01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Образ победы. Научное издание

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Образ победы. Научное издание

Образ победы. Научное издание

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 15.08.2016 — Последние изменение: 15.08.2016
Очередная кадровая перестановка в высших эшелонах власти, в частности, отставка Сергея Иванова с поста руководителя Администрации президента РФ и назначение на его места до сих пор никому не известного (впрочем, исправлявшего обязанности зам. главы Администрации президента) Антона Вайно, естественно, привлекло внимание широкой общественности к биографии и личности последнего… А. А.

 

 

 

 

 

 

…Опуская здесь разнообразные интерпретации этой кадровой замены, осуществленной В. Путиным, отметим лишь одно небезынтересной (особенно для научной общественности) биографическое обстоятельство, Антон Вайно являтся автором (соавтором) книги, обозначенной в выходных данных как «научное издание» под названием «Образ победы».

- Вайно А.Э., Кобяков А.А., Сараев В.Н. Образ Победы. М.: Институт экономических стратегий РАН, компания «GLOWERS», 2012. — 140 с.

Книга поистине «междисциплинарная»: здесь причудливо переплетены история, экономика, философия, психология, информатика, политология, филология, теология… В списке литературных источников находим: Й. Хойзингу, Ф. Броделя, О. Шпенглера, В. Проппа, М. Ковальчука, Дж. Акерлофа, П. Сорокина, Э. Тоффлера, В. Вернадского…

Как указано в издательской аннотации, «В работе рассмотрены управление игрой, игра новейшего времени — капитализация, образ победы в игре и в жизни, а также правила игры, устанавливаемые superклассом через призму кода рынка, определяющего соотношения в едином целом — пространстве-времени-жизни. Представленные материалы являются рабочей тетрадью своих идей и чужих мыслей, местами крепко сшитой, а местами «шитой белыми нитками», поиска, через призму игры, понимания сущности НООСКОПА — прибора для получения и регистрации изменений в биосфере и в деятельности человечества. Где «белые нитки» в рабочей тетради проявит только время».

Насчет «белых ниток» неплохо придумано…

 

Оглавление книги:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Суть игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  9

Правила игры . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Пространство и время игры. . . . …..67

Дух победы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

Информация об игре. . . . . . . . . ...112

Сказочные игры . . . . . . . . . . . . . ..123

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . 130

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . .131


Эпиграф: «Главное — это доверие людей». Владимир Путин

 

Мой коллега, доктор философских наук, раскопал этот ученый труд в интернете: http://www.clubvi.ru/news/2014/10/23/saraev//1.pdf, - и разослал ссылку.

Другой мой коллега, тоже доктор философских наук, откликнулся:

«Дааа.... Научное издание!
Сгущение времени, пространства и жизни....  Нооскоп - измеритель ноосферы... Superкласс... От Цыбурского - конъюнктура... От Гессе - игра в бисер... От протокола и самбо - правила игры... И Бжезинский с Кургиняном, и Садко... И как доверие переходит в управление... И как капитализировать управление. И эпиграф работодателя.  А начинается и заканчивается все ролью формирования смыслов. На полутора сотне страниц все про все: институты, инновации, коммуникации, символическая и био- геополитика, элита и величие России. 
И год-то - 2012. Добился признания... И назначен...
Круто... Щедровицкому-старшему, да и Павловскому такое  и не снилось...
Спасибо!».

Не называю имени рецензента лишь постольку, поскольку не согласовывал с ним это цитирование. Сам он, понятно, подписался.

 

Графоманский, псевдонаучный и, в общем, комический  (в сущности, пародийный, в чем авторы себе отчета не отдают) характер этого произведения довольно явствен, думаю, как для искушенного, так и для не искушенного читателя. Остается подтвердить это документально.

К сожалению, мы затрудняемся определить личный вклад нынешнего главы Администрации президента РФ в этот коллективный труд. Но по алфавиту его имя на титуле стоит первым.

 

А. Алексеев. 15.08.2016.

