01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Государство vs НКО: мифические враги и реальные потери

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Государство vs НКО: мифические враги и реальные потери

Государство vs НКО: мифические враги и реальные потери

Автор: Ресурсный правозащитный центр — Дата создания: 14.04.2015 — Последние изменение: 14.04.2015
Участники: И. Флиге; А. Алексеев
Ресурсный правозащитный центр опубликовал доклад на тему "«Иностранные агенты»: мифические враги и реальные потери российского общества" (СПб, 2015). Здесь – извлечения из этого доклада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводим здесь:

А) Введение;

Б) Список неклиерческих логанизаций Росси, ныне включенных Минюсьлм в реестр «иностранных агентов»;

В) Перечень обстоятельств, фигуирующих в качестве «основания» для признания деятельности НКО «политической».

 

Полный текст доклада см.: http://www.hrrcenter.ru/awstats/HRRC_report_onFA-NGO-2015.pdf

«ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ»: МИФИЧЕСКИЕ ВРАГИ И РЕАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Введение

Кампания по выявлению российских некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, набирает обороты. За два с 11половиной года с момента принятия закона об «иностранных агентах» в реестр включено 49 организаций, занимающихся защитой прав человека, решением экологических проблем, просвещением, аналитическими исследованиями,повышением эффективности социальных услуг, защитой жертв дискриминации  проведением антикоррупционных исследований и осуществлением общественного контроля за деятельностью органов власти теми доступными способами, которые предоставляет российское  законодательство. Однако, в ближайшее время реестр будет существенно расширен,   поскольку очень много обратившихся за поддержкой на Федеральную прямую линию по  правовой поддержке НКО 8-800-3333-068 указывали на получение актов проверок, на  основании которых их организации будут внесены в реестр. Вал проверок затронул многие наиболее активно работающие гражданские инициативы, доказавшие своей успешной деятельностью способность и возможность изменять окружающую реальность к лучшему, иногда, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Они настаивают на применении стандартов, позволяющих улучшить жизнь каждого человека, создают условия для гласного и эффективного отправления правосудия, требуют возможностей соблюдения свободы слова, включая право на критику деятельности отдельных должностных лиц, а также борются с коррупцией во всех ее проявлениях. Такая деятельность, на наш взгляд, по некоторым причинам, не устраивает лиц, организовавших кампанию стигматизации третьего сектора, а некоммерческие организации, много лет работающие на благо общества, вдруг были объявлены государством иностранными агентами. Сам термин «иностранный агент» применительно к российскому контексту был придуман, вернее, поднят из недавней советской истории, отдельными политиками на волне шпиономании, поиска внешних врагов России, продолжения курса государства на сворачивание возможностей для реализации гражданами общественных инициатив и влияния на дела государства, которое, как представляется, должно работать на благо своих граждан, а не преимущественно ради обеспечения собственного самосуществования. Искусственная сконструированность понятия «иностранный агент», постановка знака равенства между некоммерческими организациями, действующими в интересах российского общества и каждого из его членов (а не по примитивной схеме «иностранный заказчик» - «российский исполнитель») и имеющих финансирование в том числе из зарубежных источников, возвращает нас на восемьдесят лет назад – во время, когда в стране, вместо того,  чтобы решать объективно существующие внутренние проблемы общества, искали  внешних врагов, виноватых во всех смертных грехах и ответственных за положение дел  внутри государства, общества. Перекладывание ответственности за происходящие события на внешних врагов – один из методов отвлечения общественного внимания авторитарного государства, не желающего заниматься улучшением жизни своих граждан, от объективно существующих проблем, тормозящих развитие общества и улучшение жизни каждого из своих граждан. Репрессивная деятельность государства по проведению множества проверок внезапно обнаруживающих признаки иностранного финансирования и Автономная некоммерческая организация информационных и  правовых услуг «Ресурсный правозащитный центр» осуществления некоммерческой организацией политической деятельности, привлечению к административной ответственности организаций и их руководителей дает свои плоды: некоторые организации прекращают свою деятельность, другие – ищут иные формы своей работы в ущерб своей эффективности. Возникшее противостояние власти и общества усугубляет положение с демократией и соблюдением прав и свобод человека в России.  Отсутствие у государства желания наладить эффективное взаимодействие с  гражданским обществом в целях совместного решения стоящих перед Россией проблем влечет регресс и откатывание развития российского общества, экономики и состояния процессов взаимодействия власти и общества далеко назад. Желание государства контролировать всех и вся, однозначно определять то, как жить российскому обществу, сворачивая при этом механизмы влияния общества на повышение эффективности деятельности государственного аппарата, призванного действовать в демократическом обществе в интересах граждан, убивает гражданское самосознание общества. Настоящий доклад ставит своей целью понимание того, кто такие некоммерческие организации, включенные в реестр иностранных агентов? За осуществление какой деятельности государство наклеило ярлык иностранного агента на гражданские инициативы? Действительно ли так много иностранных средств, как об этом говорят официальные лица и государственное телевидение, направляются на поддержку некоммерческих организаций по данным российского министерства юстиции? Настоящий обзор подготовлен на основе информации из открытых источников, правоприменительных актов государственных органов, официальной статистики федерального министерства юстиции, публикаций в СМИ, и позволяет читателям на основе фактической информации самим найти ответы на обозначенные выше вопросы. Именно поэтому доклад адресован широкой аудитории, но будет также полезен властям государства, журналистам и самим некоммерческим организациям.

