01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

А. Марасов: Моя апология Александра Зинина

А. Марасов: Моя апология Александра Зинина

Автор: А. Марасов; А. Зинин — Дата создания: 20.11.2016 — Последние изменение: 20.11.2016
Участники: А. Алексеев
Рассказ О и материалы ИЗ - творчества ульяновского художника и культуролога, автора «Апологии Симбирской премудрости» и «Книги Точности» А.В. Зинина. А. А.

 

 

 

 

 

 

 

На снимке: 2-я и 4-я страницы обложки журнала «Карамзинский сад» (1993, № 3), где была опубликована «Книга Точности»

 
Из переписки

 

А. Марасов – А. Алексееву

Дорогой А.Н.!

Спасибо за Когиту, а поскольку я менее всего социолог, то мне "по душе" более всего публикации наподобие о В. Ронкине (и - самого Ронкина о рациональности культуры). Вот, в "нашей" Ульяновской жизни мне встретился на жизненном пути человек также необычных взглядов - Александр Владимирович Зинин. Вы, возможно, слушали его, приезжая на Любищевские Чтения, и, наверняка, и я говорил о нём.

В последний месяц я занят тем, что привёл в порядок ряд очерков о людях, близких мне по духу - ботанике Р.Е. Левиной, зоологе Р.В. Наумове, инженере-переводчике В.В. Архангельском, писателе Е.З. Мельникове, геологе И.П. Шарапове, поэте-мифотворце Ю.В. Линнике, и вот теперь о А.В.Зинине...
Конечно, я высылаю в Ваш адрес этот материал, прежде всего, потому, что Вы - мой старший товарищ, и Вам, может быть, он покажется интересен… (17.11.2016)

 

А. Алексеев – А. Марасову

Дорогой Анатолий Николаевич!
 Я, конечно, помню Александра Зинина, и по Любищевским чтениям, и - особенно - по паре часов личного общения с ним в его студии, которые считаю одним из самых ярких своих симбирских впечатлений.
 Я хотел бы опубликовать Ваш очерк-эссе о нем на Когите, дополнив его еще некоторыми материалами из интернета (биографическими, о его студии, а также о памятнике букве Ё). Не хватает только какого-нибудь образца Зининской текстовой "зауми". вроде фрагментов из "Книги Точности" или какого-нибудь текста из сборника материалов Любищевских чтений. <…>

Итак, жду от Вас "досыла", в меру возможности.
Ваш - А. А. 17.11.2016

 

(«Досыл» последовал. – А. А.)

**

 

Анатолий Марасов

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЗИНИНА

(Александр Владимирович Зинин)

 

…что я знаю теперь «твёрдо»? что человек не умещается ни в какие идеологии (как «Алёша Бесконвойный» Шукшина), ни  в какие традиции, и даже  в  историю…

Но на что надеюсь?

*

Безусловно, самой яркой фигурой в культурной жизни Ульяновска, если таковая есть в нашем городе, с начала 90-х годов стал художник А.В.Зинин. Художник и – автор неожиданных открытий, в которых он словно присутствовал при зачатии (ни больше, ни меньше!) самой человеческой культуры. Присутствовал и описал, да ещё как!

Ни о ком так много не писали в самых восторженных тонах практически все газеты и единственный журнал – «Мономах»… Написал и я – большие статьи в «Симбирском курьере» от 6 февраля 1992: «Ульяновского Лобачевского зовут Зинин», и, конечно, в многотиражке УГПУ – «Призвание», под названием «Будущему учителю о будущем времени» (22 января 1992 г). Обе статьи заканчивались стихами «самого» А.В. Зинина; приведу отрывок лишь из одного стихотворения:

                                       «Моя провинция – столица,

                                        Рассвет высвечивает лица

                                        Обильным морем лепестков.   

                                         Сиреневой волны таблица,

                                         Вода под пароходной птицей

                                         И облака из голубков.

Симбирское центрокультурье,

Степное барское придурье…

В густом давленьи местных прессов

Средь сытой ясности столов

Творит вселенских атеистов

И мировых духовников».

Да уж, «вселенских атеистов» наше «симбирское центрокультурье натворило…

Стихотворение называется «Открытка с видом Симбирска» (весеннее впечатление). Известно, что «Курьер» не печатает стихов, но здесь сделал «правильное» исключение.

В моём архиве есть около 40 прекрасных по стилю и «содержанию» стихотворений, которые Александр Зинин стал  вдруг (!) «сочинять» примерно в 40-а летнем возрасте. Наверное, сейчас он о своём поэтическом «периоде» и забыл… Как жаль, что поэзия А.В. Зинина не оказалась востребованной при  подготовке «Антологии Ульяновской словесности» начала ХХ1 века и вышедшей в  свет в 2015 г!

