01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

В защиту саратовского Центра социальной политики и гендерных исследований

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / В защиту саратовского Центра социальной политики и гендерных исследований

В защиту саратовского Центра социальной политики и гендерных исследований

Автор: "Демократор" — Дата создания: 27.05.2013 — Последние изменение: 27.05.2013
Участники: А. Алексеев
«…Действия Прокуратуры Октябрьского района г. Саратова следует трактовать как наносящие урон правовой основе демократии» (Из обращения к Генеральному прокурору РФ на «Демократоре»).

 

 

В системе Демократор организован сбор подписей по проблеме № 11646:  
Поддержать Автономную некоммерческую научно-исследовательскую организацию Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ)

Сейчас по проблеме собрано около 250 подписей. В ближайшее время это будет оформлено в виде коллективного обращения на бумажном бланке и переслано ответственной организации.

***

 

Генеральному прокурору Российской Федерации Чайка Ю.Я.
Об оспаривании представления Прокуратуры Октябрьского района
г. Саратова от 16.05.2013 в отношении ЦСПГИ

Уважаемый Юрий Яковлевич!
Настоящим письмом мы, нижеподписавшиеся, оспариваем Представление от 16 мая 2013 г., подписанное заместителем прокурора Октябрьского района г. Саратова А.Л. Акопяна, с требованием признать организацию в качестве иностранного агента Автономную некоммерческую научно-исследовательскую организацию Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ), зарегистрированная в г. Саратове.
ЦСПГИ осуществляет свою деятельность как юридическое лицо с 2003 года (с 1996 года – на правах временного творческого коллектива). За последние 10 лет вокруг Центра сформировался коллектив ученых, занимающихся изучением различных аспектов социальной политики, проведением научных семинаров и конференций, повышением квалификации вузовских преподавателей, подготовкой и изданием научных монографий и сборников. Приоритетными темами исследований и обсуждений на мероприятиях, организованных ЦСПГИ, были исследования инвалидности, профессий, эффективности социальной работы и социальных служб, организация социального обеспечения, подходы к преподаванию социальной политики в вузе, история социальной политики и социальной работы. ЦСПГИ всегда стремились к тому, чтобы результаты наших исследований были опубликованы и доступны для чтения академической и широкой аудитории, практически все издания Центр можно скачать или почитать на сайте организации, там же находится и информация о проводимых мероприятиях. Центр стремился интегрировать российскую социологию в мировую науку – результаты исследований сотрудников опубликованы на английском, немецком, финском, болгарском языках, представлены в докладах на международных конгрессах, конференциях и семинарах. Благодаря просветительским инициативам Центра российские студенты, аспиранты и преподаватели смогли выступить на конференциях, принять участие в летних школах, где послушали лекции ведущих специалистов в области социальной политики из научных центров разных стран мира.
1. По версии прокуратуры, у ЦСПГИ в уставе есть пункт о проведении исследований, экспертизе законодательства, обеспечении аналитической информацией федеральные и муниципальные органы. Вместе с тем в действующем Уставе ЦСПГИ в редакции от 2009 г. такая формулировка отсутствует.
2. К политическим мероприятиям отнесена финальная сессия проекта «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», проходившая в апреле 2013 года. На ней участниками были представлены результаты исследований, проводимых в сфере социальной политики, в разных странах и регионах России.
Комментарий: главной причиной, очевидно, является финансовая поддержка HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching и Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Между тем, обе названные благотворительные организации являются известными во всем мире частными фондами, не имеющими отношения к правительству конкретной иностранной державы. Задачи этих и многих других международных фондов – поддерживать научные и творческие инициативы личностей и коллективов, содействующих формированию более справедливого и безопасного мира. Фонды не диктуют, какие именно темы должны становиться предметом внимания ученых, и тем более, какие выводы делать и как их применять.
3. К политической деятельности отнесена и публикация сборника рабочих программ учебных курсов, изданная Центром (Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве под ред. Е. Ярской-Смирновой и А. Гнедаш. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. в рамках проекта «(Re)vision of Social Policy in Post-Soviet Space: ideologies, actors and cultures» при поддержке программы поддержки высшего образования Higher Education Support Program ReSET (2010-2013 и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров).
Комментарий: указанное издание является сборником рабочих программ по дисциплинам «Социология», «Основы социальной политики», «Социальная работа», никаких призывов к политической деятельности, разумеется, такие материалы не содержат и не могут содержать по определению.
4. Прокуроры полагают, что «Названная деятельность способствует формированию общественного мнения», в том числе, ввиду наличия у организации Интернет-сайта.
Комментарий: сайт ЦСПГИ - www.socpolicy.ru – существует для прозрачности и открытости деятельности организации. Кроме того, содержащаяся на вебсайте информация отражает базовые ценности современного российского общества, среди которых в первую очередь, делается акцент на уважении к людям с инвалидностью, интеграции их в общество, равенстве прав женщин и мужчин, повышении престижа профессий социальной сферы, развитии знаний о социальной защите населения, важности повышения квалификации.
