01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

О вере и верующих

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / О вере и верующих

О вере и верующих

Автор: Н. Романович; "Квалитас" — Дата создания: 14.08.2017 — Последние изменение: 14.08.2017
Участники: А. Алексеев
По материалам социологических опросов Института общественного мнения «Квалитас» (г. Воронеж). А. А.

 

 

 ЕМЕСЯЧНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ СООБЩЕНИЙ

ПО г. ВОРОНЕЖУ

 

№ 2017-07 (235)

 

Редколлегия:

 

Н.А. Романович (главный редактор)

Ю.В. Митрофанов (редактор)

Р.Е. Виткалова (руководитель полевого исследования)

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА:

– опрос проведен 18 – 27 июля 2017г., опрошено603 человека;

– метод: телефонное интервью;

– выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу и возрасту.

 

<…>

 

раздел 2: О ВЕРЕ И ВЕРУЮЩИХ

 

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ВЕРУЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ?

 

В атеистическом Советском Союзе определение «верующий», пожалуй, имело право на существование, поскольку материализм в качестве государственной религии был индифферентен к нюансам веры человека, бросая его в общий котел репрессий. Это определение прочно укоренилось в обиходе, хотя сегодня из него почти выхолощено содержание, оно свидетельствует только об одном – человек не атеист. Но верить он может как в «высший космический разум», так и придумать свое собственное вероисповедание. Современное поднимающее голову язычество тоже относит своих адептов к «верующим». Сколько верующих в Воронеже?

Сегодня называют себя «верующими» 79% горожан. И чаще всего это люди среднего возраста (30-49 лет), среди которых верующих насчитывается 86%, а вовсе не старики (75%). Атеистов в Воронеже – 18%. Количество неверующих растет  вместе с ростом уровня материального положения (с 4% среди самых бедных до 30% среди самых богатых) и образования (от 0% до 20%).

Количество верующих в Воронеже выросло с 68% до 79% за период 2002-2017 гг. Но, следует отметить, что за последнее десятилетие оно мало изменилось, как впрочем, и количество неверующих. Вера относится к числу ценностей, которые мало трансформируются  с течением времени.

Любопытно сравнить ответы воронежцев, как жителей крупного города, с мнением населения сел и малых городов Воронежской области, которые отвечали на этот вопрос в 2012 году [Бюллетень 2012-06]. Оказалось, что среди населения малых городов и сельских жителей число верующих несколько выше – 83%,  чем в областном центре, а атеистов чуть меньше – 12%.

 

К КАКОМУ ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ?

 

Первое, что бросается в глаза – это то, что православных в Воронеже (88%) насчитывается больше, чем собственно верующих - 79% (см. предыдущий вопрос). Это не ошибка. Действительно, часть людей идентифицирует себя православными, но верующими себя не считает. Тогда возникает вопрос – что такое православие сегодня? Очевидно, что это культурный феномен с определенной атрибутикой, которую принимают и «считают своей» подавляющее большинство опрошенных. Но главный нонсенс – этот феномен не обязательно предполагает веру. Среди православных почти каждый десятый (9%) не считает себя верующим человеком!

Кроме православных в Воронеже проживают 1% мусульман и меньше 1% католиков и протестантов. Позиция «другое» включила представителей атеизма, иудаизма, язычества, а также такие нестандартные ответа как: «Я верю в космос и энергию».  Малый объем выборки не позволил попасть туда буддистам, которые тоже есть в Воронеже, но, видимо, не столь многочисленны. 

За последние пятнадцать лет число православных в Воронеже увеличилось с 66% до 88%. Какое содержание скрывается под именем православия – раскроют последующие вопросы. Что касается остальных конфессий, то колебания их численности не выходят за границы погрешности измерения. 

 

КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ ХРАМ?

 

На этот вопрос отвечали только те горожане, которые называют себя православными (526 человек в нашей выборке). Уже говорилось о том, идентификация с православием не всегда гарантирует даже наличие веры, поэтому не приходится удивляться тому, что 5% респондентов никогда не посещали храм, а каждый пятый «православный» бывает там реже, чем один раз в год. И все же несколько раз в год заходят в храм почти половина воронежцев, считающих себя православными людьми (48%). Народное творчество метко «окрестило» их именем «захожане». Обычно они приходят на большие праздники или просто забегают в храм поставить свечку по какому-либо случаю.

