01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Большой брат и Большие данные. Продолжение темы – 4

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Большой брат и Большие данные. Продолжение темы – 4

Большой брат и Большие данные. Продолжение темы – 4

Автор: Б. Докторов — Дата создания: 17.12.2016 — Последние изменение: 17.12.2016
Участники: А. Алексеев
«Мои предыдущие четыре поста, комментирующие «шумную» статью об участии Cambridge Analytica в избирательной кампании Дональда Трампа, выполнены в критико-аналитическом направлении, которое можно назвать «историко-методологическим»…» (Б. Докторов).

 

 См. ранее на Когита.ру:

- Большой брат и Большие данные

- Большой брат и Большие данные. Окончание

- Большой брат и Большие данные. Продолжение темы

- Большой брат и Большие данные. Продолжение темы - 2

- Большой брат и Большие данные. Продолжение темы - 3

**

 

 (Начало см.:  Большой брат и Большие данные. Продолжение темы;  Большой брат и Большие данные. Продолжение темы - 2; Большой брат и Большие данные. Продолжение темы - 3)

 

Борис Докторов

 

ПО ПОВОДУ «ГОРЯЧЕЙ» ТЕМЫ: «РАССЛЕДОВАНИЕ DAS MAGAZIN:...». 5. ПСИХОМЕТРИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

Мои предыдущие четыре поста, комментирующие «шумную» статью http://theins.ru/politika/38490  об участии Cambridge Analytica в избирательной кампании Дональда Трампа, выполнены в критико-аналитическом направлении, которое можно назвать «историко-методологическим». Его суть заключается в признании эволюционного развития методологии, техники, культуры измерения и анализа общественного мнения. Ранее я стремился показать, что ценностный  подход и социокультурное таргетирование – не новинка, но элемент многолетней практики социологов, полстеров и исследователей рынка https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1017028095104546&set=a.529481793859181.1073741827.100003920945825&type=3&theater . Названная в этом посте статья Ханса Зеттеберга “Cultural Values in Market and Opinion Research” позволяет увидеть и множество технологий реализации социокультурного анализа, и его достаточно продолжительную историю.

Не могу удержаться от того, чтобы не сказать, что Джордж Гэллап и Зеттеберг были многолетними друзьями, и привести фрагмент воспоминаний Зеттеберга о Гэллапе, который, соотносится с некоторыми положениями статьи «Расследование Das Magazin:...» и, возможно, еще «заиграет», если мне удастся продолжить ее рассмотрение: «В начале своей деятельности полстеры стремились познакомить каждого человека, и особенно политиков, с мнениями населения. Конечно, Гэллап знал, что политики не были обязаны учитывать общественное мнение, выявленное в опросах. Но он полагал, что они должны это делать, исходя из нравственных норм». И далее следует очень точное историко-политологическое наблюдение: «Первое поколение полстеров использовало риторику французской и американской революций. В демократии народ – правящий класс, политики – слуги народа, а не их господа. Считалось, что политика, разработка политических программ должны проводиться прежде всего в интересах населения или инициироваться им. Гэллап и его поколение исследователей общественного мнения полагали, что население обладает политической мудростью, и опрос – ключ, позволяющий ее обнаружить».

Сейчас хотелось бы приоткрыть двери в пространство психометрии (или «психометрики»). Из статьи о деятельности Cambridge Analytica может сложиться впечатление о том, что использование возможностей психометрии в изучении электоральной проблематики – тоже современная инновация. В действительности это нет так, скорее справедливо вообще видеть в опросах общественного мнения проявление идей и практики психометрии. «Вики» так определяет это научное направление: «Психометрия (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению».

К создателям психометрии относят: Фрэнсиса Гальтона, Вильгельма Вундта, Густава Фехнера и еще ряд выдающихся английских и континентальных ученых, позже – американских. Анализируя биографию Гэллапа, я получил от Айовского университета, где он учился, перечень предметов, которые Гэллап изучал, и список преподавателей, которые вели эти предметы. Затем, рассматривая биографии преподавателей, среди них были и ученые, оставившие заметный след в развитии психологии и других наук, я определил весьма короткие цепочки, связывавшие Гэллапа с основателями психометрии. Так, профессор Джордж Патрик, читавший Гэллапу философию и давший ему первые представления о научном познании, делал свое докторское исследование под руководством профессора Стэнли Холла, который был первым американским студентом Вундта, он работал с Фехнером, Германом Гельмгольцем и другими выдающимися европейскими психологами. Выявил я короткие цепочки, связывавшие Гэллапа с Гальтоном, Бине и еще некоторыми основателями психометрии.

В годы обучения в университете Гэллап приобрел передовые для того времени знания и умения в области теории и практики конструирования тестов и шкал для измерения установок, и по итогам обучения получил Ph.D. по прикладной психологии. В нашем сегодняшнем понимании, Гэллап был психометриком, и, конечно же, многие годы изучая эффективность рекламы и общественное мнение населения США по важнейшим социальным проблема, он думал не в категориях ответов на вопросы интервью, а в традициях измерения установок.

Таким образом, можно говорить о генетической связи изучения электоральных установок с психометрией.

 

16 декабря 2016 г.