01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Множатся ряды экспериментаторов «на себе»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Множатся ряды экспериментаторов «на себе»

Множатся ряды экспериментаторов «на себе»

Автор: А. Алексеев; С. Каверзина; "Тайга"; "Медуза" — Дата создания: 26.06.2016 — Последние изменение: 26.06.2016
1. Пару недель назад интернет облетела информация об «эксцентрчном» поступке новосибирской гражданской активистки Светланы Каверзиной. Считая заведомо несправедливым приговор к реальному сроку по уголовной статье жителю г. Бердска, разместившему репост с фотографией и надписью, в которых суд усмотрел «оскорбление чувств верующих», Светлана сделала то же самое на своей странице «ВКонтакте» и обратилась в региональное отделение СК РФ с просьбой «проверить ее запись на предмет наличия действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды по признакам отношения к религии» (Ст. 282, ч. 1 УК РФ). В известном смысле – «донос на самого себя»… А. А.

 

 

 

 

 

 

Фото: личная страница Светланы Каверзиной в «ВКонтакте».

 

…2. Поступок Светланы Каверзиной является определенным, демонстративным вызовом системе, по принципиальным нравственным (не станем сейчас говорить – «политическим») мотивам.

Это есть:

а) эксперимент (что будет, если…),

б) эксперимент «на себе» (действия, могущие иметь различные, в том числе – негативные, последствия для самого экспериментатора).

3. Вообще, эксперименты бывают (возможны):

а) в сфере науки и технологии,

б) в сфере искусства,

в) в сфере практической деятельности (иногда говорят: «социальный эксперимент).

В последнем случае, уместно различать:

а) эксперимент управленческий (так сказать, эксперимент «сверху» или «извне» объекта экспериментирования) и

б) эксперимент «снизу» (осуществляемый «изнутри» группы или иного социального образования какой-то его частью или отдельным членом).

Еще несколько подразделений:

I. а) лабораторный и

б) натурный эксперимент.

II. а) мысленный и

б) практический эксперимент.

III. а) групповой (коллективный) и

б) личностный эксперимент.

IV. а) спланированный и

б) стихийный (спонтанный) эксперимент.

Все эти классификации не являются иерархическими и образуют множество комбинаций (пересечений).

Не ставим сейчас перед собой задачу рассмотрения всех оснований подразделения экспериментов и их комбинаций. Тут получилась бы многомерная матрица (в том числе и с пустыми клетками).

4. Общей для всех экспериментов характеристической чертой и задачей является их когнитивная (познавательная) направленность. Но она может быть и не единственной. В частности, для случаев личностного социального эксперимента возможна и нравственная, или экзистенциальная мотивация и / или сверхзадача. Не является чисто познавательной испытательская деятельность – проверка возможности существования и / или общественного применения того или иного произведения человеческого творчества в самых разнообразных сферах. Одной из задач  социального эксперимента может быть создание некого прецедента, из которого впоследствии может вырасти новая социальная норма.

5. Частным случаем практического, натурного, социального эксперимент может быть СОПРОТИВЛЕНИЕ существующим формам правление, вызова господствующему общественному укладу, та или иная публичная форма нестандарного, нонконформного поведения - от одиночного пикета до участия в массовом действе.

 В «экспериментальных» акциях такого рода на первый план выступает экзистенциальная, само- или утверждающая какую-либо ценность или идею, нравственная (и даже политическая) составляющая. Иногда они могут приобретать вид художественной акции (вспомним Pussy Ryot или Петра Павленского; кстати, это уже в чистом виде эксперименты «на себе»).

5. Но всегда, хоть и могут быть отодвинуты в тень, в эксперименте присутствуют познавательный мотив и если не цель, то смысл. В этом отношении, эксперимент – одна из фундаментальных черт человеческой жизнедеятельности.

6. Становление и распространение  форм экспериментального социального поведения, особенно – экспериментов «на себе», есть примета вызревающих в глубине социума (даже вполне рутинизированного, оглушенного пропагандой и т. д.) инновационных тенденций, пробуждения самосознании, активизации чувства собственного достоинства (пусть пока у немногих индивидов), ослабевающего (или даже исчезающего) чувства страха (вспомним «Кроликов и удавов» Ф. Искандера), способности к «самостоянию» (выражение А. С. Пушкина).

7. Вот к какому размышлению подводит уже далеко не единичный случай  эксперимента «на себе» (доноса на «самого себя» и т. д.) новосибирской гражданской активистки.

А. Алексеев. 26.06.2016.

**

 

См. ранее на Когита.ру:

- Художественная акция Петра Павленского как социологический кейс

**

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Из портала «Тайга»:

ЧЛЕН НОВОСИБИРСКОГО «ЯБЛОКА» НАПИСАЛА НА СЕБЯ ДОНОС В СК

9 июня 2016

 

Член новосибирского регионального совета «Яблока» Светлана Каверзина попросила СК РФ проверить ее действия на предмет оскорбления чувств верующих. Она опубликовала «ВКонтакте» изображение, за репост которого суд ранее приговорил жителя Бердска Максима Кормелицкого к реальному сроку.

