01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Б. Докторов. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Новости социологии / Б. Докторов. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия

Б. Докторов. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия

Автор: Б. Докторов — Дата создания: 06.09.2013 — Последние изменение: 06.09.2013
Участники: А. Алексеев
Только что вышло в свет в издательстве Уральского федерального университета и уже доступно в интернете, на сайте Центра социального прогнозирования и маркетинга, учебное пособие - новая книга нашего коллеги, и постоянного автора Когиты – Бориса Докторова. Поздравляем!

 

Докторов Б. З. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и Россия: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 212 с.

 

В интернете: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/doctorov_lekcii.pdf

 

Автоаннотация

В курсе лекций социолога, полстера и историка социологии, доктора философских наук Б.З. Докторова рассматриваются процессы зарождения и развития опросов общественного мнения в США и излагаются основные периоды изучения общественного мнения в СССР/России.

Курс преследует две главные цели. Первая – познакомить читателей с тем, как «из ничего» формировался современный арсенал методов изучения населения, потребителей и электората. Вторая – дать введение в логику и методы истории науки. Подобная ориентация курса отвечает современным трендам в системе подготовки квалифицированных научных кадров.

Значительное место в книге отводится анализу социальных обстоятельств, которые детерминируют развитие технологии и практики изучения общественного мнения. Одновременно рассматриваются биографии ученых, внесших решающий вклад в познание общественного мнения населения Америки и России.

Книга адресована исследователям, преподавателям, аспирантам и студентам, специализирующимся в области истории и методологии социологии, проведения опросов общественного мнения, изучения рынка. Вместе с тем она обращена и к более широкому кругу читателей: социологам, политологам и политтехнологам, специалистам по связям с общественностью, журналистам, всем, кто интересуется прошлым, настоящим и будущим изучения общественного мнения.

**

 

Оглавление

Предисловие научного редактора……………………………………..…5

Введение ...................................................................................................16

Литература................................................................................................20

Лекция 1. Догэллаповский этап в изучении общественного мнения ...21

1.1. Городское собрание Новой Англии и гэллаповское городское собрание....................................................................................................21

1.2. Сто лет соломенных опросов...........................................................27

1789–1824 гг.: предыстория соломенных опросов ...........................28

1825–1915 гг.: соломенные опросы становятся обыденностью ......30

1916–1932 гг.: триумф “Literary Digest”.............................................32

1.3. Могли ли электоральные опросы родиться до 1936 г.?................34

Чарльз Парлин ......................................................................................36

Дэниел Старч ........................................................................................38

Эдвард Стронг.......................................................................................39

Генри Линк............................................................................................40

Выводы......................................................................................................41

Литература................................................................................................42

Лекция 2. Гэллаповский этап ..................................................................44

2.1. Они всегда будут первыми ..............................................................44

Джордж Гэллап.....................................................................................45

Элмо Роупер..........................................................................................46

Арчибальд Кроссли..............................................................................48

Хэдли Кэнтрил......................................................................................51

2.2. Решающие сороковые.......................................................................52

Об итогах 1940 – 1944 гг. ....................................................................55

Фиаско-1948..........................................................................................56

2.3. Оцифрованные голоса поколений...................................................60

Индекс одобрения деятельности президента ....................................60

Впечатляющая летопись......................................................................62

2.4. Новации второй половины ХХ века в организации и технике опросов…………………………………………………………………....66

Джо Белден и рождение региональных опросов...............................66

Джозеф Ваксберг и современная схема телефонного опроса .........68

Уоррен Митофски: изобретатель exit poll .........................................70

2.5. Джордж Гэллап – апостол демократии...........................................73

Выводы......................................................................................................75

Литература................................................................................................76

Лекция 3. Изучение электората в двух последних кампаниях по выборам президента…………………………………………………………………...79

3.1. Специфика анализа «остро современного» в историческом исследовании........................................................................................…794

3.2. Соломенные выборы в Эймсе..........................................................81

3.3. Казус Санторума ...............................................................................86

3.4. В ожидании имени победителя .......................................................90

3.5. Неудачный год в истории Организации Гэллапа ..........................95

Выводы....................................................................................................100

Литература..............................................................................................102

Лекция 4. Прогнозирование итогов президентских выборов............104

4.1. Элементы типологии прогнозов....................................................104

4.2. Востребовано временем

Эмиль Хурья и рождение агрегационной технологии прогнозирования……………………………………………………...109

Пол Перри: архитектор электоральных прогнозов.........................112

4.3.«13 ключей к Белому дому» Алана Лихтмана..............................115

4.4. Прогнозы Нэйта Сильвера .............................................................122

Выводы....................................................................................................128

Литература..............................................................................................129

Лекция 5. Вступая в постгэллаповский этап .......................................132

5.1. Общий взгляд ..................................................................................132

5.2. Первые составляющие постгэллаповского арсенала методов ...141

Техника случайных ответов ..............................................................141

Опросы обогащенного общественного мнения ..............................143

Онлайновые опросы ...........................................................................147

Киберопросы.......................................................................................150

Выводы....................................................................................................152

Литература..............................................................................................154

Лекция 6. История изучения общественного мнения в России ........156

6.1. Почти забытое начало: Франц фон Гольцендорф, лорд Джеймс Брайс………………………………………………………………….…156

6.2. СССР и США: разные страны, но сходные начала практики опросов…………………………………………………………………..160

6.3. Борис Грушин. Человек идеалов и идей……………………….....163

6.4. Пять периодов изучения общественного мнения в СССР/ России......................................................................................................169

Выводы....................................................................................................177

Литература..............................................................................................177

Заключение .............................................................................................179

Литература..............................................................................................179

 

comments powered by Disqus