**

 

Приложение № 1

НКО, включенные в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента (по состоянию на 25.03.2015г.)

 

№ п/п; Наименование организации; Субъект Российской Федерации (город); Дата включения в реестр

 

1. Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» Москва 27.06.2013

 

2. Региональная общественная ор0ганизация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»Москва 05.06.2014

 

3.  Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Москва 05.06.2014

 

4. Автономная некоммерческая научно- исследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований» Саратовская область (Саратов) 05.06.2014

 

5. Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки

Костромская область (Кострома)  05.06.2014

 

6. Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона» Ростовская область (Новочеркасск) 05.06.2014

 

7. Автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы» Москва 21.07.2014

 

8. Фонд содействия защите прав и свобод граждан «Общественный вердикт» Москва 21.07.2014

 

9. Межрегиональная Ассоциация правозащитных общественных объединений «АГОРА»Республика Татарстан (Казань) 21.07.2014

 

10. Калининградская региональная общественная организация «Экозащита!-Женсовет»Калининградская область (Калининград) 21.07.2014

 

11. Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр «Мемориал» Москва 21.07.2014

 

12. Фонд «Институт Развития Свободы Информации» Санкт-Петербург  28.08.2014

 

13. Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург 28.08.2014

 

14. Автономная некоммерческая организация «Научный центр международных исследований «ПИР» Москва 03.09.2014

 

15. Ассоциация «Партнерство для развития» (Саратовская региональная общественная благотворительная организация) Саратовская область (Саратов) 02.10.2014

 

16. Частное учреждение «Информационное агентство МЕМО. РУ» Москва 20.11.2014

 

17. Некоммерческое партнерство «Институт региональной прессы» Санкт-Петербург 20.11.2014

 

18. Автономная некоммерческая организация «Московская школа гражданского просвещения» Москва 09.12.2014

 

19. Архангельская региональная общественная организация социально- психологической и правовой помощи лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам (ЛГБТ) «Ракурс» Архангельская область (Архангельск) 15.12.2014

 

20. Карачаево-Черкесская Республиканская молодежная общественная организация «Союз молодых политологов» Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск) 15.12.2014

 

21. Общероссийское общественное движение защиты прав человека «За Москва 22.12.2014

 

22. Краснодарская краевая общественная организация выпускников вузов Краснодарский край (Краснодар) 25.12.2014

 

23. Калининградская региональная общественная организация «Правозащитный центр» Калининградская область (Калининград) 25.12.2014

 

24. Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» Москва 25.12.2014

 

25. Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг «Ресурсный правозащитный центр» Санкт-Петербург 30.12.2014

