01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Драматическая социология и наблюдающее участие. Выпуск 37. Обсуждение

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Драматическая социология и наблюдающее участие. Выпуск 37. Обсуждение

Драматическая социология и наблюдающее участие. Выпуск 37. Обсуждение

Автор: А. Алексеев; Л. Козлова; Е. Здравомыслова; В. Дмитриевский — Дата создания: 09.06.2017 — Последние изменение: 09.06.2017
Из цикла «Выбранные места из переписки с друзьями» (48).

 

 

 

 

На снимке: Л. Козлова

 

 Уважаемые коллеги!

 На протяжении 2016-2017 гг. на Когита.ру публиковался цикл "Драматическая социология и наблюдающее участие". Сегодня размещен заключительный, 37-й выпуск из этого цикла. Почитайте, при случае.

 07.06.2017 | 10:54

 Эксперимент социолога-рабочего. Взгляд историка

 http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/eksperiment-sociologa-rabochego-vzglyad-istorika

 Ваш - Андрей Алексеев. 7.06.2017

 

(1)

 

Л. Козлова – А. Алексееву

Добрый день, дорогой Андрей Николаевич!
  Большое спасибо за скрупулезно оформленный "заключительный выпуск № 37", посвященный Вашему огромному исследованию. Его результаты - уникальный исторический документ, который можно назвать автопортретом эпохи, ее героев и, конечно, самого автора. М.В. Седунова очень хорошо рассказала об этом. Я думаю, что созданные Вами документы будут внимательно изучаться историками общества, историками науки, идеологами, - всеми, кто стремится к социальному самопознанию, - когда для этого придет настоящее время.
  Я желаю Вам увлеченной работы над новыми исследовательскими циклами. И - неизменно - здоровья и оптимизма!
  Ваша Л.К. (7.08.2017)

 

А. Алексеев – Л. Козловой

Дорогая Лариса!
  Большое спасибо за столь лестный для автора отклик. И впрямь, "драматическая социология..." амбициозно претендует на внимание потомков. В этом же цикле, включающем многие фрагменты известного 4-томника, получился авторский ретроспективный взгляд на этот "главный труд жизни".
  Тут, давеча одной питерской коллеге, для историко-социологических штудий, понадобились выпуски семинаров Кяэрику конца 60-х гг. Оказалось, что я единственный в городе, у кого они сохранились. А "всего" 50 лет прошло! Интересно, сколько экземпляров "Драматической социологии" доживут до 2050 г. Разве что интернет выручит археологов...
  Текст М. Седуновой и мне нравится.Он трезвый, без "превосходных степеней" в оценках. И в то же время греет сердце "социологу-экспериментатору".
  Ваш - Андр. Ал. 7.06.2017.

 

Л. Козлова – А. Алексеев

Дорогой Андрей Николаевич!
  Не было у меня задачи сказать Вам что-то лестное! Просто я всё это, как говорится, нутром чую. А текст М. Седуновой хорош еще и тем, что она - историк, а не социолог. И этот текст - лишнее свидетельство именно исторической значимости Вашей работы. (7.06.2017)

 

(2)

 

Е. Здравомыслова – А. Алексееву

А,, спасибо, я недавно на конгрессе нац. соц. ассоциаций рассказывала про твой опыт, сопоставляя с социологической интервенцией Турена и проектами акционистких исследований

Тебе большое спасибо за сборники Кээрику. Они нужны мне были в части Полупортянцева и социологического фольклора я выступала о борьбе за становление профессии и академическую свободу в сов. период… (8.06.2017)

 

