01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Ольга Новиковская. Культурные досуги – 2

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Ольга Новиковская. Культурные досуги – 2

Ольга Новиковская. Культурные досуги – 2

Автор: Ольга Новиковская — Дата создания: 05.01.2013 — Последние изменение: 05.01.2013
Участники: А. Алексеев
Из «Записей для памяти» О. Новиковской: Мансарда на Марата, 36. Встреча с Юрием Линником - «Добрая воля». Художественная выставка в библиотеке на Стремянной - Новая встреча на выставке творческого объединения «Добрая воля» - «Сто тысяч женщин – женщина таит»

 

 

Это – продолжение публиковавшихся на Когита.ру в декабре 2012 года извлечений из дневниковых записей учителя-логопеда Ольги Андреевны Новиковской. См.:

Ольга Новиковская. Из «Записей для памяти». Публикация 1: Культурные досуги

 

16.11.2012, пятница

Мансарда на Марата, 36. Встреча с Юрием Линником

После работы и занятия с  учеником Володей я отправилась по адресу Марата, 36. Здесь должна была состояться встреча с Юрием Линником. Там обещал быть отец – Андрей Николаевич и его жена Зинаида Глебовна.

Когда я нашла нужный мне дом, то была приятно удивлена тем, что он  мне знаком. Ведь мое детство прошло  рядом  - на  Поварском переулке, и здесь я тоже  бывала не раз. Точно помню, что именно в этот, по словам моей бабушки, «упятившийся» дом в, далекие уже теперь 70-ые годы, я ходила за разливным молоком. Теперь молочного магазина на первом этаже дома 36 больше  нет, но сам дом мало изменился за 40 лет.

Когда на место встречи пришел отец и его спутники, мы не без труда, поднялись на 7 этаж  без лифта. При этом надо учесть, что дом дореволюционной постройки и потолки там, по крайней мере, 3-х метров высоты. В конце своего  восхождения, мы оказались на мансардном этаже, где располагалась художественная мастерская. Вид на старый Петербург из окна мастерской открывался замечательный - на фоне темного вечернего неба был виден освещенный  верхний ярус Владимирского собора. Ниже окон мансардного этажа  была,  покатая крыша, а за ее жестяным краем, внизу, виднелись маленькие автомобили,  бегущие по улице Марата.

Пока собирались гости, мы с Зинаидой Глебовной стали рассматривать картины, художницы Маргариты Изотовой-Добровольской - хозяйки  дома. По стенам большой комнаты висели не только  живописные работы, но и картины выполненные методом  ниткографии. (Думаю, что название этой педагогической технологии вполне подойдет для необычной формы «живописи» художницы М.Изотовой. Если же быть точной, то этот метод  выполнения гобеленов, назван самой художницей  «Живая нить»). Нити на холст уложены вплотную - одна рядом с другой. Таким образом,  на полотне возникает рельефное, играющее на свету  изображение.

 Больше всего меня впечатлил 3-х метровый гобелен – икона Святая Троица из толстых не плотно скрученных красных, желтых и черных шерстяных нитей, напомнившая мне Рублевскую Троицу.

 Кроме картин и гобеленов в мастерской были скульптурные и живописные работы, как самой хозяйки Маргариты Изотовой, так и ее  мужа - скульптора Александра Добровольского. 

Главным событием сегодняшней нашей встречи на улице Марата в творческой мастерской с замечательным названием  «Добрая воля», была презентация двух новых книг  завсегдатая этого дома, поэта и мыслителя  -  Юрия  Линника. Представляя свою краеведческую работу, Юрий Владимирович рассказал собравшимся  о городе своего детства – Выборге. Взгляды на окружающий мир этого ученого - культуролога, философа и натуралиста совершенно необычные. Честно скажу, я не все поняла из того, что поведал нам  Юрий Владимирович, но одно могу сказать точно – широта  научных интересов этого человека  меня поразила, а красота речи восхитила.

 Рассказ  Ю. Линника был наполнен  необычными для меня словами, как специальными терминами (например, «иномир»), именами древних поэтов-романтиков (легендарный кельтский бард Оссиан), так и вновь изобретенными автором словами, берущими начало от истоков родной речи.  Вот несколько примеров из рассказа человека, влюбленного в свой суровый северный край, осмысляющего его историю и дающего меткие характеристики, как  привычному, так и новому, необычному: «воды  взморщинились», «художник вчувствовался в дерево», «неторопкое, вязкое, по консистенции похожее на мёд время».

После незабываемой лекции я запаслась книгами «гения нашего времени» (так назвала Ю.В. Линника  одна из слушательниц)  и теперь буду неспешно изучать их (по ходу знакомства заглядывая в Википедию).

Позже, читая  альманахи Ю. Линника, я и в самом деле  дивилась бескрайности   мысли, и глубине художественного чувствования этого писателя. Я имела возможность убедиться, что идеи и образы этого фантастически талантливого человека  находили воплощение в самых разных формах: и в живых рассказах-лекциях, и в философских работах, и в Венках сонетов.

