01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Призма любви» фотохудожника Феликса Лурье

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «Призма любви» фотохудожника Феликса Лурье

«Призма любви» фотохудожника Феликса Лурье

Автор: А. Алексеев; Э. Лурье; "Личности Петербурга" — Дата создания: 28.08.2015 — Последние изменение: 28.08.2015
Исполнилось 85 лет человеку большого таланта и неуемной энергии, фотографу-любителю, которому могут позавидовать профессионалы, лирическому портретисту, летописцу культурной жизни нашего города, сюжетному фотохудожнику Феликсу Робертовичу Лурье.

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие люди обычно сами себе делают подарки к юбилеям: новую книгу, гала-концерт, художественную выставку… Так и Феликс Лурье. К его 85-летию состоялось издание его нового и, можно сказать, уникального фотоальбома «Портреты и сюжеты» (Спб., 2015).

Эту книгу-альбом можно перелистывать и разглядывать бесконечно.

Пусть читатель, пока не знакомый с нею, судит об этом альбоме из предисловия Эрлены Васильевны Лурье, спутника жизни и соучастника творчества, автора не менее замечательной автобиографической прозы («Дальний архив» и «Такая разная жизнь»), а также нескольких книг историко-культурологической публицистики («Глухое время самиздата», «Праздное письмо»), а еще и книг стихов.

Автор предисловия пишет пристрастно и вместе с тем строго:

Из книги: Лурье, Феликс. Портреты и сюжеты. Фотографии / Текст Эрлены Лурье. СПб.: 2015

В начале нового века ведущий телепрограммы, в которой был сюжет о Феликсе, представил его так: «Феликс Лурье – фотолетописец культурной жизни нашего города». Возразить трудно, ибо, будучи активным фотолюбителем, он, действительно, на протяжении 40 лет много где бывал и много кого снимал. В 2012 году 100 портретов представителей питерского «культурного слоя» вошли в его альбом «Снимки и тексты». В создании альбома принимали участие все члены нашей семьи: сыновья взяли на себе техническую и художественную стороны издания, я занималась текстами. Опыт оказался удачным, и к 85-летию нашего «фотолетописца» мы решили его повторить, используя совсем другой пласт работ, собравшихся за долгие годы.

Надо сказать, творческая жизнь Феликса тесно связана с фотоклубом Выборгского дворца культуры и за прошедшие десятилетия в доме скопилось много больших фотографий – из тех, что были показаны на выставках или в клубных фотоотчетах. Вот из них-то в основном и создан новый альбом, но на этот раз не по темам, а по времени: менялась жизнь, менялось окружение – менялись и темы снимков, за исключением его постоянной любви к портрету. В результате три сотни отобранных  фотографий составили пять разделов альбома: шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые, девяностые и новый век.

К сожалению, строгая хронология при компоновке альбома порой не выдерживалась. Во-первых, даты фотографий чаще всего определялись по косвенным признакам, а во-вторых, иногда приходилось ее нарушать ради целостности восприятия – хотелось собрать не просто альбом хороших фотоснимков, а сделать в определенном смысле биографическую, а если получится – лирическую фотокнигу. Ибо фотография для Феликса всегда оставалась способом самовыражения – это было его хобби, которым он никогда не зарабатывал и даже с посторонних брал «борзыми щенками» - фотобумагой.

Больше всего Феликсу нравилось снимать женщин и девочек. Его добрый глаз умел подмечать достоинства и тушевать недостатки, умел не только видетьь женскую красоту, но делать так, чтобы это увидели все. «Женщины его прекрасны. Возраст, красота этого возраста, особенность мига, в какой они запечатлен (задумчивость, воспоминание, юность) всегда трогают сердце», - это слова Александра Володина. А кто-то в той же книге отзывов написал удивительную фразу: «Наверное такими сквозь призму любви нас видит Бог-Отец»…

Вполне возможно, что все дело именно в этой «призме любви», ибо, глядя через объектив на свои модели, Феликс всегда старался поймать на пленку то лучшее, что было скрыто в каждой из них. А главное, он любил доставлять другим радость, от чего тоже ловил свой кайф – счастливая черта! И, конечно, лучшие портреты показывал на своих фотоотчетах и различных выставках, одну из которых так и назвал: «Мои прекрасные леди». За годы активного фотолюбительства у него прошло больше 30 персональных выставок; причем две – с афишами по городу. Одна из них называлась «Портреты и сюжеты» - так мы и назвали альбом, в котором представлены эти основные  линии творческого интереса Феликса Лурье – одного из старейших фотолюбителей нашего города.