Я несколько раз писал о Зинине – в том же «Призвании» (не менее 3 раз), в «Курьере», и посылал материалы  о нём даже в центральные издания (!), чтобы заинтересовать их автором, последним, однако, тогда было не до Зинина…

Но вернёмся, собственно, к художественному творчеству. В моём архиве 3 тома, охватывающих материалы за 1988 – 1992 гг, по сути полностью переполнены материалами о Зинине: репродукции, стихи, его письма (копии)  математику Р.Г. Баранцеву, и мои попытки понять, что же это за взгляды в своих схемах-опусах исповедует (пытается исповедовать) мой друг Саша Зинин.

В начале 2000-х годов, слава Богу, Саша сотрудничал с журналом «Мономах», который-таки  репродуцировал на обложках  несколько его картин: в № 4 за 1999 г – «Град созидающий», в № 1 за 2000г – «Пришествие», в № 2 за 2001 г – «Древо» и «Ворота» из цикла «Невозможные пейзажи»…

 Тот же «Мономах» в № 3 за 1999 г поместил и мою обзорную статью с ретроспективным анализом творчества отца Александра Зинина – В.Н. Зинина, а в художественном музее тогда торжественно открылась его выставка, на которой присутствовали самые первые лица области. Впоследствии, в 2014 г вышла хорошо иллюстрированная книга о его творчестве  с послесловием  Александра Зинина.

И где-то в середине 2000-х годов (? или раньше?) «организовалась» областная выставка и самого А.В. Зинина, но публиковалось ли что-то в местной прессе о выставке – не знаю…  Мы были на ней, и меня поразили огромные цветовые панно с максимально абстрактным содержанием:  на одних – готические эллипсы, на других – акварельные (размытые) человеческие фигуры, на третьих – полуочертания сказочных животных…

Так же  знаю, что в  холле здания фирмы «Аргостройинвест» на ул. Кузнецова размещалась коллекция  живописных работ А.Зинина (см. «Симбирский курьер» от 17.10.1995 г).

А ещё раньше, в 1992 г, в «Вестнике» от 6 марта 1992 г было опубликован большой и вполне читабельный материал Зинина «Чудоюдокитофобия» с фотографиями некоторых его художественных произведений…Я пишу «читабельный» потому, что «сам» Зинин объяснял всё своё собственное творчество на каком-то сверхнасыщенном метафорами и мгновенными смысловыми переходами языке, отчего слушатель очень скоро терял нить разумения….

В «моих» архивных томах сохранились, может быть, копии первых живописных и «вербальных» работ 1988-1989 гг, и я тогда думал о том, что Зинин ведёт поиск какого-то синтеза между живописью и письменностью (!). Я знал, что некоторые авторы активно во временах серебряного века вели поиск синтеза, скажем, между живописью и поэзией (Хлебников), между живописью и музыкой (Чюрлёнис). А почему Зинин не может быть поставлен в этот ряд?

…он участвует в  ежегодных выставках ульяновских  художников, к 1992 г  уже известны его работы «Проницания», «Распечатления», «Братья», «В ночь, когда созревает черника», «Надежда», цикл «Не сотвори себе кумира» и  другие. Закончен (также к 1992 г) цикл из 6 крупных работ, посвящённых женскому и мужскому началам…Не забыл ли ты, Саша, об этих работах?

Думаю, что, к великому сожалению, даже  художественные работы Зинина остались полностью неоценённые современниками, так как в нашей «провинциальной столице» просто не нашлось специалистов или людей широкой культуры… Примечательно, что Союз художников не только  не принял его в свои ряды, но и в свое время даже отказал в стенах своего здания его персональной выставке: как неожиданно и отвратительно ещё настигает нас средневековое мракобесие!  На мой же непросвещённый взгляд мы, современники, прошли мимо разностороннего Мастера, посчитав в лучшем случае Его за чудака…

*

С тех пор, как я стал реально отвечать за проведение конференции памяти  Любищева в пединституте (с начала 90-х годов), Зинин для меня стал головной болью.

Из-за того, что от него невозможно было «отвязаться», т.к. в любом  диалоге с ним невозможно было поставить точку. Сказанное относится и к приватному разговору, и к выступлению с докладом на научной конференции: он органично не чувствовал «отведенное» ему время выступления, поэтому я, ведя конференцию, прекрасно осознавал, что Александру Зинину надо давать возможность выступить лишь в конце заседания…

Головной болью потому, что я, во всяком случае, чувствовал, что  у Зинина «произошёл»  гениальный прорыв, по меньшей мере, в двух направлениях развития культуры: в области фундаментальных основ математики и в области возникновения письменности (!)… То есть, игнорировать его желание высказаться, конечно же, было не только неумно, но и… преступно (!), и  я однажды приходил даже к нему домой, чтобы Саша, наконец, успел сдать свою  рукопись в  очередной  любищевский сборник научных докладов…

*

А познакомились мы в середине 70-х  во Дворце пионеров, где я работал руководителем фотокружка, а Саша Зинин – руководителем изостудии.

