01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Елена Путилова. История государственной реабилитационной политики (1953-начало 2000-х гг.)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Елена Путилова. История государственной реабилитационной политики (1953-начало 2000-х гг.)

Елена Путилова. История государственной реабилитационной политики (1953-начало 2000-х гг.)

Автор: Е. Путилова (Стумбрис) — Дата создания: 21.05.2013 — Последние изменение: 29.05.2013
Участники: А. Алексеев
Книга уральского исследователя, кандидата исторических наук, доцента Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии Е.Г. Путиловой (Стумбрис), вышедшая в г. Уфе в 2012 году, ограниченным тиражом, ныне доступна в интернете.

 

Статью Е.Г. Путиловой «Увековечение памяти жертв политических репрессий в России – как одно из направлений деятельности общества «Мемориал» по сохранению исторической памяти» см. ранее на Когита.ру:

Увековечение памяти жертв политических репрессий - дело «Мемориала». И только?

 

ПУТИЛОВА Е.Г. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ЗА УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В РОССИИ (1953 – НАЧАЛО 2000-Х ГГ.). – Уфа: Издательство «Инфинити», 2012. – 140 с.

 

Текст книги полностью см. на портале «Прочту.ру»: http://prochtu.ru/info.php?avtor=1958&kniga=1

 

Процессы реабилитации жертв политических репрессий, несмотря на сворачивание реабилитационной политики с начала 2000-х гг., далеко не завершены.

Монография Е.Г. Путиловой является первым комплексным исследованием по истории общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в рамках реабилитационной политики нашего государства. Моногра­фия «История государственной реабилитационной политики и общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в России (1953 – начало 2000-х гг.)» представляет значительный научный интерес не только для отечественной науки в целом, но и в деле восстановления исторической справедливости как одного из условий процесса создания Российского правового государства.  

**

 

 Содержание

  Предисловие …………………………………………………………………………………..3

 Введение………………………………………………………………………….........................5

 Глава 1. Начальный этап государственной реабилитационной политики (1953-начало 1980-х гг.)

 § 1. Кризис режима личной власти и начало реабилитации жертв политических репрессий в СССР (1953-1956 гг.)…………………………………………………………………………22

 § 2. Реабилитация жертв политических репрессий в период хрущевской «оттепели» (1956-начало 1964 гг.)……………………………………………........................................................36

 § 3. Политика «отката» или «реабилитация наоборот» (1964 – начало 1980-х гг.) ............48

 Глава 2. Второй этап реабилитационной политики и позиция общественности

 § 1. «Перестройка» - новый импульс в официальной реабилитационной политике…………………………………………………………………………………………60

 § 2. Возникновение общественно-политического движения по защите прав и увековечению памяти жертв политических репрессий во второй половине 1980-х гг. …..69

 Глава 3. Политика «массовой реабилитации» и основные направления деятельности государства и общества в деле увековечения памяти жертв политических репрессий

 § 1. Принятие Закона «О реабилитации жертв политических репрессий»…………………………………………..…………………………………………..86

 § 2. Развитие реабилитационного законодательства и защита прав жертв политических репрессий во II половине 1990-х – начале 2000-х гг. …………………………...…………...95

 § 3. Основные направления деятельности государства и общества в деле увековечения памяти жертв политических репрессий в России….……..…………………………………106  

Заключение…………………………………………………………………….........................120

 Приложение ……………..…………………………………………………………………...127

 Список использованных источников и литературы ……..………………………………..134                                        

**

 

Введение

 Рано или поздно, наша страна должна была преодолеть последствия беззаконий политических преступлений, осуществлявшихся советским руководством, которые возникали, в первую очередь, на почве злоупотреблений властью. Общественно-политическая актуальность темы реабилитации граждан, безвинно репрессированных по политическим и иным мотивам, тесно связана с задачей более полного раскрытия сущности тоталитаризма и освобождения общества от его деструктивного наследия. Необходимо провести большую работу по преодолению стереотипов, оставшихся от административно-командной системы, формированию новой нравственности и правового сознания, без которых невозможно создание атмосферы уважения к человеку, единого всеобъемлющего механизма защиты прав и свобод человека. Именно политика реабилитации легла в основу морального и правового возрождения советского общества.

 К сожалению, общественную актуальность теме реабилитации и увековечения памяти жертв политических репрессий придали печальные события, связанные с положением, как жертв политических репрессий, так и уже реабилитированных граждан. В данном случае, мы имеем в виду, выход Закона «О монетизации льгот» в 2004 году, согласно которому выплаты компенсаций жертвам репрессий стали ложиться на плечи регионов;  заявления органов прокуратуры и Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте России о грядущем завершении реабилитационного процесса, а также, отсутствие государственной программы по увековечению памяти жертв политических репрессий.

 Научная актуальность данного исследования определяется интересом современной историографии к изучению истории государственной реабилитационной политики и общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в России в 1953 – начале 2000-х гг., отношений государства и общества в решении проблемы реабилитации.

 Очевидно, что реабилитация обращена не только в прошлое, но и в будущее. Случаи ошибочного привлечения к юридической ответственности нельзя исключить из правоприменительной практики. Следовательно, потребность в реабилитации невиновных граждан будет возникать постоянно. Все это обусловливает необходимость всестороннего исторического и теоретико-правового исследования института реабилитации, вопросов обеспечения его практической реализации, а также разработок конкретных предложений по формированию эффективного механизма принятия решений по широкому комплексу проблем в этой области. Этим и обусловлен выбор темы, представленной в данной работе.

 На сегодняшний день, в научной литературе нет единого мнения об этапах восстановления прав и свобод бывших политических заключенных. Опираясь на периодизацию, представленную Петровым А.Г., автор условно разделила процесс реабилитации жертв политических репрессий на три этапа.

