01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Ольга Новиковская. Из «Записей для памяти». Публикация 1: Культурные досуги

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Ольга Новиковская. Из «Записей для памяти». Публикация 1: Культурные досуги

Ольга Новиковская. Из «Записей для памяти». Публикация 1: Культурные досуги

Автор: Ольга Новиковская — Дата создания: 02.12.2012 — Последние изменение: 15.12.2012
Ольга Андреевна Новиковская – учитель-логопед высшей категории, работает в детском саду. Автор около 70 книг для детей, родителей и педагогов. Эти выбранные страницы из ее дневника посвящены ее культурным досугам, не столь уж и частым. А. А.

 

 

Из «Записей для памяти» О. Новиковской: Экскурсии по Царскому селу – «Парадиз на Садовой» - Встреча с юристом и правозащитником Натальей Евдокимовой – Голландский фильм о тех, кто пережил Ленинградскую блокаду, и его обсуждение в НИЦ «Мемориал» – Презентация книги Ирмы Кудровой «Прощание с морокой» - В мастерской художника Евгения Барского.

 

20.10.2012 суббота

Экскурсия по городу Пушкину

Вместе со знакомыми из литературно-музыкального салона «Парадиз» я ездила на экскурсию в город Пушкин. Я долго сомневалась, но все-таки отправилась в путь не на электричке кружным путем, а на машине. (Сын Иван показал по карте мой маршрут из Сосновой поляны до г.Пушкина и заверил, что дорога практически прямая – важно попасть на Волхонское, а затем на Кузьминское шоссе, которые и приведут меня к вокзалу г. Пушкина, где была назначена встреча экскурсантов). Доехала я благополучно.

Нашим самодеятельным (она все время это подчеркивала) экскурсоводом была Татьяна Тимофеевна Исаева - с детства живущая в Пушкине, любящая и прекрасно знающая свой город. Таня, так же как и ее родители, всю жизнь работает в Сельскохозяйственном институте (теперь он переименован в Аграрный университет). Преподает она математику и французский язык. Кроме того, Таня музыкант- любитель, прекрасно разбирающийся в музыке и музицирующий сам, и краевед- любитель, интересующийся историей Санкт-Петербурга и его пригородов (в частности, г. Пушкина).

Сначала мы ездили на Казанское кладбище, где нашли могилу «всеобщего педагога русских худож­ников» (так о нем сказал В. Стасов) Павла Чистякова и его ученицы – писательницы Ольги Форш. (Могилы расположены рядом. Ученица просила похоронить ее рядом с любимым учителем, который не посоветовал ей заниматься живописью, услышав ее прозу). Могилы эти, увы, имеют довольно заброшенный вид. Нашли мы их на кладбище с трудом, хотя и пользовались схемой, расположенной при входе на кладбище. С могилы О. Форш похищен барельеф писательницы, виден только след на камне от некогда бывшего там бронзового профиля.

Еще мы узнали, что здесь на Казанском кладбище похоронены родители уважаемого мною барда и ученого А.М. Городницкого. Кроме того, много знаменитых жителей Царского села и города Пушкина захоронены на этом кладбище. Недавно здесь похоронили Илью Олейникова (Клявера).

Затем все мы совершили большую пешеходную экскурсию по Пушкину. Мы видели Софийский собор (спроектированный архитектором Чарльзом Камероном, а построенный архитектором И.Е. Старовым), дворцы, усадьбы, особняки города, в котором «никогда не жили простые люди» ( от того и название Царское Село). Мы рассматривали очень не похожие друг на друга, но всегда замечательные по красоте, постройки Сильвио Данини, которого Николай второй назначил архитектором при императорском Дворцовом управлении Царского Села.

Мы гуляли по паркам - видели ворота, поставленные в честь графа Орлова, якобы остановившего чуму и спасшего таким образом Москву. Рассматривали солнечные часы и старинный верстовой столб.