Эрлена Лурье

Семейный тандем Феликса и Эрлены Лурье – поистине «культурное достояние» нашего города. Примечательно, что оба – инженеры по образованию и основной профессии , а гуманитарное творчество – это их высокое «любительство», в чем-то превосходящее профессионализм, ибо профессионал всегда хоть чуточку, да зависим от профессиональной среды и официальных институтов, любители же – СВОБОДНЫ в выборе способа  и формировании смысла своего творческого самовыражения.

Впрочем, не будем противопоставлять любителей профессионалам. Классными профессионалами выросли сыновья – Андрей (художник) и Вадим (филолог) Лурье. Пошли / не пошли по стопам родителей?

Но сегодня – именно Феликс Робертович – юбиляр и именинник.

Чего пожелать ему? Творчества? Но ему ли не хватает творческой энергии - сегодня, как  и полвека назад! Тепла? Но он его излучает и щедро одаривает окружающих, впрочем, и сам нежится в тепле любящих его родственников, друзей, коллег, почитателей таланта. Здоровья? Ну, оно никому не помешает, И, конечно, хоть и не держит сегодня «крест» на кольцах (спортивная гимнастика), как в молодости, но и в 85 лет может по такому случаю позволить себе полрюмочки коньяка.

Пожелаем Феликсу Лурье и впредь «светить всегда и везде», как это у него хорошо получается.

А для этого – хотелось бы «юбилейный» фотоальбом («Портреты и сюжеты»; 300 фотографий), вышедший, к сожалению, малым тиражом (200 экз) и уже по одному по этому не могущий рассчитывать на широкое распространение через книготорговую сеть,  увидеть полностью в интернете. Тогда эта «красота и роскошь человеческого общения» станет поистине ВСЕОБЩИМ достоянием. По крайней мере, достоянием тех, кому это нужно.

Таково – если угодно – пожелание общественности (позволю себе в данном случае высказываться от ее имени) младшим и компьютерно продвинутым поколениям семьи Лурье, коль скоро они уже и так вложили свой труд и душу в увековечение дела жизни своего отца, деда и прадеда.

А. Алексеев. 28.08.2015.

**

ПРИЛОЖЕНИЕ

Из веб-словаря «Личности Петербурга»:

