01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Еще о рейтинге Путина, его структуре и динамике (Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения – 7)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Еще о рейтинге Путина, его структуре и динамике (Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения – 7)

Еще о рейтинге Путина, его структуре и динамике (Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения – 7)

Автор: "Левада-центр"; А. Алексеев — Дата создания: 31.10.2014 — Последние изменение: 31.10.2014
Здесь – подробное обозрение данных рейтинга В.В. Путина, в частности, по материалам Левада-центра, за весь 15-летний период правления Путина, и - особенно – за последние полгода. Наш комментарий к динамике показателей рейтинга в течение 2014 года. Также обсуждается вопрос о факторах формирования рейтинга главы государства в современных общественно-политических условиях. А. Алексеев.

 

 

 

 

 

Несколько дней назад, а именно – 28 октября 2014, утром (часы здесь имеют значение),  в Сети лавинообразно пошли заголовки типа «Опрос: рейтинг Владимира Путина снизился с начала года» - настолько, что эта тема даже в какой-то момент вырвалась в топ Яндекса.

Интересно, что все ресурсы при этом ссылались на один источник – телеканал РБК: «Рейтинг Путина начал снижаться впервые с начала года», а этот последний (точнее – первый) на интервью, которое им дал заместитель директора Левада-цента Алексей Гражданкин. Притом что на сайте самого Левада-центра такой информации утром еще не было, а появились там данные о снижении одного из показателей рейтинга лишь ближе к концу дня.

То. что эта информация распространилась так быстро и широко, свидетельствует о том, что ее как бы ждали (социальные аналитики еще когда предсказывали!). И вот теперь – «первая ласточка»?

Ну, социолог А. Гражданкин сообщил эту информацию очень сдержанно и аккуратно, а некоторые аналитики, похоже, проявили беспокойство, ибо стали немедленно пояснять, что это «еще ничего не значит». Судите сами. Процитируем РБК.

 

Из портала РБК:

«…Рейтинг Владимира Путина, достигший в августе локального пика, начал снижение, свидетельствуют результаты опроса Левада-Центра. Если в августе за Путина были готовы проголосовать 57%, то в сентябре – уже только 49% опрошенных. В прошлый раз менее чем половина респондентов указывала Владимира Путина в качестве желаемого президента в апреле (49%), в январе это число равнялось 29%. Если пересчитать результаты, исключив неопределившихся и не собирающихся голосовать, рейтинг действующего президента составит 83% против 87% месяцем ранее (в апреле – 81%, в январе – 66%).

Значительно снизилось и число тех, кто определился с выбором – если в августе кандидата, за которого респондент готов проголосовать, называли 66%, то в сентябре определившихся с выбором было уже 59%. В январе этот показатель составлял 45%.

Рейтинг не может постоянно находиться на пике и возвращается к более нормальным значениям, об устойчивом снижении можно будет говорить, если оно продолжится на протяжении двух периодов подряд, говорит замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин. Кроме того, август – отпускной месяц, и не-путинский электорат – зачастую более обеспеченные граждане, жители крупных городов – находился в отпусках, в то время как сторонники президента находились дома и могли отвечать на вопросы социологов, в сентябре же ситуация выровнялась, объясняет он.  

Результаты опросов других крупных социологических служб пока не показывают подобного спада, да и говорить о тенденции по результатам однократного снижения нельзя, указывает руководитель близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Константин Костин. Но результат можно принять к сведению, и в случае, если снижение подтвердится в дальнейшем, его причины можно будет узнать в ходе фокус-групп с представителями тех социальных групп, в которых оно проявилось, добавляет он.

Рейтинг более 80% в условиях, когда в стране не идет активная избирательная компания – отличный результат, так что стабилизация рейтинга на уровне весны 2014 года не представляет для власти никаких угроз, считает член Высшего совета «Единой России», глава АПЭК Дмитрий Орлов. Небольшая коррекция рейтинга свидетельствует об оздоровлении общественных настроений: экстремальный рейтинг после начала украинского кризиса показывал, что общество находилось в состоянии напряжения, указывает он.

Колебания рейтинга имели место и раньше, были и моменты пиковых снижений (например, с первой половины 2010-го по конец 2011-го, в первые месяцы после президентских выборов 2012 года), но для самого Путина удержание рейтинга на сверхвысоком уровне не было самоцелью, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Сейчас для окружения президента будет важно определить, имеют ли они дело с естественными колебаниями или с распадом эмоции, возникшей весной. В последнем случае результатом, по крайней мере поначалу, будет не всплеск критических настроений к власти, а нарастание апатии в обществе, добавляет он…»

 

Публикации на других ресурсах так или иначе дублировали эту информацию.

Что же на самом деле произошло? Прежде всего, успокоим читателя: один из руководителей Левада-центра сообщил эту информацию 28 октября одному из СМИ всего лишь НА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ РАНЬШЕ чем она появилась  на сайте самого Левада-центра. Во-вторых, информация, действительно, вовсе не сенсационная: по одному из показателей рейтинга первого лица государства зафиксировано снижение, пусть и побольше, чем возможная статистическая погрешность, однако никак не «катастрофическое».

Здесь надо сказать, что с начала года по август данный (не самый главный) показатель рейтинга Путина, как, кстати сказать, и рейтинг, замеренный другими способами,  непрерывно рос, так что к августу 2014 года достиг «запредельного» уровня.

