01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

О мере легитимности Правителя - 3

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / О мере легитимности Правителя - 3

О мере легитимности Правителя - 3

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 21.02.2017 — Последние изменение: 21.02.2017
Сегодняшнее интернет-пространство переполнено сообщением и обсуждением информации анонимного ньюсмейкера из Администрации президента о планах Кремля добиться рекордной явки на выборах президента России. (Подробнее см. ниже)… А. А.









…Зачем ее (этой рекордной явки) добиваться и как? В конечном счете – ради повышения меры легитимности этих выборов. А разве предыдущие президентские выборы были недостаточно легитимными?  И были ли они вообще легитимными?

Это - как посмотреть.

Результаты всяких выборов у нас, согласно избирательному законодательству, измеряются процентом проголосовавших ЗА от числа участвовавших в голосовании. При этом явка в расчет не берется, а только фиксируется. И она может быть любой, и даже, как многократно замечено, чем ниже явка, тем больше шансов у фаворита («нужного власти» кандидата) набрать больший процент голосов)

(Явка может быть искусственно завышена фальсификациями, но мы сейчас берем «идеальный» случай).

Автором этих строк еще свыше 10 лет назад было предложено  (журнал «Телескоп», 2004, № 1) различать УСЛОВНУЮ и РЕАЛЬНУЮ электоральную поддержку той или иной политической силы (партии, политика…). Первая – измеряется долей проголосовавших ЗА (того или иного кандидата и т. п.) от числа пришедших на избирательный участок. Вторая – измеряется долей проголосовавших соответствующим образом от ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАТА.

Ясно, что второй показатель образуется умножением  электорального результата кандидата на процент явки. Реальная электоральная поддержка всегда меньше условной.

Представим себе, что победитель набрал 70% голосов от числа голосовавших, а явка составил тоже 70%. Оба показателя могут считаться высокими. Однако РЕАЛЬНАЯ электоральная поддержка при этом не превышает даже половины электората: 0,7 X 0,7 = 0,49.

(Кстати сказать, это наивысший результат за всю историю президентских выборов в постсоветской России был достигнут в 2008 г.  кандидатом в президенты Д. Медведевым).

Строго говоря, утверждать о легитимности  Правителя можно лишь в случае , когда показатель реальной электоральной поддержки превышает 50%.. В этом смысле ни один из российских президентов не может квалифицироваться как ОБЩЕНАРОДНЫЙ президент.

В 2015 г. эта проблема специально исследовалась нами, что нашло отражение в публикациях на Когита.ру: Электоральная поддержка: условная и / или реальная; О мере легитимности Правителя; О мере легитимности Правителя – 2. (см. ниже).

Надо сказать, что довольно долго вышеизложенная постановка вопроса не привлекала внимания и не получала поддержки в среде социологов и политологов. В самом деле, все российские президенты были избраны ЗАКОННО (отвлекаясь от фальсификаций), Но само по себе это не гарантирует легитимности Правителя (в изложенном выше смысле).

Складывается впечатление, что этим смыслом вдруг (а и не вдруг вовсе!) озаботилась Администрация президента. Разумеется, сочинений автора этих строк никто из них не читал. Но поняли, что в воздухе носится сомнение в безусловной легитимности Правителя, получившего реальную электоральную поддержку меньше 50% электората. Вот и засуетились.

Далее, предлагаем читателю ознакомиться с материалами, так  или иначе относящимися к данной теме.

А. Алексеев. 21.02.2017

**

 (1)

 

https://tjournal.ru/41251-anonimnii-istochnik-soobshil-ryadu-smi-o-planah-dobitsya-rekordnoi-yavki-na-viborah-prezidenta-rossiihttps://tjournal.ru/41251-anonimnii-istochnik-soobshil-ryadu-smi-o-planah-dobitsya-rekordnoi-yavki-na-viborah-prezidenta-rossii

 

АНОНИМНЫЙ ИСТОЧНИК СООБЩИЛ РЯДУ СМИ О ПЛАНАХ ДОБИТЬСЯ РЕКОРДНОЙ ЯВКИ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

 

В администрации президента России и экспертном сообществе работают над планом по достижению самой высокой в истории явки проголосовавших на выборах главы государства в 2018 году и не планируют подбирать «искусственных» оппонентов кандидату. Об этом со ссылкой на анонимные источники в АП почти одновременно сообщили «Дождь», «Интерфакс», ТАСС, «Коммерсантъ», РИА «Новости», Life, «Газета.ру», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Известия» и «Ведомости».

Информация во всех публикациях почти совпадает и рассказывает о планах администрации президента добиться для Путина победы при рекордной явке. Для этого в правительстве хотят создать единую базу избирателей и отказаться от открепительных талонов в пользу системы ГАС «Выборы».

