01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Кризис, цены и потребительское поведение

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Кризис, цены и потребительское поведение

Кризис, цены и потребительское поведение

Автор: В. Ильин; Rus2Web — Дата создания: 27.09.2015 — Последние изменение: 27.09.2015
Участники: А. Алексеев
Статистика кризиса – в освещении портала Rus2Web и в обозрении блогера Владимира Ильина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петербургский социолог, профессор СПбГУ В.И. Ильин пишет в своем Живом журнале:

 

СТАТИСТИКА КРИЗИСА

  • Sep. 25th, 2015

 

Появился интересный материал, обобщающий социально-экономическую статистику кризиса (преимущественно покупательское поведение). Привожу ее в виде набора цитат, опуская не только лирику, но и прогнозы, поскольку в сфере экономики я колдунам доверяю больше, чем экономистам.

Rus2Web (24.09.2015)
(извлечения):

 «Все плохо

Еще недавно казалось, что валютные курсы стабилизировались и паника, которая накрыла россиян в декабре прошлого года (в “черный вторник” 16 декабря 2014 года доллар пробил планку в 80 руб., а евро — 100 руб.) как-то стремительно уходит в прошлое, словно ее и не было никогда. Но в августе случился новый коллапс. “Черным днем” на этот раз стал понедельник, 24 августа, когда евро превысил 83 руб., доллар — 71 руб. <...>
Только за первое полугодие 2015 года число бедных в России выросло на 2,8 млн человек: если год назад их было 18,9 млн человек (13,1% населения РФ), то сейчас граждан с доходами ниже прожиточного минимума уже 21,7 млн человек (это 15,1% населения). <...>
По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы россиян в январе-августе 2015 года снизились на 3,1%. <...>
При этом по данным директора Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Л. Овчаровой, если сравнивать год к году, то реальные доходы населения в мае 2015 составили 86% от доходов мая 2014 года, т.е. в 2015 году граждане смоли купить услуг и товаров на 14% меньше, чем могли позволить себе в 2014 году. Таким образом, снижение реальной покупательской способности граждан России стало рекордным за последние 17 лет.<...>
Доля просроченной задолженности по кредитам в России за последние полгода выросла до 8,04% — это максимальный показатель с 2008 г.<...>
На сегодня каждый экономически активный россиянин должен банку в среднем около 141,7 тыс., по данным исследования коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн». В прошлом году этот показатель был на уровне 120 тыс. руб.. На сегодня уже каждый 4-й россиянин имеет проблемный кредит, взятый наличными, каждый шестой — по кредитной карте, каждый десятый — в сегменте автокредитования, каждый 25-й — ипотечный. Практически в четыре раза выросло количество должников, которые не оплачивают кредит вовремя из-за сокращения доходов — в 2012 году на данный фактор ссылались только 5% респондентов, сейчас эта цифра возросла до 20%. <...>


Еда
Как выросли цены. Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов говорит, что рост цен на продовольствие за год (сравнивая август 2015 г. с августом 2014 г.) составил 18,1%, превысив инфляцию более чем на 3% (уровень инфляции составил 15,8%). При этом, если рассматривать рост цен с начала года, то динамика составила около 10%.
Лукашов констатирует: меньше всего в нашей стране подорожали яйца — только 7%. Мясо и птица — на 10,7% и алкогольные напитки — на 10,9%.
“Российские производители яиц, курятины и свинины заметно экономически выиграли от продуктового эмбарго и смогли увеличить производство при относительно умеренном росте цен”, — поясняет эксперт.
При этом лидерами роста цен среди продуктов питания стали крупа и бобовые (+43,4%), сахарный песок (+36,9%) и овощи-фрукты (+29,1%). Что касается рыбы и морепродуктов, их стоимость также выросла почти на треть — на 29%.<...>

Одежда и обувь
Как выросли цены. Накануне осеннего сезона консалтинговая компания Fashion Consulting Group (FCG), занимающаяся исследованиями российского рынка одежды и обуви, опубликовала отчет о том, как в России изменились цены за год. Взяв за основу минимальную стоимость женской одежды сезона «2015–2016», аналитики сравнили их с минимальными ценами сезона «2014–2015». В результате, эксперты компании пришли к выводу, что за год стоимость этих товаров выросла на 20–40%
Стоит заметить, что российские производители повышают цены также, как импортеры. Причина кроется в росте стоимости сырья. «Его доля в цене изделия составляет около 20–25% по сравнению с 10–12%, которые приняты в мировой практике», — отмечает Дарья Ядерная, генеральный директор Y-consulting.
В целом, по ее оценкам, средние цены на российскую одежду и обувь осенних коллекций в этом году выросли только на 6% по сравнению с 2014 г.
Как ведут себя покупатели. Что касается спроса, то летом активность покупателей сократилась где-то на 5% по сравнению с летом 2014 г. «В целом же в динамике года этот квартал оказался пока наиболее удачным — не в последнюю очередь из-за распродаж», — поясняет Ядерная. Устраивают их большей частью российские бренды, которым, в отличие от зарубежных, отступать некуда — Россия их единственный рынок сбыта, дающий 100% оборота компании.<...>