Никогда более блаженного, даже юродивого выражения на лице я ни у кого не видел! Представьте себе у молодого и красивого человека с чёрными (даже лоснящимися от черноты) длинными волосами постоянную неадекватную улыбку! Ему тогда было чуть более 20 лет…

И вот спустя другие 20 лет, он приходит на Чтения памяти А. Любищева, так как он, Зинин, видите ли, испытывает благоговейное уважение к Любищеву из-за законов природы, на которые Любищев неоднократно указывает в своих работах…  А Зинин путём размышлений также пришёл, может быть, к обобщённой форме этих законов…Какая резонансная ситуация!

…а вот ещё 20 лет прошли-пролетели: и перед нами глубокий старик с головой русского философа Вл. Соловьёва  и глазами Льва Толстого, перед нами всё та же его… перескакивающая от одного к другому речь, как непонятный для чего-то строительный материал. Ну что мы можем выстроить из этого материала?? ГОСПОДИ, ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ПОЗАБОТИЛСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ ПОСЛАНЦЫ ТВОИ НЕ БЫЛИ КОСНОЯЗЫЧНЫ?

….забегая вперёд, скажу, что решительно все маститые любищеведы, приезжающие на Чтения памяти А. Любищева, перебывали в изостудии Зинина, но никто из них так и не прокомментировал его выводы, никто из них  так и не разобрался в прозрениях Зинина…

Никто!! До сих пор помню разговор с Р.В.Наумовым о том, что Саша Зинин «сгорает» от идей, и никто ему не помогает: «Может быть, ты?» Но просить меня не надо было: я сам барахтался…

Дорогой Саша! Грозит тебе забвение лет на сто (двести? триста?...), не знаю, на сколько. Потому что и я лично, едва-едва «разобрался», в твоих  построениях только наполовину (в основах математики, не будучи математиком), а вот доктор физико-математических наук Р.Баранцев и близко не подошёл к пониманию! Как не поняли тебя и всезнающий Линник, и глубокий Чайковский, и мудрый Рэм Владимирович Наумов, которому я низко должен поклониться за собственную судьбу… Конечно же, не разобрались в твоих пифагоровских построениях и сонмы твоих читателей  и почитателей  Ульяновской прессы  в основном в  90-х  годов ХХ века… Увы, не у всех открытий рядом стоят комментаторы авторов идей, а пересилить (буквально!) научную традицию, может быть, и невозможно;  и разобраться  в азах уже твоей лингвистики, о чём всё время ты говорил, я так и не сумел…А ты указывал и указывал на тексты Библии, мол, «всё  и так понятно»…

А ведь пересиливать надо было не просто традицию научную, а традицию культурную…

«ПРАВИЛЬНОЙ»  ЛИ ДОРОГОЙ ИДЁТ ЧЕЛОВЕК?

Могу я ответить на такой вопрос?

*

Нет, все годы я был как будто «рядом»; перечислю, хотя бы, все твои публикации в Любищевских сборниках, несмотря на резкую негативную реакцию некоторых учёных «академиков», которые говорили, что мы дискредитируем сборник материалами этого «шарлатана»:  в 1992 г – «Геометрия предельного и неисчерпаемого автоматического развёртывания и разворачивания точки» (с моим редакторским предисловием); в 1993 г – «Конец, формализованный в плоскости в виде отрезка прямой линии, сколь угодно протяжённой в пределе отрезка (окополаграфический канон); в 1994 г – «Вселенная – Хаос и Космос»;  в 1995 г – «О точной соразмерности»; в 1996 г – «Всё число».

Но ты уже работал над более развёрнутыми собственными вещами, и самой удачной (полной) твоей публикацией я считаю «Книгу точности» в «Карамзинском саду» в № 3 за 1993 г. Молодец! И если бы ты (по инерции) тогда сконцентрировался и так бы естественно «перешёл» к своей концепции возникновения письменности… Ведь были уже написанные разрозненные отрывки (у тебя)! Именно их  и я не могу понять, и в архивах на этот счёт у меня пусто.

И (креативное?) время замедлилось. На лекциях по методике биологии, правда, в теме «Эстетическое воспитание» я давно ссылался на твои пифагоровы построения, и в своём «Учебном пособии» по этому предмету я опубликовал информацию о твоей работе, но что «только» я? и в такой малозначимой брошюре?  да и с моей стороны – это всего лишь капелька от океана твоего мировоззрения…

….