 Началом первого этапа можно считать принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии», окончанием – начало 1980-х гг. Второй импульс официальной реабилитационной политике был дан в период «перестройки», в частности, образованием 28 сентября 1987 года Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов.

 Принятый 18 октября 1991 г. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" ознаменовал начало третьего этапа, который мы характеризуем как период «массовой реабилитации». На основании данного Закона должна была проводиться процедура реабилитации всех оставшихся категорий жертв необоснованных репрессий; а государство должно было заняться восстановлением нарушенных прав этих граждан, возместить ущерб, причиненный незаконным применением к ним политических репрессий. 

 Отечественная научная литература по истории реабилитации жертв политических репрессий до недавнего времени оставалась очень скудной. Основной причиной этого можно назвать ограниченный доступ к архивным материалам по данной тематике. Первые же труды, в которых исследователи рассматривали вопросы о причинах и целях реабилитации, ее периодизации, а также о критериях реабилитации, стали выходить за рубежом.

 Начало изучению процесса политической реабилитации в СССР положил американский социолог Л. Лабедз (1963 г.); в 1960-е гг. в США вышли работы Дж. Шапиро и С. Оппенхейма. В 1970-е гг. интерес к процессу реабилитации снижается, поскольку сам процесс постепенно сходит на нет. Из публикаций тех лет известна лишь вступительная статья Б. Левицкого к его сборнику материалов советской прессы, посвященных жертвам сталинских репрессий.

Первые итоги изучения темы подвела монография голландского исследователя А. Ван Гаудоувера, вышедшая в Великобритании в 1986 году .

 В целом, вышеперечисленные исследователи в своих работах ограничивались лишь изучением политической реабилитации партийных, государственных и военных деятелей, пострадавших в 1930—1950-х гг. Тем не менее, разрабатываемые ими вопросы реабилитации жертв политических репрессий заложили прочную основу для изучения данной проблемы отечественными исследователями. Например, в своих трудах, данные авторы разделяли понятия юридической, политической и публичной реабилитации.

 Первая означает снятие обвинений только уголовного характера и прекращение уголовного дела. Она, как правило, проводилась негласно. Затем, следовала (правда, не во всех случаях) политическая реабилитация, включающая восстановление того или иного деятеля в партии и снятие запрета на упоминание его имени в печати и научной литературе. После этого наступала очередь публичного «отпущения грехов», и лишь тогда общественность узнавала, что имели место юридическая и политическая реабилитация данного деятеля.

 В настоящее время, не вызывает особых разногласий периодизация процесса реабилитации, предложенная зарубежными исследователями в 1960 – 1980-е гг. Концепцию периодизации реабилитационного процесса 1950 – 1960-х гг. предложил С. Оппенхейм, выделивший следующие этапы:  первый — с марта 1953 по февраль 1956 г., когда реабилитация проводилась негласно, хотя несколько человек (в том числе М. С. Кедров и Г. И. Петровский) были реабилитированы публично; второй — с февраля 1956 г. (XX съезд) по октябрь 1961 г. Реабилитация, если не считать доклада Хрущева на XX съезде, носила по-прежнему закрытый характер, но в различных справочных изданиях стали появляться запрещенные ранее имена; третий этап — с октября 1961 г. (XXII съезд) по 1967 г. На этом этапе в ходе XXII съезда и после него были публично реабилитированы десятки жертв террора, причем впервые открыто речь зашла о репрессиях .

 Отечественная историография изучения проблемы реабилитации жертв политических репрессий получает импульс лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг. После образования 28 сентября 1987 года Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 1930-х – 1940-х и начала 1950-х годов, процесс реабилитации возобновился. Обостренный общественный интерес к теме способствовал обнародованию большого количества источников. В результате, в конце 1980-х гг. советская историография впервые обратилась к проблематике репрессий и реабилитации.

 Ряд историков интересуют политические аспекты реабилитации. Предметом их исследований являются такие вопросы, как проблематика внутрипартийной борьбы, механизм принятия политических решений, персональная роль советских руководителей в начатых преобразованиях . Особое значение для понимания темы имеет работа Р.Г. Пихои . Исследуя ход политического процесса, механизм принятия внутриполитических решений, в числе других вопросов автор рассмотрел проблематику внутриполитической борьбы. Так, радикализацию процесса реабилитации Р.Г. Пихоя объясняет усилением борьбы за власть между Н.С. Хрущевым и Г.М. Маленковым.

 Новый ракурс видения проблемы предлагает В.П.Наумов. Используя ранее неизвестные материалы, он в своей работе признает, что элементы борьбы за власть в процессе разоблачения сталинских репрессий, несомненно, присутствовали. При этом, В.П.Наумов полагает, что решающим фактором они стали «не до, а после ХХ съезда». В отличие от других авторов, Р.Г. Пихоя и В.П. Наумов объясняют процесс либерализации не просто стремлением общества и партии к реформам, но и неким алгоритмом исторического развития. Как видим, к этой проблеме эти исследователи пытались подойти с двух сторон – с точки зрения общей проблематики функционирования советского режима, и с точки зрения борьбы за власть. Такая полифония взглядов и оценок – положительный фактор в изучении проблемы .

 Интерес для изучения темы реабилитации жертв политических репрессий представляет диссертационное исследование П.Н. Матюшина «Репрессии 1930-х гг. и политическая реабилитация 1950-х-начала 1960-х гг.: исторический опыт и уроки (на материалах доктора исторических наук, профессора И.Д. Кузнецова)» (2008 г.), в которой автор рассматривает историографию исследования репрессивной политики и реабилитации, а также предпосылки и ход политической реабилитации в 1950-е – 1960-е годы. По мнению Матюшина, историография вопроса политической реабилитации тесно связана с изучением проблемы незаконных репрессий, и развивалась в три этапа: 1) 1920-е – 1980-е гг.; 2) конец 1980-х – 1990-е гг. и 3) конец 1990-х – наше время .