5. Еще один пункт, вызвавший претензии у прокурора – на сайте организации указаны «цели организации, заключающейся во внедрении принципа рефлексивной критики в политику и практическую деятельность государства и гражданского общества, что также свидетельствует о политическом характере деятельности организации».
Комментарий: ключевыми признаками иностранного агента признана деятельность, которая традиционно ассоциируется с наукой и образованием. Между тем, ЦСПГИ действует в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ, согласно которому научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: …исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач».
Прикладные социологические исследования, как известно, чрезвычайно востребованы в обществе, которое остро нуждается в информации о самом себе. Именно поэтому все отчеты, статьи, книги опубликованы и находятся в открытом доступе. А получение новых знаний в социальной науке, как известно, возможно только путем критического пересмотра имеющихся представлений, сбора и анализа фактов. Согласно словарному определению, «Критическое мышление – это непредвзятое изучение предмета или проблемы». Невозможно себе представить, что ученые и публика в России будут обладать некритическим мышлением, будут все принимать на веру. Мы проводим исследования, финансируемые из разных источников. И наши подходы при этом не различаются в зависимости от источника денежных средств. Мы следуем этическим принципам социальных наук, которые требуют от ученых соблюдать непредвзятость, в том числе, независимость от политики.
Кроме того, нам представляется, что прокуроры не смогли или не захотели отличить политическую деятельность от социальной политики, исследования социальной политики от собственно политики.
В Представлении содержится несколько правовых неточностей и ошибок:
1. В тексте используется неверное название организации.
2. Представление об устранении нарушений закона составлено в порядке ст. 42 Федерального закона «Об общественных объединениях». Однако, ЦСПГИ не является общественным объединением.
3. Проверка ЦСПГИ, судя по тексту Представления, осуществляется прокуратурой «в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму общественными, религиозными объединениями и иными некоммерческими организациями». Никаких объяснений, на каком основании организация заподозрена в экстремизме, мы не получили, кроме того, ни один из приведенных выше выводов проверки не содержит указания на экстремизм.
4. В качестве законодательного нарушения указывается, что в Уставе «не определена территориальная сфера деятельности организации». Между тем, согласно ст. 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» раздел «Территориальная сфера
деятельности общественного объединения», должен заполняется только общественными объединениями, никак не некоммерческими организациями.
5. Прокуратура проигнорировала нормы законодательства об НКО. Согласно тексту Представления, ЦПГИ «фактически является иностранным агентом в трактовке Федерального закона». Данное суждение некорректно, т.к. наша организация не участвует в политической деятельности. Согласно Федеральному закону политическая деятельность определяется через понятие «политических акций». ЦСПГИ не участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Кроме того, ЦСПГИ не делает ничего в интересах иностранных источников. Получаемые средства являются пожертвованиями. В соответствии с тем же Законом «К политической деятельности не относится деятельность в области науки, …, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, … а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества». Функционирование ЦСПГИ осуществляется в сфере науки, а следовательно, не относится к политической.
Новый закон об НКО является несовершенным, как показывают многочисленные экспертные заключения. Понятие «политическая акция», «политический характер», «государственная политика» не раскрывается в Федеральном законодательстве, поэтому ввиду неопределенности этих терминов считаем необоснованным и неправомерным их применение. К политике в широком смысле относятся «вопросы и события общественной, государственной жизни». Политика является предметом исследований философов, социологов, социальных антропологов, культурологов и других ученых. Является ли наука и образование политической деятельностью? Является ли политическим действием публикация данных опросов общественного мнения или мнения экспертов о социальных процессах в российском обществе? Ответ зависит от контекста. Любое действие может быть расценено как политическая акция. Люди вольны трактовать те или иные акты как политические в зависимости от того, насколько сильно освещаемая проблематика их затрагивает.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством об общественных объединениях, граждане имеют права на объединения и сами могут определять характер их деятельности при формулировании целей. В новых условиях определение характера деятельности осуществляется государственными органами, тем самым разрушается основа гражданского и правового общества. В связи с этим действия Прокуратуры Октябрьского района г. Саратова следует трактовать как наносящие урон правовой основе демократии.


Мы, нижеподписавшиеся, требуем отменить представление прокуратуры Октябрьского района г. Саратова от 16.05.2013 г. о признании в качестве иностранного агента Автономной некоммерческой научно-исследовательской организации Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦСПГИ).

относится к: , ,
comments powered by Disqus