01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Дилемма «нравственность / реализм» в право- и мирозащите

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Дилемма «нравственность / реализм» в право- и мирозащите

Дилемма «нравственность / реализм» в право- и мирозащите

Автор: Дмитрий Бродский — Дата создания: 07.01.2013 — Последние изменение: 07.01.2013
Участники: Андрей Алексеев
Здесь воспроизводим из сайта просветительско-правозащитной группы «Обратная связь» полемические заметки Дмитрия Бродского ««Принцип «реальной политики» в право- и мирозащите». А также – наш комментарий. На снимке: Д. Бродский и Е. Батенкова. А. А.

 

Еще в первой половине декабря 2012 года я получил письмецо от Дмитрия Бродского, моего московского друга и коллеги. Дмитрий сообщал о своей недавней публикации на сайте просветительско-правозащитная группы «Обратная связь»: «Принцип «реальной политики» в право- и мирозащите (по следам международной встречи в «Мемориале»).

За проектами и новостями этой группы (замечательного их с супругой Дмитрия  - Еленой Батенковой - «семейного подряда») я и сам слежу, с уважением и солидарностью. Но тут Дмитрий меня упредил.

Трактат Д. Б.  показался мне заслуживающим внимания также и других моих коллег, равно как и комментариев. Я написал Дмитрию:

 

«…Спасибо за весточку и за текст об этике и праве в право- и мирозащитном движении.
Я «проглотил» его с большим интересом.

Как Вы, наверное, знаете из моих последних рассылок, формат моей рассылки изменился. Я теперь являюсь одним из координаторов / со-модераторов портала «Когита.ру»  (http://www.cogita.ru/ ) и только за последние два с половиной месяца вывесил на нем около 200 материалов. Их список см.: http://www.cogita.ru/kolonki/andrei-alekseev-1 . В каждой рассылке предъявляется очередное «приращение» этого списка за определенный период. То есть все, к чему я хотел бы привлечь внимание моих адресатов, сначала вывешивается на питерском мемориальско-правозащитном (и т. п.) информационно-аналитически портале «Когита.ру».

Понятны «выгоды» такого порядка освещения и просвещения.

Ваш текст вполне укладывается, и по значимости, и по габаритам, в такую процедуру, для чего мне даже не надо Вашего согласия, поскольку он уже представлен в Сети (на «Обратной связи»).

Но есть один момент, который я хотел бы с Вами обсудить.

Вы, в качестве информационного повода используете сентябрьскую «экспертную дискуссию» в Международном «Мемориале», так что повод (но, разумеется, не смысл и значение проблемы) как бы подустарел. Далее, Вы как будто полемизируете с уважаемыми мною, да и Вами, С. Ковалевым, В. Бахминым и др. правозащитниками, выступая в роли своего рода «прагматика» («реальная политика») против «идеалистов».

При этом нравственные ценности для Вас, понятно, не менее значимы, чем для них, но и абсолютизация каких бы то ни было, даже общечеловеческих, ценностей противопоказана право- и мирозащите.
Однако, при ознакомлении с их позицией (в Вашем изложении) я, признаться, не усмотрел такой абсолютизации, разве что – акцентуирование сугубо нравственной (в отличие от «реалистичной») позиции.

В таком случае, между Вами нет спора, на который намекает Ваш текст, а скорее диалог,

Понятно, что в определенной конкретно-исторической ситуации допустимы самые решительные (не исключая военных) меры обуздания агрессора и варвара (если не дикаря), и отсутствие таких мер порой оказывается губительным для мира и человечества. Вопрос лишь в интерпретации таковой ситуации и мере, если угодно, «необходимой обороны». Опять же, оправдание  таких мер должно искать в действительных интересах мирового сообщества, а не в узко-национальных (государственных), или даже геополитических интересах.

Вмешиваться в «чужие» дела надо только тогда, когда они так или иначе затрагивают «всех» и когда «нельзя не вмешаться».

В общем, я вполне солидарен с Вашей постановкой вопроса о принципе «реальной политики» (как я его понял), но сомневаюсь в уместности и справедливости Вашей полемики с коллегами, при всей ее политкорректности  (мол, Платон мне друг, но истина дороже).

(Интересно, что, по другому поводу, в известной Вам книжке «Профессия – социолог…» (т. 2, с. 529-530), мне приходилось выдвигать в качестве системной (в смысле Р. Баранцева) триаду: «рациональность + нравственность + прозорливость» (улавливаете  перекличку?).

Что из всего сказанного следует для случая Вашего текста?

Вариантов мне видится два:

- либо Вы его редактируете, с учетом также и моих соображений (если, разумеется, с ними согласны), как бы 2-е издание,  и я помещаю это на «Когита.ру»;

- либо я просто воспроизвожу на «Когита.ру» Ваш текст, как он есть на «Обратной связи», но со своим комментарием – в духе настоящего письма.

Оба варианта для меня не только приемлемы, но и желанны… 11.12.2012».

 

Дмитрий предпочел второй вариант, и я, без колебаний, воспроизвожу здесь его текст с сайта «Обратная связь», предпослав этому свои высказанные выше соображения. Возможно, Дмитрий еще захочет на них откликнуться.

Андрей Алексеев. 6 января 2013 г.

 

Дм. Бродский

Принцип «реальной политики» в право- и мирозащите

(По следам международной встречи в «Мемориале»)

 

comments powered by Disqus