*

Путём самообразования к 1988 году Александр Владимирович пришёл к фундаментальным решениям и доказательствам строения Пространства (не к числам ли Пифагора, о которых более 2 тысяч лет только говорят?). В частности, геометрически он выводит строение позвоночных животных из обычной черты на плоскости.

Зинин придаёт числам решающее значение. В его графиках число 5, например, как наиболее  полифункциональное возникает не сразу. А ведь это пятипалая кисть, вообще общий план строения (позвоночного) животного, фигура человека.

Большое значение числам придавали ещё в древности. Почему, например, число 12 олицетворяет собой циклический круг, своего рода макроритм, макропульс  нашей жизни? Не потому ли, что это наименьшее число, которое делится на 4 других числа (наибольшее число других чисел), т.е. это наиболее «гибкое» число? А по Зинину, это вообще нечто исходное, откуда возникает вообще Пространство (!)

Александр Владимирович предлагает иную арифметику – иное сложение и вычитание, иное значение нуля…

В своих работах автор апеллирует к широкому фону литературных, литературоведческих и философских работ, цитирует китайскую «Книгу перемен», Библию. Что же представляют собою его тексты? Арифметические и геометрические расчёты, комментарии отдельных  цитат… Числа и даже слова он анатомирует (!), «выворачивает», и они обнаруживают странные невидимые ранее закономерности, обнаруживают странную замкнутость на строгий смысл. Рассматривая (!) Зининские работы, замечаешь фантастическую фатальность, своего рода предопределённость, конечность органического мира, его мгновенную связь с неким Началом

*

…попробуем всё же найти начало его взглядам. Может быть, начать нужно с того, как складываем мы числа. Мы их складываем, вынося сумму за числовой ряд, тем самым геометрически занимаемся неоправданной экстраполяцией: сумму помещаем туда, где её не может быть. По Зинину же, сумма чисел, естественно, – между слагаемыми. Это принципиально меняет картину: пространство внутри чисел (возьмите вместо них любые реальные предметы) становится плотнее. Итак, число 3 получаем между 1 и 2, между 1 и 3 – получаем число 4, между 2 и 3 – число 5….

Натуральный ряд чисел при подобных операциях получает неожиданные структуры, если, тем более, мы начинаем их (числа) «подсчитывать» (сколько же отдельных чисел получается при том или ином количестве «сложений»?) и геометрически развёртывать (то есть, имея в виду, что каждое число – это отрезок), и получается при 9 сложениях… форма головастика или сперматозоида (!), при 18 сложениях….форма человека!!! В Зининской терминологии сложения это «реброиды»…

Иными словами, автор, возможно, нашёл алгоритм преображения гомологичных органов. Иными словами, по Зинину любое накопление в природе невозможно без  развития природы…

…получается, что форма (архетип), во всяком случае, позвоночных животных, подчиняется формулам Зинина! И данная векторная «цепь» работает, например, и  при формировании головного мозга человека (!), она, в частности,  определяет его структуры…

А.В. Зинин создал Общую теорию, которая требует к себе пристального внимания, эта теория дисциплинирует многообразие живых объектов, и при этом выявляется не только Единство их формообразования, но и генетическая связь с неживой природой….Может быть, здесь и приоткрывается логика развития Мира?

И эта концепция никому, по существу, неизвестна!

*               *

На что же я надеюсь? О чём переживаю?

«Истинно, истинно говорю вам:

если пшеничное зерно, пав в землю,

не умрёт, то останется одно,

а если умрёт, то принесёт много плода»

Ин 12,24

На какую землю падают зёрна? неужели на каменистую?

 

Анатолий Марасов

ноябрь 2016 г

**

 ПРИЛОЖЕНИЕ

 

(1)

 

Александр Владимирович Зинин

Родился 4 февраля 1953 года в райцентре Павловка Ульяновской области. В 1975 году закончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, художественно-графический факультет. С 1975 года живет в г. Ульяновске. Работал руководителем изостудии областного Дворца пионеров, затем - культурно-досугового Центра молодежи. Со студенческих лет является участником проектов В.Н. Зинина (художник, отец А.В. Зинина. – А. А.)  До 1990 года участвовал в областных художественных выставках. Автор росписей в школах Ульяновской области, полиптиха «Трансфизические метаморфозы» (КДЦМ, частично утрачен); полиптиха для Ульяновского государственного университета (музей УлГУ). Персональная экспозиция на выставке «А. Зинин, Л. Зинина и художники детской и взрослой изостудии» (УХМ, Пластовская картинная галерея, 1992). Автор персональных экспозиций «Апология Симбирской премудрости» и «Небесный Симбирск» (1993-2002). С 1990 года постоянный участник Любищевских чтений (Ульяновский педагогический университет); участник всесоюзных, республиканских, международных научных конференций. Автор «Книги Точности» (альманах «Карамзинский садъ», № 3, 1993). Работает над книгой «Наука откровений».