Тут, как должно быть ясно, по крайней мере профессионалам, работают два фактора. С одной стороны, растущий имперско-патриотический подъем, спровоцированный присоединением Крыма  и усиленный оголтелой ксенофобной пропагандой. А с другой стороны, реакция респондентов на «закручивание гаек», опасения давать откровенные ответы на политически острые вопросы (к каковым теперь несомненно относятся вопросы типа: одобряете ли государственный курс, доверяете ли главе государства?).

Факторы эти вовсе не конкурируют друг с другом, а «работают» в одну сторону – в сторону повышения показателей рейтинга.  Вопрос, о соотношении вкладов обоих факторов остается открытым.

Теперь попробуем посмотреть, что происходит не с одним, а со всей совокупностью показателей рейтинга Путина, в частности, по материалам Левада-центра. Нас будут интересовать как соотношение, согласованность / рассогласованность этих показателей (не обязательно прямых, возможны и косвенные) и – особенно – динамика.

Будем приводить данные из сайта Левада-центра (из сентябрьского опроса и в динамике и «по ходу пьесы» комментировать их

 

Из пресс-выпуска Левада-центра от 15.10.2014 «Владимир Путин: доверие и оценки»:

 

Опрос проведен 26 – 29  сентября 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%

(В дальнейшем повторять эту «техническую информацию не будем. – А. А.)

 

 

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ МНОГИЕ ЛЮДИ ДОВЕРЯЮТ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ?

 

июл.01

авг.03

июл.05

июл.09

май.11

авг.13

сен.14

люди убедились, что Путин успешно и достойно справляется с  решением проблем страны

14

15

16

28

26

14

38

люди надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны

43

46

36

35

38

36

36

люди не видят, на кого другого они еще могли бы положиться

34

34

42

31

29

42

23

затрудняюсь ответить

9

5

6

6

8

8

3

 

Вплоть до 2013 года на  вопрос: «Как Вы думаете, почему многие люди доверяют Владимиру Путину?» -  самым популярным ответом  было: «люди надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны» (от 43 до 36 % на протяжении 15 лет). Достаточно распространен был и ответ; «люди не видят, на кого другого они еще могли бы положиться». Что касается менее популярного у респондентов ответа «люди убедились, что Путин успешно и достойно справляется с  решением проблем страны», то он за год -  с августа 2013 года по сентябрь 2014-го - возрос  с 14 до 38 % (аж на 24 процентных пункта!!).

Сам Левада-центр в своем пресс-выпуске комментирует это следующим образом:

«Если в прошлом году доверие россиян Владимиру Путину по большей части объяснялось ими тем, что население не видит  реальной альтернативы президенту в политическом поле, на которую они могли бы положиться (42%), то в настоящее время ситуация изменилась. Оказанное президенту доверие стало трактоваться респондентами как следствие того, что  «Путин успешно и достойно справляется с  решением проблем страны» (38%)».

 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В РОССИИ КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА?

 

мар.06 

окт.07 

окт.09 

июл.10 

окт.11

сен.14

да, все его признаки уже налицо

10 

22 

23 

27 

25

19

еще нет, но предпосылок для него все больше и больше

21 

27 

26 

28 

30

31

нет, никаких признаков такого культа нет

57 

38 

38 

33 

33

40

затрудняюсь ответить

12 

13 

13 

12 

12

10

 

С одной стороны,  рейтинг Путина растет и растет, но лишь 19 %  усматриваю в этом признаки «культа личности», 31 % - усматривают все возрастающие предпосылки для такого культа (вместе, стало быть, половина всех опрошенных). Но вот 40 % респондентов выбирают ответ: никаких признаков культа личности нет». Почему? Не потому ли, что «культ личности» есть все же негативный брэнд и  опрашиваемые предпочитают (иногда вопреки очевидности) не относить его к первому должностному лицу государства?

 

С КАКОЙ ИЗ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЫ БЫ СКОРЕЕ МОГЛИ СОГЛАСИТЬСЯ?

 

май.

01

май.

02

авг.

04

июн.

05

май.

06

май.

07

авг.

10*

сен.

14

я полностью разделяю взгляды и позиции Путина

19

17

13

18

26

27

22

31

я готов поддерживать Путина до тех пор, пока он готов проводить демократические и рыночные реформы в России

28

27

30

21

26

29

30

23

я поддерживаю Путина за неимением других достойных политических деятелей

17

18

19

22

17

17

18

17

я не являюсь сторонником Путина

10

12

14

13

9

10

8

9

раньше Путин мне нравился, но в последнее время я в нем разочаровался

10

7

11

14

9

9

11

8

до сих пор Путин мне не очень нравился, но надеюсь, что в  дальнейшем он будет полезен России

9

10

6

7

6

3

4

6

я считаю, что нужно поддерживать кого угодно, только не Путина

1

1

1

2

2

< 1

1

<1

затруднились ответить

7

8

6

5

5

5

7

5

* В2010 г. вопрос задавался в следующей формулировке:  «С КАКОЙ ИЗ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

ВЫ БЫ СКОРЕЕ МОГЛИ СОГЛАСИТЬСЯ?»