Побывали в Александровском парке. Видели Китайскую деревню, руины Китайского театра, построенного И.В. Нееловым и реконструированного Сильвио Данини, великолепный Александровский дворец. Постояли возле крыльца, с которого большевики увозили на гибель последнюю царскую семью.

Поблизости от дворца было озеро, а на нем располагался Детский остров с игрушечными пристанями, где когда-то играли царские дети. На этом же острове находится собачье кладбище. Там по сих пор можно рассмотреть на камнях имена собак, некогда живших в царской семье. Татьяна сказала, что существует и подобное Конское кладбище (Пенсионерские конюшни), и обещала показать нам его на очередной экскурсии, уже, наверное, в следующем сезоне.

Затем через парк мы прошли к Феодоровскому Государеву собору (архитектор В.А. Покровский). Побывали и в верхней, и в нижней - пещерной его части. Собор этот прекрасен и снаружи, и изнутри. В нижнем небольшом храме находилась семейная церковь последнего русского царя. На поляне перед собором стоит памятник императору Николаю.

Около Феодоровского собора мы наблюдали необычную сцену. Сначала около нас ходил (именно ходил, не желая улетать) белый голубь. Потом, когда зазвенели на колокольне колокола, к ней кинулась маленькая белая собачка. Собачка переживала, что опоздала к началу перезвона колоколов. Добежав до колокольни, собака села и стала «подпевать». Выла она самозабвенно и очень выразительно. Позже мы узнали, что певицу зовут Жулька и она «прихожанка» этой церкви. Ее забрал с живодёрни один из церковных служителей и теперь для Жульки Феодоровский собор стал родным домом.

Гвоздем нашей экскурсионной программы была Белая башня (архитектор Адам Менелас), открывшаяся на днях после реставрации. Белая с зеленой отделкой, она эффектно смотрелась на фоне серого пасмурного неба. Башню украшали 4 льва и рыцари. Запомнились мне и стоящие рядом крепости- руины. Эти специально построенные в 19 веке «развалины» служили для увеселения гуляющих.

Поблизости от Александровского парка мы видели огромное здание казарм Собственного Его Императорского Величества конвоя (архитектор В.Н. Максимов). Теперь здесь размещается Аграрный университет, а напротив него расположен Фермский парк, где находятся опытные поля университета.

Проходили мы и мимо разрушающегося здания старого железнодорожного вокзала (Царский павильон). Он был построен в 1912 году по проекту архитектора Покровского и предназначался для Императорской Фамилии. Сюда же прибывали почетные иностранные гости. Во время Первой Мировой войны санитарные поезда привозили сюда раненых, которых потом доставляли в госпиталь Федоровского городка. (Одним из санитаров в госпитале служил Сергей Есенин).

Здание Царского павильона построено из красного кирпича. Кирпич крошится от непогоды, но судя по всему, это никого не беспокоит. На вокзале было написано большими буквами «Продается». Грустно осознавать, что вот так и продается наша история.

В заключение экскурсии Татьяна высказала нам свое оригинальное мнение о том, что Петербург строили приезжие иностранцы и не всегда удачно, а вот Царское село в архитектурном отношении безупречно. (Тут уже случайных «гастарбайтеров» не было).

В ходе этой необычной экскурсии я узнала много нового, и сожалела лишь об одном, что не могу удержать в голове так много информации сразу.

После нашей многочасовой пешей прогулки по улицам и паркам города Пушкина мы с большим удовольствием отдохнули и отобедали у гостеприимной хозяйки и одновременно нашего экскурсовода Тани Исаевой.

Спасибо Вам, Таня, за этот замечательный день нашей жизни!

Обратно в Петербург по Волхонскому шоссе я ехала уже в полной темноте - при свете фар. Я переживала, чтобы не сбиться с дороги. Меня взялась сопроводить одна из сегодняшних экскурсанток - Лидия Федоровна. Я довезла Лидию Федоровну до метро пр. Ветеранов, там мы и расстались.