 

(2)

 

Когда у фантазии есть крылья

4 марта 2016

На новой выставке в Ульяновском музее народного творчества самобытный взгляд на мир и на искусство демонстрируют самодеятельные художники из изостудии ДК «Губернаторский».
Эта студия примечательна уже тем, что она — одна из старейших в Ульяновске, появилась на свет во Дворце культуры профсоюзов, как тогда назывался «Губернаторский». В следующем году коллективу исполнится 45 лет. Из них З0 лет студией руководит художник Александр Зинин, о котором говорят, что он может научить рисовать любого.

Зинин — личность неординарная. Живописец, график, скульптор, он еще и «заумник» — занимается исследованием происхождения цифр, читает доклады о своих открытиях на научных конференциях. Написал «Книгу точности» и «Книгу перста». Александру принадлежит авторство известного в городе и единственного в России памятника букве Ё. В родной Павловке он, потомственный художник, организовал Парфеновскую картинную галерею с картинами своего отца.

Соответственно, у Зинина и подход к обучению питомцев своеобразный. Особое внимание и поддержку он, по его словам, оказывает «самородкам любительского искусства, начинающим художникам-композиторам абстрактно-символического направления, потенциальным постановщикам серьезных художественно-технических экспериментов современного искусства». И у детей, и у взрослых педагог старается выявить индивидуальность, разбудить фантазию и развивать эти качества, не навязывая свою волю ученикам.

Экспозиция выставки в Музее народного творчества построена на работах Натальи Яровиковой (Найи), Александра Бердникова, Дмитрия Третьяка, Александра Гришина, Сергея Русских, Виктора Егорова (Аванмарта) и других.

Реалистическая, на первый взгляд, живопись Дмитрия Третьяка призрачна и словно покрыта легкой дымкой. Интерпретации классической живописи (цикл «Вглядываясь в классиков») и натюрморты достаточно обобщены и декоративны, выполнены в оттенках коричневого, бежевого, розового, оливкового цветов. Кажется, что в дрему погружены изображенные Дмитрием фигуры и предметы. Это похоже на сон наяву или грезы находящегося в медитативном состоянии художника.

Большая фантазерка — Наталья Яровикова, выступающая под псевдонимом Найя. Цикл из 70 акварельных работ художницы так и называется — «Фантазии Найи». Ее небольшие графические работы сродни детским рисункам, они наивны и трогательны. В то же время каждая акварель содержательна, рассказывает полную поэзии сказку или притчу, интересную, увлекательную, а порой и жутковатую. Человеческую голову Найя легко превращает в дом с окнами-глазами. Русалка, высунувшаяся из аквариума, по воле художницы, кормит рыбкой кота, а червячок, выползающий из яблока, нежно обнимает маленькую девочку…

Интересно, что Наталья — фотомодель, живет между Грецией и Россией. Увлечена художественным творчеством. Дети одной из школ в Солониках пишут сочинения по ее рисункам.
Она иллюстрирует обложки серии романов итальянского писателя Карло Альфиери.

Очарование наивного искусства излучают картины Александра Бердникова. Природа и человек на них изображены лаконично и обобщенно. Тем не менее работы интересно рассматривать, они притягивают взор гармоничными цветовыми сочетаниями, внутренними тишиной и покоем.

Самый молодой участник выставки — Александр Гришин. Жажда полета и свободы запечатлена в его графике с птицами, бабочкой. Это устремление ощущается даже в кубистическом «Калейдоскопическом пейзаже». Александр ставит необычные эксперименты. Триптих «Не смотреть, не видеть, не слышать» с отпечатками лица-маски самого автора, сквозь которое просвечивают глаза его педагога, выражает, вероятно, попытку художника защитить свой внутренний мир от реальности.

Творчество двух «старейших» студийцев Зинина — Сергея Русских, художника-керамиста, руководителя творческой мастерской «Керамос», и Виктора Егорова — Аванмарта, члена Союза художников Чувашии, скульптора, художника-авангардиста — представлено авторскими работами, в разное время подаренными своему Учителю.

Вообще, самодеятельные художники — люди щедрые. И на открытии выставки не обошлось без подарка от них. Еще один «старейшина» студии и участник проектов Александра Зинина — Фанис Измайлов — подарил Музею народного творчества свой пейзаж «Гимназия», который был принят с благодарностью.