 

Здесь, при всей «всенародной поддержке» Путина, особенно в последний год (после присоединения Крым и т. п.), все же доля ответов «я полностью разделяю взгляды и позиции Путина» не превышает трети всех опрошенных. 18 % дают на вопрос относительно поддержки Путина, в той или иной форме, негативные ответы.

 

С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ?

 

апр.00

июл.03

июл.07

окт.11

сен.14

мы и сейчас мало что знаем о Путине

66

34

21

29

23

за время пребывания Путина на посту Президента и Премьера мы довольно много о нем узнали

22

47

51

41

48

Путин сейчас совершенно ясен и как человек, и как политик

7

16

23

25

22

затрудняюсь ответить

5

4

5

5

6

 

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С МНЕНИЕМ, ЧТО НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ УЖЕ УСТАЛО ЖДАТЬ ОТ ВЛАДИМИРА ПУТИНА КАКИХ-ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СДВИГОВ В НАШЕЙ ЖИЗНИ?

 

авг.00

апр.03

апр.05

июл.10

окт.11

авг.13

сен.14

определенно да

21

21

24

15

17

19

9

скорее да

29

34

39

28

35

40

29

скорее нет

31

31

27

31

34

25

36

определенно нет

12

7

6

9

6

5

14

затрудняюсь ответить

8

7

4

17

8

11

12

 

Обращает на себя внимание, что за год (с августа 2013 по сентябрь 2014) аж на 20 процентных пунктов (с 30 до 50 %) возросло количество не согласных с мнением, что «население России уже устало ждать от Владимира Путина каких-то положительных сдвигов в нашей жизни?»

 

ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕРИТЕ В ТО, ЧТО ПУТИН ОЗАБОЧЕН ТЕМ, КАК ДОБИТЬСЯ СЕРЬЕЗНОГО УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ИЛИ ЭТО ТОЛЬКО ОБЫЧНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТ ВСЕ ПОЛИТИКИ, НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЕЩАНИЯ?

 

май.12

cен.14

Путин искренне хочет добиться повышения благосостояния населения, но он не сможет этого  сделать из-за сопротивления бюрократии, отсутствия хорошей команды

33

42

Путин искренне хочет добиться повышения благосостояния населения, и он сможет это сделать в ближайшие 6 лет

22

28

Путин произносит много правильных слов, но не собирается ничего делать из того, что он обещал

20

15

Путин не хочет ничего делать, поскольку заинтересован лишь в удержании власти и собственном обогащении, ему нужна поддержка тех, на кого он опирается, а до населения ему по существу нет дела

11

6

затрудняюсь ответить

14

9

 

Судя по ответам респондентов, 70 % (!!) не сомневаются в том, что Путин «искренне хочет добиться повышения благосостояния населения», правда только 28 % верят, что он «сможет это сделать в ближайшие 6 лет». А 42 % присоединяются к мнению, что, вопреки своему искреннему стремлению, Путин  «не сможет этого  сделать из-за сопротивления бюрократии, отсутствия хорошей команды». («Царь хорош, бояре плохие»). Резко негативную оценку деятельности Путина дают в общей сложности 21 % опрошенных.  9 % затруднились с ответом. Заметим, что за год доля негативных оценок снизилась на 10 %  (в августе 2013 соответствующий показатель был 31 %).

 

КАКУЮ ОЦЕНКУ ВЫ БЫ ДАЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ? (по шкале от «1» – самая низкая до «10» – самая высокая).

 

сен.99**

сен.00

сен.02

сен.06

янв.08

окт.10

сен.13

сен.14

самая

низкая

28

8

3

6

1

3

6

2

2

11

5

2

2

1

2

4

1

3

19

14

8

8

4

6

9

3

4

11

13

9

7

4

4

7

4

5

20

24

19

16

13

14

13

11

6

4

9

14

11

7

10

13

9

7

3

10

14

14

14

13

16

17

8

2

8

14

15

18

20

17

22

9

1

4

7

8

13

15

9

15

самая

высокая

2

7

11

14

25

14

7

17

Среднее

по шкале:

3,31

5,17

6,23

6,36

7,49

6,88

6,07

7,33

** В 1999 году вопрос задавался в следующей формулировке: «КАКУЮ ОЦЕНКУ ВЫ БЫ ДАЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ В.В.ПУТИНА?»

**В2010 г. вопрос задавался в следующей формулировке: «КАКУЮ ОЦЕНКУ ВЫ БЫ ДАЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ?»

 

Применение 10-бальной шкалы для оценки деятельности Путина дает сегодня средний балл по этой шкале - 7,33, что весьма высоко (в сентябре 2013 было 6,07).

Обратим внимание, что по всем  рассмотренным позициям (вопросам) динамика здесь предъявлена по годам, т.е. мы не можем проследить движение показателя ВНУТРИГОДОВОЕ (в частности, для 2014 года).  Скачок же от 2013 к 2014 году вполне объясним действием факторов, на которые мы указывали выше.