**

 

ИЗБРАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ КНИГИ «ОБРАЗ ПОБЕДЫ»

 

Из главы «Пространство и время игры»

 

<…> Для регистрации, в том числе и невидимого, в России в 2011 году в компании «ГЛОВЕРС» был изобретен нооскоп — прибор для получения и регистрации изменений в биосфере и деятельности человечества [71]. Дорожная карта внедрения нооскопа представлена на рис. 25.

Истории известны случаи, когда знакомые ранее устройства превращались в инструменты, помогающие формировать радикально новый взгляд на привычные вещи. Например, изобретение телескопа в Нидерландах в 1608 году раздвинуло границы Вселенной и подтвердило правильность перехода от геоцентрической модели Птолемея к гелиоцентрической модели Коперника, а также способствовало открытию Ньютоном законов Вселенной в 1687 году и оптики в 1704 году. В свою очередь, развитие оптики и исследования, показавшие, что белый свет представляет собой совокупность всех цветов — от красного до фиолетового — привело к усовершенствованию телескопов и микроскопов. Итогом улучшения микроскопа Левенгуком в 1674 году в Нидерландах стало открытие мира клеток, бактерий и вирусов, что впоследствии содействовало созданию мноомиллиардного фармацевтического бизнеса.

Эндоскоп, предназначенный для осмотра внутренних органов человека без хирургического вмешательства, был сконструирован в Германии в 1806 году Филиппом Боззини и способствовал расширению рынка медицинских услуг, капитализация которого на сегодняшний день только в США составляет 310 млрд долларов.

Подобные примеры есть и в экономике. Так, Исаак Ньютон, с 1699 по 1725 год возглавлявший Королевский монетный двор Англии, спроектировал систему мощных и мобильных механизмов кредитования, в которой деньги являлись не простым посредником в торговых операциях, а серьезным исследовательским прибором, позволяющим обнаруживать и использовать скрытые или недоступные пока социальные ресурсы. В определенной степени реконструкцию Ньютоном Монетного двора можно сравнить с усовершенствованием Галилеем телескопа. Если раньше производство денег считалось сугубо вспомогательной акцией, то при Ньютоне оно стало, по сути, доминантой хозяйственной жизни Англии, что в конечном счете привело к созданию современной финансовой системы.

Нооскоп — прибор, регистрирующий изменения в ноосфере. Академик В. И. Вернадский определил «живое вещество» как совокупность тел живых организмов в биосфере — самую мощную геологическую силу, растущую со временем.

«Напор жизни» проявляется в неоднородной энергии роста и размножения у разных групп организмов. «В мире организмов в биосфере идет жесточайшая борьба за существование: не только за пищу, но и за нужный газ, и эта борьба основная, так как она нормирует размножение». Энергия человечества направлена на превращение вещества в биосфере, которая используется для перехода в новое качественное состояние — ноосферу. Согласно Вернадскому, «ноосфера — биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшими сотнями миллионов, может миллиарды лет процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и переходящее геологическое явление».

Конструктивно нооскоп использует принцип «русской матрешки», этого яркого образа геосфер — концентрических оболочек различной плотности и состава, составляющих Землю. Семь оболочек нооскопа реализуют основные сферы, в которых происходит получение и регистрация изменений.

1. Бизнес-оболочка — глобальная гиперсеть, осуществляющая мониторинг и учет товаров и услуг, потоков продовольствия, финансов, информации, людских и материальных ресурсов, высоких технологий.

2. Совесть рынка — система предупреждения кризисов на финансовых рынках — использует открытие академика Н. Бехтеревой о «детекторе ошибок» в мозгу человека, который активизируется при рассогласовании деятельности мозга с хранящейся в нем матрицей. Аппарат сравнения — базисная мозговая функция. Именно на этом свойстве мозговой деятельности основан механизм работы совести. Совесть — это внутреннее сознание добра и зла. Изменение состояния сознания — это измененное физическое состояние. Вспышка в сознании происходит на основе трансформации соотношений времени и пространства в работе мозга. Фактором, наиболее существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции.