 

(3)

 

Памятник букве «ё»

Идея установить памятник букве ё в Ульяновске возникла в 1997 году, когда ульяновские историки провели празднование 200-летия появления литеры «ё» в печати. В 2001 году город провёл конкурс на лучший проект памятника, с тем, чтобы установить его в честь 205-летия применения буквы. Победителем конкурса стал один из инициаторов установки памятника — ульяновский художник Александр Зинин.

Его проект представлял собой гранитную стелу со вдавленной буквой ё в виде увеличенной копии литеры, впервые напечатанной на странице 166 в слове «слёзы» в альманахе «Аонида» в 1797 году. Открытие памятника было приурочено к 160-летию установки в Симбирске памятника Н. М. Карамзину — издателю альманаха «Аонида».

Памятник был открыт 4 сентября 2005 года на бульваре «Венец» около областной научной библиотеки. К назначенному времени художник не получил заказанный красный гранит, и пришлось выполнить памятник из чёрного гранита.

3 ноября 2005 года памятник был изготовлен и занял своё место в соответствии с первоначальным замыслом. Треугольную призму изготовил ульяновский филиал «Военно-Мемориальной Компании». Высота памятника 2,05 метра. Масса — более трёх тонн.

 

См. также: Расставить точки над «Ё»: передохнём или передохнем?

 

(4)

 

О «Книге Точности» А. Зинина (1993-2012)

 

(См. картинку на открытии настоящего материала. – А. А.)

 

От автора (2012)

Это 2-я и 4-я страницы обложки Ульяновского литературно-художественного альманаха «Карамзинский сад», № 3, 1993 г., где была опубликована моя «Книга Точности».

Главным в книге являются визуализации, попросту говоря её математические картинки. От этого все литературные тексты книги (вспомогательные по отношению к математическим)  представляют:

1) поэтические добавления, необходимые для привлечения читательского внимания к правде, которая точнее передаётся на языке арифметики,

2) словесные пояснения, необходимые любопытному читателю для овладения техниками арифметики, предлагаемыми в книге.

Автор надеется, что проницательный читатель книги догадается, что представленное в ней н а ч а л о арифметики не изучается в современных школах и даже заподозрит, что в школах древнего мира это начало изучались, и было в них тем светочем, благодаря которому классическим культура умела вовремя очищаться от накоплений глупости, которые неизбежны в периоды бурного развития наук и искусств.

Вредная глупость бок о бок соседствует с полезной мудростью, и для разделения этих диалектических сестёр человеческого сознания в нынешний постклассический период необходима премудрость-художница, которой и посвящает комментированный вариант Книги Точности 1993 года её автор.

© А.В. Зинин, 2012 г.

*

 

Александр Зинин

 

КНИГА ТОЧНОСТИ

 

Говоривший со мною имел золотую трость для измерения…

Откровение святого Иоанна. 21.15.

 

Тексты, набранные курсивом, представляют авторские комментарии 2012 года к текстам 1993 года. А.З. 2012.

 

(По техническим причинам здесь вместо точки в графике представлен маленький кружлк. – А. А.) 

 

                                о                                - Начало есть точка                              

                      о<------------>о                     - Оно разошлось на две точки

                      о----->о<-----о                      - Они остались и сошлись в точку

                      о        о        о                      - И стало начало из трёх точек

                      о->о<-о->о<-о                     - Они остались и сошлись в две точки

                      о   о   о   о   о                      - И стало начало из пяти точек

                                                                  - Они остались и сошлись в четыре точки

                    о о о о о о о о о                    - И стало начало из девяти точек

                                                                  - Они остались и сошлись в восемь точек

         о о о о о о о о о о о о о о о о о       - И стало начало из семнадцати точек

                                                                     - Они остались и сошлись в 16 точек                                                                

ооооооооооооооооооооооооооооооооо - И стало начало из 33 точек

 

Так все точки образуют линию, ограниченную с обеих сторон, т.е. отрезок прямой;

т.е. предел, составляемый из точек, предел всех точек, каждая из которых имеет в поле этого предела всего одно частное положение, свойственное только ей уникальное место, и оно, это место, получено предельно простым путём в узкой тесноте условных ворот излучения.

 

Имеется ввиду излучение одной точки в самой себе.

 

Так из точек создаётся икона (изображение, образ) того, что называется разделение (Лк. 12. 51.)

 

(*) разделение = раз+деление = ОДИН+ДЕЛЕНИЕ = деление одного в себе. В динамике разделения открывается КОНСТРУКТИВНАЯ ИДЕЯ-ВИД ЧИСЛА ОДИН, визуализируется ЕГО ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ (idea, греч. – 1) вид, наружность, 2)  суть (Pl.); inntre Sinn, нем. – внутренняя сущность).

