01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов

Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 23.02.2013 — Последние изменение: 27.02.2013
Участники: В. Дмитриевский, члены группы "Социология и театр"
Так называется книга, вышедшая в 2013 году, однако являющаяся аутентичным воспроизведением двух коллективных монографий, впервые изданных ротапринтом в 1979 («Молодежь и театр») и 1981 году («Зритель в театре»). Авторами этих раритетных теперь трудов группы «Социология и театр» при ЛО ВТО являются: А. Алексеев, О. Божков, В. Владимиров, В. Дмитриевский, Б. Докторов, Л. Кесельман.

 

Замечательно, что едва успев появиться на полках книжных магазинов, эта книга (ее полный текст) уже доступна в интернете: http://sias.ru/upload/iblock/c72/teatr.pdf . Правда, электронная версия запаролена: ее можно скачать целиком в формате pdf, но нельзя скопировать в ворд отдельный фрагмент. Что составляет определенное неудобство – как для плагиаторов, так и для порядочных людей. Андрей Алексеев. 23.02.2013.

 

 

Театр и публика: Опыт социологического исследования 1960–1970-х годов // Отв. ред. В.Н. Дмитриевский. – М. : Государственный институт искусствознания, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. – 400 с. – (Социология и экономика искусства: научное наследие).

Тираж – 800 экз.

 

Аннотация

Предлагаемая читателю книга «Театр и публика» (Опыт социологического исследо­вания 1960–70-х годов) состоит из двух частей – «Театр и молодежь» и «Зритель в театре». Обе работы выполнены сотрудниками научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества и опубли­кованы под грифом ВТО и ВНИИ искусствознания в виде малотиражных ротапринтных сборников, соответственно, в 1979 и в 1981 гг. В исследованиях группы «Социология и те­атр» принципиально обоснованы и развиты содержательные теоретико-методологические подходы – как в изучении социального функционирования театра, формирования и экс­плуатации текущего репертуара, так и в рассмотрении мотиваций и стимулов поведения зрительской аудитории. Работы ленинградских социологов стали важным этапом изуче­ния социального бытования театра в контексте функционирования отечественной худо­жественной культуры, их научная и практическая значимость остается весьма актуальной как для теоретиков и историков культуры, так и для специалистов, занятых конкретными социологическими исследованиями современного художественного процесса.

 

Оглавление

От редакции – 8

Введение – 12

Н.А. Хренов. Социологические исследования театра в контексте становления социологического и культурологического знания – 12

1. «Третья волна» в социологии искусства как выражение настроений эпохи «оттепели» – 12

2. «Третья волна» в социологии искусства под углом зрения становления прикладной культурологии – 15

3. Социологические исследования театра: научная группа «Социология и театр» в контексте «третьей волны» в социологии искусства – 20

4. Фундаментальная культурология и прикладная культурология периода «застоя»: представляют ли они одну научную парадигму?– 28

5. Функционализм в его отношениях с государством и культурой. Явные и латентные функции культуры в Советском Союзе – 32

6. Новые функции культуры в российской цивилизации на рубеже ХХ–ХХI вв. – 37

Часть первая

ТЕАТР ИМОЛОДЕЖЬ

Опыт социологического исследования

От авторов – 42

Введение – 44

Глава 1. Молодежь как театральная аудитория – 55

Глава 2. Структура театральной афиши и эксплуатация репертуара – 63

Глава 3. Театральные предпочтения различных социальных групп молодежной аудитории – 82

Глава 4. Ленинградские театры и молодежь: картина взаимодействия – 102

Глава 5. Некоторые проблемы построения типологии явлений театральной жизни – 138

5.1. Типология театральных спектаклей – 138

5.2. Типология форм поведения молодежи в сфере досуга – 151

Приложение 1. Методика социологического опроса – 169

Приложение 2. Экспертная анкета «Взгляните на театральную афишу» – 201

Приложение 3. Сводные данные по формированию и эксплуатации репертуара ленинградских драматических театров в 1973 г. – 205

