01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Г. Дадамян – педагог, социолог, экономист, историк и философ театра

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Г. Дадамян – педагог, социолог, экономист, историк и философ театра

Г. Дадамян – педагог, социолог, экономист, историк и философ театра

Автор: А. Алексеев; П. Руднев; А. Калягин — Дата создания: 05.11.2016 — Последние изменение: 05.11.2016
3 ноября 2016, на 79-м году жизни, не стало Геннадия Григорьевича Дадамяна. Это тяжелейшая утрата для всей театральной России…

 

 

 

 

 

Мы познакомились и подружились в 70-х гг. в пору расцвета исследовательской группы «Социология и театр» при Ленинградском отделении ВТО. Должен сказать, что московский социолог и экономист, культуролог и театровед Геннадий Дадамян - не драматург, не режиссер, не актер! -  оказался для меня в ту пору одним из самых ярких впечатлений в мире театра.

Он был «человеком театра», артистичным во всех своих человеческих и профессиональных проявлениях. Общение с ним, вслушивание в его чуть запинающуюся (в поисках нужного слова) и всегда блещущую мыслью речь становилось эстетическим переживанием.

Мы очень давно не виделись. И вот я слушаю и смотрю видеозапись его выступления на VII съезде Союза театральных деятелей России, состоявшегося – за считанные дни до внезапной кончины (уснул и не проснулся). И через 40 лет – та же органика, те же интонации, но еще значительнее, глубже, острее  раздумье на тему о взаимоотношениях театра, общества и власти. И - слушающий его, затаив дыхание, зал.

(Среди «бенефициаров» этого Съезда с Дадамяном, пожалуй, мог сравниться только Константин Райкин, с его вызвавшей широкий общественный резонанс речью о свободе творчества).

Очень горько, что нет больше человека - одного из немногих, кого можно называть не только выдающимся исследователем и педагогом, но и ФИЛОСОФОМ ТЕАТРА. Театра во всех его ипостасях – как вместилища тайны творчества и как особого рода производства, как «трибуны» и как «храма», как социального организма и как пространства художественного восприятия.

А. Алексеев. 5.11.2016

**

 

СКОНЧАЛСЯ СОЗДАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ДЕЯТЕЛЕЙ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ГЕННАДИЙ ДАДАМЯН

3 ноября. /ТАСС/. Создатель Высшей школы деятелей сценического искусства при ГИТИСе, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Геннадий Дадамян скончался в ночь на 3 ноября на 79-м году жизни. Об этом ТАСС сообщили в Российском университете театрального искусства (ГИТИС).

Дадамян - кандидат экономических наук, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии "Театральная Ника" (1993 г.), автор свыше 140 публикаций и 5 монографий.

Работал в ГИТИСе с 1976 года. С 1992 года по 1997 год был заведующим кафедрой социологии искусства. В 1988 году он организовал Высшую школу деятелей сценического искусства ("Школу Г.Г. Дадамяна") - первое в России негосударственное образовательное учреждение, выпускающее менеджеров в сфере культуры, и с тех пор был ее бессменным директором. В 1999 году Дадамян был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств РФ".


**

 

ПАМЯТИ ГЕННАДИЯ ДАДАМЯНА


Сегодня огромное горе у всей театральной России. Ушел из жизни театральный экономист, культуролог, театровед, педагог, создатель собственной школы Геннадий Григорьевич Дадамян. У него учились все. Вот буквально все. Вся театральная Россия. Один из умнейших и интеллигентнейших людей нашего времени, что Геннадий Дадамян буквально на днях продемонстрировал на съезде СТД РФ, где его доклад был сильным, ярким, сущностным, одним из определяющих.

