01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Поток ассоциаций, на ночь глядя

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Поток ассоциаций, на ночь глядя

Поток ассоциаций, на ночь глядя

Автор: В. Дмитриевский — Дата создания: 27.04.2017 — Последние изменение: 27.04.2017
Участники: А. Алексеев
Эссе Виталия Дмитриевского, из цикла «На ночь глядя» - 43.

 

 

«ПРАВА БЕРУТ!» И «СВОЙ-ЧУЖОЙ» (ПОТОК АССОЦИАЦИЙ, НА НОЧЬ ГЛЯДЯ)

 

На ночь глядя узнал из ленты новостей о предстоящем намерении Госдумы расширить права полиции. Какая-то запоздало-жалостная нота послышалась мне в этом сообщении – бесправная полиция просительно обращается за помощью  к Думе  расширить ее правовые полномочия. А ведь почти полтора века назад революционер-анархист князь Павел Алексеевич Кропоткин категорически провозгласил: «Права не дают, их берут!». Его в начале ХХ века поддержал со сцены Художественного театра пролетарский писатель Максим Горький – герой пьесы «Мещане» рабочий Нил на весь, можно сказать, просвещенный мир озвучил княжеский революционный лозунг -- «Права не дают! Права берут!»

Вопросы «правоприятия», правоотношений, предполагающих гармонию прав и обязанностей граждан,     социально, исторически, психологически, идеологически всегда  решались  и до сих пор решаются   неоднозначно. Кто и для чего требует себе расширенные права, кто от них добровольно или вынужденно отказывается, а кого-то их наличие или отсутствие и вовсе не заботит – попробуй,  разберись! Как же тут  важно соблюдать баланс самых разных общественных и личных интересов.

В «зеркале искусства» эти сложнейшие жизненные проблемы тоже отражаются противоречиво. Борьба человека за свои права воссоздавалась в произведениях множества авторов в изобразительном, сценическом, музыкальном, литературном, кинематографическом поле, в разных жанрах – «высоких» и «низких». Но как справедливо считал Вольтер, в искусстве все жанры хороши, кроме скучного.

А обилие реальных фактов, достойных внимания художников, поистине безгранично! Вот, например, цесаревич Николай Александрович, путешествуя по Японии весной 1891 года, неожиданно подвергся нападению местного полицейского Цуды Сандзо. Доблестный страж порядка неожиданно для всех кинулся к коляске, в которой рикша вез Николая по городу Оцу и саблей успел-таки нанести цесаревичу несколько ран.   На это событие  откликнулся нравоучительным стишком Вл.Гиляровский;

Приключением в Оцу

Опечален царь с царицею

Тяжело читать отцу,

Что сынок побит полицией

Цесаревич Николай,

Если царствовать придется,

Никогда не забывай,

Что полиция дерётся.

Ну,  а сегодня кто не знает дворовую песню 1920-х годов «В нашу гавань заходили корабли» и ставшую  популярной, благодаря  радио и телепрограммам   Э.Успенского и Э.Филиной середины 1990-х. Тогда же они выпустили  под этим названием сборник песен городского фольклора причем огромным тиражом –50000!  Теперь эта книжка --  библиографическая редкость.

Ведь что интересно! Банальный, казалось бы, сюжет, немудреный текст – а как оказался живуч! А всё потому, что темы-то вечные -- про любовь и смерть, про верность и измену, про свободу,  честь и достоинство, про всепобеждающую женскую красоту и жестокое коварство причудливой судьбы, непредсказуемо управляющей высокими и низменными чувствами и роковыми  душевными порывами. И про права каждого -- на существование и постижение прекрасности жизни во всем её многоцветии, разумеется.

«Красота – это страшная сила!» -- кто поспорит с мнением известной киногероини  Ф.Г.Раневской. Как абсолютно верно и то, что песня «В нашу гавань …»  -- это баллада о каждом из нас , о смыслах существования, о личностной судьбоносной предназначенности, о необратимости исчезающего времени и вечных ценностях.