 

04.11.2012 воскресенье

Вторая экскурсия в город Пушкин

Я с членами салона «Парадиз» во второй раз отправилась на экскурсию в город Пушкин. В качестве гида у нас опять была Татьяна. На сей раз, мы побывали в усадьбе купца и мецената А. Кокорева. Осмотрели некогда нарядный, а теперь разрушающийся и выставленный городом на продажу особняк. Узнали, что прежде на этом месте был дом, где жила семья Гумилевых и сам поэт Николай Гумилев в детские годы.

С большим интересом мы рассматривали очень красивое здание Дворцовой электростанции с витражами на окнах (архитектор С. Данини). Видели усадьбу писателя Алексея Толстого, полученную им от государства после Октябрьской революции. (Сам А.Н. Толстой говорил, что до революции он вряд ли бы мог жить в такой усадьбе). Дом А.Н. Толстого разрушен во время Великой Отечественной войны, остался только флигель для прислуги, но и он разрушается уже во время настоящей войны с отечественным культурным наследием. Рядом с этой усадьбой стоит скромный дом, где некогда жил учитель музыки из Царскосельского лицея Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон. Родился учитель музыки в Польше, но известность приобрел в России, став капельмейстером при русском дворе, учителем музыки великих княжон, сестер императора Александра первого. Нам он известен как преподаватель пения в Императорском Царскосельском Лицее пушкинской поры и автор музыки к лицейской «Прощальной песне».

Посетили мы и одну из заброшенных усадеб Царского села. Век назад здесь было офицерское собрание лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Величества полка. В наше время здесь находился детский сад. Теперь детское учреждение переехало, а здание особняка медленно разрушается. В нем еще остались какие-то книги, игрушки и ломаное, но еще прилично звучащее пианино. Некоторое количество книг по педагогики я подобрала с пола и забрала с собой. Они еще послужат делу, решила я.

Напротив Екатерининского парка на Парковой улице мы видели особняк и усадьбу губернского предводителя дворянства графа В.В. Гудовича, построенную Сильвио Данини в стиле английского модерна. Там сейчас тоже расположен детский сад, но действующий, поэтому и здание отремонтировано. У этой усадьбы мне особенно запомнились необычные ассиметричные ворота из обточенных гранитных глыб.

Затем мы побывали на улице Радищева, на угловом доме которой (дом Н.Н. Комстадиуса, командира лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, казармы которого находились неподалеку в Софии), подивились странноватой надписи на памятной доске, гласившей Улица названа в честь известного автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Сам Радищев на этой улице никогда не был, поскольку проложена и застроена она в середине 1830-хх годов. Видимо, улица названа в его честь, т.к. Радищев проезжал Софию, путешествуя из Петербурга в Москву на исходе 18-го века.

Рядом была усадьба Кочубея, построенная по проекту архитектора Таманяна. (Александр Иванович Таманян, армянин по происхождению, окончил Петербургскую Академию художеств. Отмечена его работа по реставрации Армянской церкви в Петербурге. Кроме Дворца Кочубея, у этого архитектора больше нет построек в Петербурге. Работал он в Ереване). Мы долго любовались нарядным желтым дворцом со стройными белыми колоннами. Экскурсовод-Таня показывала нам позднейшие пристройки к зданию, рассказывала историю его хозяина. Дворец был построен за несколько лет до революции. Предупрежденный о надвигающейся опасности самим Луначарским, хозяин успел эмигрировать. Все свои вещи и картины он оставил во дворце, сказав при этом: «Все что нажито в России пусть и останется России». Но оставленное Кочубеем в музеи так и не попало, а просто напросто было разграблено, то есть вопреки пожеланию хозяина, России так и не досталось.

После экскурсии мы всей компанией вновь были в гостях у нашего экскурсовода Татьяны. Хозяйка нас потчевала вкусным обедом. Я подарила Татьяне свою книгу. Так как маленьких детей в Таниной семье нет, а студенты ВУЗА, где она преподает математику, год от года все меньше радуют своего преподавателя, то я надписала альбом по развитию речи следующим образом:

Татьяне - замечательной хозяйке и «экскурсоводу» от автора-дефектолога для работы с некоторыми студентами Аграрного университета.