(О профессоре Карельского педагогического  университета Юрии Владимировиче Линнике можно почитать на сайте Когита. ру: Юрий Линник отвечает на вопросы Юрия Савватеева. См. также: Юрий Линник. Трактат о диалоге)

 

24.11.2012, суббота

«Добрая воля». Художественная выставка в библиотеке на Стремянной

Ходили с отцом, Зинаидой Глебовной, ее сестрой Светланой Глебовной и дочерью Любой Вахарловской на открытие выставки творческой мастерской «Добрая Воля». Эта выставка была размещена в библиотеке на улице Стремянной.

(См. об этой выставке ранее на Когита.ру: Скульптура, графика, «живая нить», фильмы, поэзия, музыка… И все это – «Добрая воля»!; Выставка Творческой мастерской «Добрая воля»)

На стенах небольшого выставочного зала библиотеки были развешаны гобелены  художницы М.Д. Изотовой-Добровольской. Гобелены были нетканые, а выполненные в необычной технике «Живая нить». Этот способ создания картин не с помощью мазков краски, а с помощью накладывания (наклеивания) на холст окрашенных нитей  Маргарита Дмитриевна изобрела сама – около 20-ти лет назад. Тогда она работала искусствоведом в Русском музее, писала критические статьи, занималась другими видами декоративно-прикладного искусства.

Получилось так, что искусствоведа Изотову с просветительской лекцией от Русского музея направили  в Балтийское морское пароходство. От лекции моряки тогда  отказались, но поездка в порт оказалась для художницы  судьбоносной. Она увидела в порту спутанные нити, из которых делались корабельные канаты. Вот этот необычный материал и привлек внимание специалиста по прикладному искусству. Художница  М.Д. Изотова стала работать с этими нитями (натуральными и синтетическими, прямыми и скрученными), создавая играющие на свету рельефные картины.

Маргарита Дмитриевна очень интересно и эмоционально рассказывала слушателям о том, как она создавала свои первые гобелены: как окрашивала нити, подбирала  разные лоскутки. Все начиналось для художницы с картины Святая Троицы в самые безбожные советские времена. (Ее самую первую «Огненную Троицу» я  как раз и видела в мастерской на улице Марата). Поначалу изображения людей на нетканых гобеленах М. Изотовой  были безликие, но со временем Маргарита Дмитриевна научилась с помощью  нитей разного цвета «рисовать» лица.

В этот вечер мне больше всего запомнился рассказ о картине «Свобода», которую художница в состоянии глубокого душевного потрясения, начала делать 21 августа 1991 года  (в дни путча ГКЧП). Из тьмы из хаоса, раскинув руки,  выплывает с полотна картины навстречу нам молодая женщина…

А вот другой гобелен. Он выполнен совсем из других нитей - волнистых и переливчатых. Работа называется «Весна». И опять на полотне женщина, соединяющая небесные и земные потоки. А в руках женщины ягненок.

Рядом с большой картиной - маленькие  женские портреты и тоже из нитей. У каждой женщины свой характер, свое настроение.

Обратил на себя мое внимание и гобелен на ярком синем фоне. Это был   сказочный персонаж - Василиса Премудрая. Того гляди, махнет Василиса одним рукавом и разольется голубое озеро, махнет другим – и поплывут по нему белые лебеди.

А вот поистине философская картина, которая называется «Сердце».  На гобелене с помощью цветной  нити, берущей начало в центре полотна,  изображено яйцо. Нить виток за витком заполняет пространство картины, символизируя не просто отправную точку  жизни,  души, сердца человека, но  даже центр всего мирозданья…

Из рассказа Маргариты Дмитриевны у меня сложилось впечатление, что не художница создавала все эти гобелены, а они сами просились на холст. Получалось, что руки мастера (или мастерицы) перебирая и укладывая разноцветные волокна вдыхали в них жизнь, находя на холсте, то единственное место, куда хотели прильнуть   эти, и в самом деле, живые нити.

И недаром в своем рассказе о картинах вспомнила художница Изотова о сказках, мифах и преданиях, о нитях в руках женщин всех времен и народов. Тут и нить Ариадны и катящийся клубок, показывающий путь Иванушке- дурачку в дремучем лесу.

Кстати, Маргарита Дмитриевна очень уважительно отозвалась о замечательном персонаже русских народных сказок  - добром и верном  Иване-дураке, в чем я с ней совершенно согласна.  Ода  «дуракам», видимо, произвела впечатление не только на меня, но и на других слушателей творческой встречи, так как ведущий вечера Евгений Баки-Бородов тоже обратил на это внимание и продекламировал строчки С.Я. Маршака

«Жму руки дуракам обеими руками:

Как многим, в сущности, обязаны мы им!

Ведь если б не были другие дураками,

То дураками быть пришлось бы нам самим».

Затем художница  рассказывала слушателям творческой встречи об истории ее мастерской на улице Марата.  Мастерская под названием «Добрая воля» была организовала Маргаритой Изотовой вместе с мужем Александром Добровольским (отсюда и название) в 80-х годах прошлого века. А. Добровольский – был скульптором, графиком, поэтом. Увы, он рано ушел из жизни. На выставке в библиотеке на Стремянной улице были представлены  графические работы мастера Добровольского. Скульптуры же его я видела в  художественной  мастерской на Марата, 36.