3. Инфраструктура систем жизнеобеспечения человека.

4. Техногенные катастрофы.

5. Природные катастрофы.

6. Оболочка специального назначения.

7. Коллективное сознание.

Нооскоп — это первый прибор, позволяющий изучать коллективное сознание человечества.

Первая из оболочек нооскопа — бизнес-оболочка — может существовать в виде следующих базовых моделей:

а) доиндустриальное общество: зерновая модель. Зерно — код материализации солнечной энергии. Код действия — продажа пространства;

b) индустриальное общество: энергетическая модель. Двигатель внутреннего сгорания — код материализации накопленной солнечной энергии — нефти. Код действия — продажа пространства;

с) Постиндустриальное общество: информационная модель. Интернет — код материализации времени. Код действия — продажа времени (проценты, акции, деривативы).

d) общество совести рынка: транзакционная модель. Нооскоп — код материализации момента перехода жизни из пространства во время. Код действия — гармонизация жизни. Транзакция — точка в пространстве — времени — жизни, в которой происходит материализация;

e) метамодель. Игры элиты и элитой. Элита, меняя правила игры, координирует свою деятельность через систему кооперации, и это позволяет ей извлекать сверх-прибыль от деятельности рынка.

Разработка НООСКОПА ведется на основе технологии NBIC — конвергенции (N — нано, B — био, I — инфо, C — когно). Ядром НООСКОПА является конвергентный преобразователь, на базе которого разработаны

1. пространственный сканер — устройство, одновременно фиксирующее сложное событие и обрабатывающее радио, идео, звуковые сигналы и сигналы от сенсорных датчиков;

2. система прототипирования, позволяющая резко ускорить проектирование и изготовление высокотехнологичных продуктов;

3. конвергентная гиперсеть, позволяющая осуществлять обмен информацией между людьми, устройствами и машинами. Это своего рода новое поколение социальных сетей. Это Интернет вещей [70], позволяющий выпускать новые банковские продукты, например деривативы на транзакции [71].

Нооскоп, состоящий из сети пространственных сканеров, предназначенных для получения и регистрации изменений в биосфере и деятельности человека с помощью трансакций (кинокадров со-бытия) образа перекрестка пространства-времени-жизни, позволяет осуществлять прогноз и предупреждение кризисных со-бытий на дорожной карте развития. Сенсорная сеть нооскопа, начиная от банковских карт нового поколения и заканчивая «умной пылью», однозначно идентифицирует со-бытия в пространстве [4].

Со-бытие — это совместное бытие, взаимодействие разных форм и содержаний посредством обмена веществ, энергии и информации, кинокадр взаимодействия пространства-времени-жизни. Капитализация — это механизм превращения с помощью протокола неупорядоченной формы энергии в упорядоченную, способную осуществлять работу. В трансакции осуществляется фиксация взаимодействия энергии и информации, поэтому трансакция может быть учетной единицей времени не как длительности, а как порядка следования событий. Если в постиндустриальной экономике базовой единицей капитализации является длительность отрезка абсолютного времени, то в парадигме будущего капитализации (определению ценности) подлежит не длительность, а порядок следования со-бытий. Или иначе: в экономике знаний продажа времени будет не продажей фьючерсов на ресурсы, а продажей места в очереди за получением ресурса (порядка доступа к «кормушке» обмена веществ, энергии и информации).

Картина мира, в которой базовой единицей времени является трансакция, описывается геометрической четырехмерной моделью Минковского, существенным отличием которой от евклидовой геометрии является то, что длина мировых линий интерпретируется как время, измеренное физическими часами. Следовательно, в противоположность ньютоновской гипотезе об абсолютном времени, измерение времени становится зависящим от траектории — от порядка следования со-бытий.

