01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

В школу – по месту про(и)писки

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / В школу – по месту про(и)писки

В школу – по месту про(и)писки

Автор: В. Азарова, И. Андрианова, "Новая газета в СПб" — Дата создания: 05.03.2013 — Последние изменение: 09.03.2013
Участники: А. Алексеев
Все более СУЖАЕТСЯ СВОБОДА ВЫБОРА – места, где жить, врача – у которого лечиться (если бесплатно), судьи, к которому обращаться (если по гражданскому делу). И так далее. Теперь еще – становится обязательной и приписка к школе по месту жительства. А. А.

 

 

В нашей недавней публикации на Когита.ру обсуждалась проблема грозящего гражданам фактического восстановления института прописки (вместо регистрации по месту жительства): Итак, конец свободе перемещения?! Реставрация прописки.

В сущности, в этом же мэйнстриме – и ведомственное закрепление проживающих в некотором микрорайоне (или даже в конкретных домах) детей за определенным общеобразовательным учебным заведением.

«Новая газета в СПБ» специально исследовала этот вопрос, относительно школ. Воспроизводим ее подборку статей на эту тему из № 16 за 2013 год (4-6 марта).

 

Маленькие крепостные

Первоклашек и их родителей загнали в тупик. Школы будут принимать заявления только от родителей первоклассников, проживающих на закрепленной территории

Согласно Приказу Минобразования РФ от 15.02.2013 г., с 1 марта школы имеют право принимать заявления лишь от тех родителей будущих первоклассников, которые проживают на закрепленной за данным учебным заведением территории. Попытаться попасть в другую школу, конечно, можно — но только после 1 августа, при наличии свободных мест.
   То, что новый порядок создаст множество проблем, было очевидно с самого начала. Во-первых, школы в Петербурге разные. Где-то учатся по более простой программе, где-то по более сложной, где-то изучают английский, а где-то французский или немецкий. Прежде родители выбирали школу, исходя из склонностей и способностей ребенка. Сегодня такие мелочи никого не интересуют.
   Во-вторых, режим работы школ тоже разный. Где-то занятия начинаются в половине десятого утра, где-то в девять. Где-то со второго класса дети учатся шесть дней в неделю, где-то в пять. Где-то можно оставить первоклашку в группе продленного дня до семи вечера, а где-то надо забирать сразу после уроков. При выборе школы все это, опять же, играло большую роль. И, допустим, работающие мамы часто стремились отдать свое чадо в учебное заведение поближе к месту работы или к месту жительства бабушек-дедушек. Авторы же приказа, видимо, предполагают, что семилетний ребенок должен возвращаться из школы один — и дальше до вечера ждать дома родителей.
   Наконец, есть немало людей, у которых старшие дети уже учатся в школе не по приписке. Кстати, в целом ряде случаев «неприписной» она стала уже после того, как ребенок туда поступил — отделы образования районных администраций, составляющие списки прикрепленных домов, периодически вносят в них корректировки, причем весьма существенные. Прежде младшие дети имели льготы при поступлении, но сейчас они отменены — мамам предлагается либо переводить старшего, либо отпускать его в школу в одиночку, либо каким-то образом разрываться между двумя учебными заведениями.
   Есть еще один немаловажный нюанс. Когда школы переводили на подушевое финансирование, нам объясняли, что теперь они будут бороться за учеников — у директоров появится стимул повышать уровень образования, организовывать внеклассную работу, короче, реформировать работу своего образовательного учреждения так, чтобы все стремились попасть именно туда. Теперь выясняется, что ничего делать не надо: родители будут вынуждены идти в школы, невзирая на ее репутацию. Просто потому что их туда приписали.
   Собственно, о проблемах, которые создаст многим петербуржцам новый порядок, «Новая» уже сообщала летом прошлого года. Честно говоря, мы надеялись, что городские власти обратят на них внимание и попробуют найти выход из ситуации. Поначалу казалось, что так оно и будет. На запрос депутата Бориса Вишневского губернатор Георгий Полтавченко тогда ответил, что никаких проблем не видит. Но комиссия ЗС по образованию, культуре и науке их рассмотрела и единогласно приняла проект обращения в Минобр с просьбой откорректировать приказ и дать субъектам Федерации право самостоятельно устанавливать сроки второй (то есть неприписной) волны приема в школы. Комиссия также решила вместе с Комитетом по образованию и представителями роно разобраться с многочисленными жалобами граждан, чьи дома приписали отнюдь не к ближайшим школам. Однако это решение было благополучно забыто. И проект обращения не то что не отправили в Минобр, но даже на рассмотрение Собрания не вынесли.
   В Комитете по образованию осенью журналистам говорили, что в правила приема в школы, скорее всего, будут внесены изменения, и просили не нагнетать и воздержаться от публикаций на эту тему. Однако никаких корректировок не последовало, и родители будущих первоклашек начали судорожно искать выход из того тупика, в который их загнали. Одним из наиболее популярных способов стала покупка липовых регистраций около желаемых школ. Другие готовятся организовывать дежурства и «жечь костры» перед 1 августа, надеясь попасть на свободные места. В наиболее востребованных школах мест к этому времени не будет, а в остальных — предсказать, сколь велико окажется количество родителей, которые будут переносить заявления из школы в школу, нельзя. И директора с некоторым ужасом ждут начала августа. Ну а родители… пьют успокоительные. Что им еще остается делать?
   В феврале, когда проблема с поступлением встала во весь рост, и депутаты, и Комитет по образованию попытались принять меры. Комитет, в частности, предложил школам установить льготы для вторых детей — но только во время второй волны. Депутат Марина Шишкина отправила запрос губернатору. А ее коллега Алексей Ковалев внес законопроект о приписных территориях, согласно которому за каждой обычной школой предлагается закрепить весь городской район, а за специализированной (например, гимназия) — весь город.
   У родителей проект вызвал неоднозначную реакцию — ситуация со школами в разных районах города неодинакова, и то, что хорошо для компактного Васильевского острова, рискует обернуться хаосом в Приморском районе. Но в любом случае прием в школы уже начался и менять правила игры поздно. По сути, на этот год остается лишь одна малюсенькая зацепка, позволяющая избавить мам и пап будущих первоклассников от многомесячной нервотрепки. Приказ Минобра позволяет школам начать прием заявлений у «неприписных» раньше 1 августа, если все приписанные дети уже зачислены. То есть теоретически сроки могут быть изменены, причем как для отдельно взятой школы, так и для города в целом.