Заявление подано в региональное управление СК РФ. «Заявление приняла милая женщина, поблагодарила за обращение и сказала: „до новых встреч“», — сообщила Тайге.инфо сама Каверзина.
Член «Яблока» уточнила, что подала жалобу туда же, куда обращались председатель новосибирского отделения движения «Народный собор» Юрий Задоя и местный координатор «НОД» Василий Веселов по факту размещения на странице Максима Кормелицкого «ВКонтакте» «оскорбительного» изображения. На фотографии с купающимися в прорубе людьми была сделана надпись, выражавшая «мнение об умственном состоянии людей, которые жертвуют своим здоровьем ради религии».
Бердский городской суд приговорил Кормелицкого к году и трем месяца колонии-поселения. После этого некоторые новосибирские общественники и активисты начали размещать на страницах в соцсетях аналогичное изображение. Среди них оказалась и Каверзина.
«Я сделала эту запись не потому что хорошо отношусь конкретно к Кормелицкому, но потому что считаю, что сажать людей за репосты в соцсетях нельзя. Это несправедливо, что он один отправился в тюрьму за репост, который сделали сотни человек. Хотят сажать людей за репосты — пусть попробуют. Могут начать с меня», — заявила член «Яблока».
Каверзина попросила проверить ее действия по ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды по признакам отношения к религии). Копия заявления имеется в распоряжении редакции. В беседе с Тайгой.инфо она сказала, что не знает, какой реакции ожидать от СК, но «готова к любому развитию событий».

**

 

Из портала Meduza:

«МУЖ СКАЗАЛ, ЧТО СУХАРИКИ БУДЕТ НОСИТЬ» ИНТЕРВЬЮ СВЕТЛАНЫ КАВЕРЗИНОЙ, НАПИСАВШЕЙ В СК ЗАЯВЛЕНИЕ НА САМУ СЕБЯ ЗА РЕПОСТ

9 июня 2016

 

В четверг, 9 июня, член новосибирского отделения партии «Яблоко» Светлана Каверзина обратилась в Следственный комитет России с требованием проверить собственную запись в «ВКонтакте» на предмет оскорбления чувств верующих. Важный нюанс: эта запись — репост фотографии, за публикацию которой жителя Бердска Новосибирской области Максима Кормелицкого недавно приговорили к реальному сроку — одному году и трем месяцам колонии (на картинке изображены крещенские купания, которые сопровождаются оскорбительной надписью в адрес купающихся). По просьбе «Медузы» журналист местного издания «Тайга.инфо» Ярослав Власов выяснил у Светланы Каверзиной, зачем она так поступила. 

— Почему вы подали жалобу в Следственный комитет на саму себя?

— Из-за решения Бердского городского суда о том, что Максима Кормелицкого посадили на год и три месяца в колонию-поселение — за репост фотографии крещенских купаний. Сразу после приговора картинка появилась везде в Сети — [бывший член Совета Федерации от Новосибирской области Алексей] Мананников репостнул ее. И тогда я увидела ее впервые — и, честно говоря, была в шоке: на картинке нет ничего страшного. Не понимаю, за что судить.

Поэтому я точно так же репостнула ее и написала заявление. Если они считают, что за такие картинки люди должны лишаться свободы, пусть лишают.

— То есть вы готовы отправиться в колонию?

— Я готова, конечно. Я обсудила это с мужем, предупредила членов партии о своем решении.

— Как они отреагировали?

— Муж нормально отреагировал, сказал, что сухарики будет носить. Среди соратников по партии была дискуссия — кто-то поддержал, кто-то нет. Но у нас [в региональном отделении «Яблока»] нет такого, чтобы сказали — этого нельзя делать. Я выслушала мнения всех и сделала так, как посчитала нужным.

— В СК дали вам понять, будут ли проводиться следственные действия по вашей жалобе?

— Я пришла в приемную [следственного управления СК РФ по Новосибирской области], у них там маленький кабинетик. Подала заявление, женщина проверила паспорт, прописку, прочитала заявление, сказала: «Хорошо, я приму ваше заявление. Спасибо большое». Вот и все.

У меня не было цели узнать, будет или не будет кто-то проводить проверку. Но именно этот Следственный комитет возбудил уголовное дело против Кормелицкого. Я подала заявление в то же учреждение, в которое православные активисты подавали жалобу на него.

Если дело дойдет до суда, скорее всего, его будет рассматривать Советский районный суд Новосибирска.

— Вы считаете справедливым какое-то наказание за публикации таких фотографий в социальных сетях?

— Я считаю, что единственное в фотографии, к чему можно было прицепиться, если сильно захотеть, — это мат. Ну а какое у нас наказание за мат? Небольшой штраф, ограничение свободы на два-три дня. Потому что если у нас в России начать сажать за мат, 99% россиян окажутся в колониях-поселениях.

А вот как сама сущность картинки может оскорблять, я не понимаю. То, что я увидела, — это забота о здоровье граждан, особенно учитывая тот факт, что в Бердске в 2013 году во время крещенских купаний мужчина умер. Сердечник. То есть это вполне обоснованная забота о жителях. <…>

 

 

comments powered by Disqus