01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Массовые опросы – «подпорка» для пропаганды?

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Массовые опросы – «подпорка» для пропаганды?

Массовые опросы – «подпорка» для пропаганды?

Автор: И. Эйдман; А. Сотник; newsader — Дата создания: 08.12.2015 — Последние изменение: 08.12.2015
Участники: А. Алексеев
«…По результатам опросов можно сделать некоторые выводы о демонстративном поведении россиян. Например, что в России довольно много людей, открыто заявляющих о своем негативном отношение к системе и Путину (от 10% до 20% населения). Это только вершина айсберга несогласия. Большинство несогласных в современных условиях предпочитают вообще не заявлять открыто о своих взглядах и в опросах не участвуют…» (Игорь Эйдман).

 

 

 

Из портала newsader:

… ИНТЕРВЬЮ С СОЦИОЛОГОМ

Игорь Эйдман

6.12.2015

 

Независимый тележурналист Александр Сотник побеседовал с социологом Игорем Эйдманом об адекватности официальных результатов соцопросов, перспективах военных конфликтов с участием РФ и нынешнем положении российской оппозиции. 

 

А.С.: Игорь Виленович, сегодня о состоянии российского общества судят по проводимым соцопросам, которые "показывают" фантастический процент поддержки курса Владимира Путина. Вы, как социолог, доверяете таким опросам?

И.Э.: Конечно, нет. Причин не доверять этим результатам несколько.

Наличие страха в обществе.

Многие оппозиционно настроенные люди просто боятся говорить вслух социологам о своих взглядах. Некоторые мои знакомые говорят мне, что даже лайкать и комментить мои посты боятся. Тем более говорить о своем отношении ко властям с незнакомыми социологами-интервьюерами. Такие настроения в обществе очень распространены. Подобные люди не участвуют в опросах или смягчают свою позицию при ответах.

Тотальная пропаганда.

Конечно, пропаганда есть везде. Уничтожает адекватность исследований ТОТАЛЬНАЯ пропаганда, основанная на концентрации в руках государства основных каналов передачи информации (в России — телевидения). Благодаря этому власти могу проводить компании по промыванию мозгов, убивающие индивидуальные мнения, из которых состоит общественное мнение. Этот государственный допинг делает любые результаты исследований некорректными.

Нарушение выборки, репрезентирующей социально-демографический состав населения России.

В реальности, при поквартирных опросах часто отвечают те члены семьи, которые находятся в рабочее время дома, то есть пенсионеры и домохозяйки. Интервьюеры зачастую просят их заполнить анкеты за отсутствующих членов семьи, чтобы соблюсти необходимые квоты для всех социально-демографических групп. Так что по отчетам исследование проводится как бы корректно, а в реальности мы видим сильный перекос состава опрощенных в сторону наиболее консервативных групп населения — пенсионеров и домохозяек. Молодые и трудоспособные люди всегда больше заняты и реже соглашаются участвовать в опросах. За них часто отвечают те родственники, кому нечего делать или сами недобросовестные интервьюеры, что не редкость.

А.С.: Если социология превращена в "подпорку" для пропаганды, оправдывающей и рекламирующей нелегитимную власть, можно ли нащупать каким-то образом истину? И если да, то как это сделать?

И.Э.: Истину нащупать нельзя, но по результатам опросов можно сделать некоторые выводы о демонстративном поведении россиян. Например, что в России довольно много людей, открыто заявляющих о своем негативном отношение к системе и Путину (от 10% до 20% населения). Это только вершина айсберга несогласия. Большинство несогласных, как я уже сказал, в современных условиях предпочитают вообще не заявлять открыто о своих взглядах и в опросах не участвуют…

 

Читать далее

 

comments powered by Disqus