 Юридические аспекты реабилитации жертв политических репрессий рассматриваются в работах Б.Т. Безлепкина, Л.В.Бойцовой, В.В.Бойцовой . Отметим, что в настоящее время тема изучения процесса реабилитации с юридической точки зрения становится предметом многих современных исследований.

 Например, в 2000-х годах был защищен ряд диссертационных исследований по правовой сущности реабилитации: А.Г. Петровым, В.И. Антоновым, Е.С. Кузнецовым, С.В. Мамичевой .

 Вопросы периодизации процесса реабилитации рассматриваются в работах Н.Ф. Каткова, А.Г. Петрова, Ю.И. Стецовского  , Ю.С. Борисова и А.В. Голубева. Большинство авторов выделяют три этапа реабилитации. Первый этап – с марта 1953 г. по 1967 г. (хотя мнения об окончании этапа порой существенно расходятся). Второй этап – с 1987 г., с момента создания Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30–40-х и начала 50-х годов. Третий этап (продолжающийся и поныне) начался с принятия 18 октября 1991 г. Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

 Многочисленные публикации посвящены реабилитации депортированных при Сталине народов .

 К сожалению, до сих пор мало работ, в которых рассматривается «технология» процесса реабилитации.

 На сегодняшний день, известны работы в данном направлении Н. Адлер , А.Г. Петрова , Ю. Стецовского .

 В работе Н. Адлер особое внимание уделено социальной адаптации возвращавшихся из ГУЛАГа жертв политических репрессий. А.Г. Петров рассматривает реабилитацию как политико-правовой процесс. В его работе упоминаются комиссии Прокуратуры – МВД – КГБ СССР по пересмотру дел 1954-1955 гг. В исследованиях Ю. Стецовского большая роль отводится Комиссиям по реабилитации. Высказывая мысль о несостоятельности разгрузочных комиссий 1954-1956 гг., он подчеркивает, что они занимались скорее разгрузкой лагерей, нежели вопросами реабилитации.

 Значительное место в историографии интересующего нас вопроса имеет литература правозащитной тематики, ибо в ней наиболее четко ставится проблема прав человека, в том числе проблемы репрессивной политики и реабилитации. В числе первых научных работ, в которых были предприняты попытки систематизировать сведения о развитии инакомыслия в СССР, известны труды Л.М. Алексеевой (нужно иметь в виду, что зарубежное издание книги появилось в 1983 г.) и А.А. Данилова .

 Л.М. Алексеева, будучи участницей правозащитного движения, использовала свой собственный опыт правозащитной работы; основными источниками для книги была «Хроника текущих событий», другие информационные издания самиздата, а также воспоминания участников независимых общественных движений.

  Коллективная монография «Власть и оппозиция»  отразила противодействие власти и оппозиции (в лице диссидентов-правозащитников). Для нас наиболее важными представляются 3 и 4 части книги. В них авторы анализируют политический процесс постсталинской эпохи, когда, с одной стороны, власть постепенно отказывается от крайних репрессивных методов своего самоутверждения, а с другой стороны, остается неспособной адекватно реагировать на потребности времени, на зреющие в обществе оппозиционные настроения в «лице» диссидентского движения.

 Сложнее обстоит дело с историографией вопроса об увековечении памяти жертв политических репрессий.

 Одним из самых важных историографических источников по данной проблеме являются Книги памяти , которые начали издаваться в нашей стране с 1990-х гг. общественными организациями страны при поддержке правительства России.

 Совсем недавно, среди региональных отделений общества «Мемориал» стала наблюдаться тенденция к воссозданию истории этого общества. Несмотря на то, что это делается на региональных уровнях, издание книг по истории «Мемориалов» является очень важным событием для исследования темы общественного движения по увековечению памяти жертв политических репрессий в целом, и движения «Мемориал» в частности.

 Так, в 2008 году вышла книга Янтемира В.М. , заместителя председателя общества «Мемориал» в Марийской республике, председателя Ассоциации жертв политических репрессий. В ней он рассказывает не только о возникновении общества «Мемориал», но и об огромной работе, проделанной марийскими активистами по поиску мест массовых захоронений жертв репрессий. Именно благодаря неутомимому поиску и настойчивым усилиям В.М. Янтемира было открыто, официально признано и обустроено Мендурское кладбище.

 Научных работ, в которых бы тема реабилитации рассматривалась в совокупности с темой увековечения памяти жертв политических репрессий, в нашей стране недостаточно. Исключение составляют статьи в Книгах памяти, выступления представителей общества «Мемориал» на разном уровне, работа Комиссий по реабилитации, тексты, исходящие из них, и т.п.

 Практически единственным исследователем, занимающимся данной тематикой является Нэнси Адлер .  В своих работах она использует воспоминания и интервью с членами Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» в Москве; пытается показать вклад общества «Мемориал» в разработку реабилитационного законодательства; реконструирует историю создания общества «Мемориал», эволюцию этого движения, рассказывает о членах Международного общества «Мемориал».

 Отдельные попытки раскрыть роль общественных организаций в разработке реабилитационного законодательства предпринимаются в работах членов общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий . Например, председатель Комсомольского «Мемориала» Кузьмина М.А.  анализирует, каким образом на практике реализовывался Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», какие проблемы возникали у общественных организаций, занимающихся защитой прав репрессированных. Ее выводы, как нельзя лучше, показывают печальную реальность в области государственной реабилитационной политики: перекладывание выплат компенсаций жертвам политических репрессий на плечи регионов.