В отличие от них прихожане приходят в храм зачастую каждую неделю, но не реже одного раза в месяц (26%).  Среди прихожан преобладают женщины – 31% (18% - мужчины) и респонденты с несовершеннолетними детьми - 31% (24% - без детей). В храмах чаще других встречаются самые бедные (33%) и самые богатые (37%), а «проседает» число людей со средним достатком (23%).

Пять лет назад мы задавали этот же вопрос жителям Воронежской области (без областного центра – Бюллетень 2012-06). Тогда мы получили следующие ответы:

Как часто Вы посещаете храм?

  • Реже, чем раз в год28%;
  • Несколько раз в год40%;
  • Раз в месяц и чаще19%;
  • Никогда 13%.

Отталкиваясь от результатов опроса, нельзя сказать, что прихожан в сельской местности больше, их скорее меньше, чем в крупных городах. Возможно, это связано не только с желанием людей посещать храмы, но и с недостатком необходимого количества храмов в сельской местности, а также с необходимостью долго добираться до них по бездорожью.

 

КАК ЧАСТО ВЫ ИСПОВЕДУЕТЕСЬ И ПРИЧАЩАЕТЕСЬ? 10

 

Исповедь и причастие – важнейшие атрибуты Православной церкви. Добровольный отказ от них ставит под сомнение принадлежность человека к православной вере. Стоит напомнить, что этот вопрос был задан только тем респондентам, которые называют себя православными. Из них 38% никогда не приступали к исповеди и причастию. По мере увеличения возраста респондентов число таких ответов становится больше в два раза (с 24% среди молодежи до 48% среди пожилых горожан).

А как часто полагается причащаться? Здесь нет ограничений, но есть сложившаяся практика и некоторые соборные решения. Первые христиане причащались ежедневно, поскольку подвергались опасности быть схваченными и замученными за веру в любой момент. В средние века на IVВселенском Соборе было принято решение причащаться хотя бы раз в три воскресных дня с угрозой отлучения для тех. кто не выполняет это правило. Это правило никто не отменял, и сегодня ему стараются следовать 4% воронежцев, причащаясь раз в месяц и чаще. Оскудение веры в Синодальный период в России привело к практике обязательного причащения хотя бы однажды в год. Следуют этой практике сегодня 19% воронежцев, причащаясь несколько раз в год. А остальные 39% жителей города, которые при этом почему-то именуют себя православными, приступают к исповеди и причастию реже, чем раз в год.

В 2012 году такой же вопрос мы задали жителям Воронежской области (без областного центра – Бюллетень 2012-06). Вот какие ответы мы тогда получили:

Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь?

  • Реже, чем раз в год – 35%;
  • Несколько раз в год – 20%;
  • Раз в месяц и чаще – 6%;
  • Никогда – 39%.

С учетом поправки на погрешность измерения евхаристическая жизнь населения сел и малых городов Воронежской области мало чем отличается от жизни представителей областного центра.

 

СОБЛЮДАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОСТЫ?

 

Вообще-то, соблюдение постов Православная церковь с момента своего основания признавала делом добровольным. Но порядок в церковной жизни, как, впрочем, и везде, начинается с дисциплины. Поэтому пост рассматривается как добровольное подчинение себя церковной дисциплине. Согласно церковному календарю, есть четыре многодневных поста (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) и однодневные посты. К однодневным православным постам относятся среда и пятница: они установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. В соответствии с церковным уставом, во время поста прекращается употребление "скоромных" или мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, в том числе яиц, но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу. Кроме того, православные христиане в эти дни ограничивают себя в зрелищах и развлечениях.

Не соблюдают никакие посты 69% жителей Воронежа, называющих себя «православными».  Мужчины особенно неохотно ограничивают себя в пище. Если среди женщин не соблюдают посты 50% опрошенных, то среди мужчин – 75%.