А. Алексеев – Е. Здравомысловой

Да, Лена, социологический фольклор советских времен - достойный предмет историко-науковедческого исследования
Что касается А. Турена (о "социологии действия" которого я во времена "эксперимента социолога-рабочего" практически ничего не знал), то уже ретроспективно (в 2000-х гг..) я тоже озаботился сопоставлением своего и его исследовательских подходов, и вот что усмотрел (из Предисловия к "Драматической социологии и социологической ауторефлексии" (том 1. 2003):
"…Сначала о том, в какой мере, скажем, наша драматическая социология может квалифицироваться как исследовательская (именно) практика.
Надо сказать, что с не меньшими, а, может быть, даже с бОльшими резонами этот вопрос можно задать в отношении некоторых других «альтернативных» социологических направлений. Например — социология действия А. Турена. Воспользуемся случаем, чтобы объяснить, что имелось в виду, когда говорилось (выше), что автор соотносит себя с этой научной школой, но не идентифицируется с нею.
В формуле «познание через действие» последнее выступает как средство, инструмент первого. Что же касается, скажем, метода социологи¬ческой интервенции, разработанного А. Туреном, то здесь скорее имеет место соединение познания с действием, где то и другое равноправны и оба выступают и как средство, и как цель.
Вот как об этом пишет сам Ален Турен. С одной стороны, социологическая интервенция есть «действие социолога, преследующее цель обнажения социальных отношений и постановки их в центр анализа» (Touraine A. La voix et le regard. Sociologie des mouvements sociaux. Paris, 1978, p. 184). Тут, как будто, полное совпадение с нашим «наблюдающим участием»… С другой стороны, как отмечает А. Турен, «следует сказать со всей откровенностью, что эта работа претендует способствовать развертыванию социальных движений» (Ibid., p. 194).
Именно тут нам видится пункт расхождения, основное различие социологической интервенции и наблюдающего участия. (А вовсе не в том, принимает ли исследователь на себя новую социальную роль, как в нашем случае, или «сохраняет дистанцию» между собой и другими участниками движения, как постулируется в социологии действия…)
В итоге социологической интервенции, участники движения «…становятся менее неосведомленными о смысле своих действий, чем они были еще совсем недавно, — пишет А. Турен. — Почему бы социальным движениям не воспользоваться результатами социологического анализа, способного осветить их проблемы и их действия?» (Ibid., p. 195).
А. Туреном выдвинуто понятие перманентной социологии, где предполагается постоянный «обмен между действием и анализом», так что результаты анализа используются в очередных (коллективных) действиях, а затем «подкрепляются знанием эффектов их влияния на поведение акторов и их борьбу» (Ibid., p. 194).
Как видим, социология действия — это не просто (не только) исследовательская практика. Здесь присутствует также момент «социальной педагогики», своего рода «внесения сознательности в стихийность движения» (что подтверждается и опытом применения метода социологической интервенции в «студенческой революции» во Франции в конце 60-х гг.).
Заметим, что в эксперименте социолога-рабочего подобная педагогическая (организаторская) задача отсутствовала. Обмен между действием
и познанием здесь, разумеется, тоже происходил, но — только в сознании самого исследователя (или его «интимного» окружения). Цели субъекта наблюдающего участия во всяком случае иные, чем те, которые ставит перед собой субъект социологической интервенции.
Социолог-испытатель не претендует на «организацию коллективной борьбы». В случае наблюдающего участия исключено (запрещено!) всякое действие, которое не было бы продиктовано аналитической и/или деловой и/или смысложизненной задачей (соответственно — комбинацией этих задач и мотивов).28
Разумеется, общим для драматической социологии и социологии действия (как и для ряда других исследовательских подходов и направлений) является принадлежность к неклассической — качественной, гуманистической (можно сказать также — «романтической»!) ветви социологии, с ее гибкими, или «мягкими» методами, установкой на «вживание» в объект или даже на «слияние» с ним. Однако в праве на научный статус «качественной социологии» сегодня отказывают разве что уж слишком ригористичные поборники «объективного» социального знания…"

При случае дай знать, насколько наши точки зрения на этой счет совпадают / расходятся.
А. А. 8.06.2017.