 

26. Автономная некоммерческая организация «Центр социального проектирования «Возрождение» Псковская область (Псков) 30.12.2014

 

27. ФОНД ПОДДЕРЖКИ СВОБОДЫ ПРЕССЫ Москва 30.12.2014

 

28. Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» Санкт-Петербург 30.12.2014

 

29. Региональная общественная организация «Человек и Закон» Республики Марий Эл Республика Марий Эл (Йошкар-Ола) 30.12.2014

 

30. Санкт-Петербургская правозащитная общественная организация «Лига избирательниц» Санкт-Петербург 30.12.2014

 

31. Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр «Мемориал» Свердловская область (Екатеринбург) 16.01.2015

 

32. Межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» Нижегородская область (Нижний Новгород) 16.01.2015

 

33. Автономная некоммерческая правозащитная организация «Молодежный центр консультации и тренинга» Волгоградская область (Волгоград) 20.01.2015

 

34. «Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге» Санкт-Петербург 20.01.2015

 

35. Еврейское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Муниципальная Академия» Еврейская автономная область (Биробиджан) 26.01.2015

 

36. Некоммерческое партнерство «Институт развития прессы – Сибирь» НовосибирскаяОбласть (Новосибирск) 30.01.2015

 

37. Мурманская региональная общественная организация «Центр социально-психологической помощи и правовой поддержки жертв дискриминации и гомофобии «Максимум» Мурманская область (Мурманск) 04.02.2015

 

38. Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС Поволжье» Самарская область (Самара) 06.02.2015

 

39. Межрегиональная благотворительная общественная организация «Сибирский экологический центр» Новосибирская область (Новосибирск) 12.02.2015

 

40.Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» Пермский край (Пермь) 13.02.2015

 

41. Городская общественная организация «Самарский центр гендерных исследований» Самарская область (Самара) 16.02.2015

 

42. Региональный Фонд «Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации» Воронежская область (Воронеж) 26.02.2015

 

43. Челябинский региональный благотворительный общественный фонд «За природу» Челябинская область (Челябинск) 06.03.2015

 

44. Челябинское региональное экологическое общественное движение «За природу» Челябинская область (Челябинск) 06.03.2015

 

45. Общественное региональное движение «Новгородский Женский Парламент» Новгородская область (Великий Новгород) 06.03.2015

 

46. Самарская региональная общественная организация содействия гармонизации межнациональных отношений «АЗЕРБАЙДЖАН» Самарская область (Самара) 13.03.2015

 

47. Мурманская региональная молодежная общественная организация «Гуманистическое движение молодежи» Мурманская область (Мурманск) 13.03.2015

 

48. Мурманская региональная общественная экологическая организация «Беллона-Мурманск» Мурманская область (Мурманск) 19.03.2015

 

49. Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр экологии и безопасности» Самарская область (Самара) 20.03.2015

**

 

Приложение № 2

70 оснований для признания деятельности НКО политической (по данным правоприменительных актов органов российского государства)

 

1.Проведение НКО мероприятий ДО вступления в силу закона об иностранных агентах.

2. Проведение НКО информационно-просветительских и обучающих мероприятий (семинаров, тренингов, конференций, форумов, круглых столов, дискуссионных площадок, вебинаров, онлайн-бесед).

3. Размещение в Интернете мнения руководителя организации, информации о его выступлении на публичном мероприятии.

4. Сбор подписей под обращением, размещенным на сайте организации.

5. Заявления относительно конфликта на юго-востоке Украины.

6. Подписание заявлений (обращений) в поддержку активистов экологического движения.

7. Намерение организации участвовать в публичных мероприятиях.

8. Проведение одиночных пикетов.

9. Организация и проведение демонстраций, шествий, митингов и пикетирований.

10. Участие членов организации в мероприятиях за пределами территории России.

11. Участие физических лиц, являющихся руководителями (членами) организации, в общественных советах, общественных наблюдательных комиссиях и иных формированиях, предполагающих их участие в таких образованиях в личном качестве.

12. Подготовка докладов в ООН.