 Таким образом, на сегодняшний день существует достаточное количество научных работ, освещающих те или иные аспекты реабилитационной политики. Тем не менее, заметим, что вышеперечисленные исследования не позволяют составить целостное представление о процессе реабилитации жертв незаконных репрессий, так как рассматривают или отдельные периоды, или отдельные аспекты реабилитации (политический, юридический). Вопрос увековечения памяти жертв политических репрессий в российской историографии также получает бесспорное продвижение (что выражается в первую очередь в выпуске Книг памяти). Однако, в нашей стране до сих пор не существует научных трудов по истории общественного движения в защиту прав жертв политических репрессий, его влияния на реабилитационный процесс. Представленное перед читателями исследование призвано восполнить этот пробел.

 В процессе подготовки данной работы использовались разнообразные источники: научные работы юристов, историков, представителей правоохранительных органов, воспоминания самих репрессированных, материалы периодической печати. В основу монографии положены законодательные и иные нормативные материалы, некоторые из которых вводятся в научный оборот впервые. Автор использовала материалы нескольких архивов: Нижнетагильского городского исторического архива, Российского государственного архива новейшей истории, Центрального архива-музея личных собраний г. Москвы, Центрального архива документальных коллекций г. Москвы; проводила анализ документов по деятельности региональных отделений «Мемориала» в Архиве группы по работе с регионами Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал»; осуществляла работу по сбору опубликованных источников в библиотеке Международного общества «Мемориал» (г. Москва) и библиотеке при Московском городском объединении архивов (Мосгорархив).

 В целом, использованные автором источники можно сгруппировать следующим образом.

 1. Законы и нормативные акты – представляют собой правовые нормативные документы, которые исходят от верховной государственной власти и имеют высшую юридическую силу в пределах какой-либо территории или всего государства.

 В рамках данного исследования рассматриваются законодательные акты СССР и современная законодательная база по вопросам реабилитации.

 Так, к первому виду источников относятся Законы, Материалы съездов и Пленумов ЦК КПСС, а также Решения ЦК КПСС, Постановления Советского правительства, Указы Президиума Верховного совета СССР. Примерами этой группы источников мы можем назвать Постановление Президиума ЦК КПСС о реабилитации генералов и адмиралов Советской армии от 13 июля 1953 года; Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» от 17 сентября 1955 года; Постановление секретариата ЦК КПСС от 7 июля 1990 г. «О ходе выполнения Постановления ЦК КПСС от 11 июля 1988 года и 5 января 1989 года по вопросам реабилитации лиц необоснованно репрессированных в 30-40-х и начале 50-х годов»; Закон  «О реабилитации жертв политических репрессий в СССР» от 18 октября 1991 года; и многие другие. Данный вид документов позволяет проследить развитие законодательной базы реабилитации с 1953 по 1991 гг.

 Современная законодательная база по вопросам реабилитации и увековечению памяти жертв политических репрессий позволяет рассмотреть эволюцию реабилитационной политики с 1991 года по настоящее время. В частности, в них уделяется особое внимание реализации Закона «О реабилитации», его изменениям и дополнениям, а также, контролю над вопросами компенсационных выплат жертвам политических репрессий. Примеры данной группы источников: Постановление Президиума Верховного Совета РФ «О мерах по содействию деятельности Фонда реабилитации и развития репрессированных и депортированных народов России» от 24.05.93 № 5036-1; Постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 23.07.93 № 5503-1; Положение о порядке выплаты денежной компенсации лица, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»; Положение о порядке выплаты денежной компенсации лица, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», и другие.

 2. Делопроизводственные материалы высших партийных и государственных органов. Из документов высших партийных органов особого внимания заслуживают рабочие протокольные записи заседаний Президиума ЦК КПСС, материалы к его постановлениям, а также материалы работы Комиссий ЦК КПСС, специально созданных для изучения истории репрессий и проведения реабилитации.

 Так, в рамках данного исследования, для раскрытия сущности реабилитации на первом и втором этапах начального периода государственной реабилитационной политики, мы использовали материалы Президиума ЦК КПСС за 1954-1964 гг.: повестки дня заседаний и их протоколы, постановления, подготовительные материалы . Данные материалы содержатся в сборниках законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий .

 3. Документы общественных организаций. Из Уставов общественных организаций, протоколов заседаний, обращений, проектов, и других документов, мы узнаем об основных проектах и деятельности некоторых общественных организаций по вопросу увековечения памяти и защите прав жертв политических репрессий: Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал», а также его региональных отделений (Нижний Тагил, Красноярск, Воронеж, Сыктывкар, Пермь, Воркута, и др.); Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов-жертв политических репрессий «Российская Ассоциация жертв незаконных политических репрессий»;  Музея и Общественного Центра им. А. Д. Сахарова .

 4. Материалы периодической печати подразделяются на государственные и общественные издания.

 Среди общественных изданий,  наиболее информативными для нас являются: бюллетень «Мемориал», газеты «30 октября», «Вести» Московского «Мемориала» (органа региональной общественной организации жертв политических репрессий), а также местные периодические издания региональных «Мемориалов».  Данная группа источников содержит сведения о направлениях деятельности Общества в деле реабилитации и увековечения памяти жертв политических репрессий . В частности, здесь содержатся опубликованные материалы законодательных актов по реабилитации, документы из архива Международного общества «Мемориал», исторические хроники по рассматриваемым вопросам.

