01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Красота. Добро. Правда. Юмор… Абхазский уроженец, русский писатель, достояние мировой культуры

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Красота. Добро. Правда. Юмор… Абхазский уроженец, русский писатель, достояние мировой культуры

Красота. Добро. Правда. Юмор… Абхазский уроженец, русский писатель, достояние мировой культуры

Автор: Каспаров.ру; блогеры; Е. Ихлов — Дата создания: 02.08.2016 — Последние изменение: 02.08.2016
Участники: А. Алексеев
На портале Каспаров.ру размещена подборка: «Блогосфера о Фазиле Искандере». Там же – воспоминание Е. Ихлова о «национал-патриотических» реакциях на публикацию искандеровских «Кроликов и удавов» в «Юности» (1987). А. А.

 

 

 

 

 

ОН ПРЕДУПРЕЖДАЛ НАС...

Блогосфера о Фазиле Искандере

02-08-2016

 

Писатель и поэт Фазиль Абдулович Искандер скончался в Москве на 88-м году жизни. Блогеры вспоминают Фазиля Искандера и его произведения, которые принесли автору всемирную известность - "Сандро из Чегема", "Созвездие Козлотура" и, разумеется, притчу-предупреждение "Кролики и удавы", вызвавшую в свое время негодование "патриотической общественности".

 

Андрей Мальгин:

"Умер один из крупнейших русских писателей - Фазиль Искандер. Один из последних шестидесятников. И хотя русской крови в нем не было ни капли, и он автор многих "этнических" (одна из которых - "Сандро из Чегема") принесла ему всемирную известность, он именно писатель русский. Его друзья - замечательная плеяда поэтов, прозаиков, драматургов - стали последним крупным событием в нашей литературе. Потом началось постепенно вырождение российской культуры.
"Кролики и удавы", хотя и написаны в поздние брежневские годы, читаются как книга о сегодняшнем дне. То есть это полное, всестороннее, детальное описание нынешнего режима.
Мне посчастливилось много лет жить с Фазилем Абдуловичем в соседних квартирах (он в 67-й, я в 68-й), но в этот печальный день не место для бытовых воспоминаний.
Главное, никто не сумеет предъявить Искандеру ни одного некрасивого поступка. Благороднейший человек: и в каждом написанном им слове, и в жизни".

 

"Как по мне, он был сам по себе, ни на кого не похожий. И сын гор, и русский писатель. Вернее, всё же советский", - пишет блогер vlasovetz55.

 

Блогер chele-sta:

"В 5-ом номере "Нового мира" за 1969 год были опубликованы два рассказа Фазиля Искандера, и так началось моё с ним знакомство, любовь на всю жизнь и счастье, что он есть. Особенно запомнился рассказ "Летним днём"...
Потом были "Кролики и удавы" - притча на все времена. Эту книгу я могла в те годы цитировать наизусть, благо всю ее можно растащить на афоризмы.
За книгу "Детство Чика" пришлось повоевать, ибо в магазине был один экземпляр, да и тот был кому-то отложен.
В своё время переживала, что он не получил Нобелевскую премию, но потом утешилась мыслью, что не пристало ему сидеть за одним столом с некоторыми из ее лауреатов...
Великий писатель без всяких застенчивых "один из". Светлая ему память".

 

Максим Кантор:

"Умер последний писатель той "русской литературы", которой привыкли гордиться.

Сегодня нет французской живописи, нет немецкой философии, нет английской драматургии. Возможно, все это появится вновь; но сегодня этого нет.
И русской литературы - свободной, совестливой, веселой - тоже нет.
Возможно, снова появится, пережив позор феодализма, корпоративного лизоблюдства и колониальной войны.
А может, и не появится".

 

"Скромно хочу прокомментировать, что не появится, в таком обществе не появится. Живопись, литература и так далее, рождается от глубоких чувств, переживаний, любви. Люди скатываются до мелкого и быстрого потребления эмоции. Быстро есть, быстро читать, быстро поругаться и, если необходимо, быстро помириться..." - пишет Марианна Попова.

 

Михаил Горбунов:

"Он, безусловно, принадлежал уже к мировой литературе. Как Кафка и Маркес, которых читают почти только в переводах, или, ещё ближе, как Рушди, который, кажется, никогда не писал не на урду. Точно так же, как Пикассо - не французский и не испанский художник (а вот Сезанн был ещё французским). Да, литература сильнее чем живопись или музыка укоренена в языке. Но время национальных литератур тоже уже прошло. Национальными остаются только графоманы, а вот настоящие художники, они всемирны.
Как жаль..."

