01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Е. Смулянский. Народ и власть - так кто же кого формирует?

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Е. Смулянский. Народ и власть - так кто же кого формирует?

Е. Смулянский. Народ и власть - так кто же кого формирует?

Автор: Е. Смулянский — Дата создания: 06.03.2015 — Последние изменение: 06.03.2015
Участники: А. Алексеев
Размышление независимого политического обозревателя Ефима Смулянского, опровергающее известный афоризм: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает»..

 

 

 

 

Два года назад Ефим Яковлевич Смулянский опубликовал эссе на эту тему на Когита.ру и в блогах «Эха Москвы».  С тех пор произошло много событий, которые для одних могут показаться опровержением, а для других – подтверждением его точки зрения. Нам показалось уместным воспроизвести сегодня этот его манифест, особенно в связи с участившимися упреками в адрес российского (в частности, русского) народа, с которого-де следует «спросить» за то, что вытворяют сегодня его едва ли не обезумевшие правители. 

А. Алексеев. 6.03.2915.

**

 

ВЛАСТЬ И НАРОД. КТО - КОГО?

Что-то в последнее время меня стали сильно раздражать рассуждения политологов и мудрецов всех мастей о том, что "власть нам не с Марса упала", что "всё зависит от нас", что " каково общество, такова и власть" и т.д.  Отсюда прямо следует  такая привлекательная на первый взгляд мысль, что во всех наших бедах виноваты мы сами. В них невиновен никто: ни господь Бог, ни Президент, ни Патриарх... Отсюда буквально один шаг до такого привычного теперь, что «народишко-то у нас поганый, никудышный, с гнильцой…».  

Однако, если взглянуть на вещи внимательнее и подумать «тщательнЕе», то выяснится совсем иное. Самое бездарное  - считать, что «народец плохонький». Думаю, что в конце 20-х годов можно было бы говорить то же самое об итальянцах, а потом по очереди и о немцах, испанцах, китайцах, камбоджийцах, а сегодня, например, об иранцах (понятно, почему я перечисляю упомянутые народы именно в такой последовательности?).  Но с таким пониманием сути вещей объяснить, почему в Северной Корее "народец плохонький", а в Южной - нет, люди никогда не смогут. Делить людей на народы "плохонькие" и не очень - не только неконструктивно, но и нелепо.

Не надо бездумно повторять глупостей, на которые так горазды профессиональные забалтыватели настоящих проблем. Ни народ, ни общество никогда виновными не бывают. Народ и общество - это некоторые данности -  сущности, которые в принципе не могут быть плохими или хорошими, правильными или нет, виноватыми или правыми, к ним эти дефиниции неприменимы. Древние латиняне недаром говорили: Vox populi – vox Dei.

Можно привести пример немецкого народа, который за тридцать с небольшим лет успел побывать «культурным и просвещённым» до 14 года, «варварским и преступным» до 45-го, а потом, после 45-го  «покаялся» и стал опять «нормальным и цивилизованным». Скорость, с которой это происходило,  приводит к мысли, что тут что-то не то, что ментальность,  как говорят,  "общественное бессознательное"  народа не могут меняться с такой быстротой. Тогда, как это объяснить? Да очень просто - не народ менялся, а власть, которая, разными способами придя к кормилу, под прикрытием какой-никакой легитимности творила то, что мы наблюдали. А народ уже вынужден был подчиняться задаваемым властью правилам. Изгнать преступную власть можно было бы только насильственным путём.  Однако, всенародное восстание против решительной тоталитарной власти невозможно почти никогда <…> А если бы ГКЧП  не напилось всем коллективом всклянь, а отдало приказ солдатикам в Москве и в Петербурге стрелять - был бы у нас Ельцин? Думаю,  нет! ) Так что, народ виноват? Общество? Можно было бы уже понять: во всём, что происходит в любой  стране, ВСЕГДА виновата только власть. Другой разговор, что в некоторых странах сегодня (уже после Гитлера и Сталина) государственное управление устроено с таким количеством перекрёстных сдержек и противовесов, что никакие фокусы и эксцессы со стороны власти невозможны. К тому же, там уже успело сформироваться  т.н. гражданское общество. <…>

Подведём итог: народы живут по-разному не потому, что они такие разные, а потому, что власть у них разная.  Люди в любой стране живут так, как этой страной управляет власть. Вследствие многочисленных исторических причин власть в России уже много сотен лет гнусная и почти всегда антинародная. Целью власти в России никогда не было улучшение жизни народа. Можно, конечно, сразу же уцепиться за лежащий на поверхности аргумент, утверждающий, что в России такая власть именно потому, что такой народ. Его первым озвучил французский философ-остроумец граф Жозеф де Местр: «Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает». Это и обозначает, что у нас власть такая, какой мы достойны. Но этот лживый, даже, на мой взгляд, глуповатый (хотя и, действительно, красиво сказанный) афоризм  де Местра настолько глубоко внедрился в наши падкие до красивых слов мозги, что общим местом стало его повторение чуть ли ни каждым вторым нашим мудрецом-соотечественником – и это следствие глубочайшего непонимания действительных взаимоотношений актуальной власти и населения.  

Если дать себе труд минутку-другую спокойно подумать, то сразу стало бы ясно, что практически ни один народ в мире не имеет адекватной, достойной его власти, что подавляющее число правителей, тех, что мы зовём «государственными мужами», значительно хуже народов, которыми они управляют,  подлее их, глупее, более жестоки и безнравственны...  Т.е. эта максима - туфта, разводка внешне блестящего французского графа-любителя les mots (словечек).  И так почти во всём мире - народ умнее, а, главное, лучше своих политиков. Очень, очень редко какой-нибудь приличный, порядочный человек (Ганди там какой-нибудь или маршал Маннергейм, Вацлав  Гавел или подло убитый Улоф Пальме...) становится национальным лидером... Но это крайне маловероятно... Чаще всего туда пролезают высокопрофессиональные обманщики и мерзавцы. Может и умные, но всё же недостаточно умные для того, чтобы понять своё настоящее место. И обязательно внутренне ущербные. И почти везде интересы и цели находящихся у власти (правителей) не совпадают с интересами населения. Вернее, власть учитывает интересы людей только по необходимости своего участия в следующем электоральном цикле. Чаще всего народ выбирает власть либо обманутый политиками и политтехнологами, либо оболваненный тотальной пропагандой СМИ. А иногда (как мы видим, у нас) выборы - это просто фарс: в России (как и во всех других авторитарных режимах ) народ к формированию власти имеет самое минимальное отношение. В подавляющем большинстве стран (скажем больше: почти везде в мире, в том числе, и в считающихся самыми демократичными странах) народ в периоды между выборами имеет самые мизерные возможности повлиять на качество управления. Вон, например, в Венгрии несколько лет назад на улицы больше месяца почти ежедневно выходило почти сто тысяч (!) граждан, требующих отставки премьера Ференца Дюрченя… И что? А ничего...

У нас (да и везде в мире!)  не народ формирует власть  (сегодня - как и вчера - мы к формированию власти не имеем никакого отношения), а, наоборот, власть лепит из нас тот народ, который ей надобен, чтобы она могла нами успешно (с её, власти, точки зрения)  руководить и чувствовала при этом себя с нами уверенно.

Народ России мало чем (скажем иначе: несущественно) отличается от народов Чехии,  Колумбии  или Австралии. Все люди в своих основных характеристиках примерно одинаковы, а отличаются только некоторыми малосущественными отличиями. В любом народе, в любом его представителе  наличествует весь набор обычных человеческих свойств: ум и глупость, страх  и смелость, благородство и подлость, хитрость и простодушие… - ничто человеческое нам, людям, не чуждо. Естественно, в каждом из нас эти качества присутствуют в разных пропорциях, но обязательно присутствуют. Этим и пользуются политиканы в своих целях, «выуживая»  из нас самые мерзкие наши черты характера, «активируют» их, и разными хитроумными способами вынуждают нас поступать против нашего разума,  совести, общественной и личной пользы к преступной выгоде этих «политиков» и осуществляемой ими власти. Т.е. не народ формирует свою власть, а власть при помощи своих многочисленных и порой весьма тонких и сильных инструментов "воспитывает" в народе нужные ей качества. Если вы серьёзно подумаете над историей СССР, то сообразите, что лучшего подтверждения моим словам и искать не надо.

Многие из нас, правда, отчаянно сопротивляются, но лично я не убеждён, что это нам поможет – сдаётся мне, что всё-таки недостаточно у нас что-то понимающих и сопротивляющихся. Скорее, похоже на то, что власть сама нас (и себя!) приведёт к обрыву... Вот такие невесёлые мысли…  Но не сказать их - было выше моих сил.

Е. Смулянский

Февраль-март 2013.

 

comments powered by Disqus