 

Из пресс-выпуска Левада-центра от 30.10.2014 «Оценки деятельности руководства страны»

 

К БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ? (по шкале от «1» – совершенно неудовлетворительная до «5» – очень успешная)

           

окт.92

июл.94

мар.95

окт.97

сен.99

авг.07

сен.12

сен.14

1 совершенно

неудовлет-ая

15

20

18

18

20

4

6

2

2

17

16

26

22

21

8

13

9

3

45

40

41

40

30

29

31

28

4

17

19

11

17

11

38

30

34

5 очень

успешная

4

3

2

3

2

10

8

22

средняя

оценка

2,78

2,7

2,51

2,64

2,44

3,47

3,26

3,69

затруднились

ответить

0,9

1

17

12 

12

5

 

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ОТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВАМИ — ЧЛЕНАМИ СНГ? (по шкале от «1» – совершенно неудовлетворительная до «5» – очень успешная)

          

окт.92

июл.94

окт.97

сен.99

авг.07

сен.12

сен.14

1 совершенно

неудовлетворительная

18

21

18

19

5

4

3

2

22

22

28

23

13

12

10

3

44

37

40

30

39

35

28

4

13

15

11

11

26

28

37

5 очень успешная

3

3

2

2

5

8

15

средняя оценка

2,61

2,6

2,51

2,47

3,15

3,29

3,55

затруднились ответить

1

1

16 

12 

13

6

 

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА РОССИИ В ПЛАНЕ ПОДДЕРЖАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПОРЯДКА, БОРЬБЫ  С  ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ? (по шкале от «1» – совершенно неудовлетворительная до «5» – очень успешная)

           

июл.94

авг.07

сен.12

сен.14

1 совершенно

неудовлетворительная

45

17

20

8

2

28

31

30

21

3

14

33

30

42

4

4

10

12

20

5 очень успешная

1

3

3

5

средняя оценка

1,79

2,47

2,46

2,91

затруднились ответить

7

6

5

 

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ? (по шкале от «1» – совершенно неудовлетворительная до «5» – очень успешная)

        

окт.92

1994

мар.95

окт.97

сен.99

авг.07

сен.12

сен.14

1 совершенно

неудовлет-ая

39

41

46

38

32

10

17

7

2

31

28

33

33

32

25

30

20

3

23

25

19

22

18

38

31

46

4

5

5

2

6

5

15

12

19

5 очень

успешная

1

0

0

0

1

2

2

4

средняя

оценка

1,96

2

1,77

1,97

1,97

2,72

2,5

2,91

затруднились

ответить

1

1

1

1

12

9

8

4

 

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА РОССИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ? (по шкале от «1» – совершенно неудовлетворительная до «5» – очень успешная)

          

июл.94

авг.07

сен.12

сен.14

1 совершенно

неудовлетворительная

28

16

20

8

2

24

29

30

25

3

26

35

29

42

4

12

11

12

18

5 очень успешная

2

1

3

4

средняя оценка

2,29

2,49

2,44

2,84

затруднились ответить

7

4

 

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО РУКОВОДСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ..

 

Средняя оценка

Внешней политики

3,69

Отношений с государствами - членами СНГ

3,55

Поддержания внутреннего порядка, борьбы с преступностью и коррупцией

2,91

Экономики

2,91

Социальной сферы

2,84

 

Наши наблюдения:

1. При применении 5-бальной шкалы оценки деятельности нынешнего руководства России в любой из областей областях выше, чем 2,5, т. е выше среднего.

2. Самой низкой является средняя оценка деятельности нынешнего руководства России в области социальной сферы (2,84), самой высокой – в области внешней политики (3,69).

3. От сентября 2012 года к сентябрю 2014 года все показатели (средние оценки деятельности руководства страны в той или иной области) ВОЗРОСЛИ.

 

Из пресс-выпуска Левада-центра от 28.19.2014 «Возможные результаты президентских и парламентских выборов»

 

Возможные результаты президентских выборов

 

ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ СОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ В НИХ УЧАСТИЕ, И ЕСЛИ ДА - ЗА КОГО ИЗ НЫНЕШНИХ ПОЛИТИКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (открытый вопрос, фамилии политиков не зачитывались, а назывались респондентами спонтанно)

 

 сен.14

В % от

всех

опрошенных

В % от
определившихся
с выбором
(т.е. как бы
могли
распределиться
голоса)

Владимир Путин

49

83

Геннадий Зюганов

4

7

Владимир Жириновский

3

4

Сергей Миронов

1

2

Дмитрий Медведев

1

2

Алексей Навальный

<1

1

Сергей Шойгу

<1

<1

Другие

1

1

Не знаю, за кого стал(а) бы голосовать

17

-

Не знаю, стал(а) бы голосовать или нет

12

-

Не стал(а) бы голосовать

12

-

 

Данные в динамике

 

ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ СОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ В НИХ УЧАСТИЕ, И ЕСЛИ ДА - ЗА КОГО ИЗ НЫНЕШНИХ ПОЛИТИКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (открытый вопрос, фамилии политиков не зачитывались, а назывались респондентами спонтанно)

 

2014

 

янв.

фев.

мар.

апр.

май.

июл.

авг.

сен.