С финансовой точки зрения капитализация представляет собой превращение прибыли в денежный капитал. При этом ключевым звеном капитализации является протокол, обладающий наибольшим мультипликативным эффектом. <…>

*

 

Из  главы «Дух победы» (1)

 

Образ Победы рождает и порождает Дух Победы. Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах. (Евангелие от Филиппа). Дух Победы рождается, если Победа имеет плод. Настоящее яблоко плодоносит, а из папье-маше нет. У бесплодной победы духа нет, а есть только одна иллюзия победы. Проявление Духа Победы можно описать метафорой «Ангел пролетел». Древнерусские воины умели наблюдать «времена и лета», они отмечали, что их победам помогали ангелы, но помогали они только тогда, когда происходило единение (объединение) усилий в защите Земли Русской.

Ипатьевский летописец сообщает, что в 1111 году войску Святополка Изяславовича и Владимира Мономаха Бог послал в помощь ангела, который как некогда не позволил занять Иерусалим войску ассирийского царя Сеннахирима, так же и помог победить половцев. В Лаврентьевской летописи и в «Повести о житии Александра Невского», тоже присутствует апология ангельская.

В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра» победа на Неве над шведами приписывается полководческому дару Александра Невского и личной смелости его воинов. Согласно церковной версии [60], малая новгородская дружина громит превосходящие силы противника с помощью ангелов («полк Божий на воздусе, пришедши на помощь Александрова»). В этой повести отмечается, что «было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы.

Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца».

Святой Александр Невский, «небесный заступник» земли Русской, также незримо присутствовал во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматические моменты жизни страны. Исторические события происходят не только в пространстве и во времени, но и находятся в гуще биения жизни. В чудесных видениях князь Александр Ярославович предстает непосредственным участником великой Куликовской битвы в 1380 году, в которой победу одержал его внук — великий московский князь Дмитрий Донской, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 км от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы [62].

В древнерусских летописях образ Победы тесно связан как с единением (объединением) сил по защите земли Русской, так и с воспеванием ее красоты. Для древнерусской эпохи типично стремление к целостности, к всеобъемлющему охвату действительности. Восхищение миром перерастает в гимн Творцу, превневшему в земную жизнь гармонию и порядок [60].

Например, в «Слове о погибели Русской земли « (XIII век) был создан величавый образ Русской земли, ее погубленной силы. Гибель земли представлена как гибель ее красоты. Главная ценность для автора этого литературного произведения — земля, с ее месточтимыми природными святынями. В этом произведении заключается глубокая внутренняя вера в то, что загубленная красота родной земли должна возродиться. По извечному закону природы на смену смерти приходит жизнь. Также и в обществе происходят перемены, подобные природной цикличности. Идеал автора «Слова» — сильная княжеская власть и единое государство, примером которого служит держава Владимира Мономаха. Упоминание в тексте Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо, то есть тех князей, при которых укреплялось могущество страны, являлось символом объединения княжеств и всех русских сил  [60]. Под надежной защитой Русская земля вернется к жизни. Возродится ее красота, умножится слава. Власть временного оцепенения отступит так же, как день приходит на смену ночи. Деятельному участию в защите Русской земли и оздоровлению жизненных устоев в стране, в целостности страны, ее процветании и высоком международном авторитете виделось безымянным сочинителям «Слове о погибели Русской земли» будущее Руси.

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чисты-

ми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Международная политика основывалась на идее Иллариона Киевского: «Ни один народ не может притязать на первенство. Нет таких намерений и у русских», которая была проявлена им в летописи «Слово о законе и благодати» (1051). Национальная идея, представлена в этой летописи, в прославлении настоящего через прошлое. Русская история с одной стороны — это часть мировой истории, а с другой — богатое и славное событиями прошлое. Все это укрепляло в сознании древних русичей чувство собственного достоинства, позволяло уверенно глядеть в будущее.

