника. 

Пират
 
Пёс по имени Пират
умыванию не рад.
Так орёт, так визжит,
что посуда дребезжит. 
   Мама смотрит, брови хмуря:
   ванна - море, в море - буря.
   Лай стоит на весь этаж:
   Взят Пират на абордаж. 
Зазевался я на миг,
и Пират из ванны - прыг
прямо в кухню, с кухни - в дверь...
Догони его теперь! 
   И от лап его лохматых
   всюду мокрые следы... 
Настоящие пираты 
не пугаются воды.

 

По материалам сайтов: http://biography.5litra.ru/21-iosif-brodskij-biografiya.html    и  http://www.stranamam.ru/post/3647537/

**

 

Вместо заключения: Год литературы

 

Завершается 2015 год. В нашей стране он был объявлен «Годом литературы». Государство, учреждения образования, писательские организации, библиотеки и СМИ в этот год старались привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать – нужно, полезно и модно. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности он черпает из книг. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

Авторы журнала «Наш любимый детский сад № 196» тоже внесли свой посильный вклад в популяризацию книги. В течение года мы рассказывали своим читателям (молодым и не очень) о детских и взрослых писателях и поэтах, их наиболее известных произведениях.

Но невозможно объять необъятное. Осталось еще много замечательных писателей–юбиляров, о которых мы так и не успели рассказать. Однако, начало положено. Предлагаем вам, наши уважаемые читатели - родители и воспитатели, продолжить свое самообразование. Ведь в 21-м веке сделать это так просто! А чтобы легче было ориентироваться в бескрайнем море русской литературы, приводим здесь перечень наиболее крупных русских писателей, чьи юбилеи отмечались в этом году. (Обращаем внимание, что прописными буквами среди этих имен, выделены те литераторы, о ком мы писали в трех последних номерах нашего самодеятельного журнала).

 

Круглые литературные даты

 

200 лет

6 МАРТА – 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА П.П. ЕРШОВА (1815–1869)

 

100 лет

12 ЯНВАРЯ – 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА, ПРОЗАИКА В.С. ШЕФНЕРА (1915-2002)

5 мая – 100 лет со дня рождения поэта Е.А. Долматовского (1915—1994)

23 июля – 100 лет со дня рождения поэта М.Л. Матусовского (1915—1990)

7 октября – 100 лет со дня рождения поэтессы М.И. Алигер (1915—1992)

28 НОЯБРЯ – 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА, ПРОЗАИКА И ДРАМАТУРГА К.М. СИМОНОВА (1915—1979)

 

 

В 2015 году отмечались юбилеи:

 

Январь

15 ЯНВАРЯ - 220 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ, ДИПЛОМАТА А.С. ГРИБОЕДОВА (1795—1829)

19 января – 115 лет со дня рождения поэта М.В. Исаковского (1900-1973)

29 ЯНВАРЯ - 155 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ А.П. ЧЕХОВА (1860—1904)

 

Февраль

10 ФЕВРАЛЯ – 125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА И ПРОЗАИКА Б.Л. ПАСТЕРНАКА (1890—1960)

14 февраля – 160 лет со дня рождения писателя В.М. Гаршина (1855–1888)

29 февраля – 95 лет со дня рождения писателя Ф.А. Абрамова (1920–1983)

 

Март

2 марта - 215 лет со дня рождения поэта Е.А. Баратынского (1800-1844)

20 марта – 110 лет со дня рождения писательницы В.Ф. Пановой (1905-1973)

 

Апрель

3 апреля – 95 лет со дня рождения писателя Ю.М. Нагибина (1920–1994)

10 апреля - 120 лет со дня рождения поэта В.А. Рождественского (1895-1977)

 

Май

16 МАЯ – 105 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТЕССЫ О.Ф. БЕРГГОЛЬЦ (1910–1975)

24 мая – 110 лет со дня рождения писателя М.А. Шолохова (1905—1984)

24 МАЯ – 75 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА, ДРАМАТУРГА, ПЕРЕВОДЧИКА И.А. БРОДСКОГО (1940-1996)

 

Июнь

1 ИЮНЯ – 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА Д.С. САМОЙЛОВА (1920-1990)

21июня  – 105 лет со дня рождения поэта А.Т. Твардовского (1910-1971)

 

Июль

10 июля – 110 лет со дня рождения писателя Л.А. Кассиля (1905-1970)

10 июля – 125 лет со дня рождения поэтессы, писательницы В.М. Инбер (1890-1972)

 

Август

23 августа – 135 лет со дня рождения писателя А.С. Грина (1880-1932)

28 августа – 90 лет со дня рождения писателя-фантаста А.Н. Стругацкого (1925—1991)

 

Сентябрь

7 СЕНТЯБРЯ – 145 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ А.И. КУПРИНА (1870-1938)

 

Октябрь

3 ОКТЯБРЯ – 120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА С.А. ЕСЕНИНА (1895—1925)

13 октября – 135 лет со дня рождения поэта, писателя, переводчика Саши  Чёрного (1880-1932)

22 ОКТЯБРЯ – 145 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ И.А. БУНИНА (1870-1953)

 

Ноябрь

3 ноября – 120 лет со дня рождения поэта Э.П. Багрицкого (1895-1934)

9 ноября – 130 лет со дня рождения поэта В.В. Хлебникова (1885—1922)

27 ноября – 175 лет со дня рождения поэта А.Н. Апухтина (1840-1893)

28 ноября – 135 лет со дня рождения поэта А.А. Блока (1881-1921)

 

Декабрь

4 декабря - 190 лет со дня рождения поэта А.Н. Плещеева (1825-1893)

5 декабря – 195 лет со дня рождения поэта, переводчика А.А. Фета (1820—1892)

17 декабря – 90 лет со дня рождения поэта, прозаика К. Я. Ваншенкина (1925-2012)

30 ДЕКАБРЯ - 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА, ПИСАТЕЛЯ Д.И. ХАРМСА (1905-1942)

 

Ольга Новиковская

 

 

comments powered by Disqus