 Государственные периодические издания позволяют рассматривать вопросы реабилитации и увековечения памяти жертв политических репрессий сквозь призму времени: исторические аспекты данных вопросов. К числу таких изданий, материалы которых использовались при написании данной работы, можно отнести следующие:  «Отечественные архивы», «Отечественная история», «Социологические исследования», «Лубянка: историко-публицистический альманах», «Вопросы истории», «Московские новости» и др.

 В целом, и общественная и государственная периодическая печать являются ценным источником для рассматриваемой темы. Материалы государственной периодики позволяют проследить позицию властей, а общественные издания – точку зрения общественности на проблему реабилитации.

 5. Источники личного происхождения – фиксируют личные впечатления современников, очевидцев и участников общественно и культурно значимых событий. Это субъективные свидетельства прошлого. В рамках данного исследования, использовались четыре вида источников этой группы: воспоминания, переписка, анкетирование и  интервью.

 Воспоминания бывших репрессированных , а также, людей, принимавших непосредственное участие в реабилитационной политике , являются ценным историческим материалом для изучения данной темы.

 Переписка, то есть, письменный обмен впечатлениями и мыслями о значимых событиях своей и общественной жизни – также имеет ценность для исследования. Так, в работе использована переписка советских граждан 1980-х гг. с историками, занимающимися изучением истории репрессий , что позволяет проследить общественные настроения в период «перестройки», отношение советского народа к теме репрессий. Переписка общественных организаций с Комиссией по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ, открывает нам сведения о работе «Мемориала» по защите прав и увековечению памяти реабилитированных во второй половине 1990-х гг.

 Для того, чтобы определить, какие категории людей участвовали в создании общественного движения «Мемориал», а также, какие причины толкали их вступать в Общество, было организовано анкетирование среди членов «Мемориала». Анкетирование проводилось по двум направлениям. Анкеты «История общества «Мемориал» (см. Приложение 1) и «Социальный портрет членов общества «Мемориал» были распространены среди активистов Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал» в г. Москва (как «головной» организации). Ответить на вопросы анкеты «Социальный портрет деятелей «Мемориала» было предложено членам Нижнетагильского общества «Мемориал». Данные анкет помогли автору определиться с хронологическими рамками этапов формирования и становления общественного движения «Мемориал».

 Ценный исторический материал был получен в ходе проведения интервью с представителями общества «Мемориал», что помогло составить общую картину формирования данного общественного движения, и проследить за его основными направлениями в деле увековечения памяти жертв репрессий, а также, в защите их прав.

 Об истории становления и развития движения «Мемориал» рассказывали члены Международного и региональных отделений «Мемориала»: М.Б. Рогачев – председатель правления Фонда «Покаяние» в Сыктывкаре; Б.И. Беленкин – член правления Международного общества «Мемориал» в Москве, заведующий библиотекой «Мемориала»; В.И. Битюцкий – председатель общества «Мемориал» в Воронеже; Бабий А.А. – председатель общества «Мемориал» в г. Красноярске; Л.А. Халтурина – бывший сопредседатель Нижнетагильского общества «Мемориал» . Опытом работы по увековечению памяти жертв политических репрессий, своим мнением по вопросам современной реабилитационной политики поделились: Я.З. Рачинский – член правления Международного общества «Мемориал»; Л.А. Щербакова – координатор группы по работе с регионами в Международном «Мемориале»; С.А. Ковалев – с 1993 по 1996 годы председатель Комиссии по правам человека при Президенте России, один из основателей общества «Мемориал»; Косорез О.Н. – ведущий юрист в Международном «Мемориале» в Москве; Д.Г. Юрасов – историк, исследователь репрессивной политики советского государства .

 Кроме этого, в работе использовались материалы бесед и интервью с членами общества «Мемориал», записанные другими исследователями: огромный массив такого материала содержится на сайте В.В. Игрунова, в прошлом – одного из основателей Международного общества «Мемориал», а также на сайте Международного историко-просветительского, правозащитного общества «Мемориал .

 Теоретической основой исследования стал синтез различных подходов к изучению прошлого. Наиболее важными для нас являются системный подход и концептуальные положения  «новой социальной истории». Системный подход основывается на принципе системности и позволяет нам рассматривать изучаемую проблему в свете истории взаимоотношений общества и государства, как иерархически связанных систем с определенной структурой и функциональными связями. Какую бы роль ни играло государство в конкретном историческом процессе, оно является системой более низкого уровня и подчинено определенной общественной системе. Изменения в обществе порождают изменения в государстве, определяют сущность государственной политики. В то же время, государство (особенно в его авторитарной, тоталитарной форме) может достаточно длительное время подминать под себя общество, игнорировать общественные интересы и потребности. Однако, такая государственная политика неизбежно ведет в тупик. Так случилось и со сталинской моделью советского государства: основанная на принудительном труде и репрессиях против инакомыслящих, к началу 1950-х гг., она зашла в тупик. Началось постепенно ускоряющееся разрушение старой тоталитарной системы и переход к новой демократической, стержнем которой стала концепция прав человека. Общественное осознание пагубности репрессивной политики, формирование реабилитационного правосознания – одно из главных проявлений этой системной трансформации.

 В свете концептуальных положений «новой социальной истории», понимаемой нами как изучение внутреннего состояния общества, отдельных его групп и отношений между ними с использованием методов социологии, мы рассматриваем деятельность отдельных людей, общественных организаций по реабилитации и увековечению памяти жертв репрессий. В рамках данной работы, «новая социальная история» позволяет нам не только проанализировать деятельность конкретных общественных организаций по увековечению памяти жертв (исследовательские программы Международного и региональных отделений общества «Мемориал», Ассоциаций жертв политических репрессий в России, Музея и Общественного центра им. А.Д. Сахарова), но и выявить вклад государственных органов, общественных организаций и отдельных людей в разработку реабилитационного законодательства.