 «В таверне шум и гам, и суета. Пираты наслаждались танцем Мэри!»

Воистину красота женщины правит миром!

Но гармония всеобщего наслаждения и восторга неожиданно нарушена появлением молчаливого ковбоя  Гарри. Как говорится – не ждали…На праздник жизни пришел Чужой!

«-- Мы, Гарри, посчитаемся с тобой – раздался пьяный голос атамана».

За что, спрашивается? А просто  «он не наш, не свой, не с океана». Так сказать,  вольный сын  степей. Какие тут у него права?

«И в воздухе сверкнули два ножа… Все знали атамана как вождя и мастера по делу фехтованья».

Однако, на этот раз мастер фехтования, если так можно выразиться, поперхнулся: «с шумом повалился атаман, а кровь уже стекла с ножа у Гарри».

Такие печальные дела…

Вы спросите – а где здесь мораль? А она, что говорится, на поверхности.

Ну, во первых пить надо меньше, даже если ты и в высоких чинах. Это очевидно. Во вторых? Как говорят французы – «се ля ви», что в вольном переводе означает -- такова жизнь, братцы,  и тут уж ничего не поделаешь... Ковбой Гарри поспешно растворился в степных просторах, а пираты? «В таверне веселились моряки и пили на поминках атамана». Как ни в чем не бывало…

Так что все в конечном-то счете не так уж плохо, просто никогда не надо поддаваться унынию. Одним атаманом больше, одним –меньше.

Ну , а в третьих? Все же –  надо оставаться бдительными. Смотрите, кто это там зашел в нашу гавань? Свой? Чужой? Ещё вздумает  качать права – тогда не обессудь.…

 Ну а пока всем -- спокойной ночи…

 

Апрель 2017

**

 

См. ранее на Когита.ру (цикл «На ночь глядя»):

 

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)

- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)

- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)

- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)

- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)

- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)

- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)

- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)

- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)

- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)

- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)

- О памятниках. На ночь глядя (12)

- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)

- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)

- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)

- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)

- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)

- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)

- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)

- «Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)

- Во сколько обойдется замолить грехи? На ночь глядя (21)

- Памятник при жизни. Из цикла "На ночь глядя" (22)

- «…предлагали проекты о введении единомыслия и спешили указать на вред, который от разномыслия происходить может…» (На ночь глядя - 23, 24)

- «Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!». На ночь глядя (25). Улыбка Медведева

- Улыбка Яровой. На ночь глядя (26)

- Улыбка Кехмана. Рано поутру и на ночь глядя (27)

- Улыбка Жириновского, ГКЧП и «Философский пароход»    (На ночь глядя - 28)

- Непроизвольная улыбка Чулпан – улыбка года (На ночь глядя – 29)

- Архиодаренные (На ночь глядя – 30)

- «У нас благопристойность своя, особливая…». На ночь глядя – 31

- «Я люблю тебя, жизнь!» (На ночь глядя – 32)

- Красная площадь, оборудованная как для скорби, так и для веселия (На ночь глядя – 33)

 - «Инженеры человеческих душ» (На ночь глядя – 34)

- Уже и некоторые верующие оскорбились государственной защитой их чувств (На ночь глядя – 35)

- Спасибо буржуям, они – наша социально-экономическая скрепа!  (На ночь глядя – 36)

- «…Есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; / Там будут лишь учить по нашему: раз-два; / А книги сохранят так, для больших оказий…» (На ночь глядя – 37)

- Лучший Новогодний подарок (На ночь глядя – 38)

- Опера матушки Ираиды «Рождество» на сцене новосибирского театра (На ночь глядя – 39)

 - Ода Женщине (На ночь глядя – 40)

 - 27 марта – День театра (На ночь глядя – 41)

- «Во всем виновата интеллигенция…» (На ночь глядя – 42)

 

 

относится к: ,
comments powered by Disqus