01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Соблазн «великого самомнения»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Соблазн «великого самомнения»

Соблазн «великого самомнения»

Автор: Е. Батенкова, Д. Бродский — Дата создания: 25.02.2013 — Последние изменение: 27.02.2013
Участники: А. Алексеев
Это эссе моих московских друзей, педагогов, создателей Московской независимой общественной библиотеки и правозащитно-просветительской группы «Обратная связь», супругов Дмитрия Бродского и Елены Батенковой мне представляется концептуально исключительно важным. Посягнули возразить Достоевскому. Но великий писатель не обязательно прав… А. А.

 

 

Из портала «Проза.ру»:

Елена Батенкова, Дмитрий Бродский

Великий соблазн

«Независимо от нашего  знания  или незнания,  те действия, которые мы  производим в отношении другого субъекта (S)  как объекта (O),  прямо или косвенно обязательно отразятся на нас,  наших близких или  наших будущих поколениях… Таков универсальный «закон  обратных связей»  (Д. Бродский).    
Сегодня многие думающие люди в России задаются вопросом: «Куда мы идём? Чего хотим?» Очевидно, что интеграция в мировое экономическое пространство ставит перед  Россией сложнейшие задачи, на решение которых у нас практически не осталось времени. Можно сколь угодно часто заявлять (что и делают представители всех ветвей нынешней российской власти) о необходимости проведения реформ в различных областях жизни, но если нет понимания того, что мы не справимся в одиночку, противопоставляя себя всему цивилизованному миру, никакие реформы не осуществятся.
20 лет назад народ России принял документ, который, в основном, закладывал предпосылки для вхождения России в семью цивилизованных государств.
Имя этому документу – Конституция Российской Федерации. В нём определены важнейшие ценности европейской культуры, прошедшие испытание временем, включая страшные поражения и великие победы.
Эти положения можно сформулировать очень коротко и ясно: главной ценностью в России становится человеческая жизнь (ст. 2), и государство берёт на себя обязательства обеспечить ей защиту и  благополучие. Отстаивая эти ценности, многие  государства  обеспечивали своим народам процветание. Самыми благополучными для жизни людей признаются те страны, в которых защищена частная собственность и работают такие инструменты демократии, как независимый суд и выборная система власти.
Да, эти инструменты сами по себе  не дают гарантии безусловного успеха, поэтому нуждаются в перманентной поддержке большинства населения – свободных её граждан.
Для этого в Европе существуют традиции, которые нам хорошо известны – это  христианские идеалы, которые выдержали испытание временем, а именно: милосердие, вытекающее из уважения к  человеческой жизни,  готовность прийти на помощь ближнему и дальнему своему сородичу – человеку, то есть солидарность, а также признание другого человека равным себе в правах.
 После последней страшной войны Европа стала сильнее именно потому, что осознала свои ошибки и достойно справилась с их преодолением, ярким доказательством чему стало создание единого европейского пространства в форме Европейского Союза (ЕС). Сильным союзником Европы на этом пути выступают Соединенные Штаты Америки.
Да, проблем у ЕС и  сейчас очень много, но европейская семья стран полна решимости совместными усилиями их преодолеть.
А Россия недобро ехидничает – мол, ну - ну, давайте, тужьтесь, всё равно без нашего газа и нефти загнётесь со своими правами человека.
Злорадствуют, конечно, не все. В основном те, кто незаконно объявили себя властью в России, и, в нарушение основных наших конституционных положений, провозгласили высшей ценностью государство, то есть, самих себя – любимых.  А ведь государство – это всего лишь форма существования народа.