 

Так, говоря языком фундаментальной физики, в вакууме, т.е. там, где ничего нет (в точке 0), квантуется сначала вся энергия.

 

Авторское понимание вакуума и других понятий физики и философии не обязательно совпадает с толкованиями, которых придерживаются современные учёные. Автор смотрит на природу и на явления математики, физики и филологии глазами художника (живописца, графика, скульптора, проектировщика, оформителя, чертёжника и преподавателя изобразительного искусства), и которого многое раздражает в формах и механизмах т. н. научных описаний природы. Раздражают то лишние детали, то существенные  пропуски в цепи формализации процесса развития, как от простого к сложному, так и наоборот.

Эта книга – учебник: (1) выведения наглядной модели числа ОДИН, представляемой в процессе развития от простейшего своего вида к видам сложнейшим, (2) соизмерения нематериальных (арифметических) видов этой модели с материальными явлениями природы, и (3) это Книга Удивлений совпадениями видов природы с искусственными (математическими) видами модели числа один.

Постоянно пытая себя вопросом – А не встретился ли я однажды с ключевой формулой построения модели «Всесильного числа один» (от древнейшего афоризма «Всё есть число»), с которой очень дружила наука древнего мира, но о которой наши учёные почему-то не осведомлены? – автор догадался сделать наглядную книгу математических монологов этой формулы. Притом в расследованиях многих древних артефактов, написанных после публикации Книги Точности 1993 года, по крайней мере для самого себя сумел доказать, что весною 1987 года действительно встретился с ключевой формулой т. н. классической науки древнего мира.

 

Показать же всё это ещё более компактным образом в какой-либо из известных форм, фиксирующих информацию и представления о ней, невозможно; так как нет из придуманных разумом знака меньшего, чем точка; нет формального языка более простого, чем язык точек; нет поля более экономного для изложения языка точек, чем прямой предел между двумя точками.

Именно этот предел есть наглядное выражение идеи чистого разума внутренняя сущность которого распечатывается конечным из всех возможных способов.

Комически говоря об образе предела из точек, назовём его КАНТОМ: - ЧЕРТОЙ, перед которой столбенеет курица, - постоянной ПЛАНКОЙ всех перемен, - колесом в ОСИ, - ГОРИЗОНТОМ всех идей - КОНЦОМ света для всех слов, - ОСЬЮ всех слов - логической осью всех слов человеческих, претендующих на роль СЛОВА; слов, порожденных и повергаемых в молчание весомой и ясной простотой воочию видимого ТОЧ-ного СЛОВА; ибо не ведаем, что говорим и созерцаем руины, возникшие из высказанного нами, и ужасаемся, и боимся увидеть руины новые, и боимся труда составления точ-ного Слова, которое одно и может так разделить зёрна и плевелы наших слов, что те и другие окажутся в точном для каждого месте, и не уничтожат друг друга, и разовьются в новые слова, и они не пропадут;и не пропадёт никто в ясной чистоте РАЗ-УМА, основанного на качестве, называемом ТОЧ-НОСТЬ. <...>


Читать далее

*

 

Поводом появления моих текстов в литературно-художественном альманахе «Карамзинский садъ» была необоримая воля Анатолия Николаевича Марасова, кандидата биологических наук, изрядного философа и поэта природы и (из наблюдений, как он шествует по улице) настоящего человека-великана.

Его давняя провокация, представлявшая биолога-философа А.А.Любищева искателем «Простой формулы производства системы математических подобий всех видов живой природы» сделала меня восхищённым адептом так сформулированной научной и художественной цели (приводимое высказывание не является прямой цитатой из А.А.Любищева, ибо представляет авторское цитирование по памяти Марасовского выражения цели Любищева).

Когда похожую формулу мне удалось вывести, это привело меня к ближайшему ученику Любищева Рему Владимировичу Наумову, которого я раньше не знал и, через него, опять к Марасову. За этим оба апологета Любищевизма изо всех сил стали задвигать меня на пути формулы и арифметики, предсказанных мыслью их Учителя. Именно они стали первыми публикаторами моих текстов и таблиц в сборниках Любищевских чтений. Притом Марасов, ввиду головоломности моих тезисов, на протяжении ряда лет писал к ним редакторскиепредисловия.

Благодаря открытой формуле я как бы неожиданно научился «кропать стишки», и первым их публикатором опять-таки стал Марасов, по воле которого их следовало напечатать в «Карамзинском саде». В то время профессор (тогда ещё Ульяновского филиала МГУ), доктор филологических наук Ольга Дмитриевна Наумова, издававшая в Самаре работу А.А. Любищева «Расцвет и упадок цивилизаций», всячески склоняла меня на написание таблиц и текстов для книги, проектируемой ей как современная философская хрестоматия для гимназий.