Лурье Феликс Робертович

"Если я где-то был без фотоаппарата, то я там не был..."
Феликс Лурье

   Фотолюбитель.
   Феликс Робертович Лурье - один из старейших фотолюбителей нашего города - родился 19 августа 1930 года в Ленинграде. Отец Феликса занимался фотографией, он и приучил сына к фотокамере. После войны в школе Феликс ходил в фотокружок.
   В 1956 году Ф. Лурье окончил Ленинградском военно-механический институт. После окончания Военмеха, уже в Саратове Ф. Лурье как единственному фотолюбителю в конструкторской группе доверили скоростную киносъемку, и он увлекся кинолюбительством, став одним из основателей саратовского киноклуба.
   В 1959 году Ф. Лурье вернулся в Ленинград. Киноклуба в городе не было, зато активно работал знаменитый на всю страну народный фотоклуб Выборгского Дворца культуры. С 1960 года Ф. Лурье стал членом этого клуба. С тех пор он не расстается с камерой. Именно в клубе на встрече с известными ленинградскими фотографами-профессионалами - Брязгиным и Стукаловым - Ф. Лурье научился делать фотоальбомы - самодельные книжки на одну тему. Как правило, они посвящались природе - "Осень", "Туман", "Мосты". А так как интересы Феликса Робертовича можно разделить, в основном, на три группы - литература, театр, живопись, то он стал посвящать альбомчики литературным вечерам, открытиям художественных выставок, спектаклям. Их много сотен.
   С 1968 г. Ф. Лурье работал на "Арсенале" инженером-конструктором, у него около 30 конструкторских изобретений. Фотография никогда не была его профессией и лишь в конце 90-х годов он по договору полгода работал в театре "Зазеркалье", сделал 50 портретов для фойе театра.
   Был постоянным сотрудником и членом редколлегии многотиражной заводской газеты и постоянно помещал там информацию и рецензии на выставки, спектакли и литературные вечера в нашем городе.
   На "Арсенале" был клуб любителей литературы. Народный дом книги "Арсеналец" организовал в 1972 году литературный абонемент в Доме писателя имени В. В. Маяковского, где регулярно, много лет подряд проходили встречи с известными писателями, поэтами и драматургами. Ф. Лурье стал завсегдатаем Дома писателя и сделал множество замечательных фотопортретов: Иды Наппельбаум, Павла Антокольского, Натана Эйдельмана, Даниила Гранина, Михаила Жванецкого Андрея Битова, Федора Абрамова, Беллы Ахмадулиной... Портреты он обязательно дарил своим героям, и в его коллекции хранится множество благодарных отзывов.
   Ф. Лурье любил ходить на выставки и вскоре стал снимать слайды, в основном, картин малоизвестных молодых художников. Постепенно образовалась коллекция примерно из пяти тысяч слайдов - с их помощью в качестве лектора общества "Знание" фотограф регулярно делал обзоры художественных выставок на своем заводе и в фотоклубе, а сейчас, когда живопись андеграунда стала частью истории, его слайдами пользуются искусствоведы.
   В 70-80-е годы в нашем городе были весьма популярны народные театры, которым давалось чуть больше свободы - а работали там прекрасные режиссеры, ставшие впоследствии известными мастерами. Генриетта Яновская в театре "Синий мост" (в ДК им. Володарского), Вениамин Фильштинский в "Перекрестке" (в ДК I Пятилетки), Вадим Голиков в ЛГУ, Лев Шварц в "Четырех окошках" (ДК им. Ленина).
   "Мать Иисуса" Володина, "Марат-Сад" Вайса, "Самоубийца" Эрдмана, "Дракон" Шварца - эти пьесы в те времена можно было увидеть только на сцене народных театров - в профессиональные они не допускались. В этих коллективах не было штатных фотографов - и Ф. Лурье с удовольствием снимал спектакли и выпускал фотогазеты и альбомчики, бывал с театрами на гастролях в нынешнем ближнем зарубежье - в Таллине, Тарту, Вильнюсе, Каунасе.
   "Культуртрегерское хобби" Ф. Лурье и общение с мирами литературы, театра и живописи иногда приводили к тому, что между людьми, которых он знакомил друг с другом, возникали новые творческие связи и отношения. Обширный "банк данных" Ф. Лурье понадобился и "Всемирному клубу петербужцев". При выпуске альманаха "Тебе, Петербург" пригодились не только фотопортреты - несколько участников оказались в альманахе по "наводке" мастера.
   Много выставок, прошедших в кафе-салоне "Старая Деревня", также появилось благодаря Феликсу Лурье.
   С 1998 года Феликс Лурье увлечен цветной фотографией. Одни из самых запоминающихся работ мастера - женские портреты, среди них, конечно, и фотографии жены.
   Личная жизнь художника сложилась удачно. Его занятие творчеством нашло отклик у близких людей. Эрлена Лурье - поэтесса, лепит замечательные фигурки из теста, шьет, в молодости увлеклась фотографией. Фотоаппарат их и познакомил - разговорились на стадионе во время празднования 250-летия Петербурга. Двое сыновей Феликса Робертовича - художник и филолог - тоже любят фотографию.
   Фотоаппарат позволил Ф. Лурье познакомиться с большим кругом писателей, художников, актеров и режиссеров, которые и стали "героями" его многочисленных выставок, а регулярные посещения самых разных литературных вечеров, выставок и спектаклей привели к тому, что он стал летописцем культурной жизни нашего города с 70-х годов по нынешние времена. Многие работы Ф. Лурье публиковались в журналах "Советское фото", "Нева", "Аврора", "Юность", "Огонек", "Художественная самодеятельность"; в газетах "Советская культура", "Литературная газета", "Смена", "Вечерний Санкт-Петербург", "Невское время", "Час пик". Портреты часто помещались в книгах петербургских писателей и литературоведов, их можно было увидеть на многочисленных фотовыставках, на стендах Дома писателя.
   В городе прошло 15 персональных выставок Ф. Р. Лурье, на которых наряду с портретами представлены жанровые и пейзажные снимки.

   Фотоальбом Лурье Феликса Робертовича

**

См. также:

Кристина Кудрякова. Супружеский союз фотоаппарата и пера

Феликс Лурье. «Мой город»

Фотовыставка Феликса Лурье в Музее Анны Ахматовой в Фонтаном доме

Феликс Лурье. РЫЦАРЬ ОБЪЕКТИВА

comments powered by Disqus