01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Интернет-активность как обязанность всякого периодического издания

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Интернет-активность как обязанность всякого периодического издания

Интернет-активность как обязанность всякого периодического издания

Автор: Е. Григорьева, А. Кирсанов, И. Ситдиков — Дата создания: 21.06.2014 — Последние изменение: 22.06.2014
Участники: А. Алексеев
Нам уже доводилось публиковать статьи Е.И. Григорьевой, руководитель IT-Центра Института социологии РАН, мастера сайтостроения и компьютерного дизайна. Сегодня вашему вниманию предлагается работа этого автора и ее коллег, посвященная обоснованию и систематизации нормативных требований к качественному сайту научного журнала, равно применимых и к журналу вообще. А. Алексеев

 

 

 

 

 

Здесь – сокращенная версия  статьи. Полная версия (включающая схему) представлена на сайте Института социологии РАН: http://www.isras.ru/index.php?page_id=536&id=3058

 

Е.И. Григорьева, А.С. Кирсанов, И.М. Ситдиков (1)

САЙТ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА

 

В статье описаны требования к сайту научного журнала, подробно рассмотрены функциональные возможности, перечислены необходимые разделы. учтены требования ВАК, SCOPUS. Статья будет полезна при разработке технического задания  на создание сайта журнала.

 

«Интернет-активность как обязанность учёного» – так озаглавил свою статью
д. физ-мат наук М. М. Горбунов-Посадов [Горбунов-Посадов]. Провозгласим созвучный тезис и мы: «Интернет-активность как обязанность научного журнала!». И зададим простой вопрос: «А Вы где ищете материалы? Случайно не в Интернете?»

Выделим два типа журналов: журнал, который изначально издаётся в печатном виде и имеет (должен иметь) «сайт-спутник» в Интернете (Интернет-версия может содержать полные тексты или быть ограничена только мета-данными (2)) и электронный журнал, не имеющий аналога в печатном виде. На первый взгляд, отличия в этих двух вариантах большие, это верно. Но, как ни странно, требования к возможностям сайта журнала будут практически одни и те же. Эти требования не зависят ни от того, публикуются ли на сайте полные тексты статей или только аннотации, ни от того, размещается ли журнал в РИНЦе или других подобных системах. Доступны ли полные версии в открытом доступе или распространяются только по подписке. Каждый журнал должен иметь свой сайт. Вернее, на одном Интернет-ресурсе (на одной площадке, на сайте Учредителя или сайте Издателя) могут размещаться сайты нескольких журналов, но сайт каждого журнала должен быть обособлен и обладать набором сервисов, которые мы постарались описать в данной статье. Требования определяются потребностями читателя, необходимостью создания удобной схемы работы.

Думаем, что не надо объяснять, почему любому журналу нужен хороший Интернет-ресурс, а сосредоточимся на вопросе: каким должен быть этот ресурс. Тем более, что наличие полнофункционального сайта журнала – одно из основных требований у международных систем цитирования (см., например, [Кириллова]).

Наша цель – показать, какими функциональными возможностями должен обладать сайт научного журнала, описать структуру сайта и обосновать свои предложения (также ниже приведён краткий перечень разделов сайта).

Каждый сайт должен иметь хороший дизайн, интересный контент, удобную, понятную навигацию, полезные сервисы… Всё это необходимо для любого Интернет-ресурса, в том числе и для сайта научного журнала, но сайт журнала имеет свою специфику и должен обладать соответствующей «инфраструктурой», обусловленной структурой журнального издания.

Чтобы определиться с требованиями к структуре сайта, необходимо проанализировать потребность пользователя, выявить то, что для него важно. Отметим, что электронный формат представления информации позволяет использовать не только текстовые материалы и диаграммы, как в печатном издании, но и видео- и аудио фрагменты, большие цветные изображения, трёхмерную графику, анимацию. Однако, как показывают исследования, для читателя важнее всего не это, а интерактивность. Ведь электронная версия позволяет получить желаемое «здесь и сейчас», по клику мышки.

Обычный посетитель Интернета привык к тому, что сайт – это система перекрестных ссылок, переходов на другие ресурсы. Когда в тексте страницы встречается слово, выделенное цветом и подчёркнутое, оно воспринимается как ссылка. Это может быть какое-то пояснение, которое появится в виде всплывающего окна, или переход к справочнику-энциклопедии, или просто переход к другому материалу.