Только 2% православных горожан стараются следовать предписаниям Православной церкви (постятся не только в многодневные посты, но также  и в среду, и в пятницу – 1%, соблюдают все многодневные посты – 1% опрошенных). Подобный строгий пост практикуют пожилые люди, преимущественно женщины. Каждый десятый опрошенный признался, что соблюдает только Великий пост (10%). Но зачастую православные респонденты отвечали: «Иногда пощусь, но нерегулярно» - 19%.

Соблюдаете ли Вы посты?

  • Иногда пощусь, но нерегулярно – 23%,
  • Только Великий пост – 8%,
  • Все многодневные посты – 3%,
  • Все многодневные посты, а также среду и пятницу – 2%,
  • Не соблюдаю никаких постов – 65%.

В целом практика постных дней у провинциалов мало чем отличается от практики жителей областного центра. Результаты опросов свидетельствуют, что жители сел и малых городов постятся строже (5% из них соблюдают все посты, а в Воронеже – только 2%), но погрешность измерения не позволяет утверждать это уверенно, так как разница в показателях не значительна.


МОЛИТЕСЬ ЛИ ВЫ БОГУ?

 

Молитва – это живое общение с Богом и без неё немыслима никакая религия, а не только православная. Относительно регулярности молитвы в апостольских посланиях дается очень простая рекомендация: «молитесь непрестанно». Но такая рекомендация представляется большинству верующих неосуществимой, поэтому Православная церковь установила элементарные правила утренних и вечерних молитв. Предполагается, что молитва должна быть регулярной, как приемы пищи, ведь «молитва для души все равно, что пища для тела».

Регулярно молятся 39% воронежцев, причисляющих себя к Православной церкви. Если среди женщин  так поступает каждая вторая (51%), то среди мужчин только каждый пятый (22%). По мере накопления груза прожитых лет к регулярной молитве прибегают все больше опрошенных (от 23% среди молодежи до 57% среди пожилых людей). Чаще других молятся самые бедные (63%) и самые богатые (50%), а середнячки «проседают» (34%). Работники сферы культуры зачастую не чужды регулярной молитвы (57%), а среди представителей промышленного производства – только 15% пытаются молиться регулярно. 

В редких случаях прибегают к молитве 45% православных воронежцев. Чаще всего так поступает молодежь (59%), особенно учащиеся и студенты (64%). Очевидно, перед экзаменом или зачетом. Такая практика (молитвы в экстренных случаях) распространена среди работников сферы госуправления (67%) и домохозяек (68%). И, наконец, вообще не молятся 16% горожан, называющих себя православными.

Регулярно ли молятся жители малых городов и сел Воронежской области [Бюллетень 2012-06]?

Молитесь ли Вы Богу?

  • В редких случаях – 36%,
  • Регулярно – 48%,
  • Не молюсь – 16%.

Судя по ответам провинциалов, они чаще регулярно молятся Богу (48%), чем жители областного центра (39%). Правда, мы не стали конкретизировать понятие «регулярно», предоставив это совести самих респондентов. 

 

ЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ЕВАНГЕЛИЕ И ДРУГУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ ЛИТЕРАТУРУ?

 

Православная церковь рекомендует ежедневное чтение Евангелия помимо прочей церковной литературы. Предполагается, что такое чтение обогащает душу и насыщает сердце мудростью, при этом по мере духовного роста человека уже знакомые ранее страницы открывают ему нечто новое. Серафим Саровский, читавший Евангелие каждый день, уверял, что не только душа, но и тело таким образом «услаждается и оживотворяется». В древности часто практиковалось заучивание Евангелия и других книг наизусть. Например, в монастыре св. Пахомия всякий  приходящий в обитель должен был непременно выучить на память Псалтырь и Евангелие.Часто ли читают религиозную литературу воронежцы?

Сегодня почти каждый десятый православный горожанин читает, по его собственному утверждению, религиозную литературу регулярно (9%). Женщины это делают в три раза чаще (12%), чем мужчины (4%). Среди пожилых людей число читателей литературы увеличивается до 18%.