Отмечается, что администрация президента не планирует искусственно выдвигать кандидатов-соперников, желая провести «прозрачные, чистые и легитимные» выборы. В роли фиктивного кандидата в Кремле не видят и главу Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. «Дождь» указывает, что своим появлением он только создаст негатив вокруг власти, но не повлияет на повышение явки.

РБК, «Дождь» и РИА «Новости» указали на желание правительства провести президентские выборы в одно время с региональными референдумами, чтобы «вызвать интерес у жителей регионов». Такое решение, по словам источника, связано с тем, что Кремль пока не знает, как создать интригу вокруг избирательного процесса.

РИА «Новости», ТАСС и «Коммерсантъ» сообщили, что привлечь на выборы молодёжь планируют привлечь с помощью неких видеоигр. «Не "покемоны", конечно, но принцип нахождения человека в определённом месте должен присутствовать», — пояснил источник СМИ.

РБК и «Дождь» указали, что выборы станут «референдумом о доверии» к Путину. ТАСС, РИА «Новости» и «Интерфакс» посвятили отдельные новости опровержению слухов о проведении досрочных выборов. В публикации «Интерфакса» цитируются слова источника в Кремле о том, что досрочные выборы будут выглядеть проявлением слабости. Похожие слова приводит «Дождь».

В ряде материалов указано, что президентские выборы обсуждаются на совещаниях с экспертами у заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко.

Рекорд по количеству проголосовавших Путин установил в 2004 году, когда за него отдали свои голоса 71% пришедших на избирательные участки. Пока действующий глава государства официально не объявил об участии на выборах президента в 2018 году.

Ранее о планах баллотироваться в президенты РФ заявили Григорий Явлинский, Владимир Жириновский и Алексей Навальный.

 

(2)

 

ИЗ СТАТЬИ А. АЛЕКСЕЕВА «ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА: УСЛОВНАЯ И / ИЛИ РЕАЛЬНАЯ»

 

Политические итоги выборов известно как определяются: кто набрал наибольшее число голосов участников голосования. А если посчитать процент от общей численности электората?!

10 лет назад автору этих строк довелось выступить с «Социологическим комментарием к итогам выборов в Госдуму-2003» на страницах питерского журнала социологических и маркетинговых исследований «Телескоп» (2004, № 1).  В названной статье содержалась инновационная постановка вопроса о том, что не всякая победа на выборах той или иной политической силы (партии, политического деятеля) свидетельствует о поддержке этой силы большинством избирателей.

Процент проголосовавших определенным образом означает лишь УСЛОВНУЮ электоральную поддержку, поскольку рассчитывается от числа лиц, участвовавших в голосовании.  Показателем же РЕАЛЬНОЙ электоральной поддержки является процент от общего количества избирателей (численности электората). Поскольку в выборах участвуют не все, он значительно НИЖЕ показателя условной.

Для количественной оценки реальной электоральной поддержки следует перемножить показатель условной поддержки (см. выше) и показатель (процент) явки.

Эта элементарная арифметическая операция (перемножении дробей, при котором величина произведения неизбежно меньше величины любого из сомножителей,  как правило, игнорируется при обсуждении итогов выборов; «за данного кандидата проголосовал такой-то процент избирателей» - вот расхожая формула  СМИ и даже официальных источников. То есть в массовом сознании закрепляется представление, что речь идет о ВСЕХ избирателях (общей численности электората). А это  ВОВСЕ НЕ ТАК. <…>

А. Алексеев. 8.08.2015.

 

(3)

 

А. АЛЕКСЕЕВ. О МЕРЕ ЛЕГИТИМНОСТИ ПРАВИТЕЛЯ – 2

 

Опыт рассмотрения результатов шести избирательных кампаний по выборам президента РФ за период с 1991 по 2012 год – при использовании показателя доли голосовавших за данного кандидата от общей численности электората.

  

10 лет назад автору этих строк довелось выступить, на страницах питерского журнала социологических и маркетинговых исследований «Телескоп» (2004, № 1), с «Социологическим комментарием к итогам выборов в Госдуму-2003».  

 В названной статье содержалась инновационная постановка вопроса о том, что не всякая победа на выборах той или иной политической силы (партии, политического деятеля) свидетельствует о поддержке этой силы большинством избирателей.

Процент проголосовавших определенным образом означает лишь УСЛОВНУЮ электоральную поддержку, поскольку рассчитывается от числа лиц, участвовавших в голосовании.  Показателем же РЕАЛЬНОЙ электоральной поддержки является процент, взятый от общего количества избирателей (численности электората). Поскольку в выборах участвуют не все, он значительно НИЖЕ показателя условной.

Для количественной оценки реальной электоральной поддержки следует перемножить показатель условной поддержки (см. выше) и показатель (процент) явки.