И на сайте журнала нужна своя система ссылок, инфраструктура должна обеспечивать удобную работу пользователя. Например, по клику на фамилию автора должны выводиться сведения о нём, по клику на название статьи – страница статьи, по клику на название рубрики – список статей в данной рубрике, и т. п. Это очевидно, как очевидно и то, что необходим архив журналов, в котором по клику на номер выпуска журнала должно открываться его оглавление. Всё это и немного больше ожидает получить читатель, работая с сайтом научного журнала.

Инфраструктура сайта научного журнала

Под инфраструктурой мы понимаем взаимосвязи, переходы, сервисы, обеспечивающие комфортную работу с сайтом журнала, с такими категориями, как «выпуск журнала», «статья», «рубрика», «автор». Все эти возможности нужны, вне зависимости от того, публикуются в Интернете полные тексты статей или нет. Они нужны для того чтобы на основе описания (аннотации, ключевых слов, сведений об авторе и т. п.) читатель смог найти нужный материал, чтобы читатель мог без труда ориентироваться в журнальном издании.

 

Структурные единицы журнала

Самая общая «структурная единица» – журнал. Журнал состоит из выпусков (номеров журнала). Обычно нумерация журналов начинается с единицы каждый год. То есть, можно сказать, что выпуски журналов группируются по годам. (3)

Итак. Структурные элементы журнала: журнал, год выхода, выпуск, рубрика, статья, автор. В каждом выпуске есть содержание (оглавление), которое, в свою очередь, состоит из названий рубрик и списка статей. А у статьи имеются: автор (авторы), название, аннотация, ключевые слова, собственно текст. Статья принадлежит к рубрике.

Разве это не очевидно? - Очевидно, но перечень понятий, используемых в журнале, который изложен в двух предыдущих абзацах, поможет понять требования к инфраструктуре. Цель создания сложной и запутанной, на первый взгляд, системы в том, чтобы читатель мог быстро найти то, что ему нужно, то, что его интересует.

Мы рассуждали о том, как обычно пользователь работает в Интернете. Теперь рассмотрим типичную схему работы на сайте научного журнала. Первый возможный сценарий. Читатель выбирает в архиве выпусков номер или, открывает последний (свежий) выпуск журнала, просматривает оглавление и выбирает в нем статью, которая его заинтересовала. Прочитав статью, он хочет посмотреть, что ещё написал этот автор. Значит, по клику на фамилию автора надо показать сведения об авторе и список статей этого автора в журнале. Второй сценарий. Читатель прочитал статью и хотел бы получить список других статей, опубликованных в данной рубрике. Третий сценарий, пользователь просматривает все рубрики журнала с целью найти то, что нужно по его теме. Для этого необходим список рубрик.

Или рассмотрим совсем другую ситуацию: читатель ищет вполне конкретную статью, название которой точно не помнит, но помнит, что она была опубликована в 2012 или 2013 году. Если ни названия, ни автора читатель не помнит, поиск не поможет, но может выручить «ежегодное оглавление» со списком всех статей за год, структурированный по рубрикам или сформированный по алфавиту.

Можно рассмотреть ещё несколько сценариев поведения посетителя сайта, но, думаем, рассмотренных примеров достаточно, чтобы сформулировать требования к функциональным возможностям сайта научного журнала.

Первое крайне важное требование. Информация должна вводиться «штучно», а не одним PDF с целым номером. Необходимо отдельно вводить каждую статью, причём к каждой статье отдельно должны вводиться сведения об авторе, аннотация, ключевые слова, текст. Только тогда можно реализовать правильную инфраструктуру.

 

Перечень разделов сайта

= Информация о текущем номере: содержание номера (оглавление), редакторская заметка, в которой кратко представлен номер, если она предусмотрена в журнале.

= Архив номеров. Это должен быть список выпусков журнала, сгруппированный по годам. Если в каждом выпуске есть своя тема номера, то было бы полезно иметь и компактный список выпусков журнала, и расширенный с указанием темы номера. Например, можно иметь расширенный список на выбранный год, по клику на номер выпуска должно открываться его стандартное содержание (оглавление).

= Ежегодное оглавление (Статьи за год). Большинство журналов формируют такое оглавление и публикуют в последнем (за год) номере журнала. Это список всех статей, изданных в течение года. Было бы полезно иметь такой список в двух вариантах: по алфавиту и по рубрикам. Формирование подобного оглавления «руками» процесс очень трудоёмкий, но вполне естественный для электронного формата. Причём название статьи должно быть кликабельным (4) и выводить на страницу статьи. Фамилия автора также должна быть кликабельная и приводить на страницу со сведениями о нём. Название рубрики – выводить на список статей в данной рубрике. Номер выпуска журнала – также ссылка и в данном случае выводить на оглавление номера. Причём такое «ежегодное оглавление» может быть доступно всегда, а не только в последнем выпуске журнала.