(Кавычки к слову экскурсовод, поставлены по требованию самой Татьяны. 04.11.12)

Моим большим личным достижением в этот день было то, что я набралась храбрости и возила всю нашу небольшую компанию на машине по городу Пушкину. На обратном же пути я отвезла всех экскурсантов к станции метро Московская, облегчив тем самым им возвращение в Санкт-Петербург. Итак, ареал обитания моей машины постепенно расширяется.

Хочу сказать слова благодарности нашему фотографу Марине Ларионовой, которая не только сделала отличные фотографии этого нашего путешествия, но и была для меня инструктором по авто вождению на незнакомых мне Пушкинских дорогах.

 

10.112012 суббота

«Парадиз на Садовой»

Вместе с отцом Андреем Николаевичем, его женой Зинаидой Глебовной, Любой Вахарловской и моими новыми знакомыми по Пушкинским экскурсиям мы посетили очередную встречу творческого клуба «Парадиз». Так как объединений с таким названием в Санкт-Петербурге не одно, то этот литературно-музыкальный салон называется «Парадиз на Садовой» или «Парадиз - Cадовая семья». Здесь, с периодичностью 1-2 раза, в месяц собираются люди разных творческих специальностей, чтобы послушать поэтов, музыкантов, бардов, чтецов, презентовать свои книги или узнать о новых интересных изданиях по искусству, философии, истории …

Это место встреч передовых литераторов, художников и музыкантов существует уже давно – с 1980 года. За это время сложились определенные клубные традиции: застольная песня, скатерть-самобранка на полу (так как не возможно поставить такой большой стол, чтобы за ним могли поместиться все гости). Встречи членов клуба происходят на Садовой улице в квартире председателя этого объединения - журналиста Наталии Сидоровой.

За то недолгое время, что я стала посещать незабываемые встречи в «Парадизе», здесь выступали народный артист Леонид Мозговой, один из основоположников бардовской песни Борис Полоскин, композитор Сергей Слонимский, гитарист Дмитрий Джегашвили, фотограф Феликс Лурье, его жена - писатель Эрлена Лурье, петербурговеды Маргарита и Владимир Айзенштадты, пианист Раппапорт, поэт Виталий Дмитриев.

 

Встреча с Натальей Евдокимовой

Сегодня на встречу в Парадиз была приглашена представитель Правозащитного совета Санкт-Петербурга, бывший член партии «Яблоко» (сейчас она вышла из партии в связи с расколом в ее петербургском отделении) – очень достойный человек и грамотный юрист (при этом еще и математик по первому образованию) Наталья Леонидовна Евдокимова.

Члены клуба «Парадиз» интересовались ситуацией в городе и стране, спрашивали о причине изменения квартплаты и пенсий, задавали Наталье Евдокимовой и другие острые вопросы. Я не очень разобралась с законодательной стороной последних изменений в финансовых областях, но поняла, что квартплата будет неуклонно расти, а пенсия, наоборот, падать. К сожалению, для населения, эти процессы не регулируются законодательной стороной власти, практически полностью отдавшей или вынужденной отдать свои полномочия власти исполнительной. Так Н.Л. Евдокимова сказала, что если прежде мэр Петербурга Собчак советовался (пусть неохотно) с Петросоветом, согласовывал с ним свои решения, то сменивший его «человек с метлой» Яковлев, а затем и Матвиенко уже гораздо реже вспоминали о существовании депутатов. Новоиспеченный же мэр Полтавченко и вовсе, не спрашивая никого, узурпировал права законодателей и распоряжается не принадлежащими ему фондами по собственному усмотрению. Одним словом, говорить о взаимной независимости законодательной и исполнительной власти не приходится. Законодательная власть стала служанкой исполнительной власти.