Владимир Путин

29

32

46

49

50

52

57

49

Геннадий Зюганов

5

6

6

4

4

4

3

4

Владимир Жириновский

3

5

3

4

3

3

2

3

Сергей Миронов

1

1

1

1

1

<1

1

1

Дмитрий Медведев

1

1

1

<1

2

1

1

1

Алексей Навальный

1

<1

1

<1

<1

<1

1

<1

Сергей Шойгу

2

1

1

1

1

1

<1

<1

Другие

3

2

3

2

1

1

1

1

Не знаю,

за кого стал(а) бы голосовать

27

25

18

21

16

18

14

17

Не знаю,

стал(а) бы голосовать или нет

13

14

13

8

10

9

9

12

Не стал(а) бы голосовать

17

13

10

10

11

9

12

12

 

ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ СОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ В НИХ УЧАСТИЕ, И ЕСЛИ ДА - ЗА КОГО ИЗ НЫНЕШНИХ ПОЛИТИКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (открытый вопрос, фамилии политиков не зачитывались, а назывались респондентами спонтанно; в %% от тех, кто готов голосовать на этих выборах и определился, за кого будет голосовать)

 

2014

 

янв.

фев.

мар.

апр.

май.

июл.

авг.

сен.

Владимир Путин

66

67

77

81

81

82

87

83

Геннадий Зюганов

12

13

9

7

7

6

4

7

Владимир Жириновский

7

9

5

6

5

5

4

4

Сергей Миронов

1

2

1

1

1

<1

1

2

Дмитрий Медведев

2

2

1

<1

3

2

1

2

Алексей Навальный

1

1

1

<1

<1

<1

1

1

Шойгу

4

2

1

2

2

1

<1

<1

Другие

6

4

4

3

2

2

2

1

 

Вот это как раз тот способ измерения рейтинга главы государства, о котором шла речь в интервью А. Гражданкина телеканалу РБК несколько дней назад. (См. начало настоящей публикации.)

Вникнем в ситуацию опроса. Респонденту не предлагают вариантов ответа на вопрос: «Если бы выборы президента России состоялись в ближайшее воскресенье, приняли бы вы в них участие, и если да - за кого из нынешних политиков Вы бы проголосовали?» (так называемый ОТКРЫТЫЙ вопрос). Респондент САМ называет «своего» кандидата.

Обычно в вопросах такого типа частота ИНИЦИАТИВНОГО указания той или иной персоны, без подсказок (т.е. без меню возможных ответов)  не является высокой. Не так - в данном случае: добрая половина опрошенных САМОСТОЯТЕЛЬНО называют одного и того же человека, в качестве «своего» кандидата на возможных выборах Президента (если они состоятся в ближайшее воскресенье). Этот человек, разумеется, не кто иной, как ныне действующий президент (Путин).

В прошлом месяце (август 2014) аж 57 % инициативно назвали Путина! Соответствующий показатель не плавно, но скачкообразно рос с января 2014 (тогда было 29 %). Причем крутой взлет имел место в марте 2014 (когда произошло отторжения Крыма от Украины в пользу России) -  46 % (против 32 % в феврале).

И вот в сентябре 2014 этот показатель снизился на 8 процентных пунктов (до 49 %), что является довольно резким снижением. Снижение  вряд ли случайно, но говорить о ТЕНДЕНЦИИ можно будет только после следующего (октябрьского) опроса. Подождем.

 

Общие соображения.

 

Итак, мы рассмотрели уровень и динамику ряда показателей рейтинга главы государства (показателей как прямых, так и косвенных). Это далеко не все возможные способы измерения рейтинга, даже если говорить о применяемых Левада-центром.

В июне 2014 в нашей публикации на Когита.ру «О рейтинге Путина, его ретроспективе и перспективах» мы попытались обозреть всю совокупность разных способов измерения рейтинга руководства страны. Напомним эту нашу попытку, а также опыт критического анализа разных способов измерения:

 

«Существуют несколько способов измерения рейтинга главы государства (мы здесь представим только те, что применяются Левада-центром)

Респондентам могут быть заданы, в частности, следующие вопросы:

 

(1) ВЫ В ЦЕЛОМ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ?

(Варианты ответа: Одобряю; Не одобряю; нет ответа; Затрудняюсь ответить)

 

(2) ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ СОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРИНЯЛИ БЫ ВЫ В НИХ УЧАСТИЕ, И ЕСЛИ ДА - ЗА КОГО ИЗ НЫНЕШНИХ ПОЛИТИКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ? (открытый вопрос, фамилии политиков не зачитывались, а назывались респондентами спонтанно)

 (Варианты ответа: фамилия политика; Не знаю, за кого стал(а) бы голосовать; Не стал(а) бы голосовать; Не знаю, стал(а) бы голосовать или нет)

 

(3) КАКИМИ СЛОВАМИ ВЫ МОГЛИ БЫ ОБОЗНАЧИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

(Варианты ответа: Восхищение; Симпатия; Не могу сказать о нем ничего плохого; Нейтральное, безразличное; Настороженное, выжидательное; Не могу сказать о нем ничего хорошего; Антипатия; Отвращение)

 

(4) В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ?

(Варианты ответа: Полностью доверяю; Скорее доверяю; Скорее не доверяю; Совершенно не доверяю; Затрудняюсь ответить).

 

И еще несколько вопросов, которые назовем «ситуационными»:

 

(5) ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ 6 ЛЕТ ПУТИН БЫЛ ИЗБРАН НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ЕЩЕ НА ОДИН СРОК - ИЛИ ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ 6 ЛЕТ ЕГО НА ЭТОМ ПОСТУ СМЕНИЛ МЕДВЕДЕВ - ИЛИ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК?