= Авторский указатель. Он должен включать список всех авторов журнала. Думаем, что не надо объяснять, что это такое. Заметим только, что в списке может быть указано количество статей автора в журнале. Такая информация полезна, она позволяет понять: это постоянный автор журнала или «случайный». Но формат в виде списка с указанием количества статей не нагляден: просто бросив взгляд на страницу, трудно определить, какой автор написал много статей, а какой мало. Поэтому лучше, если не просто указано количество статей автора в журнале, а перечислены номера выпусков с его статями. По клику на фамилию автора должны быть выведены сведения об авторе: учёная степень, звание, место работы, контактная информация и список статей в журнале. А по клику на номер – страница статьи в выбранном номере.

= Индекс рубрик. Включает список рубрик журнала с указанием количества статей в каждой рубрике. Справедливо замечание, сделанное для авторского указателя: лучше указывать список номеров журнала. Есть и другая особенность. Нередко рубрики бывают составными. Имеется некоторая общая часть и подрубрики. Например, «ORBIS TERRARUM», «ORBIS TERRARUM: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ», «ORBIS TERRARUM: TERRA EURASIA». Такие составные рубрики полезно объединять под общим названием. В нашем примере это «ORBIS TERRARUM».

= Страница статьи. Данной структурной единице мы посвятили отдельный раздел (см. ниже).

= Страницы сайта. Сайт журнала должен иметь разнообразные «служебные» страницы, которые напрямую не связаны с инфраструктурой, но необходимы журналу. Такие, как: описание миссии журнала; сведения о редакционном, международном совете, редакционной коллегии, главном редакторе и т. п.; информация о том, в каком виде должна быть подготовлена рукопись статьи; описание системы рецензирования; страница, посвящённая вопросам этики научных публикаций, и т. д. (ниже перечислены самые необходимые страницы).

 

Статья

Безусловно, статья – это основная структурная единица журнала. Ведь именно ради статей и издаётся журнал. На первый взгляд, со статьёй всё очевидно. Важен текст, что же ещё надо?.. или что делать, если полный текст не публикуется в открытом доступе? Конечно, текст статьи - самое важное. Но статья - это не только собственно текст, статья – это ещё авторы, название, аннотация, ключевые слова, библиографический список.

 

Формат статьи

В каком формате лучше опубликовать статью? С одной стороны, удобнее, если просто в формате HTML, т. е.  обыкновенной HTML-страницы: быстро открывается, не возникает вопроса «скачать?». Но в этом случае нет привычных номеров страниц. И если статья достаточно большая, то будет не очень удобно ориентироваться в длинной странице. И это не говоря о том, что и ссылаться на такую статью не просто (5). Поэтому, лучше статью размещать в формате PDF-файла. Категорически не рекомендуем использовать формат DOC или DOCX. На каждом компьютере могут быть свои настройки, и текст будет выглядеть по-разному.

Итак, PDF. Значит, при попытке открыть текст статьи будет показано окошко с вопросом «скачать или открыть какой-то программой». Думаем, что читателю хотелось бы побольше узнать о статье, прежде чем скачивать текст на свой компьютер. Значит, стоит разместить аннотацию отдельно, на HTML-странице, чтобы прежде, чем скачивать, читатель смог убедиться, что статья ему нужна.

Таким образом, статья публикуется в формате PDF-файла и имеет отдельную «страницу статьи», на которой надо указать авторов (с возможностью клика по фамилии и перехода на сведения об авторе), название статьи, текст аннотации с ключевыми словами, указание рубрики.

На этой же странице можно, если не сказать нужно, организовать обсуждение.

 

Обсуждение

Электронный формат позволяет и в этом вопросе обеспечить выполнение принципа «здесь и сейчас». Ведь как происходит обсуждение печатного издания? Читатели пишут свои отзывы автору или редакции. Если получается интересная дискуссия, то отзывы как-то собираются и публикуются отдельно, в новом выпуске журнала. В новом! Но не в том, где был опубликован изначальный материал. А в электронном варианте удобно и уместно организовать дискуссию прямо на странице статьи. В результате можно и текст статьи прочитать, и отзывы к ней, и поучаствовать в дискуссии.