После общих вопросов, касающихся устройства нашего не слишком здорового общества, присутствующие стали подходить к Наталье Леонидовне с личными

вопросами . Я тоже попросила разрешения обратиться к ней в Правозащитный совет бабушке детей-инвалидов Саши и Даши . (Историю с ремонтом кохлеарного импланта - современного дорогостоящего слухового аппарата, я уже описывала в своих записях от 30.10 2012).

 

Художник Евгений Барский

После беседы с членом правозащитного совета Н.Л.Евдокимовой от вопросов земных и бренных мы перешли к беседам о творчестве. Состоялась встреча с замечательным питерским художником Евгением Барским. Е.С. Барский окончил нашу Академию художеств и стал членом Союза художников с 1981 года.

Но сегодня известный художник представлял вовсе не свои работы, а недавно изданные им книги своих, уже ушедших из жизни, старших братьев. Всего братьев Барских было четверо: два философа – Эдуард и Владимир, поэт – Леонид и самый младший Евгений, ставший художником.

Я не все поняла в рассказе Евгения Барского о философских воззрениях его старшего брата. Но вот стихи среднего брата - Леонида Барского - произвели на нас сильное впечатление. К тому же художник Барский декламировал стихи брата очень выразительно.

В конце встречи Евгений Барский пригласил членов клуба «Парадиз» к себе в гости – в свою художественную мастерскую.

 

13-14.11.2012 вторник-среда

Мемориал. Фильм о блокаде.

Вместе с отцом Андреем Николаевичем и его женой Зинаидой Глебовной я была в Научно-информационном центе «Мемориал» (ул. Рубинштейна, 23) на просмотре документального фильма «900 дней». Блокадная тема мне близка и важна. Знаю я об этом времени не по официальным книгам и фильмам, а по правдивым рассказам своей мамы и бабушки, прожившим в городе все 900 страшных дней. (Маме было 8 лет, когда началась блокада. К 1943 году у нее умерла вся семья - мать, отец, 16-летний брат. Умерли, потому что у родной маминой мамы украли продуктовые карточки – вырвали на улице сумочку с карточками. Моя бабушка Ольга Тимофеевна – мамина приемная мать. Они с мужем удочерили мою маму в блокаду, когда девочка – соседка по коммунальной квартире, стала сиротой. Новая мамина семья, сумела пережить блокаду лишь благодаря тому, что приемный отец был столяр, и имел довоенный запас столярного клея).

Этот новый фильм о Ленинградской блокаде, который мы смотрели сегодня в «Мемориале», оказался не совсем обычным. Он был снят голландскими документалистами 2 года назад, когда в России помпезно отмечался 65-летний юбилей Победы в Великой отечественной войне. В фильме противопоставляются пышный официальный праздник, речи с высоких трибун и то, как на самом деле убого живут эти «людьми и смертию забытые» старики. Меня поразило - насколько разумно рассуждают не только о войне и о блокаде, но и о нынешнем времени эти глубоко пожилые, но достойные уважения люди.

Больше всего мне запомнилась одинокая старушка-художница, живущая с кошками и собаками в запущенной квартире в самом центре города. Старушка - инвалид по психиатрии, но она показалась мне нормальнее и симпатичнее многих современных молодых и преуспевающих людей. Ее душевная «болезнь» заключается лишь в том, что эта пожилая женщина не может простить себе давнюю «вину» - будучи ребенком она осталась жива, а ее мать и старшая сестра умерли в блокаду от голода. («Раз осталась жива – значит я их объедала!» - винит себя старушка-художница). И еще есть один страшный грех на ее душе – ради нее была убита и сварена кошка-Пеструха. (А ведь эта кошка, может быть, и спасла жизнь голодному ребенку). Теперь одинокая старушка собирает и кормит всех бездомных городских кошек.