(Варианты ответа: Хотел(а) бы, чтобы через 6 лет Путин вновь был избран на пост Президента России; Хотел(а) бы, чтобы через 6 лет Путина на посту Президента России сменил Медведев; Хотела(а) бы, чтобы через 6 лет Путина на посту Президента России сменил другой человек; Затрудняюсь ответить)

 

(6) ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ ВИДЕТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ПО ИСТЕЧЕНИИ ЕГО НЫНЕШНЕГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО СРОКА, ПОСЛЕ 2018 ГОДА?

(Варианты ответа: Хотел(а) бы; Не хотел(а) бы; Затрудняюсь ответить)

 

Наконец, «специфический» вопрос:

 

(7) КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ:  ТО, ЧТО В РУКАХ ВЛАДИМИРА ПУТИНА ОПЯТЬ БУДЕТ СОСРЕДОТОЧЕНА ПРАКТИЧЕСКИ ВСЯ ВЛАСТЬ В СТРАНЕ, ПОЙДЕТ НА БЛАГО РОССИИ - ИЛИ НЕ СУЛИТ РОССИИ НИЧЕГО ХОРОШЕГО?

(Варианты ответа: Пойдет на благо России; Не сулит России ничего хорошего; Затрудняюсь ответить)

 

Понятно, что различие формулировок вопросов обусловливает и различие соотношения ответов.

Наивысший показатель поддержки политика дает, как правило, «лобовой вопрос:

ОДОБРЯЕТЕ / НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТИНА? (1). Характерно, что в СМИ чаще фигурирует именно этот показатель, в настоящее время достигший очень высокой отметки: 83 процента (т. е. 83 процента опрошенных выбирают ответ: «одобряю»). (Напомним, приводятся данные по состоянию на конец июня 2014. – А. А.).

Принимать этот результат опроса «Левада-центра» как свидетельство того, что каждый четвертый россиянин из пяти (безусловно) одобряет деятельность В.В. Путина на посту главы государства, однако, не  следует (при том, что репрезентативность выборки нами не ставится под сомнение).

Во-первых, потому что речь идет об одобрении «в целом» (без каких либо градаций шкалы).

А во-вторых - и это главное! – данный вопрос является слишком «лобовым» и достаточно социально острым, провоцирующим «так называемые «социально одобряемые» ответы. А таким ответом, конечно же, является ответ «ОДОБРЯЮ» (деятельность Президента)

(Не следует забывать, что наши опросы проводятся в обществе, политический  режим в котором  уже давно характеризуется как «электоральный авторитаризм», а ныне - все более продвигающийся к тоталитаризму. В не свободном обществе нельзя ожидать и абсолютной свободы высказывания своего отношения к верховной власти, подавляющей эту свободу.

То есть мера искренности ответов на такие вопросы - при отсутствии осознаваемых респондентами гарантий анонимности – уже становится сопоставимой с возможностью получить негативный ответ на вопрос «Одобряете ли Вы политику ЦК КПСС», буде такой вопрос был задан 30 лет назад

С другой стороны, сколь бы «криво» ни было это зеркало, оно неплохо отражает ДИНАМИКУ одобрения / неодобрения и т. п. (если принять меру «кривизны» зеркала за неизменную величину, что, впрочем, с учетом сказанного выше, тоже довольно условно)..

Более «невинным» является вопрос: «ЗА КОГО ИЗ ПОЛИТИКОВ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАДИ, БУДЬ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ЗАВТРА?»

Притом, что Путин здесь безусловный фаворит и набирает в майском опросе Левада-центра2014 г. 50 процентов голосов против 12 процентов за всех остальных политиков вместе взятых, но есть еще благовидная возможность уйти от ответа: «Не знаю, за кого стал(а) бы голосовать» или «Не стал(а) бы голосовать» или «Не знаю, стал(а) бы голосовать или нет» , что вместе набирает 37 процентов ответов.

50 процентов – это не 83 (предыдущий рассматривавшийся нами вопрос), и такой «рейтинг» более реалистичен.

(Интересно однако, что опережение относительно всех условных конкурентов таково, что будь голосование реальным, Путин набрал бы 81 процент голосов – не от числа избирателей, разумеется, а от числа участвовавших в выборах). 

Динамика этого показателя тоже плюсовая, причем скачок от 2013 к 2014 году очень значителен: от 32 процентов к 46-50, то есть порядка 15-18  процентных пунктов, Это, понятно, отзвук внешнеполитических «достижений» Путина, в частности, отторжения Крыма от Украины в пользу России.

Далее, весьма интересный показатель – ответы на вопрос ДОВЕРЯЕТЕ / НЕ ДОВЕРЯЕТЕ  (Путину)? (4). Здесь, в отличие от вопроса (1), применена 5–пунктовая шкала, позволяющая более точно определить меру доверия к политику. По данным мартовского опроса Левада-центра 2014 года «доверяют» Путину 71 процентов опрошенных (в том числе 16 процентов «доверяют полностью» и 55 процентов «скорее доверяют»).

На наш взгляд, этот вопрос приближается к адекватному измерению рейтинга политика, то есть так или иначе поддерживают, доверяют, одобряют деятельность Путина на посту Президента РФ к настоящему времени около 70 процентов россиян, но не 83,. как следует из ответов на слишком «лобовой» вопрос (1), как нас уверяют СМИ.