Техника и электроника
Как выросли цены. В среднем рублевые цены в этом сегменте в первом полугодии 2015 года подскочили на 38%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит в своем исследовании компания GfK.
Как ведут себя покупатели. “Черный понедельник” в августе не спровоцировал такого ажиотажа, как “черная пятница” в декабре 2014 г. По словам коммерческого директора компании «Техносила» Сергея Зернова, в декабре 2014 года спрос на бытовую технику был обусловлен желанием купить дорогие товары по старой цене. <...>
Сейчас ситуация относительно стабилизировалась,и люди стали более вдумчиво подходить к покупке таких вещей. С ним согласен и другой эксперт, партнер Data Insight Борис Овчинников: «Все, что россияне хотели вложить в технику, они вложили. Теперь уже не нужно».
Продажи в этом сегменте в первом полугодии упали на 26% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.). Больше всего россияне стали отказываться от ноутбуков (-33%), фото- и видеотехники (-32%) и телевизоров (-30%). Аналогичная тенденция наблюдается и в онлайн-торговле. <...>

Автомобили
Как выросли цены. Согласно данным аналитического агентства «Автостата», по состоянию на июнь 2015 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила примерно 1,13 млн рублей (без учета акций и скидок). Это на 11,4% больше, чем в июне 2014 года. При этом цена автомобиля в премиум-сегменте увеличилась на 32%, а в массовом — на 6%. Новый рост цен произошел в сентябре — из-за девальвации рубля. Увеличилась стоимость как новых автомобилей, так и подержанных. По данным того же «Автостата», за первые десять дней сентября цены на свою продукцию повысили 20 автопроизводителей, включая российские АвтоВАЗ и УАЗ. Рост цен составил от 2,5% до 7,5%. Некоторые компании, поменяли ценники на весь модельный ряд (Mercedes-Benz), некоторые на одну модель — как Infiniti на седан Q50.
В среднем, повышение цен составило около 10%, отмечает Александр Зиновьев, директор по продажам дивизионов «Премиум» и «ЭЛА» ГК «АвтоСпецЦентр». Лидером по росту цен он называет автомобили Mercedes B-Class — 13,3%. Hyundai выглядит значительно скромнее — всего 0,7%. Mazda увеличила стоимость всего модельного ряда на 5,5%, Ford, Peugeot и Citroen — в среднем на 3%. <...>
Как ведут себя покупатели. Снижение спроса за последние четыре месяца привело к тому, что объем продаж упал на 35% — показатель, который говорит о серьезном кризисе на авторынке. <...>
Пока спрос на новые автомобили падает, популярность подержанных, наоборот, растет. Согласно исследованию, которое провели эксперты сайта Avito, за август количество запросов от пользователей по объявлениям о продаже машин не старше 7 лет выросло на 19%, по сравнению с августом 2014 г. — на 34%. Средняя стоимость подержанных авто выросла на 22% до 648 тыс. руб. <...>

Отдых и путешествия
Как росли цены. Цены на заграничные путевки за последнее полугодие выросли минимум 27%, а туры на российские курорты поднялись в цене на 7,5%.
Те, кто путешествует самостоятельно, столкнулись в этом году с ростом цен на авиабилеты. Если средняя цена билета на внутренний рейс с прошлого сентября выросла на 4,1%, то билеты на рейсы в дальнее зарубежье выросли на 35,4%. Такие ценовые изменения неизбежно связаны с падением спроса: например, перелет в Испанию подорожал почти на 50%, а в Берлин — на 30%. По данным Kupibilet.ru, из-за курса рубля только за лето стоимость авиабилетов на международные рейсы постепенно выросла на 40%.
Как ведут себя покупатели. Согласно статистике Росстата, количество россиян, предпочитающих отдых за границей, сократилось на 33,8% за последние полгода.
По данным Onlinetours.ru, в кризис на первом месте среди направлений, которые выбирают россияне, осталась Турция — 32% от общего потока из РФ. На втором месте Египет с 19%, замыкает топ-3 Греция — в ней в этом году отдохнуло 12% российских туристов. <...>


Почему россияне спокойны

По данным международной исследовательской компании Nielsen, россияне постепенно привыкают к новой экономической действительности. Согласно отчету за II квартал 2015 г., индекс потребительского доверия, который рассчитывает компания, вырос: если в I квартале он достиг исторического минимума в 72 пункта, во II он увеличился до 78 пунктов. По словам гендиректора Nielsen в России Илоны Лепп, это значит, что пережив “шок” конца 2014 года и I квартала 2015 года, потребители стали чувствовать себя увереннее и теперь больше расположены совершать покупки. Этому способствовала стабилизация на валютном рынке, замедлившийся рост цен и то, что сами покупатели привыкли к новым ценам. <...>»


Корреспонденты Rus2Web Мария Карнаух и Татьяна Юнзель

 

comments powered by Disqus