Тексты древнерусских летописей, повествуя о приуготованном будущем трансформируются в пророчества. И это как раз тот случай, когда невидимое гораздо существеннее того, что бросается сразу в глаза. Образа Победы вроде бы и нет в «Слове о полку Игореве», нет в нем и места для воспевания подвигов, причем не только подвигов ратных (отомстить за раны Игоря), но подвигов самоотречения и взаимного понимания (чтобы «розно» русским князьям копья не пели, чтобы не приходили с победами враги на землю Русскую). Ведущим образом всего произведения является образ земли Русской, что проявляется через сакральное отношение к природным святыням. По многочисленным материалом известно [60], что земное пространство обожествлялось славянами, так же как и небесное. Идея жертвенного служения, священная гибель во имя защиты Родины, выражена и в «Повести о разорении Рязани Батыем». Служение — это самопожертвование ради блага других. Как правило, оно мотивировано стремлением отвести угрозу от своей земли, от природных святынь. В этом надежда и залог будущей победы.

Победитель — это тот, кто овладевал будущим. Перефразируя известную фразу Дж. Оруэла об эпохе Древней Руси, можно было бы сказать, что кто овладевал будущим, тот овладевал настоящим [61]. Иными словами, возможность евангельской проповеди предсказывать судьбы человеческие и представлять их в более выгодном, чем язычество, свете, предопределяла в глазах христианизируемого общества успех Церкви. Крест был образом Победы.

Тропарь и кондак Честному Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя и благослави достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство» — это обычный тропарь Кресту, хорошо соответствующий победоносной функции креста в войне с неверными. В 1071 году князь Глеб Святославович в Новгороде победил будущее, которое оказалась победой в настоящем.

К взбунтовавшему волхву примкнула вся городская община. Претендуя на власть над будущим, волхв оказывается посрамленным точным ударом топора профессионального воина [61]. «И люди разидошася», потеряв всякий интерес к лжецу, неспособному предсказать не только далекое будущее, но и сиюминутные события.

Крест как образ Победы способствовал тому, что воинские операции московских князей сознательно приурочиваются к дням значимых церковных праздников и особо почитаемых или востребованных обстоятельствами святых. При этом смысл войны как тяжелого труда постепенно вытеснялся из воинского сознания и заменялся на значение победы как праздника. Совпадение церковного празднования с воинским успехом однозначно могло толковаться как помощь свыше, а сам успех — как заслуга празднуемого лица священной истории.

Высшим проявлением этой идеи и квинтэссенцией метафоры «ангел пролетел» является заступничество Богородицы, сопровождаемой ангелами, земли Русской.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. По всей Русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Его Пречистой Матери, к Преподобному Сергию Радонежскому. Богоматерь не отвергла уповавших на Нее. В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана... Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского Бога и что сила Ее неодолима. «Тогда нам с ними не сладить», — воскликнул Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее, прибавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» [63].

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (так называемое Стояние на Угре): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье было спасение Владимирской Матери Божией Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределы города и стал жечь его посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив Москве вреда.

Выше приведенная оценка показывает, что использование технологий социального управления и технологий доверия на основе веры в евангельские пророчества, помощи божественных сил позволяло объединять усилия в защите земли Русской, придавало образу Победы атмосферу праздника, радости победы за Святое дело и привносило на ангельских крыльях Дух Победы, позволявший овладевать будущим. «Звон колоколов невидимого сокровенного Китежа звучит над Русской землей. И кажется, многие сердца слышат этот звон и верят, что Россия остается Домом Пресвятой Богородицы» [64].

*

 

Из главы «Дух победы» (2)

 

<…> Идея единения, объединения усилий в защите Отечества прошла сквозь века и она в очередной раз была озвучена вновь избранным Президентом России Владимиром Путиным 5 марта 2012 года: «Самое главное, на мой взгляд, в том, что у нас в результате этой борьбы, которая совершенно очевидно имела место, произошла консолидация внутри самого нашего общества».

Ангел пролетел — как некая благодать на доброе дело. Его полет чувствовался в перекличке времен, которая была проявлена Владимиром Путиным в цитировании им стихов Сергея Есенина:

Если скажет рать святая:

«Брось ты Русь — живи в раю».

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте Родину мою».

Контуры будущего образа Победы были прорисованы Владимиром Путиным в статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в газете «Известия» 3 октября 2011 года. В его основе лежала идея объединения народов Евразии для овладения будущим. Старт этого важнейшего интеграционного проекта — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана назначен на 1 января 2012 года. Для достижения победы над будущим, для преодоления грядущих испытаний необходимо руководствоваться следующими ключевыми правилами игры, сформулированными в этой статье.

1. Тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе. Сложение сильного человеческого потенциала, природных ресурсов, капиталов для создания конкурентоспособных передовых производств, основанных на инновационных технологиях, новых рабочих мест с целью обеспечения устойчивого глобального развития наряду с такими ключевыми игроками, как ЕС, США, Китай, АТЭС.

2. Евразийский союз должен стать центром дальнейших интеграционных процессов, на основе постепенного слияния существующих структур — Таможенного союза и Единого экономического пространства.

3. Совместно использовать ресурс развития, доставшийся в наследство от Советского Союза, — общее языковое, научно-культурное пространство, общая инфраструктура и сложившаяся производственная специализация.

4. Евразийский союз — это открытый проект, для участия в нем приглашаются и другие партнеры и прежде всего страны Содружества. На основе единения, и «только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания».

В последующих семи статьях Владимир Путин, уже как кандидат в Президенты России, добавил ярких красок в прорисованный контур образа Победы.

В статье«Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить», опубликованной в газете «Известия» 16 января 2012 года, поставлена основная цель на будущее «Нашу задачу на предстоящие годы вижу в том, чтобы убрать с дороги национального развития все то, что мешает нам идти вперед. Завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся, и одновременно — устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм».

В статье «Россия: национальный вопрос» опубликованной в «Независимой газете» 23 января 2012 года, основной упор сделан на чувстве патриотизма, на чувстве гордости за свою Родину, на чувстве сопричастности к великим делам и свершениям, к Великим Победам. «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше

законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». В заключении этой статьи Владимир Путин отметил: «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно — не дождетесь».

Образ Победы в Великой Отечественной войне, к которой все сопричастны, выражена словами песни из кинофильма «Белорусский вокзал»:

А только нам нужна одна Победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим!

В статье «О наших экономических задачах», опубликованной в газете «Ведомости» 30 января 2012 г., определены основные приоритеты на ближайшие 10 – 15 лет для достижения конкурентных преимуществ в Глобальной игре: в финансовой сфере — это формирование длинных денег, в технологической сфере — атомная промышленность, космос, фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы».

В статье «Демократия и качество государства», опубликованной в газете «Коммерсант» 6 февраля 2012 года, были рассмотрены вопросы конкуренции за будущее и используют звание флага демократии для получения конкурентных преимуществ — «Реальность глобального мира — это конкуренция государств за идеи, людей и капитал. А фактически — за будущее своих стран в сформировавшемся глобальном мире».

В статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в газете «Комсомольская правда» 13 февраля 2012 года, поставлена задача по производству справедливости, это не только нравственная задача, но и экономическая. Лауреат Нобелевской премии по экономике Джордж Акерлоф [65] показал, справедливость вносит в экономическую науку наши представления о том, как должны вести мы сами и окружающие. Оказывается правильное поведение, заключается в том, чтобы поступать по справедливости — это одна из главных составляющих счастья. Синергетика производство справедливости на основе технологий доверия — это мультипликатор генерации счастья. «Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен «производить справедливость». Справедливое устройство общества, экономики — главное условие нашего устойчивого развития в эти годы».

В статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России», опубликованной в «Российской газете» 20 февраля 2012 года, определены следующие направления развития «умной» обороны от новых угроз, в условиях глобальной трансформации мировых процессов, экономических и прочих потрясений, непредсказуемых рисков, — в космическом пространстве, в сфере информационного противоборства, в первую очередь — в киберпространстве, в создании оружия на новых физических принципах (лучевого, геофизического, волнового, генного, психофизического и др.).

При этом должны быть обеспечены встречные потоки инноваций, технологий между «оборонным» и «гражданским» секторами. «Мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью».