Интересно, что «мера доверия» (71 процент) ниже, чем «мера одобрения» (83), что является артефактом массового опроса или же фактом массового сознания.

Наконец, более дифференцированный и «хитроумный» вопрос: «КАКИМИ СЛОВАМИ ВЫ МОГЛИ БЫ ОБОЗНАЧИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЛАДИМИРУ ПУТИНУ?» (3) . Тут диапазон так называемой номинальной (не цифровой) шкалы: от «восхищения» до «отвращения»

Три в общем позитивных пункта шкалы вместе дают 66 процентов всех опрошенных (в том числе: 6 процентов – «восхищение», 31 процент – «симпатия» и 29 процентов – «не могу сказать о нем ничего плохого»). Динамика – тоже положительная: от 50 процентов в марте 2013 года до 66 – в марте 2014-го.

Результат, близкий к предыдущему вопросу (4), хотя и чуть ниже (там было: 71 процент «доверяющих»).

Здесь не будем подробно рассматривать вопросы (5) – (7). Отметим лишь, что меньше половины опрошенных 49 процентов в марте 2013 г. соглашались с мнением, что «сосредоточение в руках Владимира Путина всей власти в стране пойдет на благо России». И лишь 22 процента опрошенных тогда же «хотели бы, чтобы в 2018 году Путин был избран вновь на пост Президента России»!

Примечание: Последний из приведенных показателей относится к марту 2013 года. Можно предположить, что год спустя, после известных внешнеполитических шагов России ("присоединения Крыма") этот "рейтинговый" показатель может существенно возрасти.

 

Подводя итог, скажем:

А. Рейтинг Путина, при любом способе его измерения, оказывается выше 50 процентов, а при определенном (кстати, наиболее широко пропагандируемом способе измерения даже превышает 80 процентов.

Б. Рейтинг Путина, сейчас приближается к исторически максимальному (отмечавшемуся в августе 2008 г., по свидетельству Л.Д. Гудкова). Что связано с внешнеполитическими демаршами Путина в феврале-марте 2014 года).

В. Мы здесь не рассматривали дифференциацию рейтинговых показателей в разрезе различных категорий населения (социально-демографических групп), что является насущно необходимым для выявления закономерностей структуры и динамики общественного мнения

Г. Мы ограничились здесь рассмотрением рейтинговых показателей В.В. Путина, полученных Левада-центром (по аутентичным методикам этого центра). Отдельную аналитическую задачу составило бы сравнения этих показателей с соответствующими данными двух других крупнейших поллстерских компаний России (Всероссийский центр изучения общественного мнения и Фонд «Общественной мнение»), также осуществляющих многолетний мониторинг рейтинга главы государства.

Д. НЕ СЛЕДУЕТ НИ ПРЕУМЕНЬШАТЬ, НИ ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ МАССОВУЮ ПОДДЕРЖКУ В.В. ПУТИНА НАСЕЛЕНИЕМ РОССИИ. ОНА, ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «ВСЕНАРОДНОЙ», КАК ЭТО СТРЕМИТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА.

Е. Что касается перспектив рейтинга В.В. Путина, то о них, мы считаем, исчерпывающе сказано в интервью Л.Д. Гудкова порталу slon.ru».

 

Напомним также, что на Когита.ру за последние два года опубликовано по крайней мере ВОСЕМЬ материалов, где  обсуждался, в частности, сюжет о рейтинге В.В. Путина. Это (в порядке, обратном  хронологическому):

= Рейтинг Путина: причины современного состояния и перспективы

= «Куда идут дела в стране?»

= Россия за Путина?

= Отношение к Путину: от восхищения до отвращения

= Олланд и Путин: рейтинги доверия

 = Куда движется Россия? (из материалов опросов Левада-центра)

= Неуклонное падение рейтинга

= Куда идут дела в стране? (из опроса Левада-центра)

(Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.)

 

В заключение приведем данные последнего из публиковавшихся (августовского) рейтинга главы государства, измеряемого вопросами:

а) Дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении, или страна движется по неверному пути?

б) Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Владимира Путина на посту Президента России?

 

Из пресс-выпуска Левада-центра от 27.08.2014  «Августовские рейтинги одобрения и доверия»

 

Опрос проведен  22-25 августа 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%

 

Краткое описание: 

За последние месяцы одобрение россиянами Владимира Путина стабилизировалось, сохраняя высокий уровень.

Во многих СМИ прошли публикации о падении рейтинга Владимира Путина со ссылкой на Левада-Центр. Считаем необходимым отметить следующее. Снижение одобрения деятельности президента Владимира Путина с 87% в начале августа до 84% в конце августа не является падением, так как изменения в 3% не выходят за пределы статистической ошибки, которая составляет ± 3,4%.

Говорить о снижении рейтинга  можно только тогда, когда такого рода тенденция сохранится на протяжении  многих замеров.

 

ДЕЛА В СТРАНЕ ИДУТ СЕГОДНЯ В ЦЕЛОМ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, ИЛИ СТРАНА ДВИЖЕТСЯ ПО НЕВЕРНОМУ ПУТИ?

 

Дела идут

в правильном

направлении

Страна

движется

по неверному

пути

Затруднились

ответить

2014

22-25 авг. 