Вероника АЗАРОВА, cartoonbank

 

B Петербурге появились первые случаи покупки временной регистрации, но не для мигрантов-гастарбайтеров, а для детей петербуржцев. Причина — новые правила приема в школу


Я стала образованным человеком (надеюсь) во многом потому, что последние два школьных года училась в хорошей гимназии в центре города. А жила и до сих пор живу в «депрессивном» районе — в левобережной части Невского района.

Чернь, знай свое место
   Хрущевки — самый распространенный здесь тип дома. Квадратный метр в районе улиц Бабушкина, Седова, Шелгунова, Рабфаковских переулков — самый дешевый в городе. Это еще сильнее повлияло на ухудшение «качества» местного населения. Мои соседи — деморализованные рабочие, которых уволили с массово закрывшихся в 90-х годов заводов, их дети и внуки. Многие люди, потерявшие и работу, и надежду, и цель в жизни, продавали квартиры в более престижных местах и приезжали жить к нам. Круг замкнулся: социальный уровень людей был низок и падал еще ниже.
   Я много общаюсь с местными школьниками. Могу утверждать: матом многие разговаривают с первого класса. Потому что так разговаривают не только их отцы, но и матери. Курильщиков среди учеников начальной (!) школы у нас больше, чем в других районах. Сигареты малышам покупают старшие товарищи (лет по 13), которым никогда не откажут в круглосуточных ларечках. Здесь же школьник 13–15 лет легко сможет купить пиво. Среди 10 — 11-классников курят и пьют уже 95 — 100%, в том числе и девочки. Недавно я столкнулась с учеником младших (!) классов, употреблявшим толуол (токсическое вещество, пришедшее на смену клею «Момент»). Когда я пришла к его учителям, они невероятно засуетились и начали принимать меры. Но ситуацию в целом им вряд удастся изменить. Неблагополучная обстановка и в семье, и на улице сведет на нет все усилия школы и учителей.
   Семей с запросом на более приличное образование здесь немного. Как и мои родители, они, стремились отправить своих детей учиться подальше от дома. Они понимают, что, какими бы хорошими ни были учителя в окрестных школах, уровень образования здесь ниже просто за счет контингента учащихся. До последнего времени был шанс вырвать детей из депрессивной среды, вырастить их умными и социально активными. Но усилия Министерства образования эту возможность отобрали.
   Закрепление по месту прописки упрочит сегрегацию районов. Теперь место жительства будут выбирать, исходя в том числе из качества прикрепленной школы. Соответственно, капитализация квартир вокруг престижных школ повысится, а в нашем районе — независимо от качества жилья. Небогатая интеллигенция, которая хотела бы переехать поближе к хорошей школе, не сможет этого сделать. Окончательно сформируются районы «бедные и некультурные» и «богатые и культурные». Кстати, и Европа, и Америка долго шли по такому пути, а теперь тратят миллиарды на то, чтобы избавиться от своих Гарлемов.

Бессмысленно и беспощадно
   Идея жесткого прикрепления к школам выглядит не просто негуманной, но абсурдной. Помимо родителей, среди пострадавших оказываются и престижные гимназии, поступить в которые рвутся со всего города. Теперь к ним никто не будет рваться: прикрепленная территория, которую школа обязана обеспечить местами за партами, полностью исчерпает их лимит. Гимназия никого не сможет принять со стороны.
   Раньше детям из прилегающих домов школа была обязана предоставить места, но они не обязаны были поступать именно в эту школу. В продвинутых гимназиях родителям «прикрепленных» детей со скромными способностями намекали, что малыш может не справиться с гимназической программой. Выбор был за родителями — уйти или остаться. Многие считали, и порой справедливо, что эти места продавали. Однако надо понимать, что комплектование классов как за счет бедных малокультурных семей, так и за счет богатых малокультурных семей (дающих взятки) для гимназий одинаково вредно: падает уровень учащихся и престиж гимназии. Поэтому разумные директора всегда оставляли возможность для бесплатного (и безблатного) поступления одаренных детей вне зависимости от имущественного статуса семьи.
   Теперь гимназия не сможет давать советы «прикрепленным», а вынуждена будет комплектовать классы теми, кто придет. Отбор по принципу хотя бы тяги к знаниям детей и их родителей будет исключен. За парту сядут все, кто живет вокруг школы: умные, глупые, неблагополучные, дети гастарбайтеров, едва говорящие по-русски и т. д. Что станет после этого с гимназией? Правильно, она перестанет быть гимназией, а превратится в обычную школу.
   С гимназиями, расположенными в центре, получается еще более непонятно. «Наш район практически нежилой, — говорит Ирина Павловская, завуч одной из самых известных школ в городе, гимназии при Русском музее. — К нам прикреплено несколько домов с жилыми квартирами, но если принимать детей только из них, мы просто не наберем нужного количества учащихся». Ирина Леонидовна считает, что принцип жесткого закрепления детей за школами нужно отменить: «Родители имеют право сами выбирать, в каком учебном заведении учить своего ребенка. Это предусматривает закон «Об образовании», и новые правила вступают в явное противоречие с ним».
   Депутат Алексей Ковалев, предложивший свой законопроект, который может помочь решить проблему, объясняет создавшуюся ситуацию менталитетом чиновников: «Выросшие в советскую эпоху авторы законодательства не знают иных способов распределить детей по школам, кроме директивного порядка».
   То есть, вполне возможно, нынешнее жесткое закрепление — нечто вроде иррационального системного сбоя, который выправится сам собой? Посудите сами — масса школьников хотят поступить в школы вне места своей прописки. Масса школ по ряду причин хотят принять именно таких детей. И вот некие абсурдные правила встают между этими двумя мощными встречными потоками. Неужели «правила» устоят? Словом, есть некая надежда, что в школах их будут попросту игнорировать и работать по-старому. А чиновники, не желая терять лицо, либо потихонечку внесут изменения в правила поступления, либо будут закрывать глаза на нарушения.
   Я много лет возила на автобусе свою старшую дочь в школу в соседний район. Когда мой двухлетний младший сын дорастет до приема в первый класс, старшая дочь будет 11-классницей. До последнего времени я могла надеяться на автоматическое поступление сына в школу дочери «по праву младшего брата». Теперь мне остается либо надеяться, что за оставшиеся годы в чиновниках Петербурга проснется разум, либо спешить оспаривать правила закрепления по месту прописки в суде. Интересно, что будет эффективнее?

Ирина АНДРИАНОВА, мама будущего первоклассника

**

 

См. также:

А. Долгошева Закрепленные лица // Санкт-Петербургские ведомости, 2013, № 40, 4 марта

ПОСТСКРИПТУМ:

См. также на Когита.ру: 

Алексей Ковалев пытается противостоять закреплению территорий за школами

 

относится к:
comments powered by Disqus