В этот вечер Маргарита Дмитриевна  не только рассказывала о картинах, но и читала стихи.  Стихи мне тоже понравились. Это были стихи и самой художницы  и  ее мужа.

Я лишний раз убедилась, что если человек талантлив, то  он талантлив во многом. И это особенное счастье, когда под одной крышей оказываются  два таланта, да еще  и единомышленника, которые не противоборствуют, а напротив подпитывают творческие силы  друг друга.

 

01.12.2012, суббота

Новая встреча на выставке творческого объединения  «Добрая воля»

Сегодняшняя встреча с художницей М.Д. Изотовой-Добровольской в библиотеке на Стремянной улице называлась «Моя живая нить». Я вновь с удовольствием рассматривала нетканые гобелены Маргариты Дмитриевны, смотрела  видеофильм о том,  как сначала они создавались, а потом выставлялись в разных городах и странах.

Обратила внимание на то, что при разном освещении гобелены выглядят по-разному. Если нить синтетическая, то она отблескивает, играет на свету. В фильме были показаны некоторые гобелены под разным углом освещения. Я даже подумала про одну работу, представленную в разном свете, что вижу  разные картины, так  отличались изображения  по цветовой гамме друг от друга. 

Художница рассказывала, что  творческая мастерская с запоминающимся  названием «Добрая воля», членом которой она является, прежде объединяла целую группу художников-единомышленников, которые вместе с творческой четой  Добровольских в 90-х годах проехали по 11 городам России с культурной миссией. Художники и не только ( к ним присоединились поэты, барды, писатели, музыканты…) побывали в  Архангельске, Череповце, Мурманске… При этом «добровольцы»  заранее планов своего просветительского  путешествия не строили, зачастую  не зная куда поедут дальше и на какие средства. Но, о чудо!, каждый раз судьба  направляла их  в новое место, где  художников ждали и были искренне  рады  их приезду.

      Эти путешествия творческой интеллигенции в конце прошлого века по городам и весям вполне можно назвать хождением в народ.  «700 килограммов искусства», перевозимого  в багажном вагоне, проехали  многие сотни километров по Русскому валу. И везде художественные выставки, и творческие встречи расцениваясь местными жителями,  как  значительное культурное событие.  

   В конце сегодняшней нашей встречи в библиотеке я подарила  Маргарите Дмитриевне свою книжку по «Ниткографии» (есть такая педагогическая технология) и мы поговорили о том, что нить не только радует зрителей, но и врачует самого автора – ведь она в самом деле живая и даже лечебная.

 

06.12.2012, четверг

«Сто тысяч женщин – женщина таит»

К сожалению, я не в состоянии была посетить все творческие встречи  М.Д. Изотовой-Добровольской, проходившие в библиотеке на Стремянной улице, но на трех из них я все же побывала. Сегодняшний творческий вечер назывался «100 тысяч женщин – женщина  таит». Это строка из одного из стихотворений самой художницы.  На эту встречу мы  прибыли втроем – были еще отец и его жена Зинаида Глебовна. Очередной творческий вечер был необычным - музыкально-поэтическим.  Мы не только смотрели на гобелены с женскими портретами Дарьи, Марьи, Весны, Свободы, Василисы-Премудрой,  но и слушали небольшие поэмы, сценки и лирические стихи художницы Маргариты  Изотовой  в ее собственном исполнении. Кроме стихов нас  порадовала еще и классическая музыка в живом исполнении Л.Г. Горобцовой.

Размышляя над названием сегодняшней встречи, я подумала, что и сама художница ( в самом широком смысле этого слова) тоже  едина во многих лицах. Мало того, что эта женщина – художник «оригинального», ею самой изобретенного, жанра; прекрасно владеющая словом – умеет не только создать, показать , но и интересно рассказать о своих картинах; она еще и стихи пишет!  И стихи  умные и тонкие. Слушая их, я получила большое удовольствие, сожалея лишь об одном, что у меня нет их в напечатанном виде. Ведь к некотором из них  мне захотелось вернуться еще раз, так они оказались созвучны моим собственным взглядам на мир, на себя, на людей… 

После  поэтического выступления Маргариты Дмитриевны, и  игры музыканта Ларисы Григорьевны  у меня  осталось приятное  ощущение радости жизни, интеллектуального и эстетического  удовольствия.    

Возвращаясь домой с музыкально-поэтического вечера, я повторяла про себя строчки из стихотворения:

«Чтоб не померк безумный век,

Мы машем крылышком бумажным…»

Тут же вспомнилось  слова другого, любимого мною, поэта :

«Один солдат на свете жил –

Красивый и отважный,

Но он игрушкой детской был,

Ведь был солдат бумажный».

Только в знакомой с детства песенке Б.Ш. Окуджавы о бумажном солдатике сквозит печаль, и безысходность, а бумажное перышко  художника Маргариты Изотовой все таки вселяет в меня надежду на то, что мир стоит и стоять будет на таких вот талантливых людях. Что красота и ум все-таки  спасет наш мир в этот безумный-безумный век.

относится к: , ,
comments powered by Disqus