Приложение 4. Список основных работ по социологическому и социально-психологическому изучению театра (1965–1978 гг.) – 214

Часть вторая

ЗРИТЕЛЬ В ТЕАТРЕ

Социологические исследования театральной жизни

Предисловие – 224

Раздел I

Методологические и методические аспекты изучения проблемы: театр и зритель

Глава 1. Театр в современных социокультурных условиях – 226

1.1. Специфика театра и проблема общения – 226

1.2. Театр, кино, телевидение и зритель – 232

1.3. Театр и зритель: формы взаимодействия – 239

Глава 2. Театральная жизнь как объект социологического исследования – 249

2.1. Состояние проблемы – 249

2.2. Методические аспекты социолого-театроведческого исследования – 255

2.3. Специфика обследования театральной аудитории – 270

Раздел II

Театральная аудитория: ее структура, характеристика поведения в сфере культуры, факторы формирования

Глава 1. Аудитория театра – 283

1.1. Определение основных понятий – 283

1.2. Построение модели реальной аудитории – 286

1.3. Некоторые характеристики повседневной аудитории – 292

Глава 2. Поведение зрителей драматических театров в сфере культуры – 301

2.1. Обзор эмпирических данных – 302

2.2. Факторы, обусловливающие активность в сфере культуры – 313

2.3. Факторы, обусловливающие дифференциацию в сфере культуры – 315

Глава 3. Факторы формирования зрительских аудиторий – 318

3.1. Единство в разнообразии – 318

3.2. Социальные и театральные факторы формирования зрительской аудитории – 323

3.3. Специфика театра и спектакля как конкурирующие факторы – 327

3.4. О дифференциации зрительских аудиторий – 336

Глава 4. Ленинградский театр на ленинградском телевидении – 341

4.1. Телевизионно-театральная статистика свидетельствует – 342

4.2. Театральная афиша телевидения – 345

4.3. Место театрального спектакля в сетке телевещания – 347

Раздел III

Прогнозирование театральной жизни

Глава 1. Некоторые методологические вопросы прогнозирования театральной жизни – 351

1.1. Определение прогнозируемых признаков театральной жизни – 351

1.2. Определение временного интервала прогнозирования –353

1.3. Неопределенность в прогнозировании – 355

1.4. Уровень надежности прогноза – 357

1.5. Надежность эмпирических данных – 359

1.6. Обобщенные индикаторы и прогнозирование – 361

Заключение – 365

Приложение 1. Анкета «Вы пришли в театр...» – 369

Приложение 2. Распределение ответов на вопросы анкеты «Вы пришли в театр…» – 379

  **

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Третий том серии «Социология и экономика искусства: научное на­следие» озаглавлен «Театр и публика: Опыт социологического исследова­ния 1960-70-х годов». Он составлен из двух научных монографий - «Те­атр и молодежь», авторы - А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Л. Владимиров, В.Н. Дмитриевский, Б.З. Докторов, и «Зритель в театре», авторы - А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Н. Дмитриевский, Б.З. Докторов, Л.Е. Кесельман. Обе монографии написаны сотрудниками научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссий­ского театрального общества и опубликованы, соответственно, в 1979 и в 1981 гг. под грифом ВТО и ВНИИ искусствознания в виде малотиражных ротапринтных изданий.

Мысль о создании междисциплинарной научно-исследовательской группы «Социология и театр» зародилась в ходе симпозиума «Социология и культура» (Ленинград, 1966), организованного по инициативе Института истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания) и Ле­нинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК). В симпозиуме участвовали видные ученые ИИИ - А.А. Сидоров, О.А. Швидковский, А.С. Вартанов, Л.Н. Пажитнов, Б.М. Шрагин, исследо­ватели НИО ЛГИТМИКа - А.Н. Сохор, А.Я. Альтшуллер, Э.В. Леонтьева и др. Тогда же возникло тесное сотрудничество обоих Институтов с Советом и Кабинетом по организации, экономике и социологии театра Всероссийского театрального общества. Эти учреждения энергично способствовали образова­нию в Ленинграде Научно-исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении ВТО.