Эта элементарная арифметическая операция (перемножения дробей, при котором величина произведения неизбежно меньше величины любого из сомножителей),  как правило, игнорируется при обсуждении итогов выборов; «за данного кандидата проголосовал такой-то процент избирателей» - вот расхожая формула  СМИ и даже официальных источников. То есть в массовом сознании закрепляется представление, что речь идет о ВСЕХ избирателях (общей численности электората). А это  ВОВСЕ НЕ ТАК.

Указывая на это тривиальное / нетривиальное обстоятельств, мы, в одной из наших недавних публикаций, обещали проанализировать под этим углом зрения всю практику российских выборов за последние 25 лет, в частности - результаты президентских выборов 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 гг.

Выполняем наше обещание.

Итак, за 25 постсоветских лет выборы президента России происходили шесть раз. Результаты всех этих выборов  «близко лежат» в интернете: достаточно в Википедии открыть статью о последних президентских выборах 2012 года, и оттуда - прямые ссылки к соответствующим статьям о выборах предшествующих лет.

Каждая из статей содержит интересующие нас данные: а) процент явки на выборы; б) количество избирателей, проголосовавших за данного кандидата (в данном случае нас интересует только победитель выборов – избранный президент РФ); в) процент голосов отданных победителю от общего количества проголосовавших.

По этим данным без труда вычисляются: г) общее количество голосовавших (делением (б) на (в)); д) численность электората (делением (г) на (а));  е) процент голосов ЗА данного кандидата от численности электората (перемножением (а) и (б)).

В итоге, возникает возможность составить нижеследующую таблицу, которую впору патентовать, ибо ни в каких исторических, социологических или политологических источниках вы ее не найдете.

 

Таблица

 Год президе

нтских

выборов

Избран Президентом РФ

 

Числен

ность электо

рата

Общее количе

ство

 го

лосова

вших

Процент явки

 

Количе

ство голосо

вавших   ЗА

Процент

голосов  ЗА от количе

ства голосо

вавших

Процент голосов

ЗА от численности электората

2

3 (д)

4 (г)

5 (а)

6 (б)

7 (в)

8 (е)

1991

Б. Ельцин

 

103,8 млн

79,6 млн

76,7

45,6 млн

57,3

43,95

1996

Б. Ельцин

1-й тур

108,3  млн

75,6 млн

69,8

26,7 млн

35,3

24,64

1996

Б. Ельцин

2-й тур

108,2 млн

75,1 млн

69,4

40,4 млн

53,8

37,34

2000

В. Путин

 

109,3 млн

75,0 млн

68,6

39,7 млн

52,9

36,29

2004

В. Путин

 

108,1 млн

69,6 млн

64,4

49,6 млн

71,3

45,92

2008

Д. Медведев

107,2 млн

74,7 млн

69,7

52,5 млн

70,3

49,00

2012

В. Путин

 

109,8 млн

71,7 млн

65,3

45,6 млн

63,6

41,53

2018

 

??

??

??

??

??

??

??

В этой таблице колонки 5, 6 и 7 являются базовыми (источник, откуда взяты цифры, уже назывался). Цифры в колонках 3 и 4 являются – в данном случае – расчетными, хотя, понятно, и численность электората на данный момент времени, и общее количество голосовавших на данных выборах фигурируют где-то в официальных и / или специальных источниках. (Но мы к этим источникам не обращались).

Расчетными являются и цифры из колонки 8, представляющей для нас особый интерес.

Но сначала обозрим таблицу в целом.

Численность электората, вычисленная указанным выше способом на протяжении 25 лет колебалась от 104 до 110 млн чел. Такие изменения, при четырехлетнем интервале измерения, причем вовсе не линеарные, затруднительны для объяснения. Но это не есть предмет наших разысканий, не будем отбивать хлеб у электоральных статистиков.

При численности российского электората (то есть взрослого населения страны, носителей активного избирательного права) до 110 млн чел., в президентских выборах реально участвуют от 70 до 80 млн граждан, что соответствует колебаниям показателя явки  от 64,4 (2004 г.) до 76, 7 % (1991 г.).

Здесь стоит заметить, что до 2007 г. для президентских выборов в РФ существовал минимальный порог явки - 50 %, но в 2007 г. этот порог был отменен, так что президентские выборы, равно как и все остальные – федеральные или местные, теперь считаются состоявшимися при ЛЮБОЙ явке.

Другое дело, что явка на президентских выборах в России всегда превышала 50 % (в отличие от всяких иных выборов), и эта «инерция» действовала и на выборах 2008 и 2012 гг. (т.е. после отмены минимального порога явки).