Когда же от редактора «Карамзинского сада» Людмилы Алексеевны Егоровой (Бурлаковой) пришло приглашение поговорить о стихах для этого литературно-художественного альманаха, то в ответ я сразу предложил сделать текст, подобный заказанному проф. Наумовой. По знакомству же с его первым вариантом, Л.А. велела его расширить, и я расстарался, вплоть до того, что мои тексты заняли ¼оригинального объёма Альманаха, набираемого мелким шрифтом.

Тогда О.Д. Наумова, взявшая себе роль старшего научного редактора моей книги, властно придала мне в качестве машинистки и редактора рукописи своего аспиранта Наталью Ивановну Смирнову, работавшую над диссертацией об академическом дискурсе. Участие обеих мудриц- редакторов в издании было анонимным и третьим, официальным редактором была Людмила Алексеевна Егорова. Благодаря такой редакторской грациозности, как и подобает троичной, Книга Точности была сфабрикована в сжатые сроки; летом 1993 она запустилась в производство (по Ульяновской областной книгоиздательской программе), но вышла из типографии только весной следующего 1994 года.

Благодаря участию ульяновского учёного-археолога Родиона Губайдуллова, в то время посещавшего мою изостудию и сделавшего в ней удачную реликтово-футуристическую мини-инсталляцию «Великий поход», мне удалось найти спонсоров (частные предприниматели Марс Куликов и Сергей Курамшин) на покупку 500 экземпляров альманаха с моей книгой и на материальные расходы большой выставки с «непонятным» названием  «Апология Симбирской премудрости». Выставка представляла мои произведения и произведения взрослых художников изостудии Дворца Профсоюзов (директором – художественным руководителем Дворца был в то время Борис Фёдорович Яворский).

На этой выставке в качестве художественных работ экспонировались исполненные в материале модели Книги Точности (благодаря активному участию в их производстве многих моих студийцев, прежде всего – Фаниса Закиевича Измайлова).

Проведение выставки стояло в планах Пластовской картинной галереи, филиала Ульяновского художественного музея, арендовавшей площади в Галерее союза художников. Галерей руководила искусствовед Елена Николаевна Сульдина (Шаталина), она была сильным экспозиционером и настоящим мастером художественной и выставочной пропаганды (Наша выставка, проводимая годом раньше, оказалась самой кассовой в тогдашней истории Пластовской галереи, даже превзошла проводимую там же самую посещаемую выставку картин Н. Рериха из Московского музея искусств народов Востока).

Но ввиду политического лозунга Ульяновского союза художников «Не пущать кокурентов-авангардистов!», всю нашу выставку, уже завезённую в Галерею, пришлось перемещать обратно во Дворец профсоюзов. Представлять её в фойе большого зала, где Елене Николаевне пришлось переживать некоторые исправления экспозиции. Уже нашим Б.Ф., который, ввиду предполагавшегося посещения Дворца Губернатором Ю.Ф. Горячевым, смущался необходимостью объяснять мою работу, которую Е.Н. сделала эпицентральной. Наш то Борис, дай ему Бог здоровья по большому количеству роковых опытов своей биографии культурного руководителя, был тогда совершенно прав.

Перед самым открытием пришлось менять местами произвения двух моих главных циклов на парадной стене экспозиции. Сам-то я не особенно страдал, но и до сего дня вспоминаю страдание первого экспозиционера моих выставок и первого искусствоведа моих произведений.

У Е.Н. я многому научился в реализации выставочных проектов. Это была личность, восхищавшая не одного меня своей царственной интуицией. Через несколько лет она погибла в автомобильной катастрофе. А до этого, вскоре после издания третьего выпуска «Карамзинского сада» ушла из жизни Людмила Алексеевна Егорова.

Я много раз переписал отобранные ей стихи для альманаха, и сделал тогда цикл, ставший архитектурным и литературным началом моего проекта «Памятник букве Ё».

Я вспоминаю людей, участвовавших в развитии моей художнической души и могу назвать многих, очень многих….

Потом ушёл из жизни Рэм Владимирович Наумов, первый председатель Любищевских научных чтений, периодически пытавший меня каким-нибудь непониманием элементов моей теории. Оберегая благочинность научного собрания, которое вёл, Р.В. не всегда пропускал мои наскоки, в духе «А король-то голый!», на внешне благополучные сообщения солидных докладчиков. Ко мне же учил относиться в духе патетической фразы «Этого человека надо беречь», которую высказал А.Н. Марасову; и тот, в день прощания с учителем, передал её мне. <…>

© А. В. Зинин, 2012

*

 

Полный текст «Книги Точности» А. Зинина см.: https://yadi.sk/d/miDnDNVIywN2A

comments powered by Disqus