(3)

 

В. Дмитриевский – А. Алексееву

Спасибо, Андрей, за 37-й выпуск. Материал Седуновой очень содержателен и даже несколько неожиданный (для меня, разумеется!). Да и многое другое, вроде бы и известное мне, но подзабытое, сегодня читается с огромным интересом и каким-то добрым щемящим чувством, как память о прошлом и пережитом. Но главное -- радостно было еще раз пообщаться с Тобой. Обнимаю! Виталий. (8.06.2017).

 

А. Алексеев – В. Дмитриевскому

 Дорогой Виталий!
 Спасибо Тебе за этот отклик. А чем, интересно, материал М. Седуновой оказался для Тебя неожиданным? Мне дорога его аналитичность и отсутствие дифирамбов.
 Интересно: Б. Докторов в свое время (по случаю 75-летия моей персоны) написал два очерка "в мою честь". Один из них (опубликованный в "Социологическом журнале") назывался панегирически - "Скала Алексеева". Чем вызвал некоторое мое отчуждение (хоть фактических искажений там и нет). К сожалению, именно на этот очерк Б. Д. обычно ссылается и включает его в собрания своих сочинений.
 Мне же куда милее другой его "юбилейный" очерк, опубликованный в не столь престижном "Телескопе", названный (не без моей подачи) сдержанно: "Пессимист по наблюдениям и оптимист по убеждениям".
 В общем, когда тебя захваливают, нормальному человеку хочется разговор свернуть или как-то отшутиться..
 Обнимаю! Твой - АА. 8.06.2017

 

В. Дмитриевский – А. Алексееву

Дорогой Андрей! дело, видимо, и в том, что материал Седуновой наслоился у меня на чтение книг Евг.Водолазкина ("Лавр" и др), только что открывшегося для меня замечательного писателя. Я прочел у него фрагмент из Священного Писания (в знании которого я совсем не силен) : "Всё Божественное и истинное единственно. Все бесовское и поддельное множественно. Бесы никогда не являются в единственном образе, но всегда во множестве". Через "Седунову и Водолазкина" я вдруг увидел Тебя в четких мотивациях -- профессиональных, экзистенциальных, гражданских, при полном отсутствии каких-либо материальных факторов -- в уникальной личностной неповторимости, о которой, в общем-то, всегда знал, но в возникшем контексте она для меня стала особенно чёткой и притягательной. Единственность и неповторимость-- в твердой убежденности самому строить свою жизнь по своим собственным понятиям чести, достоинства, совести. Вроде бы -- каждому доступно -- а поди ж ты... Каждому, но только по-своему... Вроде бы, общедоступно и желающих шумно "продекларировать" себя в этом качестве -- тьма. А "на выходе" у этого подавляющего большинства обычно обнаруживается полный блеф. Л.Графова, конечно же, точно писала, что Твое противостояние позволяло ей избавляться от страха. Сознаюсь -- мне тоже. Были такие ситуации, когда оглядка на Тебя меня укрепляла в принятии решений, конечно, совсем не таких значимых, как Твои, но на повседневном уровне тех лет подчас для меня весьма существенных.Такая вот возникла "сумма впечатлений".
 Тут была возможность побывать в Питере, я было размечтался, думал увидеться, но что-то оказался вдруг совсем в неподходящей для перемещений форме. Досадно... Пришлось отложить намерения до другого раза. Будем надеяться! А пока обнимаю! Домочадцам сердечный привет. Виталий. (8.06.2016).

А. Алексеев – В. Дмитриевскому
Ох, Виталий, почти в каждом человеке всего намешано - и божественного (уникального), и бесовского (множественного). Думаю, и твой корреспондент - не исключение. И не думай, пожалуйста, что только Ты на меня "оглядывался" при принятии судьбоносных решений. Это было и взаимно. И не только на Тебя я оглядывался, как и Ты оглядывался не только на меня.
Вообще же, несмотря на мою любимую максиму "Суди себя сам", все мы озабочены также "судом" других, так что твоя апология укрепляет самоуважение адресата.
Очень жаль, что не удалась твоя поездка в Питер. Ждем этого праздника. АА. 8.06.2017.