Чтобы победить на выборах кандидат должен набрать 50 % (+ 1 голос) от общего количества голосовавших. В противном случае назначается 2-й тур выборов. Такой эпизод в электоральной истории РФ имел место единожды – в 1996 г., когда Б. Ельцин поначалу получил поддержку лишь 35,3 % участвовавших в выборах избирателей. По итогам 2-го тура он набрал 53,8 % голосов и выиграл у Г. Зюганова.

Во всех остальных президентских выборах победитель определялся уже в первом туре.

Как видно из таблицы, победитель президентских выборов обычно получает 40-50 млн голосов. Пока не станем обсуждать этот показатель.

Привычными и широко пропагандируемыми показателями результатов президентских выборов (впрочем, и официальным их итогом, согласно Закону) являются ПРОЦЕНТЫ ГОЛОСОВ  ЗА ТОГО ИЛИ ИНОГО КАНДИДАТА ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ГОЛОСОВАВШИХ. Победителем считается тот, кто набрал больше половины голосов от этого количества. (Если набрано количество голосов, пусть и наибольшее  среди конкурентов, однако меньше половины всех участвовавших в голосовании, назначается второй тур).

Из таблицы видим, что этот показатель в прошедших за последние четверть века шести президентских выборах варьировал в интервале 50-70 %. Наинизшим был результат В. Путина в 2000 г. – 52,9 %, и наивысшим – у Путина же в 2004 г. – 71,3 %.

Результат Д. Медведева в 2008 г. – 70,3 %, результат В. Путина в 2012 г. – 63,6 %.

Теперь обратимся к крайней справа колонке 8 (она же – (е)). Ее ряд цифр образован, как уже говорилось, перемножением дробей: процента явки и процента голосовавших ЗА будущего победителя. Социальный же (а в известном смысле и политический!) смысл этого показателя состоит в доле проголосовавших ЗА данного политика ОТ ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАТА. Иначе говоря, то, что мы назвали (выше) РЕАЛЬНОЙ поддержкой (в отличие от УСЛОВНОЙ, каковой является официальный результат выборов).

Какова же была РЕАЛЬНАЯ поддержка «всенародно» избранных российских президентов на выборах 1991-2012 гг.? Из таблицы явствует что она ни разу не превышал 50 %! В частности, последние 4 кампании по выборам президента: 2000 (В. Путин) – 36,29 %; 2004 (В. Путин) - 45,92 %; 2008 (В. Медведев) – 49,00 % ; 2012 (В. Путин) – 41,53 %.

Такую РЕАЛЬНУЮ поддержку можно трактовать также и как МЕРУ ЛЕГИТИМНОСТИ избранного политика. Понятно, что эта мера на практике оценивается у нас долей проголосовавших ЗА – от количества участников выборов. Но правомерна и иная трактовка «легитимности». Если последняя есть согласие народа с властью, ее (власти) поддержка народом, то почему народом следует считать только тех, кто опустил в урну избирательный бюллетень, а не всех носителей избирательных прав?

Гражданин свободен в выборе: воспользоваться имеющимся у него правом или нет. Если он им не воспользовался – то, каковы бы ни были его мотивы и обстоятельства, он данного политика (как, впрочем, и его конкурентов) фактически НЕ ПОДДЕРЖАЛ.

Много это или мало – если 42 % электората оказывают политику поддержку не в виде вербальных заверений и / или обещаний, а  фактами социального ПОВЕДЕНИЯ (в данном случае электорального)? Думается, скорее мало, чем много, хотя этого с лихвой достаточно, чтобы данный кандидат стал законно избранным президентом. Таков избирательный закон!

Но если воспользоваться показателем, в котором учитывались бы и явка, и результаты голосования, то наивысший успех был достигнут фаворитом президентских выборов 2008 года – Дмитрием Медведевым (49  %).

Следует оговорить что  наши электоральные наблюдения и выводы исходят из «презумпции честных выборов»,  отсутствия фальсификаций и т. п. Это идеальное допущение, разумеется, далеко от реальности современных выборов. Не исключая президентских.

 

6.10.2015

**

 

Итак, Администрация президента хочет в грядущих президентских выборах 2018 г. обеспечить БЕЗУСЛОВНУЮ  легитимность, т. е. реальную электоральную поддержку В.В. Путину – выше 50% общей численности электората. Уже сейчас обсуждаются возможные способы достижения этой заветной цели, среди которых – отказ от регистрации по избирательным участкам и голосование по общей базе данных избирателей (вот где богатейшее поле для фальсификаций!). Ну и всякие иные «спецоперации» (вроде приманок для молодежи или совмещения президентских выборов с региональными референдумами; см. выше).

До дня выборов  еще больше года. Политтехнологическая фантазия, особенно при современном уровне политического бесстыдства, - неистощима

А. Алексеев. 21.02.2017



 

comments powered by Disqus