В прошлом году 1 апреля вся театральная страна поздравляла его с 78-летием. Просто перепечатаю тут всё, что я тогда написал:
"Это очень большой человек большого российского театра. Важна, прежде всего, его огромная мультинациональная душа, умение вместить в свое сердце весь театральный мир. Он учитель всех. Его знают все, и он знает всех. И это знание замешано на любви. Восточная мягкость в сочетании с кристальной ясностью выражения, отточенностью артикуляции: Дадамян, когда выступает, ищет слова и находит их буквально на наших глазах. Уж простите, но он напоминает мне Мераба Мамардашвили по стилю поведения, речи и мышления. Каждое выступление - поданное артистично, зажигательно умное и точное слово, сладкое, красивое и сухое, словно армянский гранат. Его книги, особенно исторические - о советском опыте культуры, о театре времени Первой мировой - есть уникальное соединение экономики, культурологии и социологии. Если и есть люди, которые смогли соединить два из этих терминов, то Дадамян - единственный, кто сумел соединить три дисциплины. Он апостол свободы, свободного суждения. Его статьи советских времени совершенно лишены советизмов. По стилю мышления он даже не экономист, он философ и культуролог, оперирующий сотнями примеров из различных областей знания. Его речь демонстрирует даже не только само знание, а строй мышления, композицию мысли, которую он всякий раз, как фокусник, предъявляет из своего сознания в свежем виде. И даже если мысль старая, то она словесно переосмыслена заново. При всех виражах мысли Геннадий Григорьевич - человек практических мозгов, вносящий ясность даже там, где - обычно для театра - царит идеологический хаос и чересполосица. Для театральных мастеров логика - не самая доступная дисциплина. Парадокс Дадамяна в том, что будучи практически мыслящим человеком, он не является меркантильным, прагматическим. Из своего знания Дадамян извлекает для всех нас именно театральную мудрость, а не подсчеты и оргвыводы. Он одержим театральной идеей, идеями эстетической окраски, прежде всего. И как приятно осознавать, что в своем возрасте (78 лет!) он не только патриарх, но и мудрец, что так идет к его благородному возрасту. Я ни разу не слышал от него ни одной гадости по отношению к молодым. Он умеет ценить (и знать!) и старое, и новое. Это сегодня так ценно, так редко!"

Спасибо, дорогой учитель! Спасибо за Вашу любовь к людям и к жизни!

 

Павел Руднев

 

Там же см. видеозапись выстуления Г. Дадамяна на VII Съезде Союза театральных деятеле России 24 октября 2016.

**

 

Из страницы СТД РФ – ВТО на Фейсбуке:

ГОРЕ

3.11.2016

 

Дорогие коллеги, друзья!

Ушел из жизни Геннадий Григорьевич Дадамян, заслуженный деятель искусств России, профессор РАТИ, основатель и руководитель Школы деятелей сценического искусства, автор множества статей, монографий… Блистательный ученый, педагог, уникальный оратор – его слушать можно было бесконечно, восхищаясь глубиной мысли, железной логикой каждого аргумента, историческими параллелями, которые он выстраивал. Он был один из светлых умов России, его авторитет был огромен, его уважали абсолютно все, кто хоть как-то причастен к театральной деятельности.

Всего несколько дней назад Геннадий Григорьевич был вместе со всей театральной общественностью Москвы и России на Съезде Союза театральных деятелей России. Он живо участвовал в дебатах, вел жаркие дискуссии, выступал с трибуны, давал интервью телеканалам, и как это происходило всю его жизнь, своими выступлениями он приковывал внимание людей, мало кого, оставляя равнодушным.

Он был не только социологом театра, его знания об истории театра были всеобъемлющи, он прекрасно анализировал и современный театральный процесс. Геннадия Григорьевича обожали ученики, просто боготворили, а их у него было много, и каждым из них он гордился, мог с упоением перечислять всех по имени и рассказывать где и кем они служат. И его воспитанники действительно уверенно существуют в профессии, они многого достигли, есть они и в Союзе театральных деятелей России, и всех их отличает профессионализм и преданность своему делу, и каждый из них гордится тем, что учился у самого Дадамяна. Без преувеличения можно сказать, что практически весь директорский корпус театров России – это его ученики.

Геннадий Григорьевич десять лет был Секретарем нашего театрального Союза, он очень много сделал для развития театрального дела страны, всегда был мудрым советником, к мнению которого прислушивалась вся театральная общественность России.

Отечественная культура понесла огромную невосполнимую утрату. Геннадия Григорьевича Дадамяна любили все без исключения, с его уходом российский театр потерял выдающегося ученого, педагога, очень яркого, безмерно талантливого, прекрасного человека, близкого и верного друга.

Светлая ему память и наша вечная любовь.

 

Александр Калягин

comments powered by Disqus