Я могу ее понять и, если бы имела право, то и простить тот давний «грех». Только вот сама пожилая женщина за всю свою долгую и нерадостную жизнь простить себе этой вины так и не смогла

Так же и моя мама всю жизнь винила себе в том, что 9-ти летним ребенком, никому не сказав, съела маленький довесочек хлеба от блокадной семейной пайки. Отсутствие маленького кусочка хлеба было замечено. И мамина мать подумала, что это сделала соседка (будущая приемная мать моей мамы). В последние дни своей жизни, мама, плача, рассказала мне об этом своем страшном грехе. Ведь за 60 лет она тоже не смогла себя простить свой детский поступок.

Было в фильме голландского режиссера и еще одно противопоставление: искренние старики-блокадники и «прикормленные» бабульки-общественницы из организации «Жители блокадного Ленинграда». Первые говорили о блокаде правду, а вторые - лишь то, что положено по официальной версии. Впрочем, и последние иногда нечаянно проговаривались перед иностранной кинокамерой.

Обсуждая фильм, собравшиеся в «Мемориале» люди, говорили о власти, бросившей людей на голодную смерть; о вынужденном подвиге ленинградцев; о долгое время существовавшем запрете на правду о блокаде. Правда эта заключалась в существовавшем в голодающем городе людоедстве. (Мою маму тоже чуть не съели. Спасла ее бдительная дворник, спросившая чужого мужчину: «Куда это вы ведете девочку?»). Блокадная правда и в том, что партийная верхушка жировала даже в самое лютое время. А правды о реальных людских потерях в блокадном Ленинграде мы, похоже, уже не узнаем никогда.

(Самой правдивой книгой о блокаде, вне всякого сомнения, является документальная повесть Даниила Гранина «Блокадная книга», которую 25 лет назад прочтя сама, мама дала мне со словами «наконец-то, написана правда!»).

После просмотра фильма зрители в «Мемориале» подняли тему сталинизма. Говорили о причинах давнего и теперешнего почитания «великого кормчего» определенными кругами населения. Обсуждали также, почему и участники войны, и блокадники предпочитали долгие годы молчать о пережитом. Было высказано мнение, что так родители оберегали своих детей от «ненужной информации».

У меня сложилось впечатление, что голландские кинематографисты, сняв у нас эту документальную ленту, так и не поняли «загадочную русскую душу». Но зато нас - русских зрителей, этот фильм всколыхнул, заставив еще раз обернуться к своей семейной памяти. Сравнивая живые рассказы своих и чужих стариков с тем изображением, которое возникает в кривом зеркале официальной истории, поневоле ужасаешься.

 

23.11.2012 пятница

Презентация книги Ирмы Кудровой «Прощание с морокой»

После работы и занятия с учеником Володей я ходила с отцом и Зинаидой Глебовной в Фонтанный дом – музей Анны Ахматовой на презентацию автобиографической книги старшей соученицы (филфак ЛГУ) моих родителей – Ирмы Кудровой. (И.В. Кудрова старше отца на 3 курса – поступила в Университет в 1947 году).

Я узнала, что Ирма Викторовна – известный цветаевед – специалист по творчеству и биографии поэта М.И. Цветаевой. Стихи Цветаевой я люблю, некоторые помню наизусть еще с юности, но к стыду своему работ И.В. Кудровой не читала. (Теперь постараюсь прочесть).

По дороге в музей Ахматовой я размышляла, почему, услышанная от отца, фамилия - Кудрова вызывает у меня филологические ассоциации. Наконец, я поняла причину… Когда я училась в начальных классах моя мама рассказывала мне в выходные дни на наших загородных прогулках не только сказки и притчи, но и истории из жизни философов (она занималась тогда историей философии) и разные филологические истории (ведь она по образованию филолог). Вот тогда-то я и услышала необыкновенную фразу: «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». («Искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков» – пояснение из Интернета). Со временем окончание фразы стерлось из моей памяти, а некоторые слова, пообтесавшись как камешки в волнах времени, несколько исказились. Вот я и помнила из далекого детства про какую-то необыкновенную «кудру», которая зачем-то «бодланула» бедного «бокра».

Действительно, по принципу «лошадиной фамилии», фамилия уважаемого цветаеведа имела для меня филологическое происхождение. Только сама Ирма Кудрова этого даже не подозревала.