 

Поиск

Возможность быстрого и удобного поиска – одна из основных, важных возможностей любого сайта. И требования к поиску на сайте журнала ничем принципиальным не отличаются от требований к поиску на любом сайте.

На хорошем сайте результат поиска не должен содержать просто список найденных страниц. Информацию следует представить в структурированном виде. Например, применительно к сайту журнала искомый контент может быть найден среди авторов, в названии статьи, в названии рубрики, в тексте статьи. И именно так следует показать результат поиска: «В числе авторов…», «В тексте статьи…» и т.д. Причём поиск по тексту должен быть проведён в режиме полнотекстового поиска, чтобы найти не только то словосочетание, которое ввёл посетитель, но и похожее. Приведём пример. Допустим, поисковый запрос был «выборы в России». В таком случае должны быть найдены и те статьи, в которых встречаются такие словосочетания, как: « … выборы в современной России», и т. п.

 

Библиографические сведения

Это сервис пока реализован далеко не всех сайтах. Суть в следующем. Сайт формирует библиографическую информацию о статье (на странице статьи) или список статей (на странице оглавления) в специальном формате, который называется COinS (6).

На компьютере посетителя сайта может быть установлена программа для работы с библиографическими описаниями (7). Тогда «автоматически», по клику мышки, посетитель получит все сведения о статье в свою библиографическую базу. Причём сведения будут структурные единицы: отдельно занесены фамилии, имя и отчество авторов, название статьи, название журнала, год, номер выпуска, номера страниц.

А если на странице приведены сведения не по одной какой-то статье, а, например, список всех статей выпуска (страница оглавления), то у читателя будет возможность выбрать в списке те статьи, которые ему интересны, и одним кликом мышки занести информацию о них в свою базу.

Сообщим, что программы для работы с такими библиографическими сведениями не только «умеют» собирать и хранить нужные списки библиографии, но и формировать готовые списки на литературные источники, причём в самых разных форматах, в том числе в соответствии с ГОСТом.

Как мы говорили, количество сайтов, на которых обеспечен такой сервис, пока невелико, однако их число активно расширяется. Сейчас сервис COinS обеспечен на сайте Российской государственной библиотеки (8), ИНИОН РАН (9), ИМЭМО РАН (10), на сайте РБК (11), Википедии (12) научной электронной библиотеки «Гражданское общество в России» (13) и некоторых других.

 

Подписка

Непосредственный доступ к текстам статей может быть свободным, открытым, а может осуществляться по подписке, платной или бесплатной. В этом случае сайт журнала должен располагать сервисом оформления подписки. Это процедура понятна, нет смысла в подробном описании.

Возможны и другие решения, например, журнал «Полис. Политические исследования» открыл свой Интернет-магазин (14) для читателей и авторов журнала, через который производит распространение материалов.

Сервис для авторов

Минимальный сервис – возможность отправить в редакцию свою статью прямо с сайта. В таком случае автору должна быть предложена форма, в которой он мог бы заполнить сведения о себе, выбрать желаемую рубрику и т. п.

Более полый сервис должен включать в себя механизмы отслеживания статуса статьи: «принята редакцией в работу», «отправлена на рецензирование», «отдана на редактирование» и т. п.

 

Сервис для посетителей сайта

Как и на любом сайте, должна быть возможность для посетителя задать вопрос или высказать мнение посредством заполнения формы обратной связи. Должна быть карта сайта. Полезна возможность получения RSS (15) -рассылки с информацией о выходе нового номера.

Нужна также система комментирования материалов (об этом было написано выше, когда говорилось о возможности обсуждения статьи) и механизм оповещения о новом отклике, комментарии.

 

Практическая реализация

Выше были изложены требования к инфраструктуре журнала, основные функциональные возможности. Осталось узнать, как это сделать. Можно воспользоваться готовой разработкой, специализированной системой, например, Open Journal Systems (OJS) (16), или разработать оригинальный сайт «под себя». OJS относится к свободно распространяемому программному обеспечению и, как понятно из названия, предназначена для размещения журналов в Интернете. Система абсолютно бесплатна и проста в установке. Она позволяет управлять несколькими журналами, причём сайт каждого журнала может отличаться по своему внешнему виду. Возможность размещения сайтов нескольких журналов на одной площадке не противоречит требованиям международных систем цитирования (см. например, [Редакционная подготовка]).