Статья «Россия и меняющийся мир», опубликованная в газете «Московские новости» 27 февраля 2012 года, посвящена проблеме доверия и ключевым внешним вызовам, с которыми сталкивается сейчас Россия. Одним из главных

вызовов сегодняшнего дня является циничность использования инновационных технологий доверия. Мировое общественное мнение с помощью продвинутых информационных и коммуникационных технологий (Интернета, социальных сетей, мобильных телефонов, наряду с телевидением и традиционными СМИ) начало формироваться для передела рынков, а затем и использоваться для смены правящих режимов в различных государствах, лишая российские компании довольно крупных коммерческих контрактов. Другим вызовом является рост китайской экономики, и у России есть шанс поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики, активнее выстраивать новые кооперационные связи, сопрягая технологические и производственные возможности наших стран. Третий вызов — это слабое инвестирование Россией в свою великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке, в культурные индустрии и в сферу идей, в их продвижение на глобальном рынке. «Россию воспринимают с уважением, считаются с ней

только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь.

Более того, я убежден, что безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь «задвинуть» ее, ослабить ее геополитические позиции, нанести ущерб обороноспособности».

Контуры будущего образа Победы, прорисованные вновь избранным 4 марта 2012 года Президентом России Владимиром Путиным и дополненные им яркими красками будущего в ходе президентской гонки, — это еще не картина образа грядущей Победы. Гениальной картиной образ Победы станет тогда, когда в некого вдохнут свои души народы Евразии.

Вышерассмотренные оценки иррационального начала, то есть неэкономических мотивов и нелогического поведения, не являются трендом современной экономической науки, хотя и начинают приниматься в расчет в ряде работ.

Например, лауреат Нобелевской премии по экономике, основоположник информационной экономической теории Джордж Акерлоф и известный американский экономист Роберт Шиллер [65] считают, что движущей силой, оказывающей влияние на ключевые решения superкласса является spiritus animalis, что в классической и средневековой латыни означало духовную энергию и жизненную силу. Авторство этого термина приписывают античному врачу Галену (ок. 130 – 200). Но в современной экономической науке это понятие приобрело несколько другой смысл и в русском переводе через преломление кейсианской концепции звучит как «иррациональное начало». Пять проявлений иррационального начала рисуют абрис образа, проявленного на стыке пространства — времени — жизни: доверие, представление о справедливости, злоупотребление и недобросовестность, денежная иллюзия и восприимчивость к историям играют важную роль в развитии мирового капитализма:

- доверие — краеугольный камень капиталистической экономики; - образование цен и зарплат в значительной степени зависит от нашего представления о справедливости; соблазны порождают злоупотребления и играют негативную роль в экономике;

- денежная иллюзия, вызванная инфляцией и дефляцией, сбивают людей с толку при их суждениях о деньгах и не позволяют им принимать объективные решения; - - представление экономических игроков о действительности, об их восприятии себя и своих действиях переплетены с историями из их жизни и жизни окружающих. Совокупность таких историй, трактовку которых задают сочинители правил жизни из superкласса, образует национальный или мировой сюжет, играющий важную роль в глобальной экономике.

Исследования показывают [66], что результаты спортивных состязаний могут влиять на уровень доверия и, следовательно, на экономическое поведение. Анализ международных соревнований по футболу в сорока двух странах с 1973 по 2004 год выявил, что ежедневная средняя при-быль по инвестициям в фондовые биржи этих стран составила 0,06 % (или 15,6 % годовых). Но в те дни, когда команда терпела поражение, в ее стране этот показатель опускался до –0,13 %, а если команда выбывала из турнира — то до –0,23 %.

Со времен основания США любые экономические ухудшения приписывались утрате доверия, после вхождения экономики в рецессию первым делом начинали «восстанавливать доверие» [65]. Так действовал ключевой игрок суперкласса Джон Пирпонт Морган после биржевого краха 1902 года, когда он сколотил пул банкиров, чтобы делать инвестиции на бирже. Ту же стратегию он применил и в 1907 году. Примерно так же действовал во времена Великой депрессии и Президент США Франклин Рузвельт. <…>

 

comments powered by Disqus