01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Минюст не считает правозащитную деятельность политической

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Минюст не считает правозащитную деятельность политической

Минюст не считает правозащитную деятельность политической

Автор: "Права человека в России", Минюст РФ — Дата создания: 24.01.2013 — Последние изменение: 25.01.2013
Участники: "Щит и меч", "Агора", А. Алексеев
В отличие от большинства некоммерческих организаций, отказавшихся заявлять о себе как об «иностранных агентах», чувашская правозащитная организация «Щит и меч» подала в Министерство юстиции РФ заявление о добровольном вхождении в соответствующий реестр НКО. И Минюст ей в этом отказал. Важный прецедент!

 

 

Копипаст публикации портала «Права человека в России»

Минюст не считает правозащитную деятельность политической

hro.org, 23/01/2013

Министерство юстиции России заявило, что цели и виды политической деятельности чувашской правозащитной организации "Щит и меч", указанные в заявлении о добровольном вхождении в реестр НКО – "иностранных агентов", "соответствуют общим принципам охраны и защиты прав человека и гражданина в РФ, закрепленным в Конституции", "не противоречат общегосударственной политике и не направлены на ее изменение". К такому выводу ведомство Александра Коновалова пришло, "исходя из общих принципов и норм российского законодательства".

Таким образом, Минюст РФ не установил достаточных правовых оснований для внесения НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и отказался включить правозащитную организацию в реестр. Соответствующее заявление опубликовано на сайте министерства.

Об этом сообщает Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора".

– Ответ Минюста важен по нескольким причинам, – отмечает председатель  "Агоры" – партнера организации "Щит и Меч", представляющей ее интересы – Павел Чиков. – Во-первых, подав заявление о вхождении в реестр, можно в него не попасть. Чиновники решили предварительно оценивать пакет документов не только с формальной стороны, но и по содержанию. Во-вторых, если организация занимается богоугодным правозащитным (а равно экологическим, социальным, просветительским и так далее) делом, никакой в этом политики Минюст не видит. Ежели вы паче чаяния хотите повлиять на государственную политику в определенных областях, то даже это некриминал, пока соответствует Конституции. Это долгожданная первая публично озвученная позиция министерства юстиции по поводу закона об иностранных агентах, которая, учитывая предыдущие высказывания министра Коновалова, свидетельствует о здравом подходе к "плохому" закону и резко снижает риски санкций для российских неправительственных организаций.

Напомним, "Щит и Меч" стала первой в России НКО, пожелавшей добровольно вступить в реестр "иностранных агентов". Соответствующие документы в Минюст в декабре 2012 года направил председатель организации Алексей Глухов.

– Надеюсь, все мифы о том, что "Щит и Меч" является иностранным агентом, теперь развеяны, — говорит Алексей Глухов. – Считаю, что наша организация выполнила свою функцию и начала формировать положительную правоприменительную практику для других правозащитных НКО России. Хотелось бы верить, что защита прав человека в России никогда не будет считаться политической деятельностью вне зависимости от источников финансирования НКО.

Ознакомиться с полным текстом заявления Министерства юстиции РФ можно на официальном сайте ведомства здесь.

Ознакомиться с заявлением о включении правозащитной организации "Щит и Меч" в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента можно здесь.

**

Из сайта Министерства юстиции РФ:

Минюстом России не установлено достаточных правовых оснований для внесения ЧРПОО «Щит и Меч» в реестр НКО-иностранных агентов

21 января 2013 г. Минюстом России рассмотрено заявление Чувашской республиканской правозащитной общественной организации «Щит и Меч» (далее -ЧРПОО «Щит и Меч») о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

При рассмотрении заявления ЧРПОО «Щит и Меч» на предмет соответствия требованиям, предусмотренным нормами законодательства о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, установлено следующее.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Представленные организацией сведения о наличии иностранных источников финансирования подтверждены.

Некоммерческая организация признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Цель своей политической деятельности ЧРПОО «Щит и Меч» описывает как «искоренение фактов нарушения прав человека на территории Чувашской Республики». Указанная цель соответствует общим принципам охраны и защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации, закрепленным в Конституции Российской Федерации и реализованным во всех отраслях российского законодательства.

Сформулированные организацией виды политической деятельности напрямую определяются поставленной целью и на изменение государственной политики не направлены.

Так, например, указанный в разделе 4.3 заявления НКО «Щит и Меч» один из видов политической деятельности сформулирован следующим образом: «влияние на государственную политику для предотвращения пыток и иного бесчеловечного обращения в правоохранительных органах и местах принудительного содержания физических лиц».

В статье 21 Конституции Российской Федерации содержится абсолютный запрет на применение пыток и иного унижающего человеческое достоинство обращение. Этот конституционный принцип нашел свое развитие, главным образом, в нормах уголовного законодательства. Так, в статье 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации содержится норма, запрещающая применение пыток и иного жесткого обращения в отношении участников уголовного судопроизводства. В статье 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" сотрудникам правоохранительных органов запрещается прибегать к пыткам и насилию, а также совершать иные действия, унижающие достоинство человека. Норма статьи 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации также основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и иного недопустимого обращения с осужденными. Статьей 8 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закреплен принцип недопущения любых действий, связанных с причинением физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей.

Следовательно, исходя из общих принципов и норм российского законодательства, цели и виды политической деятельности ЧРПОО «Щит и Меч», указанные в заявлении, не противоречат общегосударственной политике и не направлены на ее изменение.

Таким образом, достаточных правовых оснований для внесения Чувашской республиканской правозащитной организации «Щит и Меч» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России не установлено.

В адрес организации 21 января 2013 г. направлено соответствующее уведомление.

comments powered by Disqus