С помощью OJS можно быстро создать сайт научного журнала и обеспечить минимум требований к инфраструктуре. Но хотя и есть возможность придания журналу «своего» внешнего вида, это не будет оригинальной дизайнерской разработкой, если не прибегнуть к помощи профессионального дизайнера и верстальщика.

OJS не формирует ежегодное оглавление (список всех статей за год), не обеспечивает библиографического описания COinS, в ней нет полноценного авторского указателя (но есть список авторов). Зато она обеспечивает возможность работы с архивом журнала, со списком рубрик (там они называются «разделы»), переходы по кликам на текст статьи, на сведения об авторе и другие самые необходимые переходы по структурным элементам журнала.

Такое решение можно рассматривать как минимально достаточное. Если же необходимо обеспечить другие возможности, то придётся обратиться к помощи программистов.

 

Другие решения

Выбор: использовать «стандартное» решение типа OJS или создавать своё, схож с выбором: пойти в магазин, подобрать и купить себе костюм, или пойти в ателье или найти портного и пошить костюм именно под себя, под свои мерки и под свои требования.

В качестве примера предлагаем познакомиться с сайтами научных журналов, разработанными в разное время. Сейчас все они претерпевают некоторую реорганизацию, с целью приведения в соответствие с требованиями международных систем цитирования, но уже в нынешнем виде в значительной степени удовлетворяют их запросам. Это научное сетевое издание «Вестник Института социологии», журнальный блок на сайте ИМЭМО РАН, журнальный блок на сайте ИНИОН РАН.

 

Библиографический список

Горбунов-Посадов М. М. Интернет-активность как обязанность ученого // Сайт ИПМ им. М. В. Келдыша РАН. URL: http://keldysh.ru/gorbunov/duty.htmь . Редакция от 17.02.2014 (дата обращения 21.03.2014).

Григорьева Е. И., Ситдиков И. М. Как правильно оформить электронное научное издание // Полис. Политические исследования. 2013. № 3. С. 149-154.

Григорьева Е. И., Ситдиков И. М. Электронное издание – не копия печатного // Социологические исследования. 2013, № 11. С. 18-24.

Кириллова О. В. Редакционная подготовка научных журналов по международным стандартам. Рекомендации эксперта БД Scopus. Часть1. М. 2013. С. 90.

Редакционная подготовка научных журналов для включения в зарубежные индексы цитирования. Методические рекомендации. М.: ВИНИТИ РАН. 2012. С. 68.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

В Приложении приводятся краткие требования к сайту научного журнала. Если предполагается включение журнала в международные системы цитирования, то сайт научного журнала должен в обязательном порядке работать на двух языках: русском и английском. Причём обе версии должны быть полноценные, иметь идентичное содержание.

 

Перечень информации на главной странице сайта научного журнала

Обязательно

= Полное наименование журнала. Если журнал не имеет официально зарегистрированного названия на английском языке, в англоязычной версии сайта название журнала должно быть дано с использованием средств транслитерации. Например, «Sociologicheskie issledovaniya».

= Международный индекс ISSN.

= Сведения о регистрации средства массовой информации.

= Информация о годе начала выхода журнала.

= Сведения о периодичности.

= Контактная информация.

= Желательна информация о двухлетнем импакт-факторе журнала по версии РИНЦ, информация об импакт-факторе в других системах цитирования, если есть.

Информация о последнем вышедшем выпуске журнала:

-Номер выпуска.

- Дата выхода.

- Ссылка на содержание (оглавление) номера.

- Желательно обложка номера.

= Информация для авторов журнала: как отправить статью, какие требования к рукописям.

 

Полезно разместить:

= Более полная информация о последнем номере:

= Редакционная заметка с представлением материалов выпуска.

== Если оглавление номера не опубликовано на главной странице:

- Перечень рубрик выпуска.

= Перечень авторов выпуска.

= Анонс следующего номера.

= Информация о проводимых круглых столах или дискуссиях.

 

Инфраструктура журнала

Перечень страниц, которые обеспечивают функциональность сайта научного журнала именно как журнального издания:

= Архив номеров по годам с возможностью перехода по клику мышкой к содержанию (оглавлению) каждого номера. Обязательно.

= Индекс (список) рубрик журнала с возможностью получения списка статей, изданных в каждой рубрике. Это обязательное требование, а желательное – добавить список рубрик, количество статей в ней или перечне номеров, в которых присутствует данная рубрика.

= Авторский указатель с указанием номер журнала, в котором опубликованы статьи автора с возможностью получения более полных сведений об авторе и списка статей данного автора в журнале. Обязательно наличие списка авторов. Также обязательно наличие сведений об авторе: минимально: город, страна и контактная информация, желательно: учёные степень, звания, место работы, дополнительные сведения.