13. Подготовка докладов по актуальным проблемам.

14. Поддержка НКО.

15. Направление экспертного заключения в Конституционный Суд

Российской Федерации.

16. Проведение антикоррупционной экспертизы законопроектов.

17. Участие в разработке законопроектов.

18. Публикация на сайте организации отчета об еѐ деятельности.

19. Расширение сотрудничества между северо-западом России и Северными странами в сфере культуры, науки и правоохранной деятельности.

20. Финансирование деятельности другой некоммерческой организации.

21. Издание просветительской и правозащитной литературы, периодики.

22. Передача литературы в библиотеку.

23. Наличие в офисе организации литературы.

24. Выпуск фильма.

25. Размещение книг, публикация статей на сайте организации.

26. Размещение листовок.

27. Размещение на сайте организации анонсов мероприятий, проводимых

другими организациями.

28. Проведение в офисе организации мероприятий иными организациями (в

том числе политическими).

29. Подготовка и распространение рекомендаций в адрес органов власти по актуальным проблемам.

30. Приписывание НКО участие в деятельности других организаций.

31. Участие в велопробеге.

32. Деятельность в области профилактики и охраны здоровья192.

33. Проведение телемоста.

34. Наличие оценки действующего российского законодательства,

размещенной на сайте организации.

35. Обсуждение российского законодательства о выборах.

36. Встречи с политиками, представителями политических партий.

37. Приписывание к деятельности организации мероприятий, организованных и проведенных физическими лицами в личном качестве, а не в качестве членов организации или от имени организации.

38. Проведение за пределами России мероприятий, организованных иной организацией.

39. Высказывание мнений третьими лицами на мероприятиях организации.

40. Участие руководителя НКО в пресс-конференции.

41. Обсуждение опыта развития НКО иных государств.

42. Подготовка организацией заключений на законопроекты.

43. Критика руководителем, членами организации деятельности органов государственной власти и президента России В.В. Путина.

44. Критика органов государственной власти третьими лицами (не являющимися членами или сотрудниками организации).

45. Размещение личного мнения лица, являющегося также руководителем организации, в Интернете.

46. Природоохранная деятельность.

47. Реализация инициатив в области формирования толерантности.

48. Намерение организации оказывать активистам правовую помощь в

судах.

49. Организация и проведение премий и антипремий.

50. Обсуждение требований к профессиональным стандартам специальностей в социальной сфере.

51. Проведение научных исследований.

52. Публикация на сайте организации обращений в ее поддержку, подписанных представителями зарубежных организаций.

53. Внесение предложений в органы власти по проводящимся государством реформам, обсуждение таких реформ.

54. Общественный контроль за деятельностью органов власти.

55. Участие в оказании правовой помощи гражданам, участвующим в акциях

протеста против фальсификаций на выборах в Государственную Думу.

56. Организация и оплата защиты обвиняемых по уголовному делу о событиях 06.05.2013г. на Болотной площади Ф. Бахова и М. Косенко.

57. Осуществление активного взаимодействия с органами власти.

58. Сбор социологической, политологической и иной информации, проведение мониторингов и аналитических исследований (в том числе по заказам органов власти).

59. Создание пула экспертов по внутренней политике.

60. Развитие сети общественных организаций и общественных наблюдательных комиссий.

61. Использование современных интернет-технологий деятельности организации, в том числе для защиты прав третьих лиц.

62. Участие физического лица, являющегося также руководителем организации, в деятельности политической партии.

63. Размещение информации о деятельности организации на иных сайтах,

не принадлежащих организации.

64. Проведение кинопросмотров и дальнейшее обсуждение фильмов.

65. Проведение закрытого «круглого стола».

66. Публикация информации о деятельности НКО в СМИ.

67. Публикация информации, в том числе о своей деятельности, на сайте организации.

68. Размещение на стороннем сайте обращения в поддержку организации.

69. Участие в подготовке и проведении публичных слушаний.

70. Направление обращений в органы государственной власти.

 

относится к: ,
comments powered by Disqus