Мои предположения подтвердились – Ирма Викторовна, оказалась не только приветливым человеком, но и очень интересным рассказчиком, имеющим тонкое чувство юмора. (Когда ее сокурсник, укорял ее за влюбчивость, 80-ти летняя дама обещала исправиться).

На презентации собственной книги, автору не очень- то давали возможность высказаться. Ведь, среди счастливчиков уже прочитавших книгу, было много желающих выступить. Коллеги, сокурсники, издатели говорили долго, часто споря с самим автором.

Книгу «Прощание с морокой» я, к сожалению, еще не читала - успела лишь приобрести. Причем из двух вариантов обложки мне больше понравилась та, с которой на меня смотрела пионерка начала 40-х годов. Мне было важно вовсе не то, что эта девочка пионерка – тогда все дети были пионерами. (Да и я ею была в начале 70-х. Лишь мои дети минули сей участи. Старшего Ваню, 1983 года рождения, успели принять в октябрята, но до пионеров он так и не дорос - пионерская организация к тому времени развалилась).

На меня с обложки книги «Прощание с морокой» повеяло духом времени. Незнакомая девочка напомнил мне одну из маминых детских фотографий – такие же волосы на прямой пробор, косы; такие же умные, пытливые глаза…

Из разных взглядов, высказанных читателями и друзьями на презентации книги И.В. Кудровой я поняла самое главное – эта книга не что иное, как размышления о том, как несколько поколений людей жило (а некоторые так и прожили всю свою жизнь) с навязанной им с детских лет идеологией ленинизма-сталинизма. Причем, на фоне второй идеологии – первая даже казалась благом – молодежь готова были за нее рисковать, даже оказаться в лагерях, как группа ребят, проходивших по делу «Колокольчиков» в середине 60-ых годов.

Эта книга о том, как молодые люди – ровесники Ирмы Викторовны, начинают замечать несоответствие между словом и делом в своем несчастном Отечестве, как постепенно они высвобождаются из тенет этой самой навязанной им «правды». А ведь были и другие: одни по глупости так и верили в коммунистические идеалы (и до сих пор отстаивают их с пеной у рта); а другие – поумнее - сумели приспособиться, и, умерив свою совесть, стали жить по общепринятым правилам.

Книга Ирмы Кудровой «Прощание с морокой» (похоже, что это название приняли и поняли не все читатели) названа автором так после долгих размышлений. «Морока» – это не только образ из стихотворения Марины Цветаевой*, но и то чем были заморочены головы детей (и не только детей) нескольких поколений нашей страны. Ведь слово «морока» однокоренное слово, к прежде не известному мне, слову морок. (Из словаря: морок - искажение восприятия; в отличие от миража в эзотеризме морок может быть «наведён». В славянской мифологии Морок - дух мрачный или сонливый (аналог греч.Морфея).

В общем, мне название книги очень понравилось. Я думаю, что и сама книга понравится.

Марина Цветаева

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...

1934

(Кстати, 1934 – год убийства Кирова и год рождения моего отца).

 

 

25. 11.2012 воскресенье

В мастерской художника Евгения Барского

 

В воскресенье вместе с членами клуба «Парадиз» я отправилась в мастерскую художника Евгения Савельевича Барского.

Для справки привожу краткую информацию из Интернета об этом живописце. (Живописце – в самом буквальном значении этого слова):

БАРСКИЙ Евгений Савельевич (родился в 1950 году в Ленинграде), российский живописец и график. В 1971 закончил художественное училище им. В. Серова, в 1978 году — Академию Художеств им. И. Репина по мастерской Е. Моисеенко.
С 1981 — член Союза Художников. Участник более 50 выставок в России и за рубежом. Лауреат Международных биеннале. Постоянные коллекции:
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург;
- Музей А. А. Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург;
- Музей русского искусства, Киев;
- Музей Академии Художеств, Санкт-Петербург;
- Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск;
- Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург;
- Картинная галерея, г. Сланцы

- Музей им. Сампилова, Улан-Удэ.
Частные собрания России, Америки, Англии, Германии, Франции, Турции.