= Статьи за год – список статей, изданных в течение года, сгруппированные по рубрикам или отсортированные по названиям с обеспечением возможности открыть по клику мышкой: содержание (оглавление) номера, список статей в рубрике (если приведён список по рубрикам), список всех статей автора, страницы конкретной статьи. Эта информация не обязательна, но полезна.

= Содержание (оглавление) последнего номера с обеспечением возможности открыть по клику мышкой: список статей в рубрике (если приведён список по рубрикам), список всех статей автора, страницы конкретной статьи. Обязательно.

= Раздел для авторов: требования к рукописям, форма для отправки статьи. Обязательно.

 

Обязательные служебные страницы

= Миссия журнала.

= Состав редакционного, международного, наблюдательного и т. п. советов с указанием фамилии, имени и отчества (если есть), учёной степени и звания, места работы, города и страны, контактной информации.

= Состав редакционной коллегии. Также необходимо указать полные сведения о членах редколлегии. Указать главного редактора.

= Сведения об учредителях, желательно поставить ссылки на их официальные сайты.

= Статья об этике научных публикаций.

= Статья о принципах рецензирования.

 

(1) Григорьева Елена Ивановна – руководитель IT-Центра Института социологии РАН, e-mail: shef@isras.ru, Кирсанов Александр Сергеевич – сотрудник iT-Центра Института социологии РАН, e-mail: kirsanov@isras.ru, Ситдиков Ильдар Мансурович – заместитель руководителя IT-Центра Института социологии РАН, e-mail: ildar@isras.ru

(2) Такими сведениями, как: авторы, название, аннотация, ключевые слова.

(3) Существуют многотомные журналы. Но в данной статье мы ограничимся обсуждением более распространённых журналов, издаваемых в одной книге, одном томе. Всё сказанное подходит для каждого тома многотомного журнала.

(4) Кликабельная ссылка – на такую ссылку можно кликнуть мышкой и перейти на другую страницу. В данном случае, при клике на название статьи обеспечивается переход на страницу с информацией о данной статье. Обычно при наведении курсора на кликабельную ссылку возникает небольшое окно с подсказкой, что именно произойдёт, если кликнуть мышкой. В данном примере, «О статье подробнее».

(5) Иногда приходится ставить ссылки вида: «… 42 абзац сверху…».

(6) [1] О формате COinS можно прочитать, например, на специальном сайте OpenURL COinS: A Convention to Embed Bibliographic Metadata in HTML. URL: http://ocoins.info/ (дата обращения: 21.03.2014).

(7) [1] Подробнее см., например, в блоге на сайте eLibrary.ru:«Работа со списками литературы и выписками: введение». URL: http://elibrary.ru/projects/blogs/post/2013/11/19/ref_man_1.aspx (дата обращения: 21.03.2014).

(8) [1] Сайт находится по URL: http://www.rsl.ru/ (дата обращения: 21.03.2014).

(9) [1] См. в разделе «Издания», URL: http://www.inion.ru/publ2011.html?rus (дата обращения: 21.03.2014).

(10) См. в разделе «Публикации», URL: http://www.imemo.ru/Publications.html (дата обращения: 21.03.2014).

(11) Сайт РосБиснесКонсалтинг (любая статья). URL http://www.rbc.ru/ (дата обращения: 21.03.2014).

(12) Википедия. Свободная энциклопедия. URL http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 21.03.2014).

(13) См. URL: http://www.civisbook.ru (дата обращения: 21,03.»014).

(14) Интернет-магазин расположен по адресу URL. http://www.polismag.ru/ (дата обращения: 21.03.2014).

(15) RSS – специальное средство предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, подробнее см. например в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/RSS

(16) Описание системы (на английском языке) можно посмотреть здесь http://pkp.sfu.ca/ojs/ (дата обращения: 21.03.2014).

 

См. ранее этих же авторов на Когита.ру (в порядке, обратном хронологическому)

= Е. Григорьева, И. Ситдиков. Осваиваем инструментарий

= С компьютером на «ты»

= «Нужно меньше говорить и больше рисовать» (И. В. Гёте)

= Отличие электронного издания от печатного (окончание)

= Отличие электронного издания от печатного (продолжение)

= Наука и Интернет

= Отличие электронного издания от печатного

 (Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)

 

относится к: ,
comments powered by Disqus