В состав научного коллектива, сформированного в 1974 г., вошли теат­роведы и социологи, сотрудники ЛГИТМиКа и Института социально- экономических проблем АН СССР А.Н. Алексеев, О.Б. Божков, В.Л. Вла­димиров, В.Н. Дмитриевский, Б.З. Докторов, Л.Е. Кесельман, Б.М.Фирсов. От Всероссийского театрального общества группу курировали заведующий Кабинетом организации, экономики и социологии театра С.Д. Вульфсон, член бюро Ленинградского отделения ВТО, заведующий кафедрой истории русского театра и театральной критики ЛГИТМиКа А.З. Юфит, референ­ты ЛО ВТО Ц.С. Андреева и Б.Н. Кудрявцев. В 1978 г. состав группы обно­вился и расширился. В.Н. Дмитриевский был переведен на работу в Москву, во ВНИИ искусствознания на сектор научного управления и развития ху­дожественной культуры. «Социологию и театр» возглавил Б.М. Фирсов,

новыми сотрудниками группы стали театроведы А.Я. Альтшуллер, Ю.М. Бар­бой, А.А. Кириллов.

Три комплексных масштабных исследования - « Социологическое изуче­ние репертуара драматических театров СССР 1960-1970-х гг.», «Театр в ду­ховной жизни современного молодого человека» и «Зритель в театре» - сразу привлекли к себе внимание научной и театральной общественности. Работа группы «Социология и театр» обстоятельно рассматривалась на представи­тельных конференциях в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, особо отмечалась погруженность исследований в широкий контекст культурной деятельности, тщательная разработка эмпирической базы, точное распре­деление социально-демографических характеристик выборочного массива, содержательное использование значимых информационно-статистических источников, квалифицированное обобщение данных с применением раз­личных индексов и сложных математических процедур и привлечением к сотрудничеству компетентных специалистов-экспертов. Проблемам ис­пользования экспертных методов в социологическом изучении театральной жизни была посвящена представительная научно-практическая конферен­ция, проходившая в Ленинграде в 1977 г.

В исследованиях группы «Социология и театр» глубоко обосновывались и развивались содержательные теоретико-методологические подходы - как в изучении социального функционирования театра, формирования и эксплу­атации текущего репертуара, так и в рассмотрении мотиваций и стимулов поведения зрительской аудитории и, прежде всего, молодежи. Авторы пред­приняли многофакторный социолого-театроведческий анализ репертуара те­атров СССР, они разработали принципиально новую комплексную методику анализа функционирования театра и ввели ее в широкий исследовательский контекст культуры. Концептуализированная методика изучения художе­ственной жизни открывала возможности всесторонней оценки театрально­го процесса в совокупности и взаимосвязи основополагающих социальных, социально-психологических, эстетических, экономических факторов, позво­ляла рассматривать стилевое своеобразие отдельных театров на базе постро­ения типологии спектаклей, выявляя объективные социально-эстетические функции как конкретных сценических постановок, так и целостных репер­туарных массивов. Типология репертуара театров опиралась не только на специфические производственно-эксплуатационные количественные пока­затели, на жанровые особенности, идейно-художественные характеристики спектаклей, она учитывала и особенности социального бытования сцениче­ского искусства. Каждая постановка, находившаяся в реальном обороте, ква­лифицировалась исследователями с точки зрения реализации в ней четырех основных групп социальных ценностей:

актуальные общественные ценности (идеологический потенциал спек­такля);

общезначимые человеческие ценности (нравственный потенциал);

ценности художественной культуры (художественный потенциал);

ценности массового восприятия (потенциал массовости).


Различные сочетания названных потенциалов образовывали в своем ко­личественном и качественном соотношениях и связях целостную типологию совокупного театрального репертуара в ее динамичном развитии.