 Работа основана на методологических принципах историзма и объективности, которые позволяют нам рассмотреть реабилитационную политику нашего государства с учетом конкретных исторических условий эпохи; а также, изучать процесс реабилитации и увековечения памяти жертв репрессий во всей его сложности, многогранности и противоречивости.

 Кроме этого, при работе над монографией, использовался комплекс методов исторического исследования: общенаучных, специально-исторических и междисциплинарных. В первую группу методов вошли – обобщение, сравнение, анализ, системный метод.

 Вторую группу методов составили: историко-генетический и проблемно-хронологический. Базовым методом для предмета исследования, стал историко-генетический метод, цель которого состоит в объяснении фактов, выявлении причин их появления и последствий .

 Историко-генетический метод применяется нами для изучения причин, этапов и результатов процесса реабилитации жертв политических репрессий: он позволил  понять механизмы эволюции реабилитационной политики с 1953 года по начало 2000-х гг.; осмыслить специфику и вывести формулы реабилитации на каждом из трех периодов государственной реабилитационной политики.

 Кроме вышеперечисленных методов, в нашем исследовании использовались и междисциплинарные методы: устной истории (интервью, анкетирование), политологии (институциональный и нормативно-ценностный), а также статистические методы. Устная история позволяет изучать историческую реальность во всех ее проявлениях. Анкетирование помогло нам реконструировать историю движения «Мемориал», проследить этапы возникновения, формирования и становления этого движения в нашей стране. Интервью с настоящими и бывшими членами движения «Мемориал» помогли нам определить роль общественного движения в государственной реабилитационной политике.

 Реабилитация жертв репрессий напрямую зависит от политических настроений правящей элиты. Институциональный метод, подразумевающий изучение государственных и общественных институтов, помогает нам рассмотреть роль КПСС и Политбюро ЦК КПСС в процессе реабилитации. Нормативно-ценностный подход позволяет нам определить значение реабилитации жертв незаконных политических репрессий – как явления, затрагивающего высшие интересы общества и личности, оценивать которое необходимо с точки зрения справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства. Именно нормативно-ценностный подход (известный также как аксиологический) позволяет автору рассмотреть политику реабилитации и увековечения памяти жертв политических репрессий в современной России в качестве обязательного элемента гражданского общества и правового государства.

 Применение статистических методов систематизации исторической информации (таблицы, графики, группировка) предоставляет автору возможность избегать описательности в освещении деятельности комиссий по восстановлению прав жертв политических репрессий, направлениях работы общественных организаций в деле увековечения памяти, а также в определении численности реабилитированных лиц с 1953 года по настоящее время. В целом, данная группа методов позволяет получить более точные и обоснованные результаты исследования.

 Кроме этого, в данном исследовании, нами был использован такой статистический метод исследования как – выборочный метод, в частности, собственно-случайная (простая) выборка . Данный метод мы использовали во второй главе, при анализе особенностей работы региональных отделений Международного общества «Мемориал».

 Генеральная совокупность материалов, хранящихся в Архиве по работе с регионами Международного общества «Мемориал» (г. Москва), составляет около 80 единиц (под которыми мы понимаем региональные отделения общества). В ходе исследования, из этой генеральной совокупности, нами была отобрана часть единиц, обследованием которой, мы и занимались. В целом, эта выборочная совокупность (выборка) представлена в тексте данной работы тринадцатью единицами: «Мемориалы» в Братске, Воркуте, Воронеже, Комсомольске-на-Амуре, Красноярске, Москве, Перми, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Иркутске, Ирбите, Нижнем Тагиле, Марийской Республике. Данная выборка позволяет получить достаточно полную картину основных направлений деятельности общества, как в центральных районах страны, так и в регионах, связанных с проведением репрессивной политики.

 В данной работе впервые предпринято комплексное изучение истории общественного движения за увековечение памяти жертв политических репрессий в рамках  реабилитационной политики нашего государства; реконструируется история возникновения общественного движения «Мемориал»; рассматриваются основные исследовательские программы и проекты отечественных правозащитных организаций; определяется роль российского общества в деле увековечения памяти жертв репрессий в современный период.

 В ходе проведения исследования, Е.Г. Путилова предприняла попытку развить периодизацию государственной реабилитационной политики (ранее предложенную другими исследователями, например, А.Г. Петровым и др.). Так, первый период определяется ею как 1953 – начало 1980-х гг., и подразделяется на 3 этапа: 1953 – 1956 гг., 1956 – начало 1964 гг., 1964 – начало 1980-х гг.; хронологические рамки второго периода включают время со второй половины 1980-х по 1991 гг.; третий период определяется автором с 1991 по начало 2000-х гг.

 Кроме этого, впервые вводится в научный оборот целый ряд документальных комплексов, ранее неопубликованных: архивные материалы по деятельности региональных отделений «Мемориала» (из Архива группы по работе с регионами Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал»); а также материалы интервью и анкетирования с членами «Мемориала». На основе опубликованных сборников с документами по реабилитации, была рассмотрена законодательная база политики реабилитации с 1953 по 1990-е годы. Все вышеперечисленное, позволило автору не только проанализировать состояние, уровень, качество защиты прав и свобод лиц, незаконно репрессированных по политическим мотивам в годы советской власти, но и определить перспективы процесса реабилитации на современном этапе в условиях становления правового государства в Российской Федерации.

**

 

Заключение

 Впервые понятие «реабилитация» в отношении жертв незаконных репрессий появилось в конце 1930-х годов, после окончания «Большого террора». Несмотря на то, что в ходе  этой «реабилитации» в советской печати были опубликованы списки невинно пострадавших людей и подверглись наказанию некоторые исполнители репрессий, первоначальной целью этой политики являлась «чистка» кадров НКВД.