 

Егор Седов:

"Посты-некрологи... Сложно сказать, к чему они нужны. И кому. Точно - не ушедшему.
Который был человеком, жил по-человечески, иногда ошибался и заблуждался, как всякий человек. Дело-то не в этом.
Дело-то в том, что ушедший нас предупреждал. А мы, при его жизни, не вняли.
О чем предупреждал?
Вот, например:

"Дела всех освободителей гибли из-за этого. Каждый из них, увлеченный своей благородной задачей, невольно рассматривает ее как окончательную победу над мировым злом. Но, как я уже говорил, когда исчезнет то, что зло сейчас, мгновенно наступит то, что зло — завтра. Этого не понимали все немудрые освободители и потому, добившись победы, впадали в маразм непонимания окружающей жизни" (с).

В общем, не надо впадать в маразм. А надо - читать и понимать Фазиля Искандера. Светлая ему память".

 

"Паршивые, как на подбор, горевестники достались Фазилю Абдуловичу: лайньюс да Шаргунов. Зато жизнь была..." - пишет Михаил Глобачев.

 

Леонид Гозман:

"Он был одним из тех, кто помог нам пережить советскую власть. На фоне Сандро и других его героев она становилась жалкой, смешной и совсем не бессмертной.
Спасибо ему за это и за многое другое. За тот радостный, несмотря на все мерзости, взгляд на мир, который он передавал нам.
Вечная память".

 

"Когда я узнал, что он умер, ощутил такое же чувство, узнав, что ушел Курт Воннегут. Ушел кто-то большой и светлый", - пишет Андрей Апосов.

**

 

КАК НЕ СМЕЯЛИСЬ НАД ИСКАНДЕРОМ

Евгений Ихлов

02-08-2016

"Национал-патриотическая" шизофрения началась давно

 

Когда 29 лет назад, во времена совершенно романтические, в 9 книжке журнала "Юность" за 1987 год появилась притча-сказка Фазиля Искандера "Кролики и удавы", то вдруг на нее обрушились со страниц "Нашего со<пле>(време)нника".

Потом подоспели и другие медиаресурсы тех, кого тогда звали "деревенщики", а уже через 2 революционных года – "национал-патриоты". Обвинили в русофобии, в клевете на русский национальный характер.

Меня по молодости-наивности сие страшно удивило.
Во-первых, в повести кролики побеждают удавов.
Во-вторых, вроде бы в тогдашнем обществе сложился негативный консенсус по отношению к сталинизму.
Либералы-западники несли по кочкам сталинизм и "административно-командную систему", а деревенщики-почвенники – анафемствовали и большевизм, называя его троцкизмом и напирая на "хазарское иго".
Тем более, что именно сталинизм нанес тот сокрушающий удар по русской деревне, о жутких последствиях которого не уставали говорить и писать деревенщики…

Но не тут-то было. Я уверен, что без понимания логики поносителей Искандера, кстати, тоже "деревенщика", но абхазского, феномен русского "национал-патриотизма" разгадать нельзя.

Первая линейка упреков относилась к изображению народа как кроликов – трусливых и покорных жертв тиранов-удавов.

На возражения, что в результате кроли устроили движение сопротивление и свергли удавов (и ведь свергли на время через 4 года!), отвечали второй линейкой упреков – это-то и плохо, поощрение к неповиновению всеспасительной сильной власти. Вот такая шизоидность логики: народ нельзя попрекать рабством, потому что это – оскорбительно и социально-необходимо одновременно.

"Жуткая" вина Фазиля Абдуловича была не в том, что он изобразил русский советский народ рабами (хотя сцены кролей, весело предающихся похоти перед самым удавом - это скорее карнавально-кавказское сопротивление), но в том, что он констатировал неправильность и постыдность этого рабства и даже дал рецепт борьбы – перестать поддаваться гипнозу собственного страха. Такой развернутый поэтический комментарий к манифесту "Жить не по лжи" Александра Солженицына (февраль 1974).

Написать, что "истинный патриотизм" – это рабская покорность деспотическому государству-каннибалу - тогда еще не решались, поэтому длинно и туманно распространялись о русофобии и карикатурном оболгании трудолюбивого русского народа.

Хотя ведь могли сказать что-то вроде: эк, лихо припечатал наш Фазиль колонизаторов и воспел сопротивление антиколониальных народов мира, или - хорошая притча про Париж мая 1968.
Но ненависть к блестящему памфлетисту заставила сбросить маски…

Кстати, когда Евгений Шварц в 1942-44 годах в узбекской эвакуации писал "Дракона" по сюжету вьетнамских сказок о драконоборцах, то это вовсе не была притча о де- и ресталинизации. Вообще он о них тогда не думал.

А писал он положенное тогда интеллигенту-интернационалисту резкое разоблачение мещанства как питательной среды правого тоталитаризма и предупреждение об угрозе реваншизма вследствие массированной инфильтрации коллаборантов в структуры будущей постоккупационной администрации в Западной Европе. "Бургомистр" - это не глава МГК ВКП(б) Никита Хрущев, но как бы бургомистр Кёльна Конрад Аденауэр. Словом, все в духе Бертольда Брехта: "Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада…"

 

comments powered by Disqus