 64

22 

14 

1-4 авг.

66

19

15

июл.

55

26

19

июн.

62

22

17

май

60

23

17

апр.

58

26

16

21-24 мар.

60

26

15

7-10 мар.

51

30

18

фев.

47

37

16

янв.

43

41

17

2013

авг.

40

43

17

2012

авг.

41

41

18

2011

авг.

42

40

18

2010

авг.

48

32

20

2009

авг.

44

36

20

2008

авг.

55

29

16

2007

авг.

47

34

19

2006

авг.

43

42

15

2005

авг.

34

52

14

2004

авг.

38

50

12

2003

авг.

36

49

15

2002

авг.

37

47

16

2001

сен.

37

42

21

2000

авг.

29

54

17

1999

авг.

12

76

13

1998

авг.

10

75

15

1997

авг.

22

58

19

1996

сен.

21

58

22

1995

авг.

12

71

18

1994

авг.

19

58

23

1993

мар.

22

48

30

 

ВЫ В ЦЕЛОМ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ?*

 

одобряют

не одобряют

нет

ответа

2014

22-25 авг.

84

15

1

1-4 авг.

87

13

1

июл.

85

14

1

июн.

86

13

1

май

83

16

1

апр.

82

17

1

21-24 мар.

80

18

2

7-10 мар.

72

25

3

фев.

69

30

1

янв.

65

34

1

2013

авг.

63

36

1

2012

авг.

63

35

2

2011

авг.

68

30

2

2010

авг.

78

20

2

2009

авг.

82

16

2

2008

авг.

83

15

2

2007

авг.

82

16

1

2006

авг.

78

21

1

2005

авг.

70

27

3

2004

авг.

68

30

3

2003

авг.

74

23

3

2002

авг.

76

20

5

2001

авг.

74

19

7

2000

авг.

65

26

10

* В  2008–2011 гг. вопрос задавался в следующей формулировке: «ВЫ В ЦЕЛОМ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ?»

 

См. полную динамику, показывающую то, как менялось одобрение россиянами Владимира Путина, начиная с 1999 г., здесь

 

НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, 5-6 ПОЛИТИКОВ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ, КОТОРЫМ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОВЕРЯЕТЕ?*** (открытый вопрос – респонденты сами называют деятелей, которым они доверяют)

 

2014

янв.

фев.

мар.

апр.

май

июн.

июл.

авг.

Владимир Путин

34

36

51

53

53

52

55

57

Сергей Шойгу

19

18

22

23

24

21

22

22

Дмитрий Медведев

13

14

17

16

20

14

18

18

Сергей Лавров

6

6

10

17

17

15

16

12

Владимир Жириновский

8

10

10

9

10

8

11

11

Геннадий Зюганов

9

9

9

7

9

9

10

9

Патриарх Кирилл

5

3

4

5

5

4

4

5

Валентина Матвиенко

2

3

5

3

4

4

5

4

Сергей Собянин

3

4

4

4

5

5

4

4

Сергей  Миронов

3

3

4

3

3

2

3

3

Михаил Прохоров

5

3

4

2

2

2

2

3

Нет таких

19

21

12

13

11

12

13

12

Не интересуюсь политиками, политикой

23

17

18

16

17

18

14

15

Затруднились ответить

5

8

6

6

6

7

6

6

 

НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, 5-6 ПОЛИТИКОВ, КОТОРЫМ ВЫ БОЛЕЕ ВСЕГО НЕ ДОВЕРЯЕТЕ?***

 

 

2014

янв.

фев.

мар.

апр.

май

июн.

июл.

авг.

Владимир Жириновский

15

15

15

17

13

11

11

13

Ксения Собчак

6

6

7

6

8

7

6

10

Михаил Прохоров

6

7

7

7

8

8

8

8

Борис Немцов

6

5

7

6

8

7

7

8

Геннадий Зюганов

7

9

8

7

6

6

6

6

Дмитрий Медведев

10

11

7

5

6

6

6

6

Алексей Навальный

3

5

5

5

7

6

4

6

Михаил Горбачев

5

5

6

5

-

-

-

6

Юрий Лужков

4

4

5

5

6

4

5

5

Григорий Явлинский

3

3

4

5

5

5

5

5

Владимир Путин

11

11

6

5

6

4

4

5

Нет таких

12

16

10

15

12

17

17

15

Не интересуюсь политиками, политикой

28

22

23

22

23

23

20

20

Затруднились ответить

21

22

24

22

23

22

24

23

 

Предоставим читателю самому обозреть и откомментировать эти данные. С учетом вышеприведенного комментария самого Левада-центра.

 

А. Алексеев.  31.10.2014


**

См. ранее на Когита.ру:

= Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения?

= Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения? (продолжение темы)

= Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения? (3)

= Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения? (4)

= Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения? (5)

= Следует ли так уж доверять результатам опросов общественного мнения? (6)

(Внимание! Если при клике мышкой на название материала Когита.ру Вы получите ответ: «К сожалению, по запрошенному адресу мы ничего не нашли», не смущайтесь и пойдите в конец открывшейся страницы, где сказано: «Возможно, Вы искали…» и соответствующее название. Кликните по нему и выйдете на искомый материал. А. А.).


comments powered by Disqus