 В данном исследовании, начальный период реабилитации жертв политических репрессий мы относим к 1953 году, с выходом Указа Л.П. Берии «Об амнистии». И хотя широкой реабилитации политических заключенных данный Указ не предусматривал, более того, был ориентирован лишь на амнистию уголовников, тем не менее, именно Берия направил на имя Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова и Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева представление об амнистии всех осужденных внесудебными органами, прежде всего «тройками» НКВД и Особым совещанием ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД. После этого, Берией в 1953 году были созданы группы для проверки и пересмотра наиболее громких фальсифицированных дел: "дела врачей", "сионистского заговора", "мингрельского дела" и "дела МГБ".

 С мая 1954 года начинается период массового пересмотра дел. При этом, набирал обороты и процесс индивидуального пересмотра дел, отмены приговоров, и реабилитации на основе личных заявлений в судебном порядке (или заявлений родственников по делам расстрелянных). После ХХ съезда КПСС произошло изменение содержания процесса реабилитации: понятие «врага народа», бывшее определяющим в предшествующей карательной политике, отошло на задний план. Созданные «выездные» комиссии Президиума Верховного Совета СССР 1956 года, не связанные, как их предшественники, жесткими идеологическими установками, ввели в свою практику понятие целесообразности содержания того или иного заключенного под стражей, что способствовало значительному ускорению процесса пересмотра дел. Однако лишь немногие из жертв репрессий удостоились гласной, публичной реабилитации. Широкая общественность, народ были, как и прежде, в неведении о том, скольким людям возвращено полноправие и кто они, какие государственные органы занимаются этой важной гуманной работой .

 Анализ законодательной базы первого и второго этапа (1950-е–начало 60-х гг.) начального периода реабилитации жертв политических репрессий, позволил нам вывести формулу реабилитации указанного периода: на данном этапе реабилитация жертв политических репрессий приравнивалась  к понятию «амнистия». Причем, если до 1953 года амнистия политических заключенных была скорее исключением из правила (так как под амнистию попадали в первую очередь уголовники), то с 1954-1955 гг., а особенно с 1956 года, с началом работы комиссий по освобождению, реабилитация осуществлялась в виде разгрузки лагерей.

 В начале 1960-х годов реабилитационный процесс был приостановлен. Например, согласно отчетам Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, «к XXII съезду КПСС поступали лишь единичные заявления от товарищей, необоснованно исключенных из партии в период культа личности Сталина по политическим мотивам» . Причем, это объяснялось тем, что «к XXII съезду партии ЦК КПСС и местные партийные органы в основном уже завершили просмотр таких дел» . Кроме этого, в 1960-е годы, отказ в реабилитации (в первую очередь, это выражалось в вопросе восстановления в партии) получали многие известные бывшие партийцы. Так, Хундадзе Г.П., «исключенный из членов КПСС ЦК Компартии Грузии в 1933 году за принадлежность в прошлом к троцкистской оппозиции и как неисправимый» , в 1966 году получил отказ в рассмотрении апелляции. С 1960-х по начало 1980-х гг. ЦК КПСС не находил оснований для восстановления в партии и бывших соратников Сталина: Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича и В.М. Молотова.

 Изучение законодательства по данному этапу реабилитационной политики показало, что на государственном уровне реабилитационный процесс стремительно сворачивался (если не сказать, что поворачивается «вспять», так как возобновляется репрессивная практика), амнистии 1960-х–1970-х гг. не предусматривали освобождения политических заключенных. Однако, охарактеризованный нами этап реабилитационной политики был ознаменован зарождением движения за увековечение памяти жертв политических репрессий, импульс советского общества 1960-х–1970-х гг. на возобновление карательной политики  правительства. Об этом свидетельствует появление правозащитного направления в диссидентском движении в конце 1950-х–начале 1960-х годов, а также проведение конкретных мероприятий инакомыслящих по защите прав политических заключенных в 1960-е–1970-е годы (деятельность самиздата, создание Комитета по правам человека, введение Дня политического заключенного). Поэтому, по нашему мнению,  реабилитация третьего этапа (1964–начало 1980-х гг.) состояла из следующих элементов: случайная амнистия, восстановление в партии, общественный импульс в решении задачи восстановления прав политических заключенных и увековечения их памяти.

 К сожалению, из-за недостатка данных, мы не можем представить динамику реабилитации жертв политических репрессий по выделенным этапам на ее начальном периоде. Однако, представляется  возможным вывести количество реабилитированных по периодам, в целом. Так, приняв во внимание данные О.В. Лавинской и общества «Мемориал», за период 1954–начало 1980-х гг., число реабилитированных в нашей стране достигло 415 377 человек. В сравнении с последующими периодами – это небольшая цифра, что объясняется, скорее всего, длительным периодом «застоя» в реабилитационной политике второй половины 1960-х – первой половины 1980-х гг.

 Второй период процесса реабилитации начался в 1987 году, после образования Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов. По сути, именно на этом этапе начинается действительная (законодательная) реабилитация жертв политических репрессий, и сам процесс реабилитации приобретает правовой смысл. Важное значение в этот период приобрело принятие Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечении их прав» (14 ноября 1989 г.)  и Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 – 40-х и начала 50-х годов» (16 января 1989 г.).

 Именно в этот период Политбюро ЦК КПСС, наконец, признало, что в 1930– 1950-е годы «имела место практика массовых репрессий и произвола» , и что «полной реабилитации всех невинно репрессированных, увековечения их памяти ждут общественность, родственники и близкие пострадавших» . 

 Численность реабилитированных за этот короткий период выросла почти до 1 000 000 человек, что, безусловно, гораздо больше, нежели за предшествующий почти 30-летний период. Однако, несмотря на то, что в сравнении с первым периодом, процесс реабилитации, казалось, активизировался, тем не менее, реабилитацию этого периода еще нельзя было назвать «массовой» (реабилитации подвергались лишь жертвы репрессий 1930-х-1940-х и начала 1950-х годов).

 Появление нового импульса в официальной реабилитационной политике привело к возникновению общественного движения по защите прав и увековечению памяти жертв политических репрессий. «Перестройка» и гласность привели к появлению обществ и отдельных независимых исследователей, заинтересовавшихся темой политических репрессий. Особенность развития движения за увековечение памяти жертв политических репрессий на данном этапе заключалась в том, что органы власти и общественность пытались решать проблемы по увековечению памяти и реабилитации жертв политических репрессий во взаимодействии друг с другом. Так, Постановление ЦК КПСС «Об увековечении памяти жертв политических репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов» привело к постановке вопроса о привлечении к решению данной проблемы общественных организаций. А общественные организации, в свою очередь, поставили вопрос о необходимости создания государственной комиссии и издании законодательных актов по увековечению памяти и защите интересов жертв необоснованных политических репрессий. Формулу реабилитации данного периода мы можем представить как: «восстановление социальной и юридической справедливости жертв репрессий (1930-х-1940-х и начала 1950-х годов), увековечение памяти жертв политических репрессий (на государственном уровне, а также на уровне создававшихся общественных организаций страны)».

 Принятие в 1991 году Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», положило начало третьему периоду реабилитации. Осуществлению массовой реабилитации способствовали и выход в июне 1992 года Указа Президента РФ «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека», и создание в этом же году Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте России.

 Принятие Закона «О реабилитации жертв политических репрессий», во многом предопределило и реализацию Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», который впервые в юридической практике давал разъяснение понятия «репрессированный народ». Так, согласно Закону, репрессированными народами признавались «народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения» .

 Формулу реабилитации жертв политических репрессий данного периода можно вывести, опираясь на Закон «О реабилитации»: «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, обеспечение компенсации материального ущерба, увековечение памяти («…списки лиц, реабилитированных на основании настоящего Закона, с указанием основных биографических данных, обвинений, по которым они признаны реабилитированными, периодически публикуются органами печати» )».

 После выхода Закона «О реабилитации», численность реабилитированных резко возросла вверх. Например, с 1991 по 2003 гг., согласно отчетам органов внутренних дел, безопасности и прокуратуры: органами военной прокуратуры было реабилитировано 132 559 человек, пострадавшими от политических репрессий признано 33 568 человек ; МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ выдали 1 840 974 справки о реабилитации и около 300 000 справок о признании пострадавшими от политических репрессий ; органами государственной безопасности за указанный период было реабилитировано 561 000 человек . В общей сложности, с 1991 по 2003 гг. численность реабилитированных составила 2 868 101 человек.

 С начала 2000-х гг. наблюдается тенденция на спад реабилитационного процесса: например, с 2003 по 2009 гг. число реабилитированных составило уже 1 101 039 человек.

 В настоящее время мы рассматриваем реабилитацию жертв политических репрессий – как системный процесс, в структуру которого входят несколько элементов: не только основание и порядок реабилитации, но и правовосстановительные и компенсационные меры, а также,  увековечение памяти жертв политических репрессий. Реализацией положений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» занимаются комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, органы прокуратуры, внутренних дел, суды, а также органы федеральной службы безопасности  (см. Приложение 3). Кроме этого, в процессе реабилитации принимают участие и другие органы (см. Приложение 2).                                 

 Опираясь на данные исследователей, занимающихся изучением отдельных этапов реабилитации (О.В. Лавинская, Н. Адлер, исследователи-мемориальцы), а также, на вышеперечисленные отчетные доклады соответствующих органов, мы можем представить общее число реабилитированных за период с 1954 по начало 2009 годов – 5 387 517  человек. <…>

 Сопоставив это число с  упомянутым нами ранее количеством жертв политических репрессий (12-13 млн.), приходим к выводу, что реабилитационный процесс еще не окончен.

 Если в начале 2000-х гг., Комиссия по реабилитации при Президенте РФ и органы генеральной прокуратуры, в СМИ заявляли о завершении реабилитационного процесса, то, например, в 2009 году по этому поводу возникли вопросы.         

 Доклад Комиссии по реабилитации за 2009 год обнажил ряд серьезных недоработок, как в самом Законе «О реабилитации», так и в процессе его реализации. Многолетняя практика работы Комиссии показала, что Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» устарел и не отвечает современным требованиям, в нем, как и в некоторых других актах, имеются пробелы и противоречия, которые требуют толкования, так как трактуются различными органами неоднозначно. Назрела острая необходимость в изменениях и дополнениях в Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» по ряду направлений: смягчение требований в установлении факта применения репрессий; признание государством факта причинения жертвам политических репрессий физических и нравственных страданий незаконными репрессиями; разграничить понятия «подвергшиеся политическим репрессиям» и «пострадавшие от политических репрессий».

 Работа по увековечению памяти жертв политических репрессий самым тесным образом связана с процессом реабилитации. Несомненно, российские общественные организации при поддержке правительства, делают многое в данном направлении. Тем не менее, пока не произойдет усовершенствование законодательной базы реабилитации, отечественные государственные и общественные органы не смогут полноценно заниматься работой по увековечению памяти жертв политических репрессий. Например, в настоящее время уже ощущается проблема, связанная с отсутствием на федеральном уровне нормативного акта по увековечению памяти жертв репрессий, что заметно тормозит эту работу в регионах.

**

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus