01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Монопартийная Дума – проблемная для власти Дума

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Монопартийная Дума – проблемная для власти Дума

Монопартийная Дума – проблемная для власти Дума

Автор: Е. Шульман; И. Тумакова; "Фонтанка" — Дата создания: 03.10.2016 — Последние изменение: 03.10.2016
Участники: А. Алексеев; Н. Сидорова
Политолог Екатерина Шульман в беседе с корреспондентом «Фонтанки» Ириной Тумаковой делится соображениями об итогах парламентских выборов и о возможных обратных эффектах «сокрушительной» победы «Единой России». А. Алексеев.

 

 

Первоисточник

 

ЕКАТЕРИНА ШУЛЬМАН: С «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ» В ДУМЕ ПЕРЕСТАРАЛИСЬ

Ирина Тумакова

02.10.2016

 

Новая Госдума приобретает некоторые черты настоящего парламента. Вопрос в том, будут ли это лучшие черты. Как станет заботиться об избирателях нижняя палата номер семь – «Фонтанке» рассказала политолог Екатерина Шульман.

Прогнозы Екатерины Шульман сбываются с пугающей точностью. До выборов в Думу оставалось девять месяцев, когда она в разговоре с «Фонтанкой» пообещала: «Мы увидим много интересных сюжетов. Дума может получиться гораздо более проблемной, чем нынешняя. Причём это совершенно не будет зависеть от того, что понимается под её политическим составом. После выборов нам скажут: смотрите – все они единороссы». До какой степени интересны будут сюжеты в Думе седьмого созыва – доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман рассказала «Фонтанке».

 

– Екатерина Михайловна, Дума получилась совсем гомогенная, действительно – «все они единороссы», как вы и говорили. Только что в этом интересного?

– Скажите, говоря о том, что Дума будет разнообразной и интересной, говорила ли я о том, что разнообразием она будет обязана своему партийному составу?

– Нет, но мы надеялись, что одномандатники разбавят партийный состав и в парламенте начнётся жизнь.

– А жизнь там и начнётся. Одномандатники – половина Думы. Человек, избранный по одномандатному округу, отличается от списочника двумя особенностями. Во-первых, он гораздо теснее связан с лоббистскими группами интересов на своей территории, чем с партийным начальством в Москве. Во-вторых, у него более защищённый мандат: если его лишать статуса, придётся заново проводить выборы, причём эти выборы будут торчать, как перст, посреди ровного политического пейзажа, а не прятаться в лесу общефедеральной кампании. Конечно, если всё-таки появится человек, которого надо будет показательно удалить, то с ним это сделают. Но это дорого и хлопотно. Поэтому с ними лучше договариваться. Одномандатники это знают – и они будут торговаться.

– С кем торговаться, за что?

– Они ведь не просто представляют свои территории. Большей частью они представляют территории, которые решили не слушать московские разговоры про честные выборы, а нарисовать себе как можно больше мест – если это откровенно формулировать. Если вы посмотрите расклад «Единой России» по региональным группам, то увидите очень большой перекос в сторону ровно тех территорий, где была высокая явка – и где высокий результат у «Единой России». Они получили много мандатов. Что им нужно? Бюджетные дотации, трансферы, федеральные целевые программы. Вот этим они и будут заниматься.

– А денег нет, мы знаем.

– И это вторая причина, по которой Дума будет интересной и увлекательной: внешняя. Она, в свою очередь, делится на две категории: социально-экономическая ситуация и особенность политического цикла. Последнее означает, что эта Дума будет присутствовать при смене власти в Кремле или при передаче власти: нам предстоят президентские выборы. Будут ли они досрочными или срочными – они состоятся в пределах ближайших двух лет.

– И чем это может обернуться для Думы?

– Как говорит наука политология, в моменты режимной трансформации коллективные органы часто обладают большей устойчивостью, чем индивидуальные акторы. Даже если до этого казалось, что вся полнота власти находится у последних. В качестве примера обычно приводят Большой фашистский совет при Муссолини, который был формальным органом, а потом взял да и сыграл ключевую роль в отстранении Муссолини от власти. Более близкий к нам по времени пример – режимная трансформация на Украине, когда президент уже куда-то делся, а Верховная рада стала главным органом власти.

– Ещё ближе Венесуэла – после падения нефтяных цен.

– В Венесуэле, совершенно верно, парламент находится в конфликте с президентом. Там произошли опрокидывающие выборы, в парламенте победила оппозиция, президент пытается придумать альтернативные квазипарламентские структуры, а парламент объявить буржуазным пережитком. Венесуэла находится в состоянии режимного распада. Я надеюсь, что мы до этого не доживём.

– А до чего мы доживём? Вы сказали, что экономика сделает интересным и наш парламент. Как на него повлияет наше «денег нет»?

– Ситуация длительной рецессии, когда доходы граждан стабильно снижаются, для нынешней политической системы новая. Это происходит впервые за 15 лет. Это значит, что правительство вынуждено будет всё время обращаться к депутатам за изменениями в бюджете и за изменениями в налоговой, тарифной и акцизной политике.

– Вот тут-то торг и начнётся?

– Совершенно верно. Это не будет иметь форму публичных драк с правительством и открытых протестов. Хотя через некоторое время позиция защитников трудового народа от грабительского Минфина – то есть в буквальном смысле популистская – станет очень соблазнительна. Особенно для одномандатников, которые станут говорить: за меня люди голосовали, а вы хотите, скажем, повысить опять коммунальные тарифы и ввести новый сбор. А это как раз правительство будет делать бесконечно: будут новые налоги, новые сборы, будут безумные идеи – как те, которые уже обсуждаются, вроде налога на тунеядство. Сами разговоры о нём – признак мучительного интеллектуального процесса в правительстве, которое пытается выискать «новую нефть» взамен старой, которая засохла и больше не мироточит. А наша правовая система устроена так, что все идеи подобного рода должны быть проведены как федеральные законы. Думе при этом отведена роль формального «одобрятеля» правительственных инициатив. И за свое согласие она будет чего-то требовать.

– Неужели для избирателей?

– Депутаты будут просить этого «чего-то» для тех групп, которые они представляют. Приведу пример. Каждый год вместе с бюджетом принимаются акцизы на будущий финансовый год. В этот момент в Думе всегда образовываются две партии – «партия пива» и «партия водки». Одна выступала за перенос тяжести повышения акцизов на крепкий алкоголь, другая – на слабый. В прежние времена в «партии водки» состояли обычно коммунисты, потому что производство водки – это бизнес губернаторов. А в «партии пива» состояли либералы, потому что заводы по производству пива принадлежат иностранным инвесторам. Сейчас ситуация немного поменялась, но этот пример показывает, как всё выглядит на практике. К «оппозиционности», как её обычно понимают, это не имеет отношения, в этом нет никакой идеологической составляющей, но это реальный парламентский процесс.

– Не передерутся они при таком количестве одномандатников

– Вот это и составляет интерес парламентской жизни. Депутаты-представители территорий будут хотеть для своих регионов бюджетных дотаций, трансферов, участия в федеральных программах. Депутаты, представляющие аграрное лобби, будут хотеть дотаций для аграрного сектора, усиления санкционного режима, ограничения конкуренции. Депутаты, представляющие девелоперов, будут хотеть сохранения и усиления государственной ипотеки, которая сейчас служит основным маховиком, движущим процесс жилищного строительства. Депутаты, представляющие ретейл, будут хотеть поправок в закон о торговле. Представители силовых структур будут хотеть усиления ответственности за «хлебные» статьи УК – бизнес силовиков. Они будут добиваться и дальнейшей имплантации борцов за безопасность в процесс передачи данных. Ибо, как нынче говорят, data – это новая «нефть», а кабель – новая «труба».

– То, что вы описываете, подозрительно похоже на нормальный парламент.

– Да, это чрезвычайно похоже на парламентскую жизнь в развитых демократиях. Только в нашей игре отсутствует один актор. А именно – социум. Граждане. Избиратели. Их интересы почти никак не представлены в этом богатом наборе.

– То есть они там всё это будут делить, а граждане избиратели – опять за скобками?

– Они будут учитывать интересы общества в ничтожно малой степени. Но даже в такой ситуации мы можем рассчитывать на некоторый прогресс. И опять – благодаря тем самым одномандатникам. Если они хотят оставаться депутатами и дальше, им по возвращении в округ надо будет хоть как-то порадовать людей, сказав, что для них сделали что-то хорошее. Некую слабую ниточку связи с избирателями это всё-таки протягивает. Слабую, но это всё-таки лучше, чем у списочников, которые вообще не имеют никакого отношения ни к каким избирателям, а только к своему партийному начальству.

– Дума получилась такой, какой её хотели видеть, когда возвращали смешанную систему?

– Да вот похоже, что не совсем.

– Что пошло не так?

...

Читать далее

 

comments powered by Disqus