 

Мастерская художника Барского находится в центре города – на Петроградской стороне. Поднявшись по лестнице старого петербургского дома на самый последний этаж, мы оказались в мансарде, состоящей из двух комнат.

Первая, маленькая, комнатка квартиры-мастерской – столовая, была превращенная хозяином в уютный зимний сад. Многочисленные комнатные растения тянулись к небольшому окну, открывавшему вид на серое неуютное небо и мокрые питерские крыши.

По стенам комнаты были развешаны картины. Здесь были небольшие картины самого Евгения Савельевича, его друзей и родных. Среди акварельных работ были два пейзажа, нарисованные самим художником в 13- и 15-летнем возрасте. (Все удивились тому, что это работы подростка, так искусно они были выполнены). Висели здесь и фотографии. Я впервые увидела лица всех братьев Барских.

Особенно мне понравился фотопортрет самого художника на фоне его собственной картины. Картина изображала темное небо и большой белый, светящийся диск луны. Складывалось впечатление, что Луна – нимб вокруг головы человека, создавшего эту необычную картину. Оказалось, что чудесный фотопортрет сделала уже знакомая мне по «Парадизу» фотограф Марина Ларионова.

Большая часть картин и фотографий, украшающих стены столовой, посвящены вулканам. Оказывается, художник Барский побывал на многих вулканах, писал их и в покое и, что самое удивительное, во время извержения. Не однажды Евгений Барский и его друзья - вулканологи – подвергались опасности, но вулканы, своей кипящей и сверкающей необузданной стихией, по-прежнему притягивали художника.

Другая - большая - комната является мастерской художника. (Для огромного количества монументальных картин она казалась тесной). У всех стен, под не столь уж и высоким сводчатым потолком, стоит множество картин, прислоненных одна к другой. Меня удивило, что в мастерской не было окон, или же они были заслонены 3-х - 4-х метровыми картинами.

Освещение в мастерской было искусственным. Зато яркий свет на зрителей проистекал с полотен. Свет, исходящий от изображенных на картинах вулканов, лун, звездного неба, фантастических горных пейзажей, завораживал зрителей. Он был мятущийся, играющий всеми оттенками красного и желтого на фоне темных камней, бирюзовых или изумрудных рек, белых ледников.

Впрочем, были здесь не только огненные стихии, но и Венеция, и залитая солнцем степь, и  даже зимние пейзажи. Все картины природы,  отраженной на полотнах его светоносными красками, выглядели сказочно и необыкновенно.

Сам художник Евгений Барский, назвал себя драматическим и симфоническим художником. Это верно – в его картинах, действительно, симфония света и необычных, часто контрастирующих красок. Из известных мне художников, я бы сравнила светоносность его полотен с картиной Куинджи «Ночь над Днепром». Но Куинджи изображал лунный свет - в покое, а Барский пишет свечение вулкана - в экспрессии.

После просмотра картин художника Е.С. Барского мы перешли к поэзии и философии. Как я уже не раз убеждалась – если человек талантлив, то, его талант, как правило, многогранен. Евгений Савельевич стал рассказывать нам о философских воззрениях своего старшего брата Эдуарда. Мне подумалось, что художник и сам отчасти философ.

После рассказа о метафизике старшего брата, художник Барский читал слушателям стихи своего брата Леонида. И тут я подумала, что и сам Евгений Барский – поэт.

Но и этого мало - есть у этого человека еще один, редкий в наше суетное время, талант. Не стало его старших братьев, но он самоотверженно изучает архивы и издает книги с их трудами. Это тоже талант – талант любви и памяти.

Вечер, проведенный в мастерской художника, запомнится мне надолго. Думаю, что и все мои спутники зарядились светом по крайней мере, на всю нашу долгую петербургскую зиму.

относится к: ,
comments powered by Disqus