01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Телескоп» - журнал петербургских социологов, и не только

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / «Телескоп» - журнал петербургских социологов, и не только

«Телескоп» - журнал петербургских социологов, и не только

Автор: "Телескоп" — Дата создания: 25.10.2015 — Последние изменение: 25.10.2015
Участники: А. Алексеев
Как уже сообщалось, вышел в свет 5-й (а от начала издания – 113-й) номер журнала социологических и маркетинговых исследований «Телескоп» (гл. редактор – М. Илле). Здесь – содержание и аннотации к статьям этого номера. А. А.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  номера

 

 ИСТОРИЯ ЕСТЬ, ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНА НАПИСАНА - 2. ПОСЛЕ ДОРОГИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ В 11 ЛЕТ

Борис Докторов, независимый исследователь

Рассматривается многолетний процесс теоретико-эмпирического исследования истории современной российской социологии, приводятся важнейшие историко-науковедческие выводы и обсуждаются основные инструментальные (методические) результаты. Впервые вводится поколенческо-функциональный анализ истории советской и постсоветской социологии.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРОДУ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАЗВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Михаил Горный, доцент департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ Санкт-Петербург

Статья посвящена анализу процесса возвращения городу его исторического названия Санкт-Петербург в 1991 г. Основное внимание уделено роли "Ленсовета-21" и его депутатов. Рассматривается история возникновения идей о переименовании в 1988 г. их развития в период перестройки, воплощения в жизнь в ходе опроса жителей 12 июня 1991 г. Описывается конфликт на Съезде народных депутатов России при внесении соответствующих изменений в Конституцию. Оценивается роль мэра в процессе возвращения исторического названия городу.

 

ОТТЕПЕЛЬ И МОЛОДЁЖЬ – РОССИЙСКИЕ РОВЕСНИКИ ВОЙНЫ В КОНЦЕ 1950-Х – НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.

Чеслав Сымонович, кандидат исторических наук, ведущий программ «Радио Мария» (СПб)

Это четвёртая статья из цикла «Проблемы социальной истории возрастной когорты ровесников Войны». Особенность  очерка – в большем внимании к ситуации в стране, в обществе, переживавшем противоречивый  процесс смягчения советского тоталитаризма. Другая особенность данного этапа жизни поколения – его отражение в первых массовых опросах молодёжи. Поворотный характер «оттепели» отчётливо проявился в разноречивых взглядах рассматриваемого поколения на историю и современность, на роль СССР в мире, на собственное предназначение.

 

ОБРАЗ ВОЛЖСКИХ ГОРОДОВ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ ИХ ЖИТЕЛЕЙ

Дарья Меркулова, кандидат философских наук, руководитель аналитического отдела.

Юлия Соловьева, ведущий аналитик Фонда социальных исследований (г. Самара)

В статье представлены результаты исследования по изучению образа ряда волжских городов в массовом сознании их собственных жителей и жителей соседних городов. Сделан обзор исследований образов российских городов, а также выполнен краткий анализ специфики их возникновения и развития в последние десятилетия. В качестве инструмента для определения образа были использованы субъективные оценки горожанами различных аспектов городского пространства: уровень развития своего и соседних городов, оценку локального района, где проживает респондент, оценки динамичности, современности, чистоты, etc.

В массовом сознании жителей крупных волжских городов сформировался образ города, которого признают «лидером» и собственные жители, и жители других городов. Таким «лидером» однозначно можно назвать Казань, на втором месте – Самара, на третьем – Волгоград. Самым экономически депрессивным поволжским городом считается Саратов, причем сами саратовцы чаще  оценивают жизнь в городе даже ниже, чем их соседи.

Проведенное исследование установило, что оценки внешнего облика городов кореллируют с оценкой уровня экономического развития городов. Анализ показал, что сами горожане всегда оценивают свой город ниже, чем соседи. Отношение жителей к своему городу в целом связано с оценкой отдельных районов, где проживают респонденты: чем привлекательнее образ всего города, тем лучше образ районов. Динамика официальных показателей численности населения городов связаны с их образами в его массовом сознании: чем более привлекательным он сложился в самом городе и у соседей, тем быстрее растет его население. Напротив, чем менее привлекателен этот образ, тем вероятнее, что люди покидают его.

 

В ПОИСКАХ «КРАСОТЫ ПЕТЕРБУРГА»

Дмитрий Равинский, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Российской национальной библиотеки

Обращаясь, по преимуществу, к малоизвестным и забытым произведениям, входящим в «петербургский текст», автор показывает эволюцию представлений о красоте Петербурга – Ленинграда. Ключевым для статьи является тезис о том, что в Петербурге сформировался особый эмоциональный тип, способный на «тайный восторг» перед обыденным, даже депрессивным, городским пейзажем. Формирование этого типа – результат длительного развития психологической истории Петербурга. Ощущение единства прекрасного и трагического, прелестного и унылого и составляет основу «красоты Петербурга», ощущаемой  петербуржцами – ленинградцами. Подход к городу как набору «брендов», характерный для административного мышления, - прямая противоположность этому ощущению красоты города.

 

СЕМЬ УРОКОВ ХРИСТИАНСКОГО СТАРЕНИЯ

Дмитрий Рогозин, к. социол.н., директор Центра методологии федеративных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС (Москва)

Рецензия на книгу. Сила возраста: уроки старости для семей и молодежи / Под ред. Д. Батталья; Пер. с итал. О. Уваровой, М. Челинцевой, С. Файн. СПб.: Алетейя, 2015. — 325 с.

 

ПАМЯТИ САМУИЛА АРОНОВИЧА КУГЕЛЯ (1924 - 2015)

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus