01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Буддизм и наука

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Буддизм и наука

Буддизм и наука

Автор: Далай-лама XIV — Дата создания: 01.09.2017 — Последние изменение: 01.09.2017
Участники: А. Аоексеев; Н. Сидорова
«Сейчас у нас нет другого языка, на котором мы могли бы разговаривать, чтобы повысить уровень сострадания и любви между людьми, кроме языка науки. Религии вызывают еще больше разделения, больше ненависти. Нам не нужны разговоры о следующих жизнях или о рае и аде, есть очень простая повестка: мы все должны научиться как-то жить на одной планете, другого выхода у нас нет…» (Далай-лама XIV).

 

 

 

 

 

 

 

 

Тензин Гьяцо, его Святейшество Далай-лама XIV:

 

С самого детства я был очень любопытным, всегда интересовался механикой и тем, как все устроено. Это естественным образом вылилось в интерес к науке. Космология, нейробиология, квантовая физика, психология — у меня всегда была уникальная возможность вести почти непрекращающийся диалог со специалистами, представляющими эти дисциплины. По прошествии времени я понял, что встречи с учеными надо сделать публичными. Для этого есть две больших причины.
Во-первых, мы хотим, чтобы выводы и достижения буддийского знания были учтены в научных исследованиях. Во второй половине XX века ученые исследовали прежде всего внешние феномены, включая мозг. Это явления, которые можно измерить и которые описывались от третьего лица. Но, изучая проблему сознания, нельзя отрицать и субъективный подход. Позже в XXI веке все больше и больше ученых начали понимать, что в восточной философии описывается что-то, что может иметь непосредственное значение для исследований мозга.
Природа ума остается загадочной, но мы можем видеть, как созерцательные практики медитации и тренировки ума влияют на качество нейропластичности мозга. Кроме того, сейчас все ученые признают, что чувства постоянного гнева, страха, стресса очень негативно сказываются на иммунной системе, а состояние успокоенного ума, наоборот, способно оказывать позитивное влияние на здоровье. Конечно, от десятилетия к десятилетию — или, я бы даже сказал, от года к году — научные исследования все больше и больше приближаются к важным вопросам: природа сознания и происхождение эмоций. Так что первая цель нашего диалога — это распространять знание и вдохновлять ученых включить внутренние явления в сферу своих исследований.
Вторая причина для диалога между наукой и восточной философией заключается в том, что, несмотря на то, что в настоящий момент мы наслаждаемся миром и дружбой, именно в этот самый момент где-то происходят убийства и смерть. Раньше, если человек умирал от атаки животного, это попадало в новости. Сейчас человек умирает от руки человека — и это нормально! Увеличивается разрыв между богатыми и бедными. Богатые люди, богатые нации наслаждаются тем, что у них есть. В этот же момент на этой же планете точно такие же люди сталкиваются с голодом. Например, совсем маленькие дети в Йемене и других местах, которые мы можем часто видеть по телевизору. Совсем маленький ребенок, тоненький, умирает от недостатка лекарств и еды. В XX веке войны (включая гражданские войны в России и Китае), по подсчетам историков, унесли жизни 200 миллионов человек. Прецедент такого колоссального насилия навсегда изменил мир. Чем больше насилия мы совершаем, тем больше его возникает в мире. Это цепная реакция. Нам необходимо превратить век насилия в век мира.
На одной из конференций института «Ум и жизнь» я был свидетелем эксперимента, который провели с участием шестимесячных младенцев. Им показывали два типа мультфильмов: в одном демонстрировалась забота и поддержка, в другом — соперничество и негативное отношение друг к другу. Несмотря на то, что у малышей еще не развился язык, — даже по мимике, улыбке, жестам было понятно, что им гораздо больше нравится первый вариант. Уже сейчас у нас есть научные доказательства того, что более сострадательное отношение к другим людям может быть чрезвычайно полезно на очень многих уровнях: на уровне индивида, семьи, общества, нации и, наконец, на международном уровне.
Сейчас у нас нет другого языка, на котором мы могли бы разговаривать, чтобы повысить уровень сострадания и любви между людьми, кроме языка науки. Религии вызывают еще больше разделения, больше ненависти. Нам не нужны разговоры о следующих жизнях или о рае и аде, есть очень простая повестка: мы все должны научиться как-то жить на одной планете, другого выхода у нас нет.
Через образование, базирующееся на научных исследованиях, мы должны изменить наши взгляды, чтобы приблизиться к решению этих проблем. Нам необходимо преодолеть сильное чувство разделения на «мы — они», именно оно является корнем насилия. Конечно, мы все разные: политически, экономически, культурно. И все же — мы человечество. И мое обязательство перед человечеством — способствовать продвижению чувства единства всех 7 миллиардов людей. Именно к этой цели я призываю современных ученых.

 

См.: https://special.theoryandpractice.ru/dalai-lama

 

 

comments powered by Disqus