Начав с поэлементного обособленного рассмотрения отдельных явле­ний театральной жизни, исследователи пришли к комплексному анализу, к системному подходу, открывающему перспективные исследовательские воз­можности. Такой методический скачок позволил обобщить признаки отдель­ных спектаклей и блоков спектаклей до степени интегрированных оценок, характеризующих социологические виды сценического произведения и типо­логическую структуру репертуара в терминах:

«Культура» (носители и проводники преимущественно ценностей массового восприятия);

«Искусство-культура» (ценности массового восприятия в сочетании с иными ценностями);

«Искусство» (ценности художественной культуры и общезначимые человеческие ценности без «посредничества» ценностей массового вос­приятия);

«Без доминанты» (не выражена ни одна группа социальных ценно­стей). Одним из принципиальных важных итогов проведенного анализа теа­тральной жизни Ленинграда была фиксация «экспонент» в репертуаре 1970

начала 1980-х гг., ценностей массового восприятия и снижения уровня ре­шения серьезных идейно-художественных задач.

Обращение к междисциплинарному социолого-театроведческому под­ходу позволило комплексно рассмотреть явления театра в их совокупности и выявить в их взаимодействии определенные системообразующие связи театральной жизни в целом, осмыслив ее как целостную систему, находя­щуюся во взаимодействии с социокультурной жизнью общества в простран­стве конкретного отрезка времени. Исследователи комплексно рассматри­вали собственно театральный компонент системы «театр - зритель». В ходе многофакторного изучения проблемы они пришли к ряду принципиально важных выводов, которые позволили пересмотреть и уточнить общую схему взаимодействия сцены и зала, увидеть в ней элементы более широких си­стем: «зритель - искусство» и «человек - культура». Характеризуя публику, исследователи не ограничивались ее социально-демографическими пара­метрами, а выявляли распределение аудитории по степени приобщенности ее к художественной культуре в целом и получили четкие представления

о  механизмах формирования качественных параметров аудитории, о взаи­мовлияния аудиторий различных субкультур и их отношений с основны­ми видами искусства. Таким образом, можно утверждать, что в 1970-х гг. в отечественной науке определились основные границы и масштабы научного осмысления театральной жизни в рамках комплексного театроведческого, со­циологического, социально-психологического подходов. Тем самым социо­логия театра как междисциплинарная область знания заняла существенное положение в научной иерархии: она зафиксировала социальную составляю­щую сценического искусства в современном обществе, определила значение

театра в новой социокультурной ситуации, его важную роль в культурной политике.

В начале 1980-х гг. группа «Социология и театр» провела широкий опрос актеров по анкете «Жизнь в театре», который лег в основу научных проектов «Социальное бытие драматического спектакля» и «Пути повыше­ния социально-культурной эффективности театрального искусства». Одна­ко в силу разного рода организационных и финансовых трудностей группа «Социология и театр» в конце 1980-х гг. распалась, но научная и практиче­ская значимость проведенных ею исследований остается актуальной. Моно­графии «Театр и молодежь» и «Зритель в театре» обстоятельно анализируют использование междисциплинарных подходов на всех этапах исследования, начиная с изложения концептуального замысла, формулирования рабочих гипотез, исходных методологических и методических аспектов изучения проблемной ситуации, оптимальных путей осуществления работы, и кончая промежуточными и итоговыми результатами, теоретическими и практиче­скими рекомендациями. Приложения содержат подробные инструкции по проведению социологических опросов зрителей и экспертов, методические указания по сбору и обработке информационно-статистических данных, опросные анкеты, библиографию работ по теме исследования.

Публикация в серии «Социология и экономика искусства: научное на­следие» исследований «Театр и молодежь» и «Зритель в театре», изданных тридцать лет назад Институтом искусствознания и ВТО в виде малотираж­ных ротапринтных сборников и сегодня практически недоступных читате­лю, представляется весьма полезной и целесообразной.

 **

 

Об исследовательской группе «Социология и театр» при Ленинградском отделении Всероссийского театрального общества см. также: Божков О.Б. 15 лет социологического изучения театральной жизни Ленинграда // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2008, № 6.

 

 

 

относится к: , ,
comments powered by Disqus