Изредка раскрывают Евангелие и другие религиозные книги 27% воронежцев. По мере увеличения возраста респондентов число таких ответов увеличивается с 14% до 34%. Зачастую так отвечали работники культуры (62%), здравоохранения (42%) и воронежские безработные (40%). Люди с высшим образованием листают страницы подобных книг чаще остальных.

Совсем не читают религиозную литературу 65% воронежцев, именующих себя православными.

Насколько увлечены чтением религиозной литературы жители сел и малых городов Воронежской области [Бюллетень 2012-06]?

Читаете ли Вы Евангелие и другую религиозную литературу?

  • Да, изредка – 33%,
  • Да,  регулярно – 15%,
  • Нет, не читаю – 53%.

Оказывается, в селах и малых городах Воронежской области к религиозной литературе обращаются чаще (47%), чем в областном центре (35%).


 

СМОТРИТЕ ЛИ ВЫ ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ «СОЮЗ»?

 

Православная телекомпания «Союз», учрежденная Екатеринбургской епархией Русской Православной Церкви на базе собственной телестудии, имеет одну из крупнейших на Урале эфирную сеть, уступающую только «1 каналу» и «России». Тематика передач канала различна: есть религиозные программы, а есть и просветительские, познавательные, культурные, исторические, краеведческие, воспитательные и т.п.Телеканал вещает не только в России, но и в странах СНГ, Европы, Северной Америке. Пользователям интернета доступна круглосуточная on-line трансляция передач телеканала. Бюджет православного телеканала «Союз» формируется исключительно из добровольных пожертвований, что является уникальным для России явлением. Телеканал «Союз» является по сути реальным общественным телевидением, так как его существование полностью зависит от его зрителей. Смотрят ли телеканал «Союз» жители Воронежа?

Почти каждый четвертый житель областного центра (24%) хотя бы изредка, но смотрит православный телеканал «Союз». Причем бедные люди это делают чаще (31%), чем богатые (20%). Самые редкие его зрители – учащиеся и студенты (7%).

Регулярными зрителями телеканала «Союз» можно назвать 3% горожан. Среди пожилых людей число регулярных зрителей возрастает до 5%

Никогда не смотрели этот телеканал 73% воронежцев.  Это может быть связано не только с отсутствием интереса, но и с тем, что спутниковые телеканалы есть далеко не у всех горожан, поскольку требуют дополнительных расходов.

Востребован ли телеканал «Союз», в селах и малых городах Воронежской области, мы узнавали несколько лет назад [Бюллетень 2012-06]. 

Смотрите ли вы православный телеканал «Союз»?

  • Да, смотрю – 29%,
  • Да, смотрю регулярно – 9%,
  • Нет, не смотрю – 62%.

Оказалось, что в сельской местности и малых городах Воронежской области телеканал «Союз» смотрят чаще  (38%), чем в областной центре  (27%).

 **

 

Параметры выборки

 

Пол

%

мужской

43,8

женский

56,2

 

 

Возраст

%

18 – 29лет

25,8

30 – 49 лет

32,3

50 – 59 лет

18,1

60 лет и старше

23,8

 

 

Образование

%

Неполное среднее

1,0

Среднее

14,0

Средне-специальное и незаконченное высшее

30,8

Высшее

54,2

 

 

Материальное положение

%

Бедственное / Денег не хватает даже на питание

и квартплату/

4,3

Плохое /Денег хватает только на питание и квартплату/

16,3

Удовлетворительное /Кроме питания и квартплаты

денег хватает на покупку недорогих вещей/

45,9

Хорошее /Могу покупать дорогие вещи, но далеко

не всё по карману/

31,8

Отличное / Мы можем позволить себе достаточно

дорогостоящие вещи – квартиру, дачу и др. /

1,7

 

 

Семейное положение

%

Женат /замужем/

51,6

Не женаты, но живем вместе

6,2

Холост /не замужем/

19,2

Разведен /разведена/

11,0

Вдовец /вдова/

12,0

 

 

Есть ли у Вас дети до 18 лет?

%

Да

29,8

Нет

70,2

 

comments powered by Disqus