 

(4)

 

В. Шейнис - А. Алексееву

 Дорогой Андрей, спасибо тебе большое за присылку статьи Седуновой. Вроде бы все это мне было известно, но заключение, написанное в строгом логическом и систематическом виде воскресило в памяти дорогой эпизод нашей совместной - прошедшей и непрошедшей - жизни. Для поколений людей, позднее вступивших в социальную жизнь, это неоценимый дар и урок. Когда материал того исследования был тобою опубликован, а другими учеными многократно обговорен, казалось, что это факт истории. Теперь ясно: это и "информация к размышлению" о сегодняшнем и завтрашнем дне. Спасибо М.Седуновой, здоровья, сил и неколебимой уверенности публикатору.  Обнимаю, сердечный привет от Аллы. (9.06.2017)

 

А. Алексеев - В. Шейнису

Дорогой Виктор!
Тронут твоим откликом. Факт истории, да. Так история и поставляет нам материал для размышлений и даже для актуальных выводов. Ты наверняка в этом многократно убеждался на собственном опыте.
Обнимаем мы с Зиной - Тебя и Аллу.
9.06.2017

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру (в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»)

 

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горяие темы (1)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)

 - Переписка «романтика» и «реалиста» (2а)

 - Из новогоднего дневника социолога-театроведа (2б)

 - А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие темы (3)

- Новогодний привет от нашего корреспондента-волонтера (3а)

- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)  

- А. Алексеев. Из новогоднй переписки с друзьями (6)

- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)

 - «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)

- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)

- «Диалог» Украинского публициста с российским ученым-международником». Из переписки с друзьями (10)

- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)

- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)

- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)

- Каспаров – Шейнис, на Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)

- Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции. Из переписки с друзьями (15)

- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)

- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)

- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)

- О Крыме. Об»иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)

- Из переписки с друзьями и коллегами (20)

- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)

- Из переписки с друзьями – 22. Случай «Накануне.RU»

- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)

- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)

- Бесценный дар от матери. Обсуждение (из переписки с друзьями -25)

- Из семейной переписки (из переписки – 26)

- Дневник 9-летнего и 73 года спустя (из переписки – 27)

- Шаги вверх по «лестнице потребностей» (из переписки – 28)

- «100 вопросов о Вашей жизни» 40 лет спустя (из переписки – 29)

- «Кушать подано!» (из переписки – 30)

- «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку» (Вольтер) (из переписки – 31)

- «Я иногда чувствую себя учеником, а иногда просветителем , и даже психотерапевтом…» (из переписки – 32)

- Чему научил Аристотель Александра Македонского (из переписки – 33)

- «Валить» или «жить в оккупации»? (из переписки – 34)

- Из переписки с друзьями: «Моя жилищная история»; «Секрет Полишинеля - 2» (выпуск 35)

- «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…». Продолжение темы - 1 (из переписки – 36)

«Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…». Продолжение темы - 2 (из переписки – 37)

- Термин, возникший из шутки (из переписки – 38)

- «Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…». Продолжение темы - 3  (из переписки – 39)

- Диалог друзей поверх границ  (из переписки – 40)

- «Туда не горюй! Сюда горюй!» (из переписки – 41)

- «…Она небытие свести на нет поможет Богу!» (Ю. Линник) (из переписки – 41а)

- «И вот случилось тебе такое счастье – разговоры с Рапопортом. Увы, неповторимое…» (из переписки – 42)

- В помощь пишущим о предках и о себе самом / самой (из переписки – 43)

- О различении «тактики» и «стратегии» в поведении людей (44)

- «Зияющие высоты» А. Зиновьева и «Коллективистское общество» З. Файнбурга (45)

- «…Во глубине России…» (46)

 - ... как биологический организм. Продолжение темы (47)

 

 

comments powered by Disqus