Быстро объявился и «идейный» союзник у этой власти - созданная ещё под кураторством ЦК КПСС официозная и проникнутая духом конформизма православная церковь - РПЦ. И понеслось…
С думской трибуны и из кремлёвских кабинетов доносится: «Кто не с нами, тот против России!! Ату его!» Церковь вторит: «Кто не православный, - тот не русский!»
Позвольте, а где же Конституция? «А что это такое?» - скалятся квасные патриоты.
Последние 20 лет последовательно  вымывалась из сознания российского народа надежда на то, что, согласно Конституции РФ, люди в нашей стране перестали быть подданными, как было при царизме или «советах»,  а стали гражданами. 
Надо признать, что власть не сильно даже трудилась над этим, - как-то всё гладко прошло.
Почему же большинство россиян так быстро отказались от свободы и, как за соломинку, ухватились за самое  ненадежное, что можно было бы вообразить, - за ненависть к  ценностям цивилизации?  К тем самым ценностям, которые за последние столетия из  Европы распространились по большинству стран мира,  – к идеям  всемирной любви и свободы человека?
Может быть, потому, что не провели работу над ошибками, как это случилось в Европе? Потому, что не научились говорить себе «Я был не прав…».
Стало дурной привычкой не желать ничему  учиться и утверждать, что никто нам не нужен в помощники! Мы всегда правы: и в прошлом, и сейчас, и в будущем, тоже. И всё, и отстаньте от нас! А то будет вам же хуже!
И чувство всемирной любви,  и понятие свободы личности  сформировались в процессе расширения и усложнения отношений человека с миром. Новые отношения порождают новые переживания и  идеи.
А мы безнадёжно отстали от цивилизованного, работающего над своими и чужими ошибками, мира.
К сожалению, непрекращающаяся борьба цивилизации и варварства легла кровавой кляксой на  русской истории, хотя в неоднократных попытках «закрыть» эту тему «сломано множество копий» в русской общественной мысли двух последних столетий.
И основной, хотя и неявной, ментальной идеологемой,  блокирующей путь России  к  цивилизованному миру, служит  представление русского человека о себе как о «право имеющем» (всё себе дозволяющем): «Тварь ли я дрожащая или право имею?» ( Ф. Достоевский, «Преступление и наказание»).
И вот он, «великий соблазн» Ф.М. Достоевского, занозой засевший в головах некоторых  русских интеллектуалов, а из их воспалённых  голов разлившийся ядом в сознание народных масс:
 «Всякий великий народ верит и должен верить, что в нем-то и только в нем одном и заключается спасение мира, что живет он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной… Великое самомнение, вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, есть залог самой высшей жизни наций». (Достоевский Ф.М. Дневник писателя, 1877. Январь, гл. 2: Примирительная мечта вне науки, с. 19.- СПб., 1995.)
По этому поводу Д.С. Мережковский в своей книге «Не мир, но меч» честно, хотя и с болью, предъявляет своему  кумиру обвинение в отступничестве от тех самых христианских ценностей, которыми жили лучшие люди  России и  считавшие в XIX веке Достоевского своим учителем:
«О каждом народе можно сказать то же, что о каждом человеке: народ, который хочет сохранить свою душу, свою исключительную народную истину, — потеряет ее; а тот, который потеряет ее, ради вселенской истины, — сохранит ее. Каждый народ должен отречься от себя, от своей «синтетической личности, от своего особого бога», должен сделаться жертвой за все другие народы, умереть как народ во всечеловечестве, для того чтобы воскреснуть в богочеловечестве.
Каждый народ должен Христу сораспяться, чтобы со Христом воскреснуть.
А народ, который утверждает свое первенство на том, чтобы не самому быть слугою всем, а чтобы все были слугами ему одному, который не собой жертвует всем, а всеми жертвует себе, такой народ не со Христом распинается, а распинает Христа, Богочеловека — в богочеловечестве».

«Сообщниками» называет Мережковский себя и всех, кто считал Достоевского своим кумиром, и считает, что многим из них удалось всё-таки не поддаться на этот соблазн – соблазн «великого самомнения».
«Мы одолели соблазн; но, зная по собственному опыту всю его силу, мы должны предостеречь тех, кто идет за ним по тому же пути <...>Не мы судим Достоевского, сама история совершает свой страшный суд над ним, как над всей Россией. <...>. Суд над ним — над нами суд. Мы не обвинители, даже не свидетели — мы сообщники Достоевского» (Мережковский Д.С. Не мир, но меч, с. 110)
Казалось бы, всё обнаружено, разъяснено и принято. То, что сказал Д. Мережковский о «соблазне» Достоевского, могло бы послужить и нам сегодня темой для серьёзного размышления о выборе Россией дальнейшего пути: идём мы вместе с цивилизованным миром или объявляем ему войну, прикрываясь «истинным православием» и ролью «великой державы»? 
И некоторые сильные русские умы решились отказаться от порочной парадигмы. Так в 1945 году русский философ Г.П. Федотов в статье «Россия и свобода» писал:

«Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: созданием Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство» (Федотов Г.П. Судьба и грехи России: в двух томах – СПб.: София, 1991).
Но что нам вещают ныне с государственных трибун?
«Сегодня для России наступает момент истины: или наша страна будет довольствоваться ролью "троечника" и "крепкого середнячка", или сделает качественный рывок вперед и вернет себе статус великой державы. Что бы ни говорили наши политические пессимисты и общественные зануды, быть лидером в мире - выгодно. Только полные жизни и отваги народы могут по-настоящему отстаивать свои интересы, а если надо - прийти на помощь более слабым соседям.
Мы хотим жить в открытом, безопасном и многополярном мире, а для этого надо приступить к созданию сообщества миролюбивых государств, живущих своим умом и на свои средства.
Только такая кропотливая и ответственная работа России по обустройству евразийского дома, в котором мы живем, вернет нашей стране и народу смысл существования и, выражаясь языком Ф.М. Достоевского, "великое самомнение", которое всегда присуще народам-творцам, народам - цивилизациям. Для того чтобы обеспечить нашей Родине мирное небо и укрепить позиции России в мировой политике, нам необходимо быстро восстановить научную, промышленную и оборонную мощь, привлечь к работе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) лучших инженеров и конструкторов, разработать новые образцы вооружений, превосходящие иностранные аналоги.<...>Уверен, что эту инициативу поддержат представители всех национальных, патриотических сил и, конечно же, наши оборонщики. В самые сложные годы разрушительных "либеральных реформ" они доказали преданность своей профессии. И сейчас, как прежде, работники оборонной промышленности и военные ученые готовы стоять за веру и Отечество, обеспечивая армию и флот - главных союзников России - всем необходимым для надежной защиты свободы и независимости нашей страны. Я верю в вас! Слава России!»
Это отрывок из Обращения Дмитрия Рогозина к гражданам России в связи с созданием «Народного фронта». Из приведённого текста следует, что выход России из того плачевного состояния, в котором она находится, возможен только на пути «накачивания мускулов», -   создания наступательной армии и флота, а вовсе не реформирования судебной и образовательной систем, искоренения коррупции, безусловной защиты частной собственности любого гражданина России, восстановления политических прав всего населения России (в том числе, права на свободу слова и собраний) и защиты всех остальных прав человека, зафиксированных в ВДПЧ и Конституции Российской Федерации.
Нет, по мнению вице-премьера РФ Д.Рогозина, нам этого не нужно! Это всё либеральное «занудство» и «пессимизм». Д.Рогозин считает, что только укрепление оборонной мощи «вернет нашей стране и народу смысл существования и, выражаясь языком Ф.М. Достоевского, "великое самомнение", которое всегда присуще народам-творцам, народам – цивилизациям». Звучит так,  будто Человечество до сих пор, подобно нашим диким предкам, ордами бродит по лесам и степям, будто нет международного права,  нет интересов и прав других народов, отдельного человека!
Вспомнились слова русского поэта Всеволода Некрасова:
 Ну, блудливые сыны…
Вот и мы со своим Христом,
С вон каким  хвостом…
Ну и сукины мы всё-таки дети.
Всеволод Некрасов («Справка»)

Таким образом, Рогозин навязывает всему русскому народу своё понимание «смысла существования» – господствовать над людьми и народами...
А ведь в XX веке где-то мы об этом уже слышали, не правда ли?  И хорошо помним, чем это закончилось для уставших от «либерального занудства» носителей подобных, с позволения сказать,  идей…
Россия – огромная страна, с внушительным потенциалом человеческих и иных ресурсов, способных сделать её удобной для жизни обычных людей,  мечтающих  о защищенности, благополучии,  справедливости, счастье, уважении и свободе (1), устремляющих свои взоры к будущему своих детей и внуков, готовых работать на себя, способствовать процветанию России  и мыслящих себя при этом частью мирового сообщества, Человечества.
Это ли не цель, наиглавнейшая задача для всех нас и, прежде всего, для тех, кто  должен управлять сегодня нашей страной?
Нельзя поддаваться соблазну самомнения, то есть неадекватно завышенной  самооценке себя в мире,   ибо такое восприятие отбрасывает нас вспять, к невежеству, а отсюда - к   страху, отчаянию и ненависти (2).
Такое состояние умов, в конечном счёте,  ведёт к  рабству, потому что,  опираясь на растерянность народа (как правило, создавая её искусственно), те, кто присвоили себе сегодня власть в России, вовсе не заинтересованы в процветании всех, а озабочены лишь использованием нас как расходного материала для достижения собственных желаний господствовать и получать удовольствия.
 «Самомнение» ослабляет наш разум, туманит взор и забирает будущее у наших детей.
Батенкова Е., Бродский Д.

Москва. 15 февраля 2013 г.

(1) Бродский Д. «Психологические основы конструктивной социальной толерантности» ( в сборнике  «Права ребёнка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса» (Ростов - на - Дону, Молодёжная правозащитная группа - Ростов (Программа «Толерантность - мой шаг»), Молодежное Правозащитное Движение, 2002, сс.142-159). http://feedbackgroup.narod.ru/findman/ocherki.htm ,
(2). Бродский Д, «О неврозе, методике его снятия, а также о том, что этому мешает и куда он может завести» (сайт «Восхождение», http://www.strah-i-trevoga.ru/kreativ/224-fundamentalnye-resheniya/literaturnyj-kreativ/290-o-nevroze-metode-ego-snyatiya.html )

 

См. также:  «Обратная